Постановление Правительства Астраханской области от 20 мая 2022 г. N 228-П
"О региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Астраханской области"
В соответствии с федеральными законами от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 28.12.2020 N 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях", приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" и от 31.07.2020 N 579/366 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения", Законом Астраханской области от 20.09.2006 N 60/2006-ОЗ "О защите населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера", постановлением Правительства Астраханской области от 07.12.2016 N 437-П "Об организации и ведении гражданской обороны в Астраханской области"
Правительство Астраханской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Астраханской области.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области и руководителям организаций Астраханской области, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности:
2.1. Разработать и утвердить положения о муниципальных и локальных системах оповещения в соответствии с требованиями приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".
2.2. Разработать и привести эксплуатационно-техническую документацию муниципальных и локальных систем оповещения в соответствие с требованиями приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 579/366 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения".
2.3. Принять необходимые меры для обеспечения своевременного оповещения и информирования населения Астраханской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Астраханской области от 25.11.2016 N 412-П "Об организации оповещения, в том числе экстренного, и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а также об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов".
4. Постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Губернатор Астраханской области |
И.Ю. Бабушкин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 20.05.2022 N 228-П
Положение
о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Астраханской области
1. Общие положения
1.1. Положение о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Астраханской области (далее - Положение) разработано в соответствии с федеральными законами от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 28.12.2020 N 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях", приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" и от 31.07.2020 N 579/366 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения", Законом Астраханской области от 20.09.2006 N 60/2006-ОЗ "О защите населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера", постановлением Правительства Астраханской области от 07.12.2016 N 437-П "Об организации и ведении гражданской обороны в Астраханской области".
1.2. Настоящее Положение определяет задачи и требования к региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Астраханской области, порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
1.3. В Астраханской области системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования территориальной подсистемы Астраханской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - территориальная подсистема РСЧС Астраханской области):
региональный уровень - региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - РАСЦО);
муниципальный уровень - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения;
объектовый уровень - локальная система оповещения.
1.4. РАСЦО создается в целях обеспечения доведения сигналов оповещения и (или) экстренной информации до населения, органов управления и сил гражданской обороны Астраханской области (далее - ГО Астраханской области) и территориальной подсистемы РСЧС Астраханской области.
РАСЦО включается в систему управления ГО Астраханской области и территориальной подсистемы РСЧС Астраханской области и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, включающих специальные программно-технические средства оповещения, средства комплексной системы экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН), общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения, а также обеспечивающие функционирование РАСЦО каналы, линии связи и сети передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
1.5. Границей зоны действия РАСЦО является административная граница Астраханской области.
1.6. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности РАСЦО является составной частью комплекса мероприятий, проводимых министерством промышленности и природных ресурсов Астраханской области (далее - министерство) по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1.7. РАСЦО должна соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
1.8. Структура РАСЦО включает в себя пульты запуска РАСЦО, каналы связи от аппаратуры управления РАСЦО до аппаратуры управления муниципальных автоматизированных систем централизованного оповещения, специальные программно-технические средства оповещения.
2. Основная задача РАСЦО
Основной задачей РАСЦО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации:
- до руководящего состава ГО Астраханской области и территориальной подсистемы РСЧС Астраханской области;
- до сил ГО Астраханской области и территориальной подсистемы РСЧС Астраханской области;
- до единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Астраханской области;
- до дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности;
- до Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Астраханской области;
- до органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, при органах местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области;
- до населения Астраханской области.
3. Порядок задействования РАСЦО
3.1. Задействование РАСЦО по предназначению планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, планом гражданской обороны и защиты населения Астраханской области и планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Астраханской области.
3.2. Решение о задействовании РАСЦО принимает Губернатор Астраханской области или лицо, его замещающее.
Сигналы оповещения и (или) экстренная информация передаются сотрудниками отделения оповещения и информирования государственного казенного учреждения Астраханской области "Областная пожарно-спасательная служба" (далее - сотрудник отделения оповещения и информирования) вне всякой очереди с использованием всех имеющихся в его распоряжении средств оповещения и связи.
3.3. Сотрудник отделения оповещения и информирования, получив в системе управления ГО Астраханской области или территориальной подсистемы РСЧС Астраханской области сигналы оповещения и (или) экстренную информацию:
подтверждает получение сигнала оповещения или экстренной информации;
доводит до Губернатора Астраханской области (лица, его замещающего) через министерство сигнал оповещения и (или) экстренную информацию;
исходя из решения, принятого в соответствии с пунктом 3.2 настоящего раздела, доводит полученные сигналы оповещения или экстренную информацию до органов управления, сил ГО Астраханской области и территориальной подсистемы РСЧС, которые указаны в разделе 2 настоящего Положения, населения.
3.4. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном и ручном режимах функционирования РАСЦО.
В автоматическом режиме функционирования РАСЦО включается (запускается) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования РАСЦО включение (запуск) РАСЦО осуществляется сотрудниками отделения оповещения и информирования, уполномоченными на включение (запуск) РАСЦО, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования РАСЦО уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС Астраханской области осуществляют:
- включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки;
- направляют заявки операторам связи на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации и подписанными соглашениями с операторами связи;
- задействуют громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Основной режим функционирования РАСЦО - автоматизированный.
3.5. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "Внимание всем!" путем включения сетей электрических сирен и мощных акустических систем длительностью до трех минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более пяти минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (повтор передачи сообщения по сетям подвижной радиотелефонной связи осуществляется не ранее чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и (или) аудиовизуальные, а также текстовые сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно постоянно действующими органами управления территориальной подсистемы РСЧС Астраханской области совместно с органами повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС Астраханской области.
3.6. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети проводного радиовещания;
сети уличной радиофикации;
сети кабельного телерадиовещания;
сети эфирного телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи, с функцией оповещения;
сети связи операторов связи и ведомственные;
сети систем персонального радиовызова;
информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
3.7. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения Астраханской области и определении способов и сроков оповещения населения Астраханской области осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Астраханской области.
3.8. Порядок действий органов повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется законодательством Российской Федерации, другими документами федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Астраханской области и соглашениями о взаимодействии по обеспечению передачи сигналов оповещения.
3.9. Министерство, постоянно действующие органы управления территориальной подсистемы РСЧС Астраханской области, органы повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС Астраханской области, операторы связи, редакции средств массовой информации, привлекаемые к обеспечению оповещения, проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
4. Развитие и поддержание РАСЦО в постоянной готовности
4.1. Поддержание РАСЦО в постоянной готовности организуется министерством и осуществляется государственным казенным учреждением Астраханской области "Областная пожарно-спасательная служба".
Постоянная готовность к использованию РАСЦО достигается ее своевременным и качественным эксплуатационно-техническим обслуживанием. Эксплуатационно-техническое обслуживание РАСЦО осуществляется в соответствии с Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 579/366.
Организация эксплуатационно-технического обслуживания РАСЦО осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Эксплуатационно-техническое обслуживание РАСЦО осуществляется государственным казенным учреждением Астраханской области "Областная пожарно-спасательная служба" и (или) юридическими лицами (сторонними организациями), определяемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.2. С целью контроля за поддержанием в постоянной готовности РАСЦО организуются и проводятся следующие виды проверок:
комплексные проверки готовности РАСЦО с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
технические проверки готовности к задействованию РАСЦО без включения оконечных средств оповещения населения в ходе ежедневного технического обслуживания.
Комплексные проверки готовности РАСЦО проводятся в соответствии с требованиями Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365.
По решению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Астраханской области могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности РАСЦО. При этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки РАСЦО возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
Технические проверки готовности к задействованию РАСЦО проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска РАСЦО.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок РАСЦО не допускается.
Документирование выполнения техническими средствами РАСЦО действий (процессов, функций, алгоритмов) в ходе технических проверок готовности РАСЦО, комплексных проверок готовности РАСЦО осуществляется в электронном виде на жестком диске.
Срок хранения информации документирования составляет три года.
4.3. Организации связи и телерадиовещания, привлекаемые к обеспечению оповещения, непосредственно осуществляют работы по поддержанию технической готовности РАСЦО (аппаратуры оповещения) на договорной основе.
4.4. В соответствии с требованиями Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365, системы оповещения населения, указанные в пункте 1.3 раздела 1 настоящего Положения, должны программно и технически сопрягаться.
При сопряжении систем оповещения населения должен использоваться единый протокол обмена информацией (стандартное устройство сопряжения).
Сопряжение РАСЦО с муниципальными автоматизированными системами централизованного оповещения и КСЭОН организуется министерством и осуществляется государственным казенным учреждением Астраханской области "Областная пожарно-спасательная служба".
4.5. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, не охваченных РАСЦО, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
4.6. Номенклатура, объем, порядок создания и использования резерва технических средств оповещения устанавливается министерством.
4.7. Финансовое обеспечение при создании, совершенствовании и поддержании в состоянии постоянной готовности РАСЦО, создании и содержании запасов резерва технических средств оповещения осуществляется в соответствии со статьями 24, 25 Федерального закона от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьей 18 Федерального закона от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Астраханской области от 20 мая 2022 г. N 228-П "О региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Астраханской области"
Вступает в силу с 7 июня 2022 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации органов государственной власти Астраханской области" (http://pravo-astrobl.ru) 27 мая 2022 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 27 мая 2022 г. N 3000202205270016 и в издании "Сборник Законов и нормативных правовых актов Астраханской области" от 2 июня 2022 г. N 21
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Астраханской области от 22 апреля 2024 г. N 256-П
Изменения вступают в силу с 24 апреля 2024 г.
Постановление Правительства Астраханской области от 18 июля 2023 г. N 401-П
Изменения вступают в силу с 21 июля 2023 г.