В Федеральную налоговую службу поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью (далее - Общество, Заявитель) на действия (бездействие) должностных лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы (далее - Инспекция), выразившиеся в вынесении в отношении Общества постановления о назначении административного наказания (далее - Постановление), а также содержащая просьбы о возможности освобождения юридических лиц от административной ответственности в аналогичных случаях, либо внесении изменений в статью 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) в части расширения перечня операций-исключений, при которых возможен наличный расчет с физическими лицами-нерезидентами.
В ответ на указанную жалобу Заявителя Федеральная налоговая служба сообщает, что пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях предусмотрен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
При этом главой 30 КоАП РФ не предусмотрена возможность обжалования в установленном КоАП РФ порядке каких-либо действий (бездействия), кроме постановлений по делу об административном правонарушении и определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, а также не установлены правила обжалования действий (бездействия) должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
На основании части 2 статьи 30.1 КоАП РФ в случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.
Согласно информации, представленной УФНС России, Постановление обжаловано Заявителем в Арбитражный суд Рязанской области (далее - Суд). Определением Суда от 06.04.2022 по делу N А54-2504/2022 заявление Общества принято, возбуждено производство по указанному делу.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае оценка правомерности Постановления Инспекции, исходя из положений части 2 статьи 30.1 КоАП РФ, может быть дана только судом.
На доводы Заявителя о возможности освобождения юридических лиц от административной ответственности в аналогичных случаях и внесении изменений в статью 14 Федерального закона N 173-ФЗ ФНС России сообщает следующее.
В соответствии с положениями части 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также через счета, открытые в соответствии со статьей 12 Федерального закона N 173-ФЗ в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Данной нормой установлен закрытый перечень случаев, при которых юридические лица-резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами- нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Расчеты по выплате работодателем-резидентом работнику-нерезиденту заработной платы в наличной форме не входят в разрешенный частью 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ перечень операций, осуществление которых разрешено без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Требование валютного законодательства о проведении расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, в том числе в части порядка выплаты юридическими лицами - резидентами физическим лицам - нерезидентам заработной платы, не противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).
Как следует из статьи 11 Трудового кодекса, на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
При этом правомерность привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ при выплате работодателем-резидентом работнику-нерезиденту заработной платы в наличной форме подтверждается Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 08.10.2019 N 303-ЭС19-17349 по делу N А51-642/2019, от 21.07.2020 N 303-ЭС20-9484 по делу N А51-14056/2019.
Действительный государственный |
К.Н. Чекмышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон о валютном регулировании и валютном контроле устанавливает закрытый перечень случаев, при которых юрлица-резиденты могут рассчитываться с физлицами-нерезидентами наличными без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Расчеты по выплате работодателем-резидентом работнику-нерезиденту зарплаты в наличной форме не входят в разрешенный перечень операций без использования банковских счетов.
Правомерность привлечения к административной ответственности при выплате работодателем-резидентом работнику-нерезиденту зарплаты в наличной форме подтверждается судебной практикой.
Письмо Федеральной налоговой службы от 24 мая 2022 г. N КЧ-19-9/122@ "Ответ на жалобу"
Опубликование:
бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 10 июня 2022 г. N 22