Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 23 мая 2022 г. N 3.4-05/672
по проекту федерального закона N 86771-8 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об урегулировании вопросов двойного гражданства"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об урегулировании вопросов двойного гражданства" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 19 мая 2022 года.
Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об урегулировании вопросов двойного гражданства было подписано в городе Цхинвале 20 сентября 2021 года (далее - Соглашение).
В соответствии с Соглашением граждане одной Стороны вправе без отказа от имеющегося у них гражданства приобретать гражданство другой Стороны. Российская Федерация предоставляет гражданам Южной Осетии, состоявшим в гражданстве на 26 августа 2008 года и не утратившим его на день подачи заявления, достигшим возраста восемнадцати лет и обладающим дееспособностью, право обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Условия приема в гражданство Российской Федерации, перечень представляемых документов, порядок подачи заявлений и порядок их рассмотрения устанавливаются Президентом Российской Федерации.
Соглашением также регулируются вопросы, связанные с определением гражданства детей, обеспечением социальных прав, прохождением воинской службы.
Комитет отмечает, что ратификация Соглашения отвечает интересам Российской Федерации, поскольку оно направлено на дальнейшее развитие и углубление двусторонних отношений с Республикой Южная Осетия. Необходимость урегулирования вопросов двойного гражданства предусмотрена в статье 8 Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия, подписанного в городе Москве 17 сентября 2008 года.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку содержит иные правила, чем предусмотрены законодательством Российской Федерации в части приобретения и прекращения гражданства, а также поскольку его предметом являются основные права и свободы человека и гражданина. Равным образом Соглашение подлежит ратификации в силу пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", так как при его заключении стороны условились о последующей ратификации (статья 11 Соглашения).
Реализация Соглашения не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, согласуется с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и другими международными обязательствами Российской Федерации.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитет Совета Федерации по социальной политике и Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности поддерживают одобрение данного Федерального закона.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об урегулировании вопросов двойного гражданства".
Председатель Комитета |
Г.Б. Карасин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.