Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Республики Коми
от 24 мая 2022 г. N 189-р
(приложение)
Региональная программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Республики Коми (2022 - 2026 годы)"
Паспорт
региональной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Республики Коми (2022 - 2026 годы)" (далее - Программа)
Основание для разработки Программы |
Статьи 7 и 14 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. N 161 "Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"; приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 28 апреля 2021 г. N 231 "Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 февраля 2010 г. N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2018 г. N 703-р; распоряжение Правительства Республики Коми от 7 июля 2010 г. N 288-р |
Разработчики Программы |
Комитет Республики Коми по тарифам; государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" (по согласованию) |
Ответственный исполнитель Программы |
Комитет Республики Коми по тарифам |
Участники Программы |
Органы исполнительной власти Республики Коми: 1. Администрация Главы Республики Коми. 2. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Республики Коми. 3. Комитет Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. 4. Министерство здравоохранения Республики Коми. 5. Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми. 6. Министерство национальной политики Республики Коми. 7. Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми. 8. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми. 9. Комитет Республики Коми имущественных и земельных отношений. 10. Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми. 11. Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми. 12. Министерство физической культуры и спорта Республики Коми. 13. Министерство финансов Республики Коми. 14. Комитет Республики Коми по закупкам. 15. Министерство экономического развития и промышленности Республики Коми. 16. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми. 17. Комитет Республики Коми по тарифам. 18. Министерство юстиции Республики Коми. 19. Постоянное представительство Республики Коми при Президенте Российской Федерации. 20. Представительство Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации. 21. Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля). 22. Управление Республики Коми по охране объектов культурного наследия. Муниципальные образования в Республике Коми: 1. МО ГО "Воркута" (по согласованию). 2. МО ГО "Вуктыл" (по согласованию). 3. МО ГО "Инта" (по согласованию). 4. МО ГО "Сыктывкар" (по согласованию). 5. МО ГО "Усинск" (по согласованию). 6. МО ГО "Ухта" (по согласованию). 7. МО МР "Усть-Вымский" (по согласованию). 8. МО МР "Ижемский" (по согласованию). 9. МО МР "Княжпогостский" (по согласованию). 10. МО МР "Койгородский" (по согласованию). 11. МО МР "Корткеросский" (по согласованию). 12. МО МР "Печора" (по согласованию). 13. МО МР "Прилузский" (по согласованию). 14. МО МР "Сосногорск" (по согласованию). 15. МО МР "Сыктывдинский" (по согласованию). 16. МО МР "Сысольский" (по согласованию). 17. МО МР "Троицко-Печорский" (по согласованию). 18. МО МР "Удорский" (по согласованию). 19. МО МР "Усть-Куломский" (по согласованию). 20. МО МР "Усть-Цилемский" (по согласованию). Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" (по согласованию); государственное казенное учреждение Республики Коми "Центр обеспечения организации и проведения торгов" (по согласованию); организации с участием государства или муниципального образования* (по согласованию); ресурсоснабжающие организации (по согласованию) |
Цель Программы |
Снижение удельного потребления топливно-энергетических ресурсов и воды на территории Республики Коми |
Задачи Программы |
Задача 1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде. Задача 2. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в государственном и муниципальном секторах. Задача 3. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в энергетике и системах коммунальной инфраструктуры. Задача 4. Стимулирование производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проведение мероприятий по энергосбережению, повышение энергетической эффективности и сокращение потерь энергетических ресурсов. Задача 5. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в промышленности и транспортном комплексе. Задача 6. Управление энергосбережением и повышением энергоэффективности на территории Республики Коми |
Основные целевые индикаторы (показатели) Программы |
По задаче 1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде: 1.1. Доля многоквартирных домов, оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов по видам коммунальных ресурсов в общем числе многоквартирных домов; 1.2. Доля жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях), оснащенных индивидуальными приборами учета используемых энергетических ресурсов по видам коммунальных ресурсов в общем количестве жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях); 1.3. Доля многоквартирных домов, имеющих класс энергетической эффективности "B" и выше; 1.4. Удельный расход тепловой энергии в многоквартирных домах; 1.5. Удельный расход электрической энергии в многоквартирных домах; 1.6. Удельный расход холодной воды в многоквартирных домах (в расчете на 1 жителя); 1.7. Удельный расход горячей воды в многоквартирных домах (в расчете на 1 жителя). По задаче 2. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в государственном и муниципальном секторах: 2.1. Удельный расход тепловой энергии зданиями и помещениями учебно-воспитательного назначения; 2.2. Удельный расход электрической энергии зданиями и помещениями учебно-воспитательного назначения; 2.3. Удельный расход тепловой энергии зданиями и помещениями здравоохранения и социального обслуживания населения; 2.4. Удельный расход электрической энергии зданиями и помещениями здравоохранения и социального обслуживания населения; 2.5. Объем потребления дизельного и иного топлива, мазута, угля государственными (муниципальными) учреждениями; 2.6. Объем потребления природного газа государственными (муниципальными) учреждениями; 2.7. Объем потребления тепловой энергии государственными (муниципальными) учреждениями; 2.8. Объем потребления электрической энергии государственными (муниципальными) учреждениями; 2.9. Объем потребления воды государственными (муниципальными) учреждениями; 2.10. Удельный расход электрической энергии на снабжение органов государственной власти Республики Коми и государственных учреждений Республики Коми (в расчете на 1 кв. метр общей площади); 2.11. Удельный расход тепловой энергии на снабжение органов государственной власти Республики Коми и государственных учреждений Республики Коми (в расчете на 1 кв. метр общей площади); 2.12. Удельный расход холодной воды на снабжение органов государственной власти Республики Коми и государственных учреждений Республики Коми (в расчете на 1 человека); 2.13. Удельный расход горячей воды на снабжение органов государственной власти Республики Коми и государственных учреждений Республики Коми (в расчете на 1 человека); 2.14. Удельный расход природного газа на снабжение органов государственной власти Республики Коми и государственных учреждений Республики Коми (в расчете на 1 человека); 2.15. Количество энергосервисных договоров (контрактов), заключенных органами государственной власти Республики Коми, государственными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Республики Коми, предметом которых является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов на территории Республики Коми; 2.16. Количество энергосервисных договоров (контрактов), заключенных органами местного самоуправления в Республике Коми, муниципальными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления в Республике Коми, предметом которых является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов на территории Республики Коми; 2.17. Доля потребления государственными (муниципальными) учреждениями природного газа, приобретаемого по приборам учета, в общем объеме потребления природного газа государственными (муниципальными) учреждениями; 2.18. Доля потребления государственными (муниципальными) учреждениями тепловой энергии, приобретаемой по приборам учета, в общем объеме потребления тепловой энергии государственными (муниципальными) учреждениями; 2.19. Доля потребления государственными (муниципальными) учреждениями электрической энергии, приобретаемой по приборам учета, в общем объеме потребления электрической энергии государственными (муниципальными) учреждениями; 2.20. Доля потребляемой государственными (муниципальными) учреждениями воды, приобретаемой по приборам учета, в общем объеме потребляемой воды государственными (муниципальными) учреждениями; 2.21. Доля энергоэффективных источников света в системах уличного освещения на территории Республики Коми. По задаче 3. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в энергетике и системах коммунальной инфраструктуры: 3.1. Количество энергосберегающих проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, производства, передачи, потребления энергетических ресурсов и в системах коммунальной инфраструктуры, реализация и сопровождение которых осуществляются в соответствующем финансовом году в рамках заключенных соглашений о выдаче займа; 3.2. Удельный расход топлива на отпущенную с коллекторов котельных в тепловую сеть тепловую энергию на территории Республики Коми; 3.3. Доля потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям в общем объеме переданной электрической энергии на территории Республики Коми; 3.4. Доля потерь тепловой энергии при ее передаче в общем объеме переданной тепловой энергии на территории Республики Коми; 3.5. Ввод мощностей генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью свыше 25 МВт); 3.6. Доля тепловой энергии, отпущенной в тепловые сети от источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, в общем объеме производства тепловой энергии в системах централизованного теплоснабжения; 3.7. Удельный расход топлива на отпуск электрической энергии тепловыми электростанциями на территории Республики Коми; 3.8. Удельный расход топлива на отпущенную тепловую энергию с коллекторов тепловых электростанций на территории Республики Коми. По задаче 4. Стимулирование производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проведение мероприятий по энергосбережению, повышение энергетической эффективности и сокращение потерь энергетических ресурсов: 4.1. Оснащенность приборами учета потребленных коммунальных ресурсов в многоквартирных домах и жилых домах в целом по Республике Коми. По задаче 5. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в промышленности и транспортном комплексе: 5.1. Количество высокоэкономичных по использованию моторного топлива и электрической энергии (в том числе относящихся к объектам с высоким классом энергетической эффективности) транспортных средств, относящихся к общественному транспорту, регулирование тарифов на услуги по перевозке на котором осуществляется Республикой Коми; 5.2. Количество транспортных средств, использующих природный газ, газовые смеси, сжиженный углеводородный газ в качестве моторного топлива, регулирование тарифов на услуги по перевозке на которых осуществляется Республикой Коми; 5.3. Количество транспортных средств (включая легковые электромобили) с автономным источником электрического питания, зарегистрированных на территории Республики Коми; 5.4. Количество электромобилей легковых с автономным источником электрического питания, зарегистрированных на территории Республики Коми; 5.5. Доля объектов, на которых предусматривается использование новых и наилучших технологий, включенных в Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения; 5.6. Доля предприятий, участвующих в мероприятиях, направленных на снижение энергоемкости, в общем количестве предприятий промышленности и транспорта, с которыми заключены соглашения о взаимовыгодном сотрудничестве и социально-экономическом партнерстве; 5.7. Энергоемкость промышленного производства для производства 3 видов продукции, работ (услуг), составляющих основную долю потребления энергетических ресурсов на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в сфере промышленного производства на территории Республики Коми; 5.8. Удельный вес затрат на приобретение энергоресурсов в структуре затрат на основное производство продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях за год, предшествующий отчетному году. По задаче 6. Управление энергосбережением и повышением энергоэффективности на территории Республики Коми. 6.1. Количество разработанных (актуализированных) программ муниципальных образований в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, соответствующих требованиям действующего законодательства; 6.2. Количество изменений, внесенных в региональную программу в области энергосбережения и повышения энергоэффективности по ее актуализации и приведению к действующему законодательству; 6.3. Доля органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми, государственных учреждений Республики Коми и муниципальных учреждений, представивших декларации о потреблении энергетических ресурсов в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования Государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в общем количестве таких организаций; 6.4. Количество публикаций в сети "Интернет" о мероприятиях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности |
Сроки реализации Программы |
2022 - 2026 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Финансирование мероприятий Программы осуществляется в рамках соответствующих государственных программ Республики Коми и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Общий объем финансирования Программы составит 2 707 727,1 тыс. руб., в том числе по годам: 2022 год - 1 037 320,1 тыс. руб.; 2023 год - 899 085,4 тыс. руб.; 2024 год - 771 321,6 тыс. руб.; из них: 1) средства республиканского бюджета Республики Коми - 79 871,3 тыс. руб., в том числе по годам: 2022 год - 36 188,6 тыс. руб.; 2023 год - 23 503,0 тыс. руб.; 2024 год - 20 179,7 тыс. руб.; 2) средства местных бюджетов - 124 856,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2022 год - 61 087,3 тыс. руб.; 2023 год - 34 111,2 тыс. руб.; 2024 год - 29 657,4 тыс. руб.; 3) внебюджетные средства - 2 502 999,8 тыс. руб., в том числе по годам: 2022 год - 940 044,1 тыс. руб.; 2023 год - 841 471,1 тыс. руб.; 2024 год - 721 484,5 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Реализация Программы позволит к 2026 году достичь следующих конечных результатов: снижен удельный расход тепловой энергии в многоквартирных домах до 0,21 Гкал/кв. м; снижен удельный расход электрической энергии в многоквартирных домах до 29 кВт·ч/кв. м; снижен удельный расход холодной воды в многоквартирных домах (в расчете на 1 жителя) до 28,5 куб. м/чел.; снижен удельный расход горячей воды в многоквартирных домах (в расчете на 1 жителя) до 10 куб. м/чел.; снижен удельный расход топлива на отпуск электрической энергии тепловыми электростанциями до 411,0 т у.т./млн. кВт·ч; снижен удельный расход топлива на отпущенную тепловую энергию с коллекторов тепловых электростанций до 231,9 т у.т./тыс. Гкал; снижен удельный расход топлива на отпущенную с коллекторов котельных в тепловую сеть тепловую энергию до 0,70 т у.т./тыс. Гкал |
Управление Программой |
Общее управление реализацией Программы осуществляет Комитет Республики Коми по тарифам. Координацию деятельности участников Программы и мониторинг хода реализации Программы осуществляет государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" |
* понятия и термины, используемые в настоящей Программе, применяются в значениях, определенных Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими актами, регулирующими отношения в области энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
I. Анализ тенденции текущего состояния (проблем), основные и приоритетные направления развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности
1.1. Нормативное правовое регулирование
В Республике Коми для энергосбережения и повышения энергетической эффективности созданы нормативные правовые и организационные условия:
распоряжение Правительства Республики Коми от 13 апреля 2016 г. N 156-р о задолженности организаций жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми за потребленные топливно-энергетические ресурсы и предоставленные коммунальные услуги;
распоряжение Правительства Республики Коми от 12 февраля 2020 г. N 34-р об утверждении состава рабочей группы и Плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию практики применения механизма энергосервисного контракта для реализации энергосберегающих мероприятий на объектах социальной сферы (образование, спорт, здравоохранение);
распоряжение Правительства Республики Коми от 31 января 2020 г. N 22-р об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по организации внедрения автоматизированной системы дистанционного сбора, передачи и анализа данных о потреблении энергетических ресурсов государственными учреждениями Республики Коми и муниципальными учреждениями в Республике Коми.
1.2. Планирование энергосберегающих мероприятий
Планирование и реализация энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере Республики Коми осуществляется на основании программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - программы энергосбережения).
По состоянию на 1 января 2022 года.:
а) из 302 организаций с участием государства программы энергосбережения утверждены в 283 (94% от общего количества). В 2021 году профинансировано мероприятий, предусмотренных программами энергосбережения указанных организаций, на общую сумму более 143 млн. руб. (90% от запланированных средств);
б) из 886 организаций с муниципальным участием программы энергосбережения утверждены в 885 (99,8% от общего количества). В 2021 году профинансировано мероприятий, предусмотренных программами энергосбережения указанных организаций, на общую сумму более 143 млн. руб. (90% от запланированных средств).
За период с 1 января 2019 года по 1 января 2022 года учреждениями бюджетной сферы Республики Коми реализовано 2 182 энергосберегающих мероприятия на общую сумму около 480 млн. руб., при этом ожидаемый экономический эффект может составить более 130 млн. руб. в год.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 г. N 1289 "О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды" в бюджетной сфере Республики Коми Комитетом Республики Коми по тарифам и государственным бюджетным учреждением Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" организована работа по установлению главными распорядителями бюджетных средств целевого уровня снижения в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых энергетических ресурсов и объема потребляемой воды (далее - целевые уровни). По результатам указанной работы целевые уровни установлены:
13 главными распорядителями бюджетных средств - органами исполнительной власти Республики Коми, при этом на 7 органов исполнительной власти Республики Коми требования по установлению целевых уровней не распространяются;
главными распорядителями бюджетных средств всех городских округов и муниципальных районов в Республике Коми.
В связи со вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. N 161, утвердившего Требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и принятием приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 28 апреля 2021 г. N 231, утвердившего Методику расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требовалась актуализация муниципальных программ энергосбережения.
По состоянию на 1 января 2022 года из всех утвержденных муниципальными образованиями в Республике Коми муниципальных программ энергосбережения только 2 (10%) муниципальные программы энергосбережения соответствовали требованиям законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми от 31 марта 2020 г. N 12/3-Т "О требованиях к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории Республики Коми, на 2021 - 2023 годы" актуализированы требования к программам энергосбережения организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории Республики Коми. При этом в 2021 году профинансировано мероприятий, предусмотренных программами энергосбережения указанных организаций, на общую сумму более 552 млн. руб. (89% от запланированных средств).
1.3. Обеспечение контроля за реализацией мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Во всех органах исполнительной власти Республики Коми, органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Коми, а также в государственных и муниципальных учреждениях Республики Коми определены лица, ответственные за реализацию мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
1.4. Привлечение внебюджетных инвестиций для реализации энергосберегающих мероприятий на объектах бюджетной сферы с применением механизма энергосервисного договора (контракта)
В настоящее время одним из приоритетных направлений реализации энергосберегающих проектов на объектах бюджетной сферы становится такой механизм привлечения внебюджетных инвестиций, как энергосервисный контракт. Основным его преимуществом является возможность без единовременного привлечения значительных объемов бюджетных средств и с минимальными рисками государственных и муниципальных заказчиков выполнить комплексную модернизацию энергохозяйства бюджетных объектов, высвободить часть средств для мероприятий, обладающих низкой инвестиционной привлекательностью (замена окон, входных конструкций, утепление ограждающих конструкций, кровли зданий, внутренних тепловых сетей, внутренних сетей горячего водоснабжения и т.п.), либо погашения существующей задолженности за энергетические ресурсы, что в целом приведет к более эффективному использованию бюджетных ресурсов.
По состоянию на 1 января 2022 года действовало 69 энергосервисных контрактов, заключенных в отношении объектов бюджетной сферы, на общую сумму инвестиций 781,21 млн. руб. и планируемым годовым экономическим эффектом 121,38 млн. руб. Данные о сложившейся практике заключения энергосервисных договоров (контрактов) в бюджетной сфере Республики Коми на 1 января 2022 года приведены в приложении 1 к Программе.
Наиболее распространенные мероприятия, реализация которых возможна в рамках энергосервисного контракта с получением существенного экономического эффекта:
1) установка автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (АИТП) с погодозависимым регулированием теплоносителя (возможная экономия тепловой энергии 30 - 40% от базового уровня потребления);
2) модернизация систем уличного и внутреннего освещения (возможная экономия электрической энергии 50 - 70% от базового уровня потребления).
С целью расширения практики применения механизма энергосервисного контракта для реализации энергосберегающих мероприятий на объектах бюджетной сферы Республики Коми принято распоряжение Правительства Республики Коми от 12 февраля 2020 г. N 34-р, в результате реализации которого в период с 1 января 2020 г. по 1 января 2022 г. году при поддержке Комитета Республики Коми по тарифам и государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" заключено 50 энергосервисных контрактов, из них 34 проекта по модернизации тепловых узлов (установка АИТП), 12 проектов по модернизации систем внутреннего освещения, 2 проекта по модернизации систем уличного освещения и 2 проекта по комплексной модернизации энергосистем бюджетных объектов (установка АИТП + модернизация системы внутреннего освещения) с общим объемом внебюджетных инвестиций порядка 731 млн. руб. и плановым объемом экономии более 112 млн. руб. в год.
Перечень объектов, на которых реализуются энергосберегающие мероприятия, сформирован в том числе в результате анализа потенциала энергосбережения, проведенного государственным бюджетным учреждением Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" на базе информации, предоставленной органами исполнительной власти Республики Коми и органами местного самоуправления в Республике Коми, по 656 бюджетным объектам (47% от общего количества бюджетных учреждений Республики Коми). На 65% из проанализированных объектов установлена предварительная целесообразность заключения энергосервисных контрактов. Общая годовая экономия по всем проанализированным объектам может достигать более 261 млн. руб. (в том числе по экономии потребления электрической энергии - 151 млн. руб., тепловой энергии - 110 млн. руб.).
1.5. Развитие практики предоставления льготных займов на реализацию энергосберегающих проектов
Другим приоритетным направлением содействия реализации энергосберегающих мероприятий на территории Республики Коми является предоставление льготных займов из внебюджетных средств, полученных с применением регулируемых цен (тарифов).
В настоящее время предоставление льготных займов на реализацию энергосберегающих проектов осуществляется в рамках подпрограммы 2 "Создание условий для обеспечения качественными и доступными коммунальными услугами населения Республики Коми" Государственной программы Республики Коми "Развитие строительства, обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан", утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. N 520.
За счет данных средств реализовывались и реализуются энергосберегающие проекты в сфере технического перевооружения и модернизации систем теплоснабжения с переводом на газ и биотопливо, модернизации дизельных электростанций, реконструкции систем внутреннего и уличного освещения.
С 2015 года за счет указанных займов введены в эксплуатацию объекты по 21 проекту, в том числе 9 проектов в сфере теплоснабжения, 8 проектов в реконструкции внутреннего и уличного освещения, 4 проекта по модернизации дизельных электростанций. Капитальные вложения по ним составили порядка 270,1 млн. руб., совокупный экономический эффект (экономия) после реализации составит 41,7 млн. руб. в год без учета НДС.
Таблица 1
Показатели предоставления внебюджетных средств на конкурсной основе на реализацию энергосберегающих проектов
Показатель |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Общий объем целевых внебюджетных средств на конец периода, возможных к направлению на финансирование энергосберегающих проектов, тыс. руб. |
612 200,9 |
586 636,0 |
524 589 |
499 126 |
593 864 |
659 564 |
Количество сопровождаемых договоров займа, шт. |
21 |
28 |
34 |
33 |
26 |
26 |
Инвестиционный портфель по договорам займа на конец периода, тыс. руб. |
481 892 |
481 892 |
615 251 |
575 251 |
533 185 |
535 672 |
Нормативное регулирование проведения отбора и финансирования энергосберегающих проектов за счет внебюджетных средств, полученных с применением регулируемых цен (тарифов), осуществляется приказами Службы Республики Коми по тарифам от 15 апреля 2015 г. N 23/1 "Об утверждении Правил предоставления внебюджетных средств, полученных с применением регулируемых цен (тарифов), в качестве внебюджетного источника финансирования и (или) в целях возмещения затрат на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Республики Коми" Государственной программы Республики Коми "Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности" и N 23/2 "Об утверждении порядка отбора энергосберегающих мероприятий (проектов), финансируемых в рамках подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Республики Коми" Государственной программы Республики Коми "Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности" за счет внебюджетных средств, полученных с применением регулируемых цен (тарифов)".
1.6. Обеспечение учета энергетических ресурсов
Другим приоритетным направлением энергосбережения является оснащение приборами учета потребленных коммунальных ресурсов (далее - приборы учета) объектов бюджетной сферы.
В целях активизации работы органов исполнительной власти Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми, а также бюджетных учреждений Республики Коми в части завершения оснащения приборами учета зданий, строений и сооружений, используемых для размещения органов исполнительной власти Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми, бюджетных учреждений Республики Коми, распоряжением Правительства Республики Коми от 13 апреля 2016 г. N 156-р рекомендовано обеспечить полное завершение до 31 декабря 2019 г. оснащенность объектов бюджетной сферы Республики Коми приборами учета.
По состоянию на 1 января 2022 года у 7 органов исполнительной власти Республики Коми из 22 существовала необходимость оснащения приборами учета объектов бюджетной сферы.
У 14 органов местного самоуправления в Республике Коми из 20 существует необходимость оснащения приборами учета (электрической и тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа).
По состоянию на 1 января 2022 года для органов исполнительной власти Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми, организаций с государственным участием и организаций с муниципальным участием, находящихся в государственной (муниципальной) собственности Республики Коми, необходимая для обеспечения завершения оснащения потребность в приборах составляла:
Таблица 2
Необходимая потребность в приборах учета по видам |
Органы исполнительной власти Республики Коми, ед. |
Органы местного самоуправления в Республике Коми, ед. |
на электрическую энергию |
13 |
8 |
на тепловую энергию |
30 |
232 |
на горячее водоснабжение |
4 |
7 |
на холодное водоснабжение |
2 |
29 |
на газ природный |
6 |
27 |
Для повышения прозрачности и достоверности учета тепловой энергии и воды, потребляемой объектами бюджетной сферы Республики Коми, а также снижения расходов на оплату указанных ресурсов распоряжением Правительства Республики Коми от 31 января 2020 г. N 22-р утвержден План мероприятий ("дорожная карта") по организации внедрения автоматизированной системы дистанционного сбора, передачи и анализа данных о потреблении энергетических ресурсов государственными учреждениями Республики Коми и муниципальными учреждениями в Республике Коми" в соответствии с которым 840 бюджетных объектов (64%) подключены к системе дистанционного сбора, передачи и анализа данных о потреблении энергетических ресурсов (по состоянию на 1 января 2022 г.).
1.7. Внедрение технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность в системах уличного освещения муниципальных образований
В системах уличного освещения муниципальных образований в Республике Коми за 2021 год достигнута доля применения энергоэффективных светильников 57,9%.
Наибольший прирост установленных светодиодных светильников в рассматриваемом году отмечался в:
МО МР "Сысольский": установлено 1 778 светодиодных светильников, что составляет 90% от необходимого объема внедрения светодиодных источников освещения.
МО ГО "Сыктывкар": установлено 10 095 светильников, что составляет 100% от необходимого объема внедрения светодиодных источников освещения.
1.8. Проведение мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортной отрасли
Министерством экономического развития и промышленности Республики Коми разработан план мероприятий ("дорожная карта") "Использование газомоторного топлива и развитие газозаправочной инфраструктуры в Республике Коми (2021 - 2025 годы)" (далее - Дорожная карта по ГМТ). Дорожная карта по ГМТ утверждена распоряжением Правительства Республики Коми от 8 октября 2021 г. N 467-р.
Дорожная карта по ГМТ разработана в целях обеспечения устойчивого снижения негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду, оптимизации расходной части топливно-энергетического баланса Республики Коми, совершенствования структуры спроса на энергоносители в Республике Коми, а также доведения уровня использования природного газа в качестве моторного топлива на автомобильном и общественном транспортах в Республике Коми до 782 единиц техники, работающих на компримированном природном газе, к концу 2025 года. Общим координатором по исполнению Дорожной карты по ГМТ является Министерство экономического развития и промышленности Республики Коми.
II. Цели, задачи и приоритеты развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Республики Коми
Приоритеты развития в сфере реализации Программы определены Стратегией социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. N 185.
Главная стратегическая цель социально-экономического развития республики - высокое качество жизни населения на основе устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности и привлекательности региона и создания комфортной среды проживания.
Стратегическими приоритетами в развитии Республики Коми в том числе являются:
"Экономика. В республике создается конкурентоспособная экономика с высоким инвестиционным и инновационным потенциалом" (приоритет 2);
"Территория проживания. Гармонично развитая, экологически безопасная территория Республики Коми с эффективным использованием природных ресурсов" (приоритет 3).
Без энерго- и ресурсосбережения и их эффективного использования затруднено товарам и услугам, производимым на территории Республики Коми, быть конкурентоспособными на российском и внешних рынках, что соответственно препятствует стабильному экономическому росту экономики региона. В связи с этим в рамках данных стратегических приоритетов отдельное внимание уделяется энергосбережению и повышению энергоэффективности в различных отраслях экономики. Так, например, направления по развитию энергосбережения и повышению энергетической эффективности к основным мерам и задачам по реализации приоритетов отнесены в следующих разделах: "2.2.1. Развитие топливно-энергетического комплекса", "3.4.2. Энергетически обеспеченная территория".
В связи с вышеизложенным поставлена цель Программы - снижение удельного потребления топливно-энергетических ресурсов и воды на территории Республики Коми.
Для достижения цели Программы определены следующие задачи:
1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде.
2. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в государственном и муниципальном секторах.
3. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в энергетике и системах коммунальной инфраструктуры.
4. Стимулирование производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проведение мероприятий по энергосбережению, повышение энергетической эффективности и сокращение потерь энергетических ресурсов.
5. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в промышленности и транспортном комплексе.
6. Управление энергосбережением и повышением энергоэффективности на территории Республики Коми.
III. Основные направления развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Республики Коми
Основными направлениями развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Республики Коми на период действия Программы являются:
повышение оснащенности приборами учета потребления коммунальных ресурсов жилфонда и бюджетного сектора;
эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов и снижение объемов их потребления;
внедрение инноваций и модернизация энергетического хозяйства в Республике Коми;
техническое оснащение энергоэффективным оборудованием объектов систем уличного освещения, наружного и внутреннего освещения объектов бюджетной сферы;
сокращение потерь энергетических ресурсов и воды при их передаче;
внедрение и реализация энергосервисных договоров (контрактов);
информационная поддержка и пропаганда энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории региона.
IV. Целевые индикаторы (показатели) Программы
Перечень целевых индикаторов (показателей) Программы приведен в приложении 2 к Программе.
Целевые показатели, определенные действующим законодательством в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в качестве обязательных для включения в региональные программы, но не включенные в Программу, с указанием причин невключения представлены в таблице 3.
Таблица 3
N |
Наименование целевого показателя |
Причина невключения |
1. |
Количество транспортных средств с автономным источником электрического питания, относящихся к общественному транспорту, зарегистрированных на территории Республики Коми |
С учетом природно-климатических условий, а также отсутствия зарядной инфраструктуры перспективы развития общественного электротранспорта в Республике Коми отсутствуют |
V. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и ресурсное обеспечение Программы
Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении 3 к Программе.
Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Программы предусмотрены соответствующими государственными программами Республики Коми и муниципальными программами в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
По итогам анализа реализации мероприятий и объема средств, предусмотренных в республиканском и местном бюджетах, перечень мероприятий, направленных на реализацию потенциала энергосбережения, будет уточняться.
VI. Сроки реализации Программы
Программа реализуется в период с 2022 года по 2026 год включительно.
VII. Ресурсное обеспечение Программы
Реализацию мероприятий Программы планируется осуществить за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, местных бюджетов, а также внебюджетных средств.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов республиканского бюджета Республики Коми, местных бюджетов и внебюджетных источников на реализацию Программы приведены в приложении 4 к Программе.
Финансирование мероприятий Программы синхронизируется с государственными программами Республики Коми "Развитие строительства, обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан" и "Развитие транспортной системы", а также с соответствующими муниципальными программами энергосбережения.
Оценка расходов основных мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственных программ Республики Коми и Оценка расходов основных мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности муниципальных программ приведены в таблицах 1 и 2 приложения 5 к Программе соответственно.
Финансирование мероприятий Программы ежегодно подлежит пересмотру по мере внесения изменений в государственные и муниципальные программы, а также в перечень мероприятий.
VIII. Оценка ожидаемой бюджетной, экономической и социальной эффективности Программы
Бюджетная эффективность Программы будет выражаться в следующем:
Снижение темпов роста расходов на оплату энергетических ресурсов, потребляемых бюджетными учреждениями и организациями.
Экономическая эффективность Программы будет выражаться в следующем:
1. Повышение энергоэффективности экономики Республики Коми и, как следствие, улучшение уровня инвестиционной привлекательности Республики Коми.
2. Привлечение инвестиций в реализацию проектов по модернизации и строительству объектов теплоснабжения и электроснабжения.
3. Снижение темпов роста уровня платежей за потребленные энергетические ресурсы в государственной и муниципальной сфере.
4. Повышение уровня профессиональной подготовки специалистов в области энергосбережения.
Социальная эффективность Программы будет выражаться в следующем:
1. Улучшение состояния городской среды по результатам мероприятий по модернизации систем уличного освещения.
2. Создание рабочих мест за счет стимулирования развития местной промышленности, производства энергии путем освоения возобновляемых источников энергии.
3. Создание рабочих мест для трудоустройства специалистов в области энергосбережения.
IX. Управление Программой
Ответственный исполнитель Программы:
1. Утверждает пообъектный перечень энергосберегающих мероприятий (проектов), финансируемых в рамках Программы за счет внебюджетных средств, получаемых с применением регулируемых цен (тарифов), сформированный по итогам проведения отбора энергосберегающих проектов.
2. Участвует в проведении отбора в соответствии с порядком отбора.
3. Ежегодно до 15 марта года, следующего за отчетным, размещает отчет о ходе реализации Программы на официальном сайте Комитета Республики Коми по тарифам и в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения":
1. Является ответственным за мониторинг реализации программных мероприятий, предусмотренных Программой в части курируемых направлений.
2. Осуществляет ведение мониторинга хода реализации мероприятий Программы в части курируемых направлений.
3. Формирует и представляет Ответственному исполнителю Программы отчет о ходе реализации Программы в части курируемых направлений до 1 марта года, следующего за отчетным.
4. Представляет для свода Ответственному исполнителю Программы предложения о внесении изменений в Программу, данные о финансировании программных мероприятий в очередном финансовом году и плановом периоде, информацию о ходе реализации программных мероприятий.
5. Реализует отбор энергосберегающих мероприятий (проектов) для финансирования в рамках Программы за счет внебюджетных средств, полученных с применением регулируемых цен (тарифов), в соответствии с порядком.
6. Осуществляет непосредственное финансирование энергосберегающих мероприятий (проектов) за счет внебюджетных средств, полученных с применением регулируемых цен (тарифов), в соответствии с пообъектным перечнем энергосберегающих мероприятий (проектов), финансируемых в рамках Программы за счет указанных средств, и контроль за целевым использованием предоставленных внебюджетных средств.
7. Содействует реализации мероприятий в бюджетном секторе, предусмотренных Программой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.