Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по науке, образованию и культуре от 24 мая 2022 г. N 3.9-03/1062
по проекту федерального закона N 93395-8 "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральный закон "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) подготовлен в рамках плановой работы Совета Федерации по продвижению региональных брендов и направлен на реализацию пункта 6 плана мероприятий ("дорожной карты") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Интеллектуальная собственность", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2020 года N 2027-р (в редакции от 8 апреля 2022 года).
Федеральным законом предусматривается внесение изменений в статью 1483 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в части уточнения оснований для отказа в государственной регистрации товарного знака, указанных в пунктах 3 и 7 указанной статьи.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 1483 ГК РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, в частности, характеризующих товары, в том числе указывающих на место их производства. Такие элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Таким образом, применение данной нормы уже сегодня позволяет ограничить получение исключительных прав на обозначения, единственным элементом которых являются названия географических объектов или производные от таких названий обозначения.
Вместе с тем, регистрация обозначений с указанием названий географических объектов или производных от таких названий обозначений в качестве неохраняемых элементов может осуществляться только в отношении лиц, которые находятся или имеют действительное производство в границах географического объекта, наименование которого включается в товарный знак.
В этой связи Федеральным законом предлагается уточнить основание для отказа в регистрации товарного знака, предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 1483 ГК РФ, дополнив его нормой о невозможности регистрации в качестве товарного знака обозначения, представляющего собой или содержащего элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно места производства товара.
Также в настоящее время идет работа по подготовке нормативных актов, обеспечивающих выполнение Российской Федерацией обязательств, возникших в связи с присоединением к Женевскому акту Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях (далее - Женевский акт). В этой связи необходимо провести работу по гармонизации норм национального и международного законодательств, в частности, Федеральным законом предлагается внести изменения в пункт 7 статьи 1483 ГК РФ.
В измененной редакции данная норма в отношении однородных товаров предусматривает запрет на регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, включающих, воспроизводящих или имитирующих географическое указание или наименование места происхождения товара, охраняемых в соответствии с ГК РФ, а также обозначений, заявленных на регистрацию в качестве такого до даты приоритета товарного знака. В отношении неоднородных товаров регистрация товарного знака может допускаться, если использование этого товарного знака в отношении указанных товаров не будет ассоциироваться у потребителей с географическим указанием или наименованием места происхождения товара и не может ущемить законные интересы правообладателя исключительного права на географическое указание или наименование места происхождения товара.
Для уже зарегистрированных товарных знаков, в отношении которых правообладателем предполагается распоряжение правом путем отчуждения исключительного права на товарный знак или предоставления права его использования, предлагаются изменения и дополнения в статьи 1488 и 1489 ГК РФ. Данные изменения и дополнения корреспондируют изменениям в пункты 3 и 7 статьи 1483 ГК РФ.
Принятие предлагаемых изменений не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства, но потребует внесения изменений в подзаконные акты, в связи с чем статьей 2 Федерального закона предусмотрено, что вводимые нормы вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации", принятый Государственной Думой 18 мая 2022 года.
Председатель комитета |
Л.С. Гумерова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.