Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 24 мая 2022 г. N 3.2-05/1947
по проекту федерального закона N 117259-8 "О внесении изменений в статью 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 9 и 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в статью 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 9 и 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (проект N 117259-8), принятый Государственной Думой 24 мая 2022 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон предусматривает наделение Федерального казначейства полномочиями по ведению реестра мер государственной (муниципальной) поддержки в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также по ведению реестра инвестиционных проектов с государственной (муниципальной) поддержкой в форме инвестиционного налогового вычета в порядке, установленном им по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Федеральным законом устанавливается, что при казначейском сопровождении средств, предоставляемых на основании контрактов (договоров), заключаемых в целях приобретения товаров в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов, контрактов (договоров), которые заключаются бюджетными и автономными учреждениями, договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, договоров о предоставлении бюджетных инвестиций, концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве), перечисление средств по таким контрактам (договорам) осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке с лицевых счетов участника казначейского сопровождения, открытых заказчикам по таким контрактам (договорам) в территориальных органах Федерального казначейства, на расчетные счета, открытые поставщикам товаров в кредитных организациях, при представлении заказчиками по указанным контрактам (договорам) в территориальные органы Федерального казначейства документов, подтверждающих поставку товаров.
Таким образом, поставщики товаров по указанным контрактам (договорам, соглашениям) смогут получать оплату напрямую на расчетный счет в банке (без открытия лицевого счета в Федеральном казначействе) на основании документов, подтверждающих поставку товаров.
Аналогичный порядок устанавливается в отношении контрактов, предметом которых являются строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов капитального строительства. Основанием оплаты является представление заказчиками по таким контрактам (договорам) в территориальный орган Федерального казначейства документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, а также реестра документов, подтверждающих затраты, произведенные подрядчиком (исполнителем) в целях выполнения работ, оказания услуг, по форме, установленной Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом требование о представлении заказчиками по контрактам (договорам) документов, подтверждающих поставку товаров, не распространяются на контракты (договоры), заключаемые в целях приобретения строительных материалов и оборудования, затраты на приобретение которых включены в сметную документацию на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов капитального строительства. Перечисление средств по указанным контрактам (договорам), в том числе авансовых платежей, осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке с лицевых счетов участника казначейского сопровождения, открытых заказчикам по таким контрактам (договорам) в территориальных органах Федерального казначейства, на расчетные счета, открытые поставщикам по указанным контрактам (договорам) в кредитных организациях.
Федеральный закон предусматривает, что описанный выше порядок казначейского сопровождения может быть реализован в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, если такое положение будет предусмотрено соответственно законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом в 2022 году казначейское сопровождение не осуществляется в отношении средств, предоставляемых на основании контрактов, цена которых составляет менее 5 миллионов рублей (в настоящее время -600 тысяч рублей). Федеральный закон предусматривает перечень таких контрактов, в частности, контракты, заключаемые в целях реализации государственного оборонного заказа; контракты, заключаемые бюджетными и автономными учреждениями в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения), капитального ремонта объектов капитального строительства.
Федеральным законом устанавливается, что в 2022 году законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете) или нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом местной администрации) могут быть определены средства, подлежащие казначейскому сопровождению, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) на основании заключаемых на сумму менее 50 миллионов рублей государственных (муниципальных) контрактов, контрактов (договоров) бюджетных или автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных или автономных учреждений.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом:
Правительство Российской Федерации наделяется правом без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете направлять средства Фонда национального благосостояния на обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) федерального бюджета, включая замещение государственных заимствований, погашение государственного долга Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на исполнение публичных нормативных обязательств Российской Федерации в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований, а также на иные цели, определенные Правительством Российской Федерации;
с 390,7 миллиарда рублей до 420 миллиардов рублей увеличивается объем ассигнований на предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для погашения долговых обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и кредитам, полученным субъектами Российской Федерации (муниципальными образованиями) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, сложившихся на 1 января 2022 года и подлежащих погашению субъектами Российской Федерации (муниципальными образованиями) в марте-декабре 2022 года. При этом такие кредиты могут быть также предоставлены на возмещение средств бюджетов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), досрочно направленных в январе-феврале 2022 года на погашение долговых обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) по государственным (муниципальным) ценным бумагам субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и кредитам, полученным субъектами Российской Федерации (муниципальными образованиями) от кредитных организаций;
на 2022 год продляется возможность предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации федеральному бюджету путем частичного приостановления действия пункта 1 статьи 138.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому указанные межбюджетные трансферты предоставляются в случаях, установленных федеральными законами.
Принятие Федерального закона будет способствовать реализации мероприятий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статью 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 9 и 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году".
Председатель Комитета |
А.А. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.