Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика существующего состояния социальной инфраструктуры
1.1. Социально-экономическое состояние поселения, сведения о градостроительной деятельности
Туапсинское городское поселение расположено на Черноморском побережье Краснодарского края в долинах рек Туапсе и Паук на расстоянии 163 км от Краевого центра - г. Краснодара. Входящий в состав поселения город Туапсе - город краевого подчинения, является административным центром МО Туапсинский район.
Город Туапсе - многофункциональный центр: морской порт с развитой промзоной, транспортный узел, центр прилегающей курортной зоны Туапсинского района.
Численность населения - 63 755 человек. Территория Туапсинского городского поселения составляет 33,4 км2 (3340 га), в том числе в границах городской черты - 2842 га.
Рельеф города сильно расчлененный гористый с абсолютными отметками от 0,0 до 421 - 545 м. Климат субтропический, переходный от средиземноморского к морскому. Территории, свободные от застройки, покрыты лесом и кустарником.
Через территорию города с запада на восток проходит автомагистраль республиканского значения Новороссийск - Сочи.
С севера на юг вдоль р. Туапсе с выходом на побережье проходит железная дорога Армавир - Сухуми, разделяя город на две части.
Территория жилой застройки представлена в основном многоквартирной муниципальной и индивидуальной застройкой. Кварталы жилой застройки имеют в плане неправильную форму.
Жилые массивы многоквартирной застройки от 2-х до 9 этажей располагаются в центральной части города; в устьевой части долины р. Паук, вдоль улиц Богдана Хмельницкого, ул. Судоремонтников, ул. Калараша, ул. Адмирала Макарова и улицы Звездной.
Значительные и наиболее удобные для застройки равнинные территории в центре города заняты промышленно-производственной зоной. Основные производственные территории располагаются в долине р. Туапсе, портовые сооружения на побережье и морской акватории. Данную зону можно разделить на три части: зона морского порта; зона территории железнодорожного узла; зона предприятий "Роснефть" - зона переработки, перевалки и хранения нефти, доставляемой по трубопроводу и железной дороге.
В зоне морского порта располагается Туапсинский судоремонтный завод, Туапсинский торговый морской порт, рыбзавод, балкерный терминал, база ООО "Торес", фирма "Туапсегражданстрой", Туапсинская таможня, фирма "Нафта Т", складские и хозяйственные площадки, ОАО "Туапсехлеб" (хлебзавод), управление "Водоканал", газозаправочная станция и др.
В зоне транспортного железнодорожного узла располагаются: пассажирская и товарная сортировочная станции железной дороги, локомотивное депо, тоннельно-мостовой отряд N 1 (ТМО-1), многочисленные службы, обслуживающие Туапсинскую дистанцию пути.
Кроме того, вдоль железной дороги размещаются промышленно-производственные и коммунально-складские предприятия города. К наиболее крупным относятся: прирельсовые площадки НК "Роснефть", ДРСУ, склады ОРСа, мясокомбинат, пивзавод, ликероводочный завод "Георгиевское", Туапсинский завод железобетонных изделий, СУОР-19, "Стальстрой", "Спецстрой" и ряд других малых предприятий.
В южной зоне располагаются ООО НК "Роснефть" (нефтебаза), нефтеперерабатывающий завод, филиал балкерного терминала, развалины машиностроительного завода и обувной фабрики, "Краснодарберегозащита" и другие малые предприятия.
В селитебной зоне располагаются: ПАТП, грузовое и автотранспортное предприятие, "Кровельный центр", склады бывшего "Туапсеснаб", МУП ЖКХ предприятие по благоустройству города, ООО "Южмонтажспецстрой", ЗАО "Туапсинской торгово-промышленной компании" и др.
На мысе Кадош располагаются территории военведа, метеостанция, маяк, радиотранслятор.
Общественный центр города расположен в Центральном планировочном районе вдоль ул. К. Маркса, ул. Победы; ул. Гагарина и ул. Горького.
По ул. К. Маркса проходит бульвар с выходом к морю на Приморский бульвар.
На северо-западной окраине города на склоне холма располагается действующее кладбище.
В границах города, в северной и в южной части, располагаются садовые (дачные) участки.
Современную территорию города можно охарактеризовать как компактную, с чересполосицей жилых, производственных, транспортных территорий. Характерна изрезанность рельефа балками, щелями, перепадом отметок на территории до 400 м. Лесные массивы занимают около 35% территории городского поселения. На смежных территориях леса и застройки имеются небольшие резервы незастроенных территорий. Резервом для развития является также наличие малоценного жилого фонда (в центральном районе около 30 га), низкой плотности индивидуальной застройки с придомовыми участками 12 соток и более. На перспективу является резервом территория нефтехранилища (вынос на искусственную территорию в морской акватории), изменение функционального использования порта по степени влияния на застройку, применение новых технологий в формировании погрузо-разгрузочных работ.
