Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 21 февраля 2002 г. N КА-А40/650-02
Арбитражный суд г. Москвы после повторного рассмотрения данного дела решением от 30.08.2001 г., оставленным без изменения постановлением от 06.12.2001 г., отказал Министерству путей сообщения Российской Федерации (далее - МПС РФ) в удовлетворении иска, предъявленного к Министерству Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - МАП РФ), о признании недействительным пункта 1 решения Комиссии МАП РФ от 26.04.2000 г. N АЦ/4810, а также пунктов 1 и 2 предписания от 28.04.2000 г. N АЦ/4809 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства в Указании МПС РФ от 22.02.2000 г. N И-381у.
С решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции не согласен истец - МПС РФ, и им подана на указанные судебные акты кассационная жалоба.
В кассационной жалобе указывается на то, что решение арбитражного суда не соответствует требованиям ст. 53 АПК РФ, предусматривающей возложение обязанности по доказыванию на государственный орган, издавший оспариваемый в суде акт, и что обязанность по доказыванию была незаконно возложена судом на МПС РФ, выступавшее в данном случае не как орган управления, а как хозяйствующий субъект. Утверждается заявителем также, что решение не отвечает требованиям ст. 127 АПК РФ, поскольку в нем не приведены доказательства, позволившие суду сделать мотивированный вывод о нарушении Указаниями МПС РФ прав иных юридических лиц, занимающихся заготовкой и продажей металлолома.
Заявитель указывает также на ошибочность вывода судебных инстанций в вопросе о компетенции МПС РФ по принятию решений, касающихся хозяйствующих субъектов системы МПС РФ и распоряжения собственностью, переданной в ведение предприятий министерства. Заявитель просит об отмене обжалуемых им судебных актов и о вынесении нового решения об удовлетворении иска МПС РФ.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представителем МПС РФ доводы жалобы поддержаны.
Представитель государственного предприятия "Росжелдорснаб" (далее - ГП "Росжелдорснаб"), привлеченного судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований со стороны истца, согласен с утверждением заявителя о том, что предоставление ГП "Росжелдорснаб" определенных правомочий в области сбора металлолома на предприятиях министерства и осуществления контроля в этой сфере не ограничивает права других субъектов, занимающихся подобной деятельностью на российском рынке металлолома.
Представитель МАП РФ с доводами кассационной жалобы не согласен и считает, что судебные акты Арбитражного суда г. Москвы, вынесенные после повторного рассмотрения дела по существу, являются законными и обоснованными, подлежат оставлению без изменения.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со ст. 174 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, обсудив доводы представителей сторон, оснований к удовлетворению кассационной жалобы не находит.
Как следует из материалов дела, 22.02.2000 г. МПС РФ было издано указание N И-381у "О мерах по увеличению дохода от реализации металлолома и их целевому использованию на нужды отрасли". Указаниями предписано предприятиям железнодорожного транспорта осуществить в 2000 г. исполнение планового задания по сбору и реализации металлолома, представлению отчетности об этом виде деятельности в ГП "Росжелдорснаб" и возложение на ГП "Росжелдорснаб" обязанности по осуществлению регулярных проверок предприятий отрасли по работе с металлоломом.
По результатам проверки соответствия названного указания Федеральному закону "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (далее - Закон о конкуренции) Комиссия МАП РФ приняла 28.04.2000 г. свое решение N АЦ/4810 и соответствующее предписание в адрес МПС РФ, потребовав от него приведения пунктов 2.1; 2.2; 2.5 и 4 указаний в соответствие с Законом о конкуренции.
Арбитражный суд на основании искового заявления МПС РФ возбудил дело и решением от 19.02.2001 г. удовлетворил иск и признал решение МАП РФ от 28.04.2000 г. недействительным, а суд апелляционной инстанции своим постановлением от 24.04.2001 г. это решение суда оставил без изменения.
Суд кассационной инстанции, отменяя своим постановлением от 04.07.2001 г. названные судебные акты, направил дело на новое рассмотрение, указав на необходимость проверки соответствия либо несоответствия решения и предписания МАП РФ от 28.04.2000 г. нормам законодательства, регулирующего отношения контроля над субъектами хозяйственной деятельности в целях обеспечения нормальной конкуренции, предоставления отдельным лицам льгот на рынке по решениям отраслевого органа управления без согласия МАП РФ.
При новом рассмотрении дела суд исследовал вопросы, обозначенные в постановлении суда кассационной инстанции, и привел должный анализ по доказательствам и нормам Закона о конкуренции, Федерального закона "О железнодорожном транспорте", изложив свои выводы в мотивировочной части решения.
МАП РФ, как антимонопольный орган, наделен в соответствии со ст. 27 Закона о конкуренции правом рассматривать факты нарушения антимонопольного законодательства и принимать по этим фактам соответствующие решения.
В своем решении от 28.04.2000 г. комиссия МАП РФ изложила подробно анализ положений, содержащихся в Указаниях МПС от 22.02.2000 г. N И-381у, и привела обоснование выводов о том, что содержание пунктов 2.2; 2.2; 2.5 и 4 Указаний находится в противоречии с пунктами 1 и 2 ст. 7 Закона о конкуренции.
Арбитражный суд, проанализировав положения ст. 7 Закона о конкуренции и обстоятельства принятия комиссией МАП РФ оспариваемого истцом решения, пришел к выводу о том, что иск необоснован.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции и также привел в своем постановлении обоснование отказа в удовлетворении апелляционной жалобы, поданной истцом.
Суд кассационной инстанции по результатам изучения материалов дела и обсуждения доводов сторон и третьего лица приходит к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций исполнены требования процессуального законодательства, исследованы все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.
Утверждение в кассационной жалобе о невыполнении требований ст. 53 и ст. 127 АПК РФ нельзя признать обоснованными.
МПС РФ в названных указаниях предоставил одному хозяйствующему субъекту - ГП "Росжелдорснаб" - достаточно большой круг полномочий по осуществлению сбора информации о количестве металлолома, заготавливаемого и реализуемого предприятиями отрасли, обязал предприятия железнодорожного транспорта произвести передачу объемов отдельных видов металлолома на реализацию в ГП "Росжелдорснаб".
Вывод о том, что через данные указания один из хозяйствующих субъектов приобретает особое положение на рынке металлолома и тем самым нарушается конкуренция на данном рынке, вполне обоснован.
Довод заявителя о том, что не приведены в решении ответчика и не отражены в судебных актах факты нарушения конкретных субъектов хозяйственной деятельности на рынке металлолома, не может служить мотивом к удовлетворению кассационной жалобы, поскольку антимонопольный орган наделен правом по устранению фактов, влекущих нарушение прав конкретных субъектов хозяйственной деятельности, но и фактов, создающих угрозу неопределенного круга хозяйствующих субъектов в той или иной области хозяйственной деятельности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 174, 177 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 30.08.2001 г. и постановление от 06.12.2001 г. по делу N А40-39027/00-84-527 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу МПС РФ - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 февраля 2002 г. N КА-А40/650-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании