Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 23 мая 2022 г. N 3.4-05/673
по проекту федерального закона N 113573-8 "О ратификации Соглашения по вопросам юрисдикции и оказания правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием формирований сил и средств системы коллективной безопасности на территориях государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Соглашения по вопросам юрисдикции и оказания правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием формирований сил и средств системы коллективной безопасности на территориях государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 17 мая 2022 года.
Соглашение по вопросам юрисдикции и оказания правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием формирований сил и средств системы коллективной безопасности на территориях государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности (далее - Соглашение), было подписано в городе Душанбе 16 сентября 2021 года.
Необходимость сотрудничества по вопросам юрисдикции и оказания правовой помощи проистекает исходя из задач создания и эффективного механизма реализации Соглашения о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности от 10 декабря 2010 года и Соглашения о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности от 10 декабря 2010 года.
Соглашение направлено на создание механизма сотрудничества компетентных органов государств - членов ОДКБ по вопросам юрисдикции и оказания правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием формирований сил и средств системы коллективной безопасности на территориях государств - членов Организации.
Под юрисдикцию направляющей Стороны подпадают преступления и иные правонарушения:
совершенные лицами, входящими в состав формирований направляющей Стороны (кроме граждан принимающей Стороны, работающих в воинских частях, организациях и учреждениях направляющей Стороны), против направляющей Стороны или лиц, входящих в состав формирований направляющей Стороны;
совершенные лицами, входящими в состав формирований направляющей Стороны, при исполнении служебных обязанностей;
совершенные гражданами принимающей Стороны, не входящими в состав формирований направляющей Стороны, в местах дислокации при условии задержания указанных лиц на месте преступления до выполнения неотложных следственных действий в месте дислокации.
Каждая из Сторон обязуется осуществлять в соответствии со своим национальным законодательством уголовное преследование лиц, входящих в состав ее формирований и подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений против другой Стороны (Сторон), ее (их) граждан и юридических лиц.
Компетентные органы Сторон в установленном настоящим Соглашением порядке могут обращаться друг к другу с запросами о передаче (принятии) юрисдикции. Такие запросы рассматриваются в кратчайшие сроки. После принятия юрисдикции дальнейшее производство по делу осуществляется в соответствии с законодательством Стороны, принявшей юрисдикцию.
Вместе с направляемым уголовным делом передаются задержанные подозреваемые (обвиняемые), а также собранные по делу доказательства.
Компетентные органы Стороны, принявшей юрисдикцию, уведомляют компетентные органы Стороны, передавшей юрисдикцию, о результатах уголовного преследования.
Соглашением предусматривается возможность создания совместных следственно-оперативных групп (статья 9), регулируется порядок и сроки оказания Сторонами правовой помощи, в том числе в части осуществления процессуальных действий, определяются вопросы осуществления расходов, конфиденциальности. Оказание правовой помощи по вопросам, не урегулированным Соглашением, осуществляется в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, с Протоколом к ней от 28 марта 1997 года, либо Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 года в зависимости от того, сторонами какой из указанных конвенций являются заинтересованные Стороны, а также двусторонними договорами, заключенными между Сторонами.
Соглашение вступает в силу со дня сдачи на хранение депозитарию четвертого письменного уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Для Сторон, выполнивших внутригосударственные процедуры позднее, настоящее Соглашение вступает в силу со дня сдачи соответствующих документов депозитарию. Соглашение остается в силе в течение действия Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года.
Комитет отмечает важность и своевременность ратификации данного Соглашения, которое соответствует интересам Российской Федерации и не нарушает ее суверенитет. В частности, Соглашение предусматривает специальную защитную оговорку, согласно которой просьба об оказании правовой помощи может быть отклонена, если оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит национальному законодательству запрашиваемой Стороны (статья 2). Спорные вопросы, возникающие при применении и толковании Соглашения, решаются путем консультаций и переговоров между заинтересованными Сторонами (статья 19).
Реализация Соглашения не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, согласуется с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и другими международными обязательствами Российской Федерации.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживают одобрение Федерального закона.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Соглашения по вопросам юрисдикции и оказания правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием формирований сил и средств системы коллективной безопасности на территориях государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности".
Председатель Комитета |
Г.Б. Карасин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.