К границам Туапсинского городского поселения прилегают земли Туапсинского района. Площадь территории Туапсинского района составляет 2399,2 км.2 (239920 га).
Основная территория района занята лесными массивами. Небольшие площади сельскохозяйственных угодий заняты в основном садами. В состав района входят 64 населенных пункта. Наиболее крупными являются: курортные поселки городского типа: Джубга; с. Шепси, с. Тенгинка, с. Ольгинка, с. Георгиевское, крупный транспортно производственный комплекс - ст. Кривенковская, пос. Кирпичный и др.
Приоритетное направление экономики района - санаторно-курортный комплекс. В Туапсинском районе действует около 300 организаций отдыха различного уровня обслуживания. Наряду со здравницами самого высокого уровня имеется обширная сеть баз отдыха. В летних оздоровительных лагерях ежегодно отдыхают до 35 тыс. детей. В индивидуальном секторе и сезонных кемпингах размещаются более 600 тыс. отдыхающих в год.
Через Туапсинский район проходят основные магистральные автодороги, железная дорога направлением Майкоп - Сочи и нефтепроводы, связывающие юг России с другими регионами страны.
Краткая историческая справка
В мае 1838 года в устье р. Туапсе вошла эскадра под командованием выдающегося русского флотоводца адмирала М.П. Лазарева. Высадившийся десант войск во главе с генералом Н.Н. Раевским в 150 метрах от берега на возвышенности 12 (24) мая заложили форт, который назвали Вельяминовский, в честь генерал-лейтенанта А.А. Вельяминова. Во время Крымской войны противник блокировал Кавказское побережье, поэтому гарнизон форта вывезли, а укрепления взорвали. В феврале 1864 года на развалинах бывшего форта был сооружен военный пост Вельяминовский, вокруг которого на разных берегах реки Туапсе образовалось два поселения - на левом берегу Вельяминовское, на правом - Туапсе. 23 мая (4 июня) 1896 года оба поселения слились, и был образован посад Туапсе с упрощенным городским управлением. Его население к тому времени составляло 1392 человека. В этом же году была создана Черноморская губерния и Туапсе становится центром одного из ее округов.
В 1893 - 1898 годах идет строительство шоссе Новороссийск - Туапсе - Сухуми, в 1898 году закончено сооружение Туапсинско-Майкопской шоссейной дороги. В 1909 - 1914 годах строилась железная дорога Армавир - Туапсе (с веткой на Майкоп). В 1911 г. начинается строительство нефтепровода Майкоп - Хадыжи - Туапсе. В районе нынешней Приморской долины сооружается наливной причал для вывоза нефти. В течение 1896 - 1911 годов строится порт.
В 1916 году посад получил статус города с введением в нем городского самоуправления.
16 ноября 1917 года в Туапсе мирным путем была установлена советская власть, он стал первым советским городом на Кубани. II съезд Советов Черноморской губернии, состоявшийся в Туапсе 25 февраля (10 марта) 1918 года, принял решение о преобразовании Черноморской губернии в Черноморскую Советскую республику, как составную часть РСФСР. 22 июня (5 июля) 1918 года Туапсе был оккупирован войсками меньшевистского правительства Грузии. 8 апреля 1920 года Красная Армия освободила город.
Во время Великой Отечественной войны Туапсе был основной базой снабжения Красной Армии, сражавшейся с фашистами в районе Новороссийска.
В период проектирования с 2006 г. по 1 июля 2008 г. г. Туапсе являлся городом Муниципального образования административным центром Туапсинского района.
С 1 июля 2008 г. МО город Туапсе является Туапсинским городским поселением, имеющим статус города Туапсе.
Население
Данные, используемые в разделе, предоставлены органами местного самоуправления Туапсинского городского поселения.
По состоянию на 2017 г. численность населения Туапсинского городского поселения составляет 63 755 человек.
Таблица 1 - Изменение численности населения по годам в Туапсинском городском поселении
Показатели |
На 2013 г. |
На 2014 г. |
На 2015 г. |
На 2016 г. |
На 2017 г. |
Численность населения |
62959 |
63185 |
63374 |
63565 |
63755 |
Характеристика существующей демографической ситуации производилась на основе данных по общей численности населения.
За период с 2013 г. по 2017 г. численность населения Туапсинского городского поселения увеличилась на 796 чел. или на 1,13%.
Туапсе занимает одно из ведущих мест по накоплению экономического потенциала и уровню инвестиционной активности в Краснодарском крае.
Направленность экономической политики Правительства России и администрации г. Туапсе на дальнейшее развитие производства и социальной программы дает основание для оптимистического прогноза роста населения.
Для поддержания положительной динамики демографической ситуации в Туапсинском городском поселении, требуется осуществить комплекс мер, включающих широкий круг социально-экономических мероприятий, которые определяют демографическое развитие и направлены на:
- сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, создание условий для ведения здорового образа жизни;
- укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков, сокращение уровня материнской и младенческой смертности;
- сокращение общего уровня смертности населения, в том числе от социально значимых заболеваний и внешних причин;
- повышение уровня рождаемости;
- укрепление института семьи, возрождение и сохранение традиций крепких семейных отношений, поддержку материнства и детства.
Производство
Необходимым условием жизнеспособности и расширенного воспроизводства поселения в целях сбалансированного территориального развития является наличие эффективно развивающейся системы хозяйственного комплекса в поселении.
Создание экономического механизма саморазвития городского поселения, формирование бюджетов органов местного самоуправления на основе надёжных источников финансирования являются целью успешного функционирования поселения как административно-территориальной единицы.
На территории туапсинского городского поселения находятся следующие предприятия:
Таблица 2
Предприятия: (ООО, ИП, ЧП, КФХ) |
Вид деятельности |
Объем производимой продукции тыс. руб. |
ООО "Трест - 2" |
Производство общестроительных работ |
960534 |
ООО Роз. сеть "Торес" |
Розничная торговля пищевыми продуктами |
290550 |
ИП Евстафьева Ирина Григорьевна |
Оптовая торговля молочными продуктами, яйцами, пищевыми маслами и жирами |
23099 |
ИП Пономарев Евгений Александрович |
Розничная торговля пищевыми продуктами |
16025 |
Основными отраслями в общем объеме производства городского поселения являются: нефтеперерабатывающая, пищевая промышленность, производство строительных материалов.
Социальная сфера
Социальная инфраструктура - это комплекс объектов обслуживания и взаимосвязей между ними, наземных, пешеходных и дистанционных, в пределах муниципального образования - территории Туапсинского городского поселения.
К учреждениям и предприятиям социальной инфраструктуры относятся учреждения образования, здравоохранения, социального обеспечения, спортивные и физкультурно-оздоровительные учреждения, учреждения культуры и искусства, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания, организации и учреждения управления, кредитно-финансовые учреждения и предприятия связи, административные организации и другие учреждения и предприятия обслуживания.
В городе Туапсе существует развитая сеть учреждений и предприятий социального и культурно-бытового назначения.
В центральном планировочном районе города вдоль ул. К. Маркса и улиц Победы и им. Горького располагается общегородской общественно-деловой и культурный центр города.
Таблица 3 - Объекты социальной инфраструктуры Туапсинского городского поселения
Виды учреждений и предприятия обслуживания |
Единица измерения |
2017 год |
Детские дошкольные учреждения |
шт/мест |
23/2736 |
Общеобразовательные школы |
шт/мест |
10/5872 |
Школа - интернат N 2 |
шт/мест |
1/106 |
Кадетская школа - интернат |
шт/мест |
1/336 |
Лицей при филиале Кубанского технологического университета |
шт. |
1 |
Учреждения внешкольной работы |
шт. |
7 |
Учреждения средне-специального образования |
шт. |
3 |
Учреждения начального профессионального образования |
шт. |
1 |
Учреждения культуры и просвещения |
шт. |
7 |
Учреждения духовной культуры |
шт. |
3 |
Поликлиническая сеть |
посещ. |
3 460 |
Стационары |
кол - во койко - мст |
820 |
Библиотеки |
штук |
6 |
Спортивные залы |
М2 |
4 666 |
Плоскостные спортивные сооружения |
М2 |
28 585 |
Плавательные бассейны |
М2 |
1 252 |
Почта |
штук |
4 |
Сберкасса |
штук |
5 |
Кафе |
штук/мест |
120/4600 |
СТО |
штук |
11 |
Аптеки |
штук |
13 |
Магазины |
М2 |
30000 |
Административно-хозяйственные и деловые учреждения
Город Туапсе является административным центром МО Туапсинский район. Здесь размещаются городские и районные администрации, суды, прокуратуры, социальные и налоговые службы, казначейство, пенсионный и социальный фонды, банки, офисы, представительства предприятий деловой сферы и другие общественные организации. Они размещаются как в отдельно стоящих, так и во встроено-пристроенных помещениях. В городе имеются почтамт, отделения связи, радио- и телецентр, типография и редакция газет "Туапсинские вести", "Туапсинские новости", "Черноморье сегодня" и др.
Для устойчивого развития Туапсинского городского поселения необходимо, в первую очередь, решить социальные проблемы населения. Активная социальная политика - важнейшее условие конкурентоспособности экономики. Опора на рыночный механизм при отсутствии социальных ориентиров ведет к деградации человеческого потенциала и тормозит экономическое развитие.
Социальная политика призвана выполнять взаимосвязанные функции - социальное и экономическое развитие сельской местности.
Жилой фонд
Жилая зона города состоит из центрального, исторически сложившегося района, выходящего к берегу Черного моря и трех жилых образований, разделенных центральной промзоной и федеральной дорогой М-27. В жилой зоне располагаются общественно-деловая зона, а также объекты и территории нежилого значения, входящие в противоречие с использованием жилой зоны, имеющие ограничения санзон (производственные, транспортные, коммунальные). В жилых зонах центрального района располагаются памятники историко-культурного наследия с зонами охраны, к жилой зоне мыса Кадош прилегают зоны охраны памятников археологии и природы.
Значительные территории жилой зоны располагаются в санзонах, в том числе микрорайоны и кварталы многоквартирной застройки (по ул. Богдана Хмельницкого, ул. Индустриальной - Сочинской, ул. Маршала Жукова и др.).
Существующая жилая застройка представлена, в основном, малоэтажной муниципальной и индивидуальной застройкой с приусадебными участками.
Кварталы многоквартирной 2 - 5 этажной застройки расположены в центре города, вдоль ул. К. Маркса, ул. Софьи Перовской, ул. Маршала Жукова.
Микрорайоны 5-9 этажной застройки расположены в устьевой части долины р. Паук (ул. Бондаренко, ул. Фрунзе, ул. Таманская), вдоль улиц Судоремонтников, Калараша, Богдана Хмельницкого, Звездной, Адмирала Макарова.
Характеристика жилищного фонда Туапсинского городского поселения представлена в таблице 4 (в соответствии с анкетными данными, предоставленными администрацией).
Таблица 4
Наименование |
Единица измерения |
2017 год |
Жилищный фонд, всего |
Тыс.м2 общей площади |
1168,75 |
Средняя обеспеченность жилищным фондом |
м2 общей площади на 1 жителя |
18,59 |
Большая часть жилищного строительства осуществляется за счет средств населения.
1.2 Технико-экономические параметры существующих объектов социальной инфраструктуры Туапсинского городского поселения
"Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры", одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г. N 1683-р предлагает расчетные нормативы по четырем группам предприятий и учреждений, оказывающих населению гарантированные социальные услуги:
- образования (образовательные учреждения, включая дошкольные);
- здравоохранения;
- культуры и искусства;
- физической культуры и спорта.
Все объекты обслуживания социальной инфраструктуры также можно разделить на группы по следующим признакам:
- по функциональному назначению (предприятия образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, отделения связи, отделения сбербанка, пункты охраны правопорядка, административные учреждения);
- по формам собственности и рангу административного подчинения (государственные (федеральные), областные (региональные), районного и местного значения (муниципальные), ведомственные и частные);
- по интенсивности использования (объекты повседневного спроса, периодического спроса и эпизодического спроса).
Нормативная база для определения номенклатуры и количественных показателей объектов обслуживания:
1. СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений";
3. СП-30-102-99 "Свод правил по проектированию и строительству. Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства".
Объекты здравоохранения
К необходимым населению нормируемым объектам здравоохранения относятся врачебные амбулатории (I-ый, повседневный уровень обслуживания) и больницы (II-ой, периодический уровень обслуживания). Кроме того в структуре учреждений первого уровня обслуживания могут быть аптечные пункты и фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), которые должны заменять врачебные амбулатории в тех районах, где их нет. Ко второму уровню обслуживания относятся пункты и станции скорой медицинской помощи, инфекционные больницы, роддома, поликлиники для взрослых и детей, стоматологические поликлиники, аптеки, молочные кухни.
Система здравоохранения г. Туапсе представлена четырьмя ведомствами: Центральной городской больницы, филиал ФГУ "Национального медико-хирургического центра им. Пирогова" (бывшая портовая больница), МУЗ "Узловая больница на железнодорожной станции "Туапсе", городской больницы N 2.
"Национальный медико-хирургический центр им. Пирогова" является специализированным центром в Южном регионе и обслуживает, в основном, население по направлениям из населенных пунктов южного округа.
Узловая поликлиника на ст. Туапсе ОАО "РЖД" имеет дневной стационар на 25 коек и поликлинику на 125 посещений в смену. Фактически она эксплуатируется на 50%. Есть резерв на 65 посещений в смену.
Всего в городе насчитывается 605 больничных коек; поликлиника и диспансеров на 2815 посещений в смену.
Кроме того, "Национальный медико-хирургический центр им. Пирогова" располагает стационаром на 215 коек, поликлиникой для взрослых на 520 посещений и детской поликлинической на 125 посещений в смену.
Учреждения здравоохранения оснащены необходимым оборудованием. Помещения, в которых расположены учреждения здравоохранения, имеют систему водоснабжения, электроснабжения и отопление.
Таким образом, в соответствии с нормами градостроительного проектирования фактическая обеспеченность учреждениями здравоохранения должна составлять не менее 135 койки в стационарах всех типов на 10000 жителей и 181 посещений в смену на 10000 жителей амбулаторно-поликлинической сети. В Туапсинском городском поселении население больничными койками обеспечено на 96%, посещений в смену - 3460, что говорит о благоприятных условиях для дальнейшего развития городского поселения.
Объекты образования
К необходимым населению нормируемым объектам образования относятся детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы (повседневный уровень), учреждения начального профессионального и средне специального образования (периодический уровень).
Общеобразовательные и специальные школы
В городе Туапсе располагается 10 общеобразовательных школ общей вместимостью 5872 учащихся. Фактически в школах обучаются 6548 учащихся. Кроме того, в городе имеется вечерняя (сменная) школа, где обучаются 158 учащихся.
На территории города размещается школа-интернат N 2 на 106 учащихся и кадетская школа-интернат на 336 учащихся.
В основном здания школ находятся в удовлетворительном состоянии.
При филиале Кубанского технологического университета имеется лицей.
Для школ в соответствии с "Методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры" нормативная обеспеченность на 1000 жителей составляет 100 мест. Для расчета принимается показатель количества населения 63755 человек. Таким образом, на 1000 жителей в поселении приходится 92 места, что несколько ниже рекомендуемого норматива. В связи с этим необходимо принять ряд мер по реконструкции или строительству объектов образования.
Школы муниципального образования включают здания школ, столовые, систему отопления. Учебные кабинеты оборудованы необходимыми учебными пособиями и компьютерами. Столовые имеют оборудование необходимое для приготовления и приема пищи.
Детские дошкольные учреждения
В городе Туапсе имеется 23 детских дошкольных учреждения общей вместимостью 2736 мест. Фактически детские дошкольные учреждения посещают 2852 ребенка. Значительная часть - 18 ДДУ построены за период с 1949 по 1980 годы. Здания находятся в удовлетворительном состоянии за счет регулярного косметического ремонта.
Наиболее универсальным показателем, характеризующим развитие сети дошкольных учреждений в поселении, является обеспечение всех детей в возрасте 1-6 лет ДДУ. В соответствии с "Методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры" нормативная обеспеченность ДДУ, гарантированная государством, на 1000 жителей составляет 28 мест. Соответственно, на 1000 жителей приходится 43 места, что намного выше рекомендуемых нормативов. Таким образом ДДУ полностью удовлетворяют требования нормативной обеспеченности.
Детские сады оборудованы теплыми, светлыми игровыми комнатами, удобными спальными комнатами, системами отопления. Территории детских садов оснащены необходимым оборудованием для проведения игровых занятий и прогулок.
Учреждения высшего и среднего специального образования
В городе Туапсе развита сеть высшего и среднего специального образования.
В настоящее время в городе размещаются: филиалы Ростовского государственного университета путей сообщения, Таганрогского государственного радиотехнического университета, Кубанского технологического университета, филиал Южного Федерального университета.
Учреждения средне-специального образования представлены: Туапсинским гидрометеорологическим техникумом, Туапсинским социально-педагогическим колледжем, Туапсинским финансово-юридическим колледжем.
Из учреждений начального профессионального образования в г. Туапсе размещается профессиональное училище N 9.
Учреждения внешкольной работы
Сеть учреждений дополнительного образования (внешкольных учреждений) в г. Туапсе представлена учреждениями спортивной и культурно-образовательной направленности.
В г. Туапсе имеется три крупных спортивных школы (ДСДЮ-1, ДСЮШ-2, ДСДЮ-3) - всего в них занимаются около 2060 детей. В центре развития творчества детей и юношества (ЦРТД и Ю) занимается около 730 детей.
В кружковых помещениях станции юных техников занимаются около 675 детей.
По ул. Армавирской располагается эколого-биологический центр (станция юннатов), где занимаются около 580 детей.
В городе функционирует станция юных туристов - на 180 мест и патриотический клуб "Мужество" на 180 мест.
По ул. Коммунистической, 1 в 3-х этажном здании размещается Детская школа искусств на 300 учащихся.
Во встроено-пристроенном помещении 5 этажного жилого дома по ул. К. Маркса располагается художественная школа.
Всего в учреждениях внешкольной работы (дополнительного образования) занимается около 4850 детей.
Некоторые помещения (особенно кружковые помещения для творчества) находятся в приспособленных и некапитальных зданиях, требующих капитального ремонта или их замены.
Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства
Расчет сети предприятий указанных видов обслуживания производится по СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
На сегодняшний день в структуре этой сферы обслуживания не осталось объектов муниципальной собственности. Имеет место развитие сети объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания на основе частной предпринимательской деятельности.
К повседневному уровню обслуживания относятся магазины продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости, пункты общественного питания, приемные пункты бытового обслуживания, прачечные-химчистки, бани. К уровню периодического обслуживания относятся крупные магазины, торговые центры, мелкооптовые и розничные рынки, базы; предприятия общественного питания - рестораны, кафе и т.д.; специализированные предприятия бытового обслуживания, фабрики-прачечные, химчистки, пожарные депо, банно-оздоровительные учреждения, гостиницы.
Учреждения торговли и общественного питания
Торговая сеть в городе Туапсе довольно развита и представлена торговыми комплексами и отдельными магазинами.
Специализация магазинов города: продовольственные, непродовольственные повседневного спроса, одежда, мебель, галантерея, текстиль, бытовая техника, канцелярские и офисные товары, подарки, аудио- и видеотехника, компьютерная техника, все для отдыха, цветы, автозапчасти, автомототранспорт.
Всего в городе насчитывается около 500 торговых точек (магазинов, павильонов, палаток, киосков и т.д.), торговой площади около 30 тыс. м2.
В летний период торговые предприятия расширяются за счет выносной сезонной торговли палаток, киосков и павильонов.
В городе имеется четыре крупных рынка в центре города и небольшие рынки по ул. Таманской, ул. Сочинской.
Общая площадь рынков - 22 тыс. м2 или 890 торговых мест.
Предприятия общественного питания представлены открытой сетью кафе, ресторанов, столовых, буфетов, бистро, закусочных.
Всего в городе насчитывается около 120 предприятий общественного питания, общей вместимостью 4,6 тыс. мест.
Летом количество и вместимость предприятий общественного питания возрастает за счет развертывания летних кафе, бистро, закусочных.
Значительная часть предприятий торговли, рынков и предприятий общественного питания являются частными предприятиями.
Объекты культуры
Согласно распоряжению правительства Российской Федерации "О социальных нормативах и нормах" от 03.07.1996 г. N 1063 (в ред. от 13.07. 2007 N 923-р; от 23.06.2014 N 581) Изменения по разделу "Культура" к полномочиям органов местного самоуправления поселения относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского поселения услугами организаций культуры; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении.
К нормируемым учреждениям культуры и искусства относятся учреждения клубного типа с киноустановками и филиалы библиотек - повседневный уровень, к периодическому уровню относятся библиотеки и дома культуры, включающие в себя и функции повседневного обслуживания. Кроме того, в населенных пунктах могут располагаться детские и юношеские библиотеки, кинотеатры, музейно-выставочные залы, залы аттракционов.
Учреждения культуры и просвещения
Сеть культурно-просветительных учреждений города Туапсе представлена клубами, Дворцами культуры, кинотеатрами, музеями, библиотеками, учреждениями духовной культуры.
В городе имеется историко-краеведческий музей им. Н.Г. Полетаева, Дом-музей А. А. Киселева.
Сеть кинотеатров города представлена двумя кинотеатрами: "Родина" и "Россия", общей вместимостью 558 мест.
На пл. Октябрьской революции располагается Городской Дворец Культуры на 530 мест, по ул. Сочинской располагается Дворец Культуры нефтяников на 550 мест, по ул. Богдана Хмельницкого располагается Дом Культуры железнодорожников на 300 мест. В городе имеется театр юного зрителя на 170 мест.
Библиотечная сеть г. Туапсе состоит из центральной библиотеки им. Пушкина и пяти ее филиалов. Библиотечный фонд насчитывает всего 317 тыс. ед. хранения.
Из учреждений духовной культуры наиболее крупные в г. Туапсе имеются: Храм Святителя Алексия митрополита Московского Свято-Алексеевского прихода; Римско-католическое религиозное объединение церкви Святых Апостолов Петра и Павла; Храм крестовоздвижения.
Для объектов культуры в соответствии с "Методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры" нормативная обеспеченность объектами культуры Туапсинского городского поселения соответствует необходимому нормативу (таблица 5). Весте с тем нормативная обеспеченность книжным фондом составляет 7 ед. на одного человека. В Туапсинском городском поселении книжный фонд составляет 317 тыс. ед. хранения, что соответственно иже рекомендуемого норматива. В этой связи запланированы мероприятия по обеспечению книжным фондом населения Туапсинского городского поселения согласно нормативному.
Так же объекты культуры имеют большой процент износа инструментария, оборудования и иных технических средств. В связи с этим запланированы мероприятия по их ремонту и приобретению нового инструментария, оборудования и иных технических средств.
В филиалах учреждения культуры муниципального образования работают кружки пения и рукоделия. Эти кружки посещают граждане всех возрастных групп. Каждый здесь нашел занятие по интересам. Ежедневно учреждения культуры принимают порядка 1500 человек.
Ежегодно учреждениями культуры проводится порядка 800 мероприятий для взрослого населения, учащихся школ, воспитанников летнего оздоровительного лагеря, детских садов, в том числе общегородских.
Читатели библиотек составляют 63% жителей. Возраст читателей от 6 лет.
Сохранение культурного наследия является неотъемлемой частью культурного развития населения, воспитания патриотических чувств. Беря во внимание вышеперечисленное, администрацией Туапсинского городского поселения запланированы мероприятия по Сохранение историко-культурного наследия Туапсинского городского поселения.
Объекты физической культуры и массового спорта
Согласно ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. к вопросам местного значения поселения относится обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения.
К нормируемым учреждениям физкультуры и спорта относятся стадионы и спортзалы, как правило, совмещенные со школами (повседневное обслуживание), бассейн (периодическое обслуживание). Кроме того, в населенных пунктах могут размещаться детские спортивные школы и спортивные центры.
В городе Туапсе имеется стадион с трибунами на 1,5 тыс. мест.
В городе имеется сеть спортивных площадок и спортивных залов, расположенных на территориях, прилегающих к общеобразовательным школам, спортивным школам, средним специальным учебным заведениям и предприятиям города, которыми пользуется население города.
Всего в городе насчитывается:
- спортивных залов - 4 666 м2 зала;
- плавательных бассейнов - 1 252 м2;
- спортивных площадок - 22 585 м2.
Все спортивные сооружения находятся в удовлетворительном состоянии.
В г. Туапсе имеется три крупных спортивных школы (ДСДЮ-1, ДСЮШ-2, ДСДЮ-3) - всего в них занимаются около 2060 детей. В центре развития творчества детей и юношества (ЦРТД и Ю) занимается около 730 детей.
Наиболее современным является спортивный комплекс ДЮСШ водных видов спорта, который построен в 2004 - 2005 годах и имеет спортивный зал на 720 м2 на воздухоопорных конструкциях и плавательный бассейн на 1050 м2.
Для объектов физической культуры и массового спорта в соответствии с "Методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры" нормативная обеспеченность спортивными залами на 1000 жителей составляет 80 м2 пола, а плоскостных спортивных сооружений 19500 м2 на 10000 жителей. В Туапсинском городском поселении общая квадратура спортивных залов составляет 4666 м2, плоскостных спортивных сооружений 102585 м2. Для расчета принимается показатель количества населения 63755 человек. Таким образом, на 1000 жителей в городском поселении приходится 73,18 м2 пола, а плоскостных спортивных сооружений 16090 м2 (на 10000 жителей), что ниже рекомендуемого норматива. В связи с этим планируется:
1. Строительство спортивных залов общей площадью 434 м2;
2. Строительство плоскостных спортивных сооружений общей площадью 21737 м2;
3. Оборудование новым спортивным инвентарем спортивных площадок города (МП Туапсинского городского поселения "Развитие физической культуры и спорта в городе Туапсе").
Развитию физической культуры и массового спорта на территории Туапсинского городского поселения уделяется особое внимание. Хорошее здоровье обеспечивает долгую и активную жизнь, способствует выполнению планов, преодолению трудностей, дает возможность успешно решать жизненные задачи. Основная задача администрации муниципального образования по реализации политики в области физической культуры и спорта заключается в создании для населения условий для занятий физической культурой и спортом.
В настоящее время в муниципальном образовании систематически занимаются физической культурой и спортом более 25000 человек.
Ежегодно проводятся спортивные мероприятия ко всем знаменательным датам Российской Федерации, Краснодарского края и местным праздникам. Вместе с тем необходимо отметить, что еще не в полной мере используются ресурсы физической культуры и спорта для улучшения здоровья населения.
В муниципальном образовании остается недостаточным удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, но в то же время физическая подготовка допризывной молодежи в основном соответствует требованиям, предъявляемым к военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации.
1.3. Прогнозируемый спрос на услуги социальной инфраструктуры, с учетом объема планируемого жилищного строительства в соответствии с выданными разрешениями на строительство и прогнозируемого выбытия из эксплуатации объектов социальной инфраструктуры
Таблица 5 - Прогнозный спрос на услуги социальной инфраструктуры в Туапсинском городском поселении
N |
Наименование объекта |
Норматив |
Существующие показатели обеспеченности объектами |
Значение расчетного показателя минимально допустимого уровня обеспеченности объектами |
Необходимость проведения мероприятий (строительство, реконструкция, ремонт) |
Объекты образования | |||||
1 |
Обеспечение нормативной потребности в дошкольных образовательных организациях |
28 мест на 1000 жителей |
2736 |
1785 |
Не планируется |
2 |
Обеспечение нормативной потребности в общеобразовательных организациях |
100 мест на 1000 жителей |
5872 |
6375 |
Не планируется |
Объекты здравоохранения | |||||
4 |
Обеспечение лечебно-профилактическими медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в стационарных условиях |
135 коек на 10000 жителей |
820 |
861 |
Не планируется |
5 |
Обеспечение лечебно-профилактическими медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях |
181 посещение в смену на 1000 жителей |
3460 |
1154 |
Не планируется |
Объекты культуры | |||||
6 |
Обеспечение нормативной потребности в библиотеках |
1 на 15000 человек |
6 |
4 |
Комплектование книжных фондов; Ремонт имеющегося, Инструментария, приобретение и установка нового оборудования и иных технических средств, комплектов электроакустической аппаратуры, программного обеспечения; Сохранение историко-культурного наследия Туапсинского городского Поселения, включающее разработку и реализацию проектов исследований восстановления, консервации и музеефикации памятников истории и культуры, их охранных зон. |
7 |
Обеспечение нормативной потребности в Домах культуры |
1 на 25000 человек |
3 |
3 |
|
Объекты физической культуры и массового спорта | |||||
8 |
Обеспечение нормативной потребности в спортивных залах |
80 м |
4666 |
5100 |
Строительство спортивных залов общей площадью 434 м2; Строительство плоскостных спортивных сооружений общей площадью 21737 м2; Оборудование новым спортивным инвентарем спортивных площадок города |
9 |
Обеспечение нормативной потребности в плоскостных спортивных сооружениях |
19500 м.2 на 10000 жителей |
102585 |
124322 |
|
Прочие объекты | |||||
10 |
Отделение связи |
1 объект на 0,5-6 тыс. жителей |
4 |
10 |
Не планируется |
11 |
Отделение сбербанка России |
0,3-0,5 операционных мест обслуживания вкладчиков на 1000 человек |
35 |
32 |
Не планируется |
12 |
Аптека |
1 объект на 6,0 тыс. человек |
13 |
10 |
Не планируется |
13 |
Магазины |
300 кв. м. торговой площади на 1 000 человек |
30000 |
18865 |
Не планируется |
14 |
Предприятия общественного питания |
40 мест на 1000 чел. |
4600 |
2513 |
Не планируется |
15 |
Пожарные депо |
0,4 пожарного автомобиля на 1000 человек |
20 |
25 |
Не планируется |
Выбытие из эксплуатации существующих объектов социальной инфраструктуры в Туапсинском городском поселении не планируется.
1.4. Оценка нормативно-правовой базы, необходимой для функционирования и развития социальной инфраструктуры
Данная программа будет реализовываться в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Краснодарского края и Туапсинского городского поселения:
- Конституция Российской Федерации (статья 44);
- Указы Президента Российской Федерации;
- Постановления Правительства Российской Федерации и Краснодарского края;
- Градостроительный кодекс РФ;
- Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 14);
Федеральным законом N 172-ФЗ от 28.06.2014 г. "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный Закон 172-ФЗ) регламентированы правовые основы стратегического планирования муниципальных образований;
- Генеральный план Туапсинского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края;
- Региональные программы по развитию культуры и спорта;
- Местные нормативы градостроительного проектирования Туапсинского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края;
- Устав Туапсинского городского поселения.
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования относятся:
- определение долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития Туапсинского городского поселения, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
- разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления;
- мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами местного самоуправления;
- иные полномочия в сфере стратегического планирования, определенные федеральными законами и муниципальными нормативными правовыми актами.
К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования, относятся:
1) стратегия социально-экономического развития Туапсинского городского поселения;
2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития;
3) прогноз социально-экономического развития Туапсинского городского поселения на среднесрочный или долгосрочный период;
4) бюджетный прогноз Туапсинского городского поселения на долгосрочный период.
Таким образом, следует отметить, что существующей нормативно-правовой базы достаточно для функционирования и развития социальной инфраструктуры Туапсинского городского поселения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.