Решение Калининградского областного суда от 24 января 2022 г. N 3а-9/2022
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску К.В.Л., Ф.Е.В., С.А.В., К.А.В., К.С.А., Т.М.А., Ч.А.А. к Правительству Калининградской области об оспаривании нормативного акта Генерального плана МО "Гурьевский городской округ", установил:
К.В.Л., Ф.Е.В., С.А.В., К.А.В., К.С.А., Т.М.А., Ч.А.А. обратились с административным иском в суд, указав, что являются жителями пос. Б. Исаково Гурьевского городского округа Калининградской области. Архитектурно-градостроительным советом Калининградской области 2 июня 2021 года одобрен проект строительства комплекса многоквартирных домов ООО "С." в данном населенном пункте на земельном участке N, принадлежащем этому юридическому лицу. В составе комплекса запланировано строительство 16 многоквартирных пятиэтажных жилых домов. Постановлением Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года N 361 внесены изменения в Генеральный план МО "Гурьевский городской округ", земельный участок N включен в функциональную зону "жилая зона", предназначенную для застройки жилыми домами максимальной этажностью 7 этажей, включая мансардный. Постановление Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года N 361 нарушает права административных истцов на обеспечение комфортной среды обитания и принято без учета их интересов исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры при осуществлении градостроительной деятельности. Численность населения пос. Б. Исаково в 2021 году составляла 4352 человека. Поселок застроен исключительно индивидуальными жилищными домами. Существующие системы водоснабжения, водоотведения и мелиорации функционируют в настоящее время на пределе возможностей и не способны нести дополнительную нагрузку в случае строительства многоквартирных жилых домов на земельном участке N. В пос. Б. Исаково имеются проблемы с транспортной доступностью, выезд из поселка осуществляется через тоннель под Северным обходом г. Калининграда, в связи с чем движение на въезд/выезд сопровождается автомобильными заторами, следовательно, в рамках градостроительного планирования необходимо предусмотреть дополнительные схемы въезда/выезда для автомобильного транспорта. В населенном пункте отсутствует достаточное количество машиномест для автотранспорта, практически отсутствует общественный транспорт. Единственная школа в пос. Б. Исаково переполнена в 1,8 раза, аналогичная ситуация сложилась и с местами в детском саду. В этой связи необходимо обеспечить строительство объектов социальной инфраструктуры - школьных и дошкольных образовательных учреждений, исходя из расчета плотности застройки (не менее 180 на 1000 человек). Не хватает спортивных площадок, мест для отдыха, парков и скверов. Генеральным планом относительно земельного участка N не предусмотрены достаточные условия для создания комфортной среды. Обеспечение прав и законных интересов жителей пос. Б. Исаково может быть достигнуто отнесением земельного участка к функциональной зоне "Зона специализированной общественной застройки" для застройки преимущественно объектами социального назначения. Просит признать недействующим постановление Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года N 361 "О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа" в части установления применительно к земельному участку N функциональной зоны "Жилая зона".
Административные истцы К.В.Л., Ф.Е.В., С.А.В., К.А.В., К.С.А., Т.М.А., Ч.А.А., будучи надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении дела слушанием ходатайства не заявили.
Представитель административного истца К.В.Л. Б.М.А. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал и пояснил, что, с учетом увеличения числа жителей пос. Б. Исаково в случае застройки земельного участка N, наличие мест в детских садах и общеобразовательных школах не будет отвечать соответствующим нормативам. Строительство же таких объектов социальной инфраструктуры в ближайшем будущем не планируется. С точки зрения обеспечения интересов жителей пос. Б. Исаково следует построить дороги, детский сад, школу, а уже затем заниматься многоквартирной застройкой.
Административный ответчик Правительство Калининградской области, будучи надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило. Согласно письменному отзыву, данное публичное образование заявленные административные исковые требования не признает. Оспариваемый нормативный акт принят в установленном порядке уполномоченным органом власти. Приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 12 марта 2019 года N 97 принято решение о подготовке внесения изменений в Генеральный план Гурьевского ГО. По итогам проведения конкурса между Агентством и ООО "Г." 27 апреля 2021 года заключен контракт на выполнение работ по подготовке проекта изменений. Далее в соответствии со ст.ст. 9, 25 ГрК РФ проект был размещен в ФГИС ТП. Общественные слушания по проекту были назначены постановлением администрации МО "Гурьевский городской округ" от 13 ноября 2020 года N 3702, опубликованным в газете "Наше время", проект находился в открытом доступе. Были пройдены все необходимые процедуры согласования проекта с федеральными ведомствами. Генеральный план МО "Гурьевский городской округ" в первоначальной редакции утвержден решением Гурьевского окружного Совета депутатов от 24 января 2019 года N 190. Постановлением Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года N 361 функциональная зона в отношении земельного участка N не изменялась, следовательно, этот нормативный акт права и законные интересы истцов не затрагивает. Указанный земельный участок в соответствии с данными ЕГРН имеет вид разрешенного использования "среднеэтажная жилая застройка". Функциональная зона "жилая зона" предназначена для застройки жилыми домами и сопутствующими объектами в сфере услуг первичной ступени культурно-бытового, коммунального и социального обслуживания, а также сопутствующей инфраструктуры. В соответствии с положением о территориальном планировании, утвержденным в составе Генерального плана, на территории пос. Б. Исаково планируется строительство объектов значения: детского сада (вместимость определяется проектом) - до 2030 года; детского сада на 250 мест - до 2030 года; двух общеобразовательных школ (вместимость определяется проектом) - до 2030 года; артезианской скважины - до 2040 года; водопровода протяженностью 18,5 км - до 2040 года; канализационной сети протяженностью 17,5 км - до 2040 года; канализационных очистных сооружений - до 2040 года и прочее. Таким образом, действующим Генеральным планом предусмотрено максимально эффективное использование всех ресурсов для повышения качества жизни, уровня предоставляемых населению услуг, инвестиционной привлекательности территории муниципального образования с учетом необходимости развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур территории пос. Б. Исаково. В этой связи отнесение земельного участка N к функциональной жилой зоне не может нарушать прав и законных интересов административных истцов.
Представители заинтересованных лиц Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области И.В.С., администрации МО "Гурьевский городской округ" С.В.Л. относительно заявленных административных исковых требований возражали.
Заинтересованные лица ООО "С. "К.", Управления Роспотребнадзора по Калининградской области, будучи надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направили. В предыдущем судебном заседании представитель ООО "С. "К." С.В.В. относительно заявленных административных исковых требований возражал.
Заслушав участвующих в деле лиц, прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.
Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации".
С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.
В соответствии с п. 4 ст. 2 указанного закона документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования муниципальных образований, документация по планировке территории муниципальных образований, местные нормативы градостроительного проектирования, разработка которых была начата до вступления в силу данного закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Функциональные зоны пунктом 5 статьи 1 ГрК РФ определены как зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
В соответствии с частью 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит в том числе положение о территориальном планировании и карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (пункт 2 части 4 статьи 23 ГрК РФ).
Установлено, что Генеральный план Гурьевского городского округа утвержден решением Гурьевского окружного совета депутатов от 24 января 2019 года N 190.
12 марта 2019 года N 97 издан приказ Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, в соответствии с которым начата подготовка внесения изменений в генеральный план Гурьевского ГО, утвержденный решением Гурьевского окружного совета депутатов от 24 января 2019 года N 190.
По итогам проведения конкурса между Агентством и ООО "Г." 27 апреля 2021 года заключен контракт на выполнение работ по подготовке проекта изменений N К/15-2020.
Общественные обсуждения по проекту были назначены постановлением администрации МО "Гурьевский городской округ" от 13 ноября 2020 года N 3702. Срок, порядок приема замечаний и предложений определен с 20 ноября 2020 года по 12 января 2021 года в электронном виде. Определены места размещения демонстрационных материалов проекта. Постановление опубликовано в газете "Наше время" выпуск от 20 ноября 2020 года N 46.
12 января 2021 года был составлен протокол общественных обсуждений по проекту внесения изменений в генеральный план Гурьевского ГО, 19 января 2021 года - заключение по результатам общественных обсуждений, которое опубликовано в газете "Наше время" выпуск от 22 января 2021 года N 2.
Проект внесения изменений в генеральный план Гурьевского ГО был согласован с министерствами и ведомствами.
Таким образом, процедура внесения оспариваемых изменений в документ территориального планирования была соблюдена.
18 июня 2021 года издано Постановление Правительства Калининградской области N 361 "О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа", которое было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 23 июня 2021 года.
Согласно тексту указанного постановления, генеральный план Гурьевского ГО фактически изложен в новой редакции.
Земельный участок N площадью 47102 кв. м., расположенный по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, пос. Большое Исаково, ул. Калининградская - ул. Кооперативная, вид разрешенного использования - среднеэтажная жилая застройка, принадлежит на праве аренды ООО "С. "К." на основании договора аренды земельного участка N 06/21 от 9 июня 2021 года.
В первоначальной редакции генерального плана Гурьевского ГО утвержденного решением Гурьевского окружного совета депутатов от 24 января 2019 года N 190, согласно Карте функциональных зон городского округа, земельный участок N отнесен к функциональной зоне "жилая зона" (планируемая). В редакции Постановления Правительства Калининградской области N 361 от 18 июня 2021 года генеральным планом также предусмотрено нахождение этого участка в функциональной зоне "жилая зона" (планируемая).
Пунктом 4.1 Генерального плана Гурьевского ГО (в редакции Постановления Правительства Калининградской области N 361 от 18 июня 2021 года) предусмотрены следующие параметры функциональной жилой зоны: предназначена для застройки жилыми домами и сопутствующими объектами в сфере услуг первичной ступени культурно-бытового, коммунального, социального обслуживания, а также сопутствующей инженерной и транспортной инфраструктуры, максимальная этажность - 7 этажей, включая мансардный; коэффициент плотности застройки - не установлен.
Архитектурно-градостроительным советом Калининградской области одобрен проект ООО "С. "К." строительства на земельном участке N комплекса пятиэтажных многоквартирных жилых домов (протокол заседания совета N 20/ЕК-пр от 2 июня 2021 года), общей площадью 2271 кв. м. Транспортное обеспечение данного района предполагается через три подъездные группы - две основные (ул. Октябрьская и ул. А. Бариновой) и одну резервную. Для распределения транспортных потоков за счет средств застройщика планируется строительство участка улично-дорожной сети с северной стороны земельного участка. В первых этажах домов со стороны улиц и школы планируются встроенные коммерческие помещения и бытового обслуживания, а в одном из домов будет размещаться встроенное дошкольное учреждение.
В настоящее время в пос. Б. Исаково функционирует МБОУ СОШ "Ш.", построенная по проекту, рассчитанному на 1000 мест. Согласно интернет-сайту школы, в настоящее время в ней обучается 1138 учащихся. Учебный процесс организован в одну смену. В поселке также находится МБДОУ "Д.", численность обучающихся в нем в 2020-2021 г.г. составляла 432 человека.
В соответствии с приложением Д "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр, расчетный уровень обеспеченности детей дошкольными образовательными организациями в поселениях-новостройках при отсутствии данных по демографии следует принимать до 180 мест на 1 тыс. чел.; при этом на территории жилой застройки следует размещать из расчета не более 100 мест на 1 тыс. чел. Расчетный уровень обеспеченности детей общеобразовательными организациями в поселениях-новостройках необходимо принимать не менее 180 мест на 1 тыс. чел.
Региональными нормативами градостроительного проектирования, утвержденными постановлением Правительства Калининградской области от 18.09.2015 N 552, определены предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности дошкольными образовательными организациями учреждения общего типа в сельском населенном пункте на 1000 жителей - 45 мест на 100 детей в возрасте от 0 до 7 лет, и не менее 1 ДОУ на 62 воспитанников, общеобразовательных организации среднего общего образования в сельском населенном пункте на 1000 жителей 45 мест на 100 детей в возрасте от 7 до 18 лет, и не менее 1 школы на 201 человека.
В соответствии с положением о территориальном планировании, утвержденным в составе Генерального плана, на территории пос. Б. Исаково планируется строительство объектов местного значения: детского сада (вместимость определяется проектом) - до 2030 года; детского сада на 250 мест - до 2030 года; двух общеобразовательных школ (вместимость определяется проектом) - до 2030 года; артезианской скважины - до 2040 года; водопровода протяженностью 18,5 км - до 2040 года; канализационной сети протяженностью 17,5 км - до 2040 года; канализационных очистных сооружений - до 2040 года.
Электроснабжение квартала многоквартирных домов на земельном участке N запланировано в соответствии с техническими условиями N Z-4180/21 для присоединения к электрическим сетям АО "Я.". Согласно техническим условиям N 26/467, выданным МУП ЖКХ "Г." от 6 июля 2021 года, источником водоснабжения всего квартала является существующая сеть водопровода диаметром 300 мм, проложенная в районе водопроводной камеры на перекрестке ул. Старокаменная - ул. Калининградская и существующая сеть водопровода диаметром 160 мм, проходящая по ул. Бариновой. Горячее водоснабжение и отопление квартир предусмотрено автономное. Водоотведение будет осуществляться в локальные очистные сооружения и далее в систему водоотведения дождевых стоков.
Из системного анализа приведенных выше положений ГрК РФ следует, что генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит долгосрочные ориентиры их развития, и не направлен на фиксацию существующего положения.
Позиция административных истцов сводится к тому, что строительство в пос. Б. Исаково квартала многоквартирных жилых домов повлечет рост населения, количества личного транспорта, и, как следствие, увеличение нагрузки на инфраструктуру. Однако, при рассмотрении дела не установлено, что предполагаемая застройка земельного участка N повлечет такой рост населения в поселке, который сделал бы невозможным или существенно затруднил обеспечение его объектами социальной и инженерной инфраструктуры, с учетом указанных в Генеральном плане объектов и проектируемых элементов улично-дорожной сети. С учетом строительства предусмотренных генеральным планом школы и детского сада население пос. Б. Исаково будет обеспечено образовательными учреждениями в соответствии с действующими градостроительными нормативами и при увеличении населения вследствие возведения жилого комплекса на N
Довод о необходимости строительства объектов социальной инфраструктуры ранее многоквартирных жилых домов не может послужить основанием к исключению функциональной жилой зоны в границах участка N, поскольку при территориальном планировании, как указано выше, в приоритете должно быть комплексное долгосрочное развитие территории. Существующая и запланированная инженерная инфраструктура в состоянии обеспечить функционирование жилого комплекса на указанном земельном участке, что подтверждается выданными техническими условиями.
Суд также обращает внимание на то, что предметом спора по настоящему делу является не разрешение на строительство жилого комплекса ООО "С.", а установление функциональной зоны "жилая зона", параметры которой предполагают застройку не только жилыми домами. Согласно градостроительному регламенту территориальной зоны Ж2, являющегося частью Правил землепользования и застройки МО "Гурьевский городской округ", утв. решением окружного Совета депутатов N 266 от 19 декабря 2019 года, конкретизирующего положения Генерального плана, в ней предусмотрено строительство зданий, оказывающих социальную помощь населению, бытовых услуг, амбулаторно-поликлиническое обслуживание, дошкольное, начальное, среднее общее образование, площадки для занятий спортом, т.е. тех объектов, на отсутствие которых в обоснование иска ссылаются административные истцы.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административных исковых требований не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
В удовлетворении административных исковых требований К.В.Л., Ф.Е.В., С.А.В., К.А.В., К.С.А., Т.М.А., Ч.А.А. к Правительству Калининградской области об оспаривании нормативного акта Генерального плана МО "Гурьевский городской округ" в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года N 361 "О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа" в части установления применительно к земельному участку N функциональной зоны "Жилая зона" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 1 февраля 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 24 января 2022 г. N 3а-9/2022
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании