Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму
Обзор
вопросов, рассмотренных на заседании совета по методическому обеспечению бюджетного (бухгалтерского) учета при Министерстве экономики и финансов Московской области, состоявшемся 25 ноября 2021 года
1. Проблемные вопросы бюджетного (бухгалтерского) учета при реорганизации учреждений бюджетной сферы.
Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими реорганизацию учреждений бюджетной сферы, являются:
1) Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ):
пункт 1 статьи 57 ГК РФ (к реорганизации юридического лица относится слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование);
статья 61 ГК РФ (ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам);
2) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ):
в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона N 402-ФЗ (особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица) реорганизуемое юридическое лицо составляет последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность на дату, предшествующую дате государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица);
последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица);
статьей 17 Федерального закона N 402-ФЗ установлено, что последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность ликвидируемого юридического лица составляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) либо арбитражным управляющим, если юридическое лицо ликвидируется вследствие признания его банкротом;
3) Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н (далее - Инструкция N 191н) (раздел VI);
4) Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 N 33н (далее - Инструкция N 33н) (раздел III);
5) письмо Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 10.08.2012 N 02-0309/3124, N 42-7.4-05/5.1-454;
6) письмо Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 03.09.2012 N 02-0309/3502, N 42-7.4-05/5.3-515.
В соответствии с п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации к реорганизации юридического лица относится слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Порядок действий организации (учреждения) при ликвидации, изменении типа, передаче в собственность другого публично-правового образования во многом аналогичен реорганизации, но имеет отдельные особенности.
Ст. 7 Закона N 402-ФЗ определено, что руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Таким образом, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности в случае реорганизации, как и в случае текущей деятельности, осуществляется главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое в соответствии с законодательством возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета.
Особенности формирования и представления бюджетной отчетности в случае проведения реорганизации, ликвидации (упразднения) установлены положениями п. 275 - 287 Инструкции N 191н.
Данные, отраженные в отчетности реорганизуемого учреждения, должны быть подтверждены инвентаризацией активов и обязательств. Указанное требование также содержат положения п. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ.
При этом при проведении инвентаризации в случае реорганизации в форме присоединения в состав инвентаризационной комиссии целесообразно включать представителей учреждения-правопреемника.
Реорганизуемое учреждение обязано также сформировать пакет документов, на основании которых осуществляется передача учреждению-правопреемнику активов и обязательств, числящихся у реорганизуемого учреждения на дату реорганизации (далее - Передаточный акт).
Порядок оформления Передаточного акта, а также состав лиц, ответственных за его оформление, утверждаются локальными правовыми актами реорганизуемого учреждения. Передаточный акт подписывается учреждением-правопреемником и реорганизуемым учреждением. Учреждение-правопреемник принимает активы и обязательства, кассовые и фактические расходы реорганизованного учреждения на основании Передаточного акта и отражает их на дату окончания реорганизации в главной книге и регистрах бухгалтерского учета, а также в бухгалтерской (бюджетной) отчетности с начала года. При этом в состав документов, передаваемых учреждению-правопреемнику, должны быть включены формы бюджетной (бухгалтерской) отчетности, которые составляются при реорганизации.
В соответствии с п. 281 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), принятие к учету нефинансовых и финансовых активов, расчетов по обязательствам, финансового результата по Передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, выделения, при изменении типа казенного учреждения на бюджетное или автономное либо при изменении типа бюджетного или автономного учреждения на казенное отражается учреждением-правопреемником с применением счета 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами".
Последняя бюджетная отчетность составляется в случае проведения реорганизации (слияние, присоединение, разделение) и ликвидации (упразднения) на основе утвержденного ликвидационного баланса, а в случае его отсутствия - на основе утвержденного промежуточного ликвидационного баланса, и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса (промежуточного ликвидационного баланса) до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о реорганизации (ликвидации) юридического лица.
Последняя бюджетная отчетность включается при реорганизации в форме слияния, присоединения в консолидированную бюджетную отчетность, формируемую по периметру консолидации, в который входит созданный в результате реорганизации субъект бюджетной отчетности, или включающему субъект бюджетной отчетности, к которому присоединяется реорганизуемый (ликвидируемый) субъект бюджетной отчетности. При этом субъекту(ам) консолидированной отчетности, в чей периметр консолидации входил(ли) реорганизуемый(ые) (ликвидируемый(ые) субъект(ты) бюджетной отчетности, представляются Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173), отражающие уменьшение остатков на начало последнего отчетного года по коду причины изменений вступительного баланса "01 - реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование), ликвидация субъекта бюджетной отчетности, изменение типов государственных (муниципальных) учреждений на начало финансового года, изменение подведомственности государственных (муниципальных) учреждений" с одновременным отражением информации в разделе 2 "Изменение в связи с реорганизацией" с учетом требований п. 170 Инструкции N 191н.
При реорганизации в форме разделения, а также при ликвидации (упразднении) последняя бюджетная отчетность включается в консолидированную бюджетную отчетность, формируемую по периметру консолидации, в который входил реорганизуемый (ликвидируемый) субъект бюджетной отчетности.
Последняя бюджетная отчетность представляется вышестоящему субъекту консолидированной отчетности, в ведении которого находился реорганизуемый (ликвидируемый) субъект бюджетной отчетности до принятия решения о его реорганизации (ликвидации), или органу исполнительной власти, принявшему решение о его реорганизации (ликвидации).
Утвержденная субъектом консолидированной отчетности или органом исполнительной власти, принявшим решение о реорганизации (ликвидации) субъекта бюджетной отчетности, последняя бюджетная отчетность представляется субъекту консолидированной отчетности по новой ведомственной подчиненности.
Главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной подчиненности реорганизуемого субъекта бюджетной отчетности на основании его утвержденной бюджетной отчетности формирует Сведения (ф. 0503173) на изменение валюты баланса на начало отчетного финансового года, за исключением реорганизации, проведенной внутри ведомственной структуры главного распорядителя бюджетных средств.
Особенности формирования и представления бухгалтерской отчетности в случае проведения реорганизации или ликвидации государственного (муниципального) бюджетного (автономного) учреждения, а также при принятии в течение финансового года решения об изменении его типа в целях создания государственного (муниципального) казенного учреждения установлены положениями п. 77 - 82 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 N 33н.
Бухгалтерская отчетность представляется учредителю, в ведении которого находился реорганизуемый (преобразуемый) либо ликвидируемый субъект отчетности до принятия решения о его реорганизации (изменении типа) либо ликвидации, и органу исполнительной власти, принявшему решение о его реорганизации (изменении типа), ликвидации.
Утвержденная учредителем или органом исполнительной власти, принявшим решение о реорганизации (ликвидации) учреждения, бухгалтерская отчетность представляется органу власти по новой в результате реорганизации учреждения ведомственной подчиненности.
При принятии решения о реорганизации бюджетного (автономного) учреждения в форме присоединения, слияния или разделения с сохранением объема подлежащих оказанию (выполнению) государственных услуг (работ) учредителю и подведомственному(ым) учреждению(иям) необходимо руководствоваться положениями совместного письма Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 28.04.2017 N 09-07-08/26557, N 07-04-05/05-392, соответственно.
При передаче государственного (муниципального) бюджетного (автономного) учреждения в собственность другого публично-правового образования главный распорядитель бюджетных средств - учредитель, в ведении которого находилось передаваемое учреждение, производит передачу согласно Извещению (ф. 0504805) показателей вложений в особо ценное и недвижимое имущество учреждения (входящих остатков на 1 января текущего года - межотчетным периодом, а также оборотов с начала года до даты реорганизации - методом "красное сторно"), отраженных на счете 1 204 33 000 "Участие в государственных (муниципальных) учреждениях", главному распорядителю средств бюджета - учредителю, в ведение которого передