Минпросвещения России в рамках реализации "Стратегических приоритетов в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" до 2030 года разработало и направляет методические рекомендации по подготовке кадров по программам среднего профессионального педагогического образования на основе единых подходов к их структуре и содержанию (Ядро среднего профессионального образования), одобренные Коллегией Минпросвещения России (протокол от 8 апреля 2022 г. N ПК-1вн), для учета и использования в работе.
Ядро среднего профессионального педагогического образования (далее - Ядро СППО) представляет собой ключевые характеристики и параметры основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) уровня среднего профессионального педагогического образования, отражающие обязательный минимум содержания и результатов подготовки педагогов, который должен обеспечить равное качество подготовки выпускников.
Ядро разработано в соответствии с требованиями профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (далее - профессиональный стандарт "Педагог").
Ядро СППО рекомендуется использовать образовательным организациям при разработке ОПОП в целях обеспечения единого подхода к осуществлению предметной, методической и психолого-педагогической подготовки педагогических кадров Российской образовательных образования и Федерации#.
Ядро среднего образования СППО посредством профессионального позволяет синхронизации педагогического учитывать трудоемкость и дидактическую целостность освоенных выпускниками зачетных единиц при поступлении на программы высшего педагогического образования, обеспечивая преемственность уровней образования.
Ядро СППО обеспечивает единство требований к базовой части содержания среднего педагогического образования, постоянное обновление учебных планов и программ с учетом лучших мировых и отечественных практик, экспертно-профессиональных суждений и рекомендаций работодателей; соблюдение логики гарантированного достижения запланированных образовательных результатов.
Реализация Ядра СППО позволит путем синхронизации образовательных программ среднего профессионального и высшего педагогического образования увеличить долю выпускников образовательных организаций, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям.
Просим организовать информирование подведомственных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования.
|
А.В. Бугаев |
Методические рекомендации по подготовке кадров по программам среднего профессионального педагогического образования на основе единых подходов к их структуре и содержанию ("Ядро среднего профессионального педагогического образования")
1. Общие положения
Методические рекомендации по подготовке кадров по программам среднего профессионального педагогического образования на основе единых подходов к их структуре и содержанию ("Ядро среднего профессионального педагогического образования") (далее - рекомендации, Ядро СППО) определяют ключевые характеристики и параметры основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) уровня среднего профессионального педагогического образования, отражающие обязательный минимум содержания и результатов подготовки педагогов, который должен обеспечить равное качество подготовки выпускников.
Ядро разработано в соответствии с требованиями профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (далее - профессиональный стандарт "Педагог").
Ядро СППО рекомендуется использовать образовательным организациям при разработке образовательных программ среднего профессионального педагогического образования в целях реализации единого подхода к осуществлению предметной, методической и психолого-педагогической подготовки педагогических кадров России. Ядро СППО позволяет учитывать трудоемкость и дидактическую целостность освоенных выпускниками зачетных единиц при поступлении на программы высшего педагогического образования.
Методические рекомендации разработаны для обеспечения единства требований к базовой части содержания среднего профессионального педагогического образования в процессе проектирования образовательных программ, постоянного обновления учебных планов и программ с учетом лучших мировых и отечественных практик, экспертно-профессиональных суждений и рекомендаций работодателей; соблюдения при проектировании логики гарантированного достижения запланированных образовательных результатов.
Методические рекомендации опираются на основные подходы и принципы к подготовке и профессиональному развитию педагогических кадров, обусловливающие формирование единого образовательного пространства, позволяющего обеспечить качественную подготовку педагога в системе непрерывного педагогического образования:
- компетентностный подход к разработке образовательных программ, ориентированных на достижение планируемых в федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования образовательных результатов подготовки педагога и трудовых функций в профессиональном стандарте "Педагог";
- принцип преемственности при реализации образовательных программ среднего профессионального и высшего педагогического образования как единой системы, обеспечивающей непрерывность и преемственность в подготовке педагогических кадров;
- принцип практикоориентированности образования, выражающийся в доминирующей роли практической подготовки в формировании профессиональных компетенций будущего педагога в сочетании с освоением теоретических знаний; сопряжении качественной предметной, психолого-педагогической и методической подготовки;
- ориентация на формирование проектных компетенций будущего педагога, способствующих решению профессиональных задач в ситуациях, требующих инновационных подходов, при работе с воспитанниками и обучающимися, имеющими разные образовательные потребности;
- направленность на формирование цифровых компетенций и навыков, позволяющих работать в условиях нового технологического уклада и эффективно взаимодействовать с обучающимися и родителями;
- ориентация на достижение образовательного результата, сочетающего в себе профессиональные и личностные результаты.
Методические рекомендации могут использоваться при проектировании образовательных программ образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего профессионального образования по УГПС 44.00.00 "Образование и педагогические науки" вне зависимости от ведомственной принадлежности и формы собственности.
2. Основные понятия, сокращения
2.1. Основные понятия
Зачетная единица - унифицированная единица измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающая в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.
В настоящих методических рекомендациях зачетная единица составляет 36 академических часов (при продолжительности академического часа 45 минут). Установленная величина зачетной единицы является единой в рамках учебного плана. Объем части образовательной программы должен составлять целое число зачетных единиц.
Компетенция - динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной, социальной деятельности и личностного развития выпускников.
Междисциплинарный курс (МДК) - система знаний, умений и практического опыта, отобранных на основе взаимодействия содержания отдельных учебных дисциплин в целях обеспечения внутреннего единства образовательной программы профессионального модуля.
Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 г. N 304-ФЗ) "Об образовании в Российской Федерации", в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
Образовательный результат - это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения обучающихся, выраженные на языке знаний, способностей, компетенций (кроме личностных результатов); они описывают, что должен будет в состоянии делать обучающийся по завершении всей или части образовательной программы, а также уровня(ей) образования. Личностные результаты обучающихся не подлежат измерению, а могут быть зафиксированы через его поступки.
Практическая подготовка - форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы.
Профессиональный модуль - часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к заданным ФГОС результатам образования и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов деятельности.
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных видов учебной деятельности, формы промежуточной аттестации обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Ядро среднего профессионального педагогического образования - ключевые характеристики и параметры основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) уровня среднего профессионального педагогического образования, отражающие обязательный минимум содержания и результатов подготовки педагогов, который должен обеспечить равное качество подготовки выпускников.
Ключевые характеристики ОПОП: компетентностная модель образовательных программ подготовки педагога, система требований к структуре образовательных программ подготовки педагога, структурно-содержательному наполнению циклов учебных дисциплин (модулей), включению практик, организации воспитательной деятельности.
Параметры ОПОП: рекомендуемое соотношение обязательной и вариативной части образовательной программы, объемные параметры циклов и практики.
2.2. Сокращения
ВКР - выпускная квалификационная работа;
ВО - высшее образование;
ГИА - государственная итоговая аттестация;
ДОО - дошкольная образовательная организация;
ДЭ - демонстрационный экзамен;
з.е. - зачетная единица;
Закон об образовании - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
ЛР - личностные результаты;
МДК - междисциплинарный курс;
ОК - общие компетенции;
ОО - общее образование;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа;
ПК - профессиональные компетенции;
ПМ - профессиональный модуль;
ПОО - профессиональная образовательная организация;
ПООП - примерная основная образовательная программа;
ПС - профессиональный стандарт;
НПО - среднее профессиональное образование;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "СПО"
СППО - среднее профессиональное педагогическое образование;
УГПС 44.00.00 Образование и педагогические науки - укрупненная группа профессий и специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки;
ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт.
3. Компетентностная модель образовательных программ подготовки педагога
Компетентностная модель образовательных программ включает в себя общие и профессиональные компетенции, установленные ФГОС, а также профессиональные компетенции, установленные образовательной организацией.
При проектировании содержания и результатов освоения образовательных программ рекомендуется применять следующие индикаторы достижения общих компетенций (табл. 1).
Таблица 1. Индикаторы достижения общих компетенций (ОК)
Профессиональные компетенции, обозначенные в федеральных государственных образовательных стандартах СПО по соответствующей специальности (Приложение 1), представлены в образовательных результатах по видам деятельности, для каждого из которых разработаны индикаторы достижения. В Таблице 2 отражена преемственность ОПОП в контексте требований профессионального стандарта к результатам подготовки специалиста в целях проектирования сопряженных учебных планов среднего профессионального педагогического образования и высшего педагогического образования, а также проектирования сетевых образовательных программ.
Таблица 2. Соотношение трудовых функций на уровнях высшего и среднего профессионального педагогического образования
Общая трудовая функция (ОТФ) |
Трудовая функция (ТФ) |
Виды деятельности |
Индикаторы достижения образовательных результатов по видам деятельности на уровне СПО (знать, уметь, иметь практический опыт) |
ОТФ А Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования |
ТФ А/01.6 Общепедагогическая функция. Обучение |
Проектировать и организовывать процесс обучения на основе федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ |
Знать нормативно-правовые документы, регламентирующие процесс обучения, основы методики обучения. Уметь проектировать и организовывать учебный процесс на основе федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ, осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения. Иметь практический опыт проектирования процесса обучения на основе учета современных тенденций развития образования |
ОТФ А Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования |
ТФ А/02.6 Воспитательная деятельность |
Проектировать и реализовывать программы воспитания в образовательном процессе |
Знать основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования, федеральный государственный образовательный стандарт, закономерности формирования детско-взрослых отношений, педагогические закономерности и методику организации воспитательной деятельности. Уметь планировать и организовывать воспитательную деятельность, в том числе с учетом культурных различий обучающихся; регулировать поведение обучающихся для создания безопасной образовательной среды. Иметь практический опыт постановки воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья, независимо от их способностей и характера демонстрации способности проектировать и реализовывать программы воспитания в образовательном процессе, оказания консультативной помощи родителям по вопросам воспитания |
ОТФ А Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования |
ТФ А/03.6 Развивающая деятельность |
Организовывать специальную образовательную среду для всестороннего развития личности обучающихся |
Знать педагогические закономерности организации образовательного процесса и образовательной среды. Уметь использовать образовательный потенциал социокультурной среды в образовательной деятельности. Иметь практический опыт владения способами организации проектной, исследовательской деятельности обучающихся |
ОТФ В Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ |
ТФ В/01.5 Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования ТФ В/02.6 Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования |
Методическое обеспечение образовательного процесса |
Знать основы планирования педагогического процесса, источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта. Уметь планировать исследовательскую и проектную деятельность, определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения. Иметь практический опыт презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений |
4. Структура образовательных программ подготовки педагога
4.1. Структура образовательной программы включает: дисциплины (модули); практику; государственную итоговую аттестацию (табл. 3).
Таблица 3. Структура и объем образовательной программы
Структура образовательной программы |
Объем образовательной программы, в академических часах/з.е. (инвариантная часть не более 70%, вариативная не менее - 30%) |
Объем образовательной программы, в академических часах/з.е. (инвариантная часть не более 80%, вариативная не менее - 20%) |
Дисциплины (модули) |
Не менее 2052/57 |
Не менее 2340/65 |
Практика |
Не менее 900/25 |
Не менее 1044/29 |
Государственная итоговая аттестация |
216/6 |
216/6 |
Общий объем образовательной программы:
| ||
на базе среднего общего образования |
4464/124 |
4464/124 |
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования |
5940/165 |
5940/165 |
4.2. Образовательная программа включает: социально-гуманитарный цикл; общепрофессиональный цикл; профессиональный цикл.
4.3. В рамках образовательной программы должны быть предусмотрены обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная часть).
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III ФГОС СПО. Объем обязательной части без учета объема государственной итоговой аттестации должен составлять не более 70 процентов (80% - по отдельным специальностям при наличии дополнительной квалификации) от общего объема времени, отведенного на освоение образовательной программы на базе среднего общего образования.
С учетом этого рекомендуемый объем обязательной части образовательной программы без ГИА при соотношении 70/30 составляет 2952 часа/82 з.е. В инвариантную часть образовательных программ должны быть включены учебные дисциплины в объеме не менее 792 часов/22 з.е. без учета практики (Приложение 2), что обеспечит непрерывность подготовки педагога на ступенях среднего профессионального педагогического и высшего образования, а также возможность сетевого взаимодействия между образовательными организациями, осуществляющими подготовку по педагогическим специальностям и направлениям подготовки.
Вариативная часть образовательной программы составляет не менее 30 процентов (20% - по отдельным специальностям при наличии дополнительной квалификации) от общего объема времени, отведенного на освоение образовательной программы. Вариативная часть образовательной программы дает возможность дальнейшего развития общих и профессиональных компетенций за счет расширения видов деятельности, введения дополнительных профессиональных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с потребностями регионального рынка труда, а также с учетом требований цифровой экономики. Конкретное соотношение обязательной и вариативной части образовательной программы, объемные параметры циклов и практики образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом ПООП. Рекомендуемый объем вариативной части образовательной программы при соотношении (70/30) составляет 1296 часов/36 з.е.
4.4. При освоении социально-гуманитарного, общепрофессионального и профессионального циклов (далее - учебные циклы) выделяется объем учебных занятий, практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся.
На проведение учебных занятий и практики должно быть предусмотрено не менее 70 процентов от объема учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения, не менее 25 процентов - в очно-заочной форме обучения, не менее 10 процентов - в заочной форме.
В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с формой, определяемой образовательной организацией, и оценочными материалами, позволяющими оценить достижение запланированных по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам результатов обучения.
4.5. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде дипломной работы (дипломного проекта) и демонстрационного экзамена.
5. Структурно-содержательное наполнение циклов учебных дисциплин (модулей)
5.1. Общие требования
Каждый цикл программы состоит из нескольких дисциплин, модулей, практик, включаемых как в обязательную часть ОПОП, так и в часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативная часть).
Циклы образовательных программ разрабатываются в соответствии с минимальными требованиями к их структуре и примерным учебным планом.
При реализации дисциплин (модулей) следует предусмотреть часы на практическую подготовку путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, обеспечивающих участие обучающихся в выполнении работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью педагога.
Обязательным компонентом профессионального цикла является учебная и производственная практики.
Наполнение циклов формируется следующим образом.
5.2. Социально-гуманитарный цикл
Обязательная часть социально-гуманитарного цикла предусматривает изучение следующих дисциплин: "История России", "Иностранный язык в профессиональной деятельности", "Безопасность жизнедеятельности", "Физическая культура", "Основы финансовой грамотности" или "Основы бережливого производства".
Социально-гуманитарный цикл (табл. 4) направлен на формирование у обучающихся компетенций в области социально-гуманитарного знания, финансовой грамотности или бережливого производства, готовности к осуществлению профессионального взаимодействия на иностранном языке. Цикл обеспечивает освоение обучающимися исторических знаний, понимание места и роли России в мировой истории, развитие у обучающихся компетенций в области безопасности жизнедеятельности (умение следовать принципам здорового образа жизни как в повседневной жизни, так и в профессиональной сфере, противодействовать экстремизму, соблюдать основные меры безопасности), а также формирование физической культуры личности (умений и способностей использования разнообразных средств здоровьесбережения, физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки к профессиональной деятельности, предупреждению профессиональных заболеваний).
Таблица 4. Минимальные требования к структуре социально-гуманитарного цикла (432 ч./12 з.е.)
Наименование дисциплины |
минимальное кол-во час/з.е. |
Формируемые компетенции |
История России |
72/2 |
|
Иностранный язык в профессиональной деятельности |
108/3 |
|
Безопасность жизнедеятельности |
72/2 |
|
Физическая культура |
144/4 |
|
Основы финансовой грамотности/Основы бережливого производства |
36/1 |
Синхронизация базовых учебных дисциплин по дисциплинам социально-гуманитарного цикла на ступенях среднего профессионального и высшего образования представлена в приложении 2.
5.3. Общепрофессиональный цикл
Обязательная часть общепрофессионального цикла включает изучение дисциплин, являющихся обязательным минимумом, обеспечивающим единые подходы к структуре и содержанию ОПОП ("Ядро СППО"), а именно:
- психолого-педагогические дисциплины: "Основы педагогики", "Основы психологии", "Основы обучения лиц с особыми образовательными потребностями";
- дисциплины, направленные на изучение анатомо-психофизиологических особенностей детей: "Возрастная анатомия, физиология и гигиена";
- дисциплины, обеспечивающие профессиональную коммуникацию, в том числе в цифровой среде: "Русский язык и культура профессиональной коммуникации педагога", "Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности";
- дисциплины, направленные на формирование проектно-исследовательских компетенций обучающихся: "Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной сфере".
Перечень дисциплин для изучения в общепрофессиональном цикле образовательной программы зависит от специфики получаемой специальности и определяется ПОО в соответствии с ФГОС СПО.
Общепрофессиональный цикл (табл. 5) направлен на формирование у обучающихся готовности к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования на основе знаний психофизиологических особенностей и психолого-педагогических закономерностей развития детей, общепедагогических теорий обучения и воспитания, представлений о развитии детей с особыми образовательными потребностями, об особенностях организации инклюзивного образования.
Общепрофессиональный цикл обеспечивает развитие у обучающихся коммуникативных компетенций, а также компетенций в сфере информационной образовательной среды, готовность к профессиональной деятельности в цифровом пространстве. Изучение дисциплин цикла способствует формированию первичных исследовательских и проектных умений обучающихся, необходимых им для дальнейшей профессиональной деятельности.
Таблица 5. Минимальные требования к структуре общепрофессионального цикла (360 ч/10 з.е.)
Наименование дисциплины |
Минимальное кол-во час./з.е. |
Формируемые компетенции/Виды деятельности |
Психолого-педагогические дисциплины |
180/5 |
ВД 1, ВД 2, ВД 3 |
Возрастная анатомия, физиология и гигиена |
72/2 |
ВД 3 |
Дисциплины, связанные с профессиональной коммуникацией и цифровыми технологиями |
72/2 |
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09 ВД 1, ВД 2, ВД 3 |
Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной сфере |
36/1 |
ВД 1, ВД 2 |
Синхронизация базовых учебных дисциплин по дисциплинам общепрофессионального цикла на ступенях среднего профессионального и высшего образования представлена в приложении 2.
Профессиональный цикл направлен на формирование профессиональных компетенций и готовности к осуществлению профессиональной деятельности по конкретной педагогической специальности. Цикл включает профессиональные модули, которые определяются в соответствии с выбранными видами профессиональной деятельности. Каждому виду деятельности и составляющим его профессиональным компетенциям соответствует профессиональный модуль. Рекомендуемый объем профессионального модуля составляет не менее четырех зачетных единиц (144 академических часа).
В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов, а также учебная и производственная практики по закреплению и развитию практического опыта, общих и профессиональных компетенций. Таким образом достигается оптимальное сочетание теоретической информации и видов работ практики, которые, дополняя друг друга, позволяют повысить мотивацию обучающегося к получению специальности и достичь цели обучения - овладения компетенциями как целостным набором действий, умений и знаний. Количество и состав междисциплинарных курсов устанавливаются образовательной организацией самостоятельно. Учебная и производственная практики реализуются в форме практической подготовки.
Минимальные требования к объему профессионального цикла: 1908 часов/53 з.е. Структурно-содержательное наполнение цикла разрабатывается образовательной организацией самостоятельно в соответствии с требованиями ФГОС СПО по конкретной специальности и с учетом соответствующей ПООП. В Приложении 4 приведен типовой примерный учебный план в контексте проекта "Ядро среднего профессионального педагогического образования".
6. Рекомендации к практической подготовке обучающихся
Образовательная деятельность в форме практической подготовки может быть организована при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и практики путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и других видов учебной деятельности, требующих от обучающихся выполнения отдельных элементов работ, связанных с будущей профессией.
При организации практической подготовки обучающихся рекомендуется использовать технологии, направленные на формирование компетенций профессиональной деятельности: кейс-технология; технологии развития: изобретательских задач, критического мышления, информационно-интеллектуальной компетентности; ситуативные задачи; компетентностно-ориентированные задания; технологии обучения на рабочем месте; уровневой дифференциации; дистанционного, активного, перевернутого, модульного, проблемного обучения; информационные, игровые, проектные технологии; образовательные стартапы; дискуссии и др.
В целях обеспечения практикоориентированности ОПОП рекомендуется в зависимости от особенностей реализации образовательной программы устанавливать следующие объемы практической подготовки обучающихся (от общего объема часов учебной нагрузки по соответствующему циклу) (табл. 6).
Таблица 6. Распределение объемов практической подготовки
Циклы |
% от максимального количества академических часов |
Социально-гуманитарный |
от 0 до 40 |
Общепрофессиональный |
от 60 до 80 |
Профессиональный |
от 80 |
Практика включается в профессиональный цикл в соответствии с его содержанием, задачами, результатами освоения формируемых компетенций и имеет следующие виды - учебная практика и производственная практика.
Практика как форма практической подготовки организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, относящихся к будущей профессиональной деятельности.
Практика имеет целью комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности среднего профессионального образования и должна обеспечивать выпускнику освоение всех компетенций, установленных образовательной программой. Целенаправленность, непрерывность, преемственность, систематичность практической подготовки обучающихся обусловливают комплексный характер практики как единства блоков ее содержания (интеграция психологических, общепедагогических, теоретических, методических, специальных, предметных знаний) и основных видов педагогической деятельности.
Типы практики устанавливаются образовательной организацией самостоятельно. Типы учебной и производственной практик рекомендуется определять на основе профессионального стандарта "Педагог".
При определении типов практики целесообразно соотносить их с типами задач профессиональной деятельности педагога (педагогические, проектные, методические, организационно-управленческие, культурно-просветительские, задачи сопровождения).
По решению образовательной организации учебная и производственная практики реализуются как концентрированно, так и рассредоточенно, чередуясь с учебными занятиями в рамках профессиональных модулей.
7. Рекомендации по организации воспитательной деятельности
7.1. Цели и задачи*
Миссией воспитания и развития личности гражданина России выступает сплочение и консолидация нации, укрепление социальной солидарности, повышение доверия личности к жизни в России, согражданам, обществу, настоящему и будущему малой родины, Российской Федерации.
Цель воспитания: создание организационно-педагогических условий для формирования у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде, бережного отношения к здоровью, эстетических чувств и уважения к ценностям семьи (личностных результатов - ЛР), проявляющихся в развитии их позитивных чувств и отношений к российским общественным ценностям, с учетом традиций и культуры субъекта Российской Федерации, а также для приобретения опыта поведения и применения деловых качеств специалистов на практике, в соответствии с отраслевыми требованиями к педагогическим работникам и профессиональным стандартом "Педагог" (корпоративной культурой).
Задачами являются:
- формирование единого воспитательного пространства, создающего равные условия для развития обучающихся - будущих педагогов по образовательным программам СППО;
- организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения с учетом того факта, что в ближайшее время они сами станут педагогами;
- формирование у обучающихся образовательной организации общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров, необходимых для устойчивого развития государства;
- усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса воспитания.
Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы кроме 12 обязательных дескрипторов должны отражать характерные для специальностей УГПС 44.00.00 "Образование и педагогические науки" личностные результаты: пять дескрипторов, определенных отраслевыми требованиями к качествам личности будущего педагога, а также личностные результаты, определенные субъектом Российской Федерации, ключевыми работодателями и субъектами образовательного процесса (Приложение 3). Количество и перечень личностных результатов, на достижение которых будет направлена воспитательная работа при изучении дисциплин и профессиональных модулей, определяется образовательной организацией исходя из требований работодателей, запросов обучающихся и родителей с учетом историко-культурных традиций субъекта Российской Федерации и учреждения. В таблице 7 отражено примерное планирование личностных результатов при реализации социально-гуманитарного и общепрофессионального циклов.
Таблица 7. Планируемые личностные результаты в ходе реализации образовательной программы
Наименование профессионального модуля, учебной дисциплины |
Код личностных результатов реализации программы воспитания |
СГ.00 Социально-гуманитарный цикл
| |
СГ.01 История России |
|
СГ.02 Иностранный язык в профессиональной деятельности |
|
СГ.03 Безопасность жизнедеятельности |
|
СГ.04 Физическая культура |
|
СГ.05 Основы финансовой грамотности/Основы бережливого производства |
|
ОП.00 Общепрофессиональный цикл
| |
Психолого-педагогические дисциплины |
|
Возрастная анатомия, физиология и гигиена |
|
Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной сфере |
|
Дисциплины, связанные с ИКТ технологиями |
|
П.00 Профессиональный цикл
| |
Наименование профессионального модуля |
ЛР определяются ПОО, реализующей программы СПО |
Наименование МДК |
7.2. Оценка личностных результатов
Личностные результаты не подлежат персонифицированной оценке. Личностное развитие обучающихся при освоении ими образовательной программы среднего профессионального образования проявляется в позитивной установке на профессиональное самоопределение и личностное саморазвитие, мотивации к профессиональной деятельности, а также через поступки.
Оценка достижения обучающимися личностных результатов проводится в рамках контрольных и оценочных процедур, предусмотренных ОПОП, по таким критериям, как: демонстрация интереса к будущей профессии; оценка собственного продвижения, личностного развития; положительная динамика в организации собственной учебной деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции ее результатов; ответственность за результат учебной деятельности и подготовки к профессиональной деятельности; проявление высокопрофессиональной трудовой активности; участие в исследовательской и проектной работе; участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах, в предметных неделях; соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями, руководителями практики; конструктивное взаимодействие в учебном коллективе; демонстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа; готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах; сформированность гражданской позиции; участие в волонтерском движении; проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества; проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону; отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся; отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве; участие в реализации просветительских программ, поисковых, археологических, военно-исторических, краеведческих отрядах и молодежных объединениях; добровольческие инициативы по поддержке инвалидов и престарелых граждан; проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; демонстрация навыков здорового образа жизни и высокий уровень культуры здоровья обучающихся; проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования компьютерной техникой, навыков отбора и критического анализа информации, умения ориентироваться в информационном пространстве; участие в конкурсах профессионального мастерства и в командных проектах; проявление экономической и финансовой культуры, экономической грамотности, а также собственной адекватной позиции по отношению к социально-экономической действительности.
7.3. Требования к ресурсному обеспечению воспитательной работы
Воспитательная работа в ПОО, реализующей основные образовательные программы среднего профессионального педагогического образования, должна иметь информационное обеспечение, предусматривающее:
- информирование о возможностях для участия обучающихся в социально значимой деятельности;
- информационную и методическую поддержку воспитательной работы;
- планирование воспитательной работы и ее ресурсного обеспечения;
- мониторинг воспитательной работы;
- дистанционное взаимодействие всех участников (обучающихся, педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности);
- дистанционное взаимодействие с другими организациями социальной сферы.
Информационное обеспечение воспитательной работы должно предусматривать комплекс информационных ресурсов, в том числе цифровых, совокупность технологических и аппаратных средств (компьютеры, принтеры и др.). Система воспитательной деятельности образовательной организации должна быть представлена на сайте организации.
______________________________
* Примерная рабочая программа воспитания и примерный календарный план воспитательной работы разработаны Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО
Приложение 1
Код и наименование профессиональных компетенций по специальности СПО 44.02.01 "Дошкольное образование"
Код ПК |
Наименование профессиональной компетенции |
ПК 1.1 |
Осуществлять педагогическую деятельность по реализации программ дошкольного образования в области физического развития детей раннего и дошкольного возраста. |
ПК 1.2 |
Создавать развивающую предметно-пространственную среду, позволяющую обеспечить разнообразную двигательную активность детей раннего и дошкольного возраста |
ПК 1.3 |
Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья детей раннего и дошкольного возраста, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в их самочувствии. |
ПК 1.4 |
Соблюдать технику безопасности и требования охраны труда в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и правилами пожарной безопасности. |
ПК 2.1 |
Организовывать различные виды деятельности (игровая; трудовая; познавательная и исследовательская деятельности; художественно-творческая; продуктивная деятельность и др.) и общение детей раннего и дошкольного возраста |
ПК 2.2 |
Создавать развивающую предметно-пространственную среду в различных видах деятельности и общения детей раннего и дошкольного возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья |
ПК 2.3 |
Осуществлять педагогическое наблюдение за развитием детей раннего и дошкольного возраста в процессе организации различных видов деятельности и общения, анализировать полученные результаты и соотносить их с общими целевыми ориентирами. |
ПК 3.1 |
Планировать и организовывать обучение детей раннего и дошкольного возраста. |
ПК 3.2 |
Создавать развивающую предметно-пространственную среду, позволяющую организовать обучение детей раннего и дошкольного возраста в соответствии со спецификой образовательной программы. |
ПК 3.3 |
Осуществлять педагогическое наблюдение за развитием детей раннего и дошкольного возраста в процессе обучения, анализировать результаты развития и соотносить их с общими целевыми ориентирами. |
ПК 3.4 |
Осуществлять документационное обеспечение процесса реализации программ дошкольного образования. |
ПК 4.1 |
Планировать и организовывать процесс воспитания детей раннего и дошкольного возраста. |
ПК 4.2 |
Организовывать и проводить досуговую деятельность, развлечения в группах детей раннего и дошкольного возраста. |
ПК 4.3 |
Создавать информационную среду дошкольной образовательной группы с целью развития у детей основ информационной культуры. |
ПК 4.4 |
Осуществлять педагогическую поддержку деятельности детей раннего и дошкольного возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. |
ПК 5.1 |
Планировать и организовывать работу с родителями (законными представителями), проводить ее в различных организационных формах. |
ПК 5.2 |
Организовывать взаимодействие и сотрудничество с педагогическими работниками ДОО и другими специалистами в решении педагогических задач. |
ПК 5.3 |
Организовывать взаимодействие с родителями (законными представителями) при решении задач обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста. |
ПК 5.4 |
Осуществлять коммуникации с родителями (законными представителями) в различных видах деятельности с применением интерактивных, перцептивных (имидж педагога) и информационных технологий. |
Код и наименование профессиональных компетенций по специальности СПО 44.02.02 "Преподавание в начальных классах"
Код ПК |
Наименование профессиональной компетенции |
ПК 1.1 |
Проектировать процесс обучения на основе федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ начального общего образования |
ПК 1.2 |
Организовывать процесс обучения младших школьников |
ПК 1.3 |
Контролировать и оценивать процесс и результат обучения младших школьников |
ПК 1.4 |
Анализировать процесс и результаты обучения младших школьников. |
ПК 1.5 |
Выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС и примерных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. |
ПК 1.6 |
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования с позиции эффективности их применения в процессе обучения |
ПК 1.7 |
Выстраивать траекторию профессионального роста на основе результатов анализа процесса обучения и самоанализа деятельности |
ПК 1.8 |
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
ПК 2.1 |
Разрабатывать программы внеурочной деятельности на основе требований ФГОС, примерной образовательной программы и с учетом примерных программ внеурочной деятельности и интересов обучающихся и их родителей (законных представителей) |
ПК 2.2 |
Реализовывать программы внеурочной деятельности |
ПК 2.3 |
Анализировать результаты внеурочной деятельности обучающихся |
ПК 2.4 |
Выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы для реализации программ внеурочной деятельности. |
ПК 2.5 |
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования с позиции эффективности их применения в организации внеурочной деятельности младших школьников |
ПК 2.6 |
Выстраивать траекторию профессионального роста на основе результатов анализа эффективности внеурочной деятельности младших школьников и самоанализа |
ПК 3.1 |
Проектировать и реализовывать современные программы воспитания на основе ценностного содержания образовательного процесса |
ПК 3.2 |
Анализировать процесс и результаты реализации программы воспитания |
ПК 3.3 |
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования с позиции эффективности их применения в области воспитания младших школьников |
ПК 3.4 |
Выстраивать траекторию профессионального роста на основе результатов анализа эффективности воспитательной деятельности и самоанализа |
ПК 3.5 |
Осуществлять педагогическое просвещение и сопровождение родителей обучающихся (их законных представителей) |
ПК 3.6 |
Организовывать взаимодействие с субъектами образовательного процесса для решения задач воспитания (родителями обучающихся (их законными представителями), коллегами, представителями учреждений культуры, спорта, здравоохранения и т.п.) |
Код и наименование профессиональных компетенций на уровне ВО
Код ПК |
Наименование профессиональной компетенции |
ПК 1 |
Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач |
ПК 2 |
Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность |
ПК 3 |
Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов |
ПК 4 |
Способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы в соответствии с потребностями различных социальных групп |
ПК 5 |
Способен организовывать индивидуальную и совместную учебно-проектную деятельность обучающихся в соответствующей предметной области |
ПК 6 |
Способен использовать современные методы и технологии обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья |
ПК 7 |
Способен к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности. |
ПК 8 |
Способен организовывать образовательный процесс с использованием современных образовательных технологий, в том числе дистанционных. |
ПК 9 |
Способен планировать, организовывать, контролировать и координировать образовательный процесс |
Приложение 2
Синхронизация базовых учебных дисциплин на уровнях среднего профессионального педагогического и высшего образования
Дисциплины СПО |
Зачетные единицы СПО |
Основные дескрипторы достижения образовательных результатов по видам деятельности на уровне СПО согласно ФГОС СПО, профстандарта "Педагог" |
Дисциплины ВО |
Зачетные единицы ВО |
Социально-гуманитарный цикл
| ||||
История России |
2 |
Умеет описывать значимость своей специальности; применять стандарты антикоррупционного поведения Знает сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения |
История России |
4 |
Иностранный язык в профессиональной деятельности |
3 |
Умеет понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы. Знает правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности |
Иностранный язык |
6 |
Безопасность жизнедеятельности |
2 |
Умеет соблюдать нормы экологической безопасности определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности, осуществлять работу с соблюдением принципов бережливого производства; организовывать профессиональную деятельность с учетом знаний об изменении климатических условий региона. Знает правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения; принципы бережливого производства; основные направления изменения климатических условий региона |
Безопасность жизнедеятельности |
2 |
Физическая культура |
4 |
Умеет использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для специальности. Знает роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности; средства профилактики перенапряжения |
Физическая культура и спорт |
4 |
Основы финансовой грамотности |
1 |
Умеет определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования. Знает содержание актуальной нормативно-правовой документации; современную научную и профессиональную терминологию; возможные траектории профессионального развития и самообразования; основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты |
Финансово-экономический практикум |
2 |
Общепрофессиональный цикл
| ||||
Основы педагогики |
2 |
Умеет ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей, сохраняя при том баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания. Знает основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания; федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ; дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий. Владеет способами планирования, организации и контроля образовательной деятельности |
Педагогика |
7 |
Основы психологии |
2 |
Умеет использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий. Знает законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития. Владеет профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья |
Психология |
7 |
Основы обучения лиц с особыми образовательными потребностями |
1 |
Умеет оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик. Знает педагогические закономерности организации образовательного процесса; законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития; теорию и технологии учета возрастных особенностей обучающихся. Владеет стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся |
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями |
2 |
Русский язык и культура профессиональной коммуникации педагога |
1 |
Умеет ясно, четко, последовательно и обоснованно излагать мысль, используя вербальные и невербальные способы коммуникации; следовать этическим правилам, нормам и принципам в межличностном общении, соблюдать языковые нормы русского языка как государственного языка России. Знает основы теории устной и письменной коммуникации в различных сферах общения, правила речевого поведения этические правила, нормы и принципы межличностного и межкультурного общения, в том числе в билингвальной образовательной среде. Владеет русским языком как государственным языком и языком межнационального общения, навыками использования вербальных и невербальных способов коммуникации на государственном языке с учетом особенностей и различий социального и культурного контекста, особенностей образовательной среды (в том числе билингвальной) |
Речевые практики/Русский язык и культура |
3 |
Возрастная анатомия, физиология и гигиена |
2 |
Умеет организовывать учебную и воспитательную деятельность с учетом санитарно-гигиенических требований в образовательном процессе, половозрастных и индивидуальных особенностей. Знает основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности; индикаторы, индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики; возрастную анатомию, физиологию, гигиену детей. Владеет способами учета возрастных особенностей и санитарно-гигиенических требований в образовательном процессе |
Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья |
2 |
Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной сфере |
1 |
Умеет объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей; разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде. Знает формы и методы обучения, в том числе выходящие за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. Владеет специальными подходами к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
Методы исследовательской/проектной деятельности |
3 |
Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
1 |
Умеет использовать информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе, применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы Знает современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде. Владеет основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием |
Технологии цифрового образования |
3 |
Итого |
22 |
|
|
45 |
Приложение 3
Личностные результаты реализации программы воспитания
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности*
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями**
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации***
______________________________
* Образовательная организация может использовать представление ЛР или разработать самостоятельно.
** Список ЛР дан как пример. Блок разрабатывается ПОО совместно с работодателями, родителями, педагогами и обучающимися. Заполняется при разработке рабочей программы воспитания профессиональной образовательной организации.
*** Список ЛР дан как пример. Блок разрабатывается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, переносится из нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. Заполняется при разработке РПВ профессиональной образовательной организацией.
Приложение 4
Типовой примерный учебный план с учетом проекта "Ядро среднего профессионального педагогического образования"
Индекс |
Компоненты программы |
Обязательная часть образовательной программы в ак.ч /з.е. |
Курс |
СГ.00 |
Социально-гуманитарный цикл |
432/12 |
|
СГ.01 |
История России* |
72/2 |
1 |
СГ.02 |
Иностранный язык в профессиональной деятельности* |
108/3 |
1, 2 |
СГ.03 |
Безопасность жизнедеятельности* |
72/2 |
1 |
СГ.04 |
Физическая культура* |
144/4 |
1, 2, 3 |
СГ.05 |
Основы финансовой грамотности*/Основы бережливого производства |
36/1 |
3 |
ОП.00 |
Общепрофессиональный цикл |
в т.ч. "Ядро СППО" 360/10 |
|
ОП.01 |
Основы педагогики* |
72/2 |
1 |
ОП.02 |
Основы психологии* |
72/2 |
1 |
ОП.03 |
Основы обучения лиц с особыми образовательными потребностями* |
36/1 |
3 |
ОП.04 |
Русский язык и культура профессиональной коммуникации педагога* |
36/1 |
1 |
ОП.05 |
Возрастная анатомия, физиология и гигиена* |
72/2 |
1 |
ОП.06 |
Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной сфере* |
36/1 |
2 |
ОП.07 |
Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности* |
36/1 |
1 |
ОП.NN |
Общепрофессиональные дисциплины в соответствии с ФГОС СПО по специальности |
n |
- |
П.00 |
Профессиональный цикл |
|
|
П.NN |
Наименование профессиональных модулей в соответствии с ФГОС СПО по специальности |
|
|
|
Промежуточная аттестация (в рамках часов дисциплин, МДК) |
216/6 |
1, 2, 3 |
ПДП.00 |
Преддипломная практика (в рамках часов профессионального цикла) |
144/4 |
3 |
Вариативная часть образовательной программы |
1296/36 |
|
|
ГИА.00 |
Государственная итоговая |
216/6 |
3 |
|
Всего |
4464/124 |
|
______________________________
* Учебные дисциплины являются обязательным минимумом, обеспечивающим реализацию концепции "Ядро СППО" и обязательные к включению в ОПОП при подготовке педагогических кадров.
Образовательные организации самостоятельно определяют перечень дисциплин ОП и профессиональные модули.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения РФ от 28 апреля 2022 г. N АБ-1197/05 "О направлении документов "Ядро среднего профессионального педагогического образования"
Текст письма опубликован в Бюллетене "Официальные документы в образовании", июнь 2022 г., N 17