Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Министерства
образования и науки
Республики Калмыкия
от 9 июля 2021 г. N 924
Программа
развития воспитания в Республике Калмыкия на период до 2025 года
1. Концептуальные основы построения программы развития воспитания
1.1. Общие положения программы
Стратегической целью на современном этапе развития образования в Российской Федерации и Республике Калмыкия является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2025 года в основу развития системы образования заложены принципы, как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений. Республика Калмыкия является субъектом Российской Федерации, которую отличает многонациональность населения, что позволяет говорить о высоком потенциале культурно-исторического и этнокультурного компонентов в воспитании подрастающего поколения.
В настоящее время значимым является создание организационных, психолого-педагогических, материально-технических, программно-методических условий для построения современной системы воспитания, с учетом традиций региона и инновационных подходов к процессу личностного становления подрастающего поколения.
Разработка программы определяет необходимость совершенствования современной системы воспитания в Республике Калмыкия и перспектив ее развития. Введение новых эффективных подходов к организации процесса воспитания в регионе обусловлено:
- возрастающими требованиями к воспитанию как важному социальному институту;
- сложной, противоречивой социокультурной ситуацией в молодежной среде в современных условиях;
- потребностью в формировании современной системы эффективного социально-педагогического сопровождения воспитания обучающихся, отражающей новые вызовы времени, условия и особенности социокультурного развития;
- новыми возможностями развития системы воспитания, в результате оптимального использования имеющегося потенциала педагогических кадров республики, уровня их компетенций, а также возможностями интеграции различных субъектов экономической, социокультурной жизни республики, принимающих на себя ответственность за решение практических проблем воспитания подрастающего поколения;
- необходимостью усиления участия образовательных организаций, общественных институтов в решении задач воспитания, формирования у обучающихся социальных компетенций и гражданских установок. Программа воспитания необходима для поиска, разработки, адаптации, внедрения и применения нового содержания, форм, средств, технологий воспитательной работы с обучающимися в соответствии с современными потребностями и новыми вызовами времени.
Правовой основой и нормативными актами разработки Программы являются:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосование 12.12.1993, изм. одобрены общероссийским голосованием 01.07.2020);
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в ред. от 30.04.2021, вступил в силу 01.06.2021);
Конвенция ООН о правах ребенка (от 20.11.1989);
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изм. и доп. в ред. от 05.04.2021);
Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (в ред. от 30.12.2020);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29.05.2015 N 996-р;
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726;
Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р;
Концепция дополнительного образования детей 2020 - 2030 годы;
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
Письмо Минобразования РФ от 21.06.2001 N 480/30-16 "О методических рекомендациях по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях".
1.2. Содержательные характеристики Программы
Программа развития воспитания в Республике Калмыкия на период до 2025 года является программным документом в области региональной воспитательной политики, определяющим приоритетные направления для разработки программ и планов воспитательной работы в системе общего, профессионального, дополнительного образования Республики Калмыкия.
Цель Программы:
Определение эффективных подходов и направлений совершенствования и развития воспитательной работы с обучающимися в системе образования Республики Калмыкия, обеспечивающей успешную социализацию детей и молодежи на основе базовых и этнокультурных ценностей, с учетом современной социокультурной ситуации.
Задачи Программы:
создание условий для объединения усилий общественных институтов, семьи по воспитанию обучающихся;
создание единой системы воспитания, интегрирующей в себе все уровни и инфраструктуру организаций общего, профессионального и дополнительного образования;
создание системы социально-педагогической поддержки успешной социализации детей и молодежи, их нравственного самоопределения и полноценного саморазвития, в том числе детей из малообеспеченных, неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
обеспечение взаимодействия образовательных организаций разных уровней с семьей, способствующей созданию единой образовательной среды;
формирование социокультурной инфраструктуры, способствующей успешной социализации обучающихся на основе использования воспитательного потенциала образовательных, культурных, спортивных, научных и других организаций республики;
повышение качества организации воспитательного процесса в образовательных организациях с учетом личностных потребностей и интересов детей и молодежи;
создание условий для успешной профориентационной работы, способствующей укреплению у обучающихся мотивации к общему и профессиональному обучению, к саморазвитию в обществе и в профессии.
Методологической основой Программы является ряд подходов:
Системно-деятельностный подход основывается на воспитании и развитии качеств личности, отвечающих современным требованиям, осуществляется посредством деятельности различных форм общения и дает ожидаемый эффект при наличии системы воспитательной работы. С точки зрения такого подхода система воспитания насыщена разнообразными видами и формами конструктивной деятельности обучающихся, способствующих приобретению жизненного опыта в поликультурном обществе.
Аксиологический подход предполагает ценностное, духовно-практическое освоение действительности, определенное отношение к жизненным реалиям, основанным на взаимоотношениях людей с учетом их личностных, национальных особенностей, потребностей, интересов, ценностных ориентаций. Региональная система образования Республики Калмыкия и ее социокультурное окружение зависят от этнокультурного компонента, поэтому данный подход может превалировать над всеми другими задач воспитания.
Личностно-ориентированный подход строится на отношении педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Личностно-ориентированный подход оказывает помощь ребенку в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых форм самоопределения, самореализации и самоутверждения. Осуществление такого подхода педагогом помогает ему видеть личностные качества в воспитаннике, понять его и строить с ним диалог в форме обмена интеллектуальными, моральным, эмоциональными и социальными ценностями. Ни одно мероприятие с воспитанниками не может быть организовано и проведено без учета интереса детей. Немаловажным фактором построения воспитательных взаимоотношений является необходимость учета возрастных особенностей. В этнической среде воспитания народов, проживающих на территории Республики Калмыкия, существует возрастная специфика воспитания и социализации личности.
Компетентностный подход основывается на формировании у обучающихся компетенций, обеспечивающих возможность успешной социализации, интеграции их в общество. Данный подход устанавливает прочную взаимосвязь между теоретическими знаниями и практической деятельностью. Он требует использования полученных знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Ожидаемые результаты Программы развития воспитания:
создание обновленной, эффективной воспитательной системы в образовательных организациях республики для обеспечения духовно-нравственного, личностного развития, продуктивного досуга обучающихся, реализации их творческих способностей, формирования патриотизма, гражданского самосознания, общей культуры, здорового образа жизни, профессионального самоопределения;
распространение и освоение эффективного воспитательного опыта образовательных организаций, организаций дополнительного образования детей республики;
создание и функционирование системы социально-педагогического партнерства;
повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;
повышение эффективности взаимодействия системы общего и дополнительного образования в воспитании детей;
повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей;
обеспечение возможности для всех категорий детей удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;
внедрение в детскую среду позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии и снижение уровня негативных социальных явлений, уровня антиобщественных проявлений со стороны детей;
развитие и поддержку социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений;
развитие интереса обучающихся к историческому и культурному наследию титульной нации и народов, проживающих на территории Республики Калмыкия;
повышение уровня информационной безопасности.
Разработчики Программы: Министерство образования и науки Республики Калмыкия, бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Калмыкия "Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования.
Адресаты Программы:
органы управления образованием регионального и муниципального уровней;
руководители, педагогические работники и обучающиеся образовательных организаций общего, среднего профессионального и дополнительного образования республики;
родители (законные представители) обучающихся образовательных организаций;
органы государственно-общественного управления образованием.
2. Анализ системы воспитания в Республике Калмыкия как основы реализации Программы развития воспитания
Республика Калмыкия - субъект Российской Федерации, расположенный на юго-востоке европейской части России и входит в состав Южного федерального округа. Калмыкия - многонациональная и многоконфессиональная республика, на территории республики проживают представители более 40 этносов, калмыки составляют 56,2%, русские - 29,6%. Республика располагает богатейшим историко-культурным наследием.
В регионе существуют серьезные демографические вызовы - снижение рождаемости, рост численности граждан старшего возраста и миграции экономически активного населения.
В республике накоплен положительный опыт деятельности детских общественных объединений - региональное отделение Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" и Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения "ЮНАРМИЯ" и др. Развивается кадетское образование, которое решает задачи формирования гражданственности и национального самосознания.
Инфраструктура воспитания в республике представлена системой учреждений, организаций и служб, деятельность которых направлена на организацию и осуществление воспитания детей и молодежи, защиту их гражданских прав и свобод, охрану их жизни и здоровья: создание условий для успешной жизнедеятельности, обучения, воспитания, развития личности и адаптации в социуме.
2.1. SWOT-анализ существующей региональной системы воспитания
Сильные стороны системы воспитания: Внимание органов власти к проблеме формирования человеческого потенциала. Объединение усилий государства, общественных институтов и педагогического сообщества вокруг вопросов образования. Наличие у населения понимания и положительного отношения к системе воспитания средствами образования. Наличие развитой инфраструктуры (учреждения культуры, физкультурно-оздоровительные комплексы, организации дополнительного образования и т.д.). Организация детских общественных движений. Организация государственно-конфессионального сотрудничества в области духовно-нравственного воспитания. Опыт разработки региональных программ и проектов в области воспитания. Развитая национальная и этнокультурная составляющая системы воспитания |
Слабые стороны системы воспитания: Несбалансированность инфраструктуры системы дополнительного образования (наличие малокомплектных школ, отдаленность услуг дополнительного образования в сельской местности). Необходимость в усовершенствовании психолого-педагогического сопровождения процесса воспитания. Отсутствие эффективных механизмов стимулирования педагогических работников, руководителей образовательных организаций по результатам воспитания и дополнительного образования. Недостаточная координация деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, образовательных и общественных организаций, бизнес-сообществ по вопросам воспитания детей и молодежи |
Возможности системы воспитания: Готовность государственных и общественных структур. Бизнес-сообщества к активному взаимодействию в вопросах повышения качества воспитания. Интеграция образовательного пространства на всех его уровнях. Развитие новых форм обучения и воспитания, позволяющих оптимизировать затраты, повысив при этом качество и конкурентоспособность выпускников. Практическое внедрение информационно-коммуникативных технологий в воспитательный процесс. Выстраивание системы воспитательной работы на основе исторического и этнокультурного компонента |
Угрозы системы воспитания: Несовершенство нормативного правового сопровождения системы воспитания. Недостаточно высокий уровень стимулирования воспитательной деятельности на уровне образовательных организаций. Старение педагогических кадров, кадровый дисбаланс по возрастным группам на всех уровнях образования. Недостаточное финансирование мероприятий по воспитанию детей и молодежи в системе общего и среднего профессионального образования. Отсутствие подходов по воспитанию в условиях виртуальной реальности |
2.2. Инфраструктура воспитания
Воспитательный процесс в Республике Калмыкия осуществляется на всех уровнях образования во взаимодействии с образовательными организациями культуры и спорта.
В инфраструктуре образования Республики Калмыкия насчитывается 173 образовательных организаций:
162 общеобразовательные организации, в том числе из них: 3 - частные, 4 - коррекционные школы-интерната, 2 - санаторные школы-интерната, 1 - школа-интернат для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
111 организаций дошкольного образования, из них 2 частные;
42 организации дополнительного образования в сфере образования;
11 организаций среднего профессионального образования;
2 организаций высшего профессионального образования, в том числе 1 филиал;
162 спортивных зала на базе 162 образовательных организаций;
162 спортивные площадки;
5 сезонных летних оздоровительных лагерей;
167 музеев (85 паспортизированных, вошедших во Всероссийский реестр школьных музеев);
803 творческих объединения различной направленности (спортивные, естественно-научные, социально-педагогические, художественные, туристско-краеведческие) посещают более 15628 детей.
В республике активно развивается Российское движение школьников, зарегистрировано 35 первичных отделений РДШ, в которых 1532 активиста.
На территории республики осуществляют свою деятельность 1 республиканский учебно-методический Центр военно-патриотического воспитания "Авангард", который проводит мероприятия патриотической направленности с более 10000 гражданами. В 4 общеобразовательных организациях в казачьих классах обучаются 452 кадета.
В республике в целях развития Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения функционируют отряды "ЮНАРМИЯ". В отрядах юнармейцев состоят, более 2000 школьников. Данное направление реализуется Министерством образования и науки Республики Калмыкия совместно с Министерством спорта и молодежной политики Республики Калмыкии.
2.3. Анализ кадровых ресурсов
Развитие кадрового потенциала, в части воспитательной компетентности педагога, повышение престижа профессий педагога, воспитателя является приоритетными направлениями Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года.
В области воспитания и социализации детей в республике работают 2510 педагога, из них 97 педагогов дополнительного образования.
Наблюдается дефицит специалистов дополнительного образования, педагогов-психологов, инструкторов по физической культуре, учителей логопедов, старших вожатых потребность прохождения курсов профессиональной переподготовки.
Анализ кадрового ресурса в системе образования Республики Калмыкия в части воспитания и социализации показывает укомплектованность кадрами, работающих в области воспитания, однако в рамках модернизации системы педагогического образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов остро стоит необходимость обеспечить содержания воспитательной деятельности вызовами современного общества. Необходимо создавать условия и способствовать постоянному повышению квалификации педагогов для получения высоких качественных результатов. Необходима нацеленность каждого педагога на профессиональный рост.
3. Основные механизмы реализации Программы
Реализация Программы осуществляется в рамках следующих основных направлений:
- нормативно-правовое направление - разработка нормативной базы, определяющей механизмы реализации Программы с учетом региональной специфики и этнокультурного многообразия Республики Калмыкия в соответствии с государственной образовательной политикой;
- организационно-управленческое направление - организация межведомственного и сетевого взаимодействия по разработке и реализации моделей социально-педагогической поддержки воспитания обучающихся, проведение воспитательных, физкультурно-спортивных, культурно-досуговых и других мероприятий, способствующих успешной социализации детей и молодежи; создание регионального координационного центра при Министерстве образования и науки Республики Калмыкия по осуществлению мониторинга воспитательной деятельности, использование ресурсов независимой оценки качества в сфере воспитания и дополнительного образования детей; расширение взаимодействия в системе отношений в системе отношений "семья - система образования";
- кадровое направление - разработка и реализация программ подготовки, повышения квалификации, профессиональной переподготовки кадров, работающих в сфере воспитания обучающихся, освоение позитивного опыта воспитательной деятельности на региональном, муниципальном уровнях, пополнение банка лучших инновационных воспитательных практик; распространение лучших практик организации воспитания детей и молодежи;
- информационно-просветительское направление - организация информационной поддержки мероприятий Программы с привлечением региональных ресурсов (СМИ, интернет-сайтов или страниц сайтов образовательных организаций, вебинаров, форумов и т.д.);
- мониторинговое направление - создание системы мониторинга и экспертизы эффективности комплекса мер по реализации Программы. Реализация механизмов направлена на решение следующих ключевых воспитательных задач в системе образования в Республике Калмыкия:
1. формирование духовно-нравственных качеств: духовное и нравственное развитие обучающихся на основе формирования адекватной самооценки, понимания смысла своей жизни, ответственного поведения;
развитие нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять самоконтроль, предъявлять требования к выполнению моральных норм, давать нравственную оценку собственным поступкам и поступкам других;
2. формирование гражданского самосознания и патриотизма: формирование чувства личной ответственности за Отечество перед прошлым, настоящим и будущим поколениями, социальной солидарности;
осознание ценности других людей, независимо от национальной принадлежности, ценности человеческой жизни, утверждение нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, выработка умения им противодействовать;
3. формирование личности с активной жизненной позицией:
- формирование активной гражданской позиции, готовности критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- утверждение ценности осознанности поступков и действий на основе морального выбора, принятия ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- утверждение ценности трудолюбия, бережливости, жизненного оптимизма, способности к преодолению трудностей, готовности к здоровой конкуренции.
4. формирование семейного воспитания:
содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;
5. приобщение детей к культурному наследию:
- эффективное использование уникального российского и регионального культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального;
- воспитание уважение к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих на территории республики;
- повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий;
- создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.
6. трудовое воспитание, профориентация, профессиональное самоопределение:
воспитание уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям, формирование предпринимательских навыков и развитие экономической культуры;
содействие профессиональному самоопределению, вовлечение в социально значимую, профориентационную деятельность;
7. формирование личности с высоким уровнем экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:
- формирование ценностного отношения к жизни во всех ее проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- создание здоровьеформирующего образовательного пространства, способствующего обучению и воспитанию личности человека, обладающего потребностью в здоровом образе жизни, существующего в гармонии с самим собой, обществом, природным окружением, а также способного научить других людей сохранять, укреплять и восстанавливать здоровье;
- создание научно обоснованных санитарно-гигиенических условий и соответствующей материально-технической базы функционирования образовательной организации, способствующих сохранению, восстановлению и укреплению здоровья;
- формирование осознанного отношения каждого субъекта образовательного процесса к приоритету здоровья в жизни человека;
8. популяризация научных знаний среди детей:
- воспитание у обучающихся любви к малой Родине через изучение ее природы, культурно-исторического наследия и экономики, формирование готовности и стремления к их сохранению и приумножению;
- содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей; создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
4. Оценка и контроль эффективности реализации Программы
Оценка и контроль эффективности реализации Программы осуществляются на основе следующих индикаторов и показателей:
1. Реализация программ, направленных на воспитание и социализацию обучающихся;
2. Проведение мероприятий, направленных на развитие системы воспитания обучающихся: формирование патриотизма, приобщения к культурному наследию и развития их личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры;
3. Подготовка кадров и расширение компетенций педагогических работников по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся;
4. Развитие добровольчества (волонтерства) и детских общественных объединений (РДШ, Юнармия, ЮИД и др.) среди обучающихся муниципальных районов Республики Калмыкия;
5. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.