Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 4 марта 2002 г. N КА-А40/1004-02
решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.12.2001 удовлетворен иск ООО "Транс-Вей" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Центральному административному округу г. Москвы (далее - ИМНС РФ N 5 по ЦАО г. Москвы) и признано недействительным решение ответчика от 16.03.2001 N 26/0112954 о взыскании с истца штрафа в размере 5000 руб.
В кассационной жалобе ИМНС N 5 по ЦАО г. Москвы ставит вопрос об отмене судебного акта, ссылаясь на то, что суд не дал должной оценки представленным доказательствам и неправильно применил "Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745, а также п.2 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца возражал против доводов, изложенных в кассационной жалобе, и просил оставить обжалуемое решение без изменения. В дело представил письменный отзыв на жалобу.
Извещенный в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела ответчик в судебное заседание не явился, представив письменное ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя. Данное ходатайство судом кассационной инстанции удовлетворено.
Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Московского округа, выслушав объяснения представителя ООО "Транс-Вей", проверив материалы дела и в порядке ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, находит обжалуемое решение суда подлежащим отмене по основаниям п.3 ст. 175 АПК РФ как недостаточно обоснованное.
Пунктом 1 "Перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 с последующими изменениями, действовавшими на момент проверки, предусмотрено, что эти организации могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин при условии выдачи документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, за исключением услуг по перевозке пассажиров такси, в том числе маршрутными такси.
Признавая оспариваемое решение налогового органа недействительным, суд исходил из того, что истец осуществлял перевозку пассажиров автобусом по маршруту городского транспорта, а не перевозку пассажиров маршрутным такси (такси). При этом суд указал, что истцом при осуществлении денежных расчетов с пассажирами были выданы установленной формы билеты в подтверждение оплаты за оказываемые перевозчиком услуги. Суд признал, с учетом представленных истцом доказательств, билеты бланками строгой отчетности.
Между тем, как следует из обстоятельств дела, при проверке налоговым органом 28.02.2001 исполнения ООО "Транс-Вей" Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" было выявлено нарушение п.1 этого закона, выразившееся в том, что при перевозке двух пассажиров в автомашине ГАЗ-2705 по маршруту 201, 710 не были выданы двум пассажирам контрольные билеты в счет уплаченных ими за проезд 20 рублей. Данный факт нарушения был зафиксирован в акте от 28.02.2001 N 0112954, на основании которого ИМНС N 5 по ЦАО г. Москвы было принято решение от 16.03.2001 N 27/0112954 о привлечении истца к административной ответственности и взыскании 5000 рублей штрафа за ведение денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.99 N 10 "О некоторых вопросах практики применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" разъяснено применение п.1 вышеназванного Перечня и определено, что указанные в этом пункте юридические лица (индивидуальные предприниматели) в случае невыдачи документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации, несут ответственность за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин.
В связи с тем, что судом не приняты во внимание доказательства, представленные в акте проверки от 28.02.2001, а основания для привлечения истца к административной ответственности за неприменение ККМ остались судом не выяснены, решение суда от 26.12.2001 не может быть признано правильным и подлежит отмене.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, установить фактические обстоятельства по делу, дать надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации находящимся в деле доказательствам, касающимся вопроса о выдаче истцом 28.02.2001 пассажирам документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, и разрешить спор, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 174-178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 26 декабря 2001 г. по делу N А40-40322/01-125-32 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 марта 2002 г. N КА-А40/1004-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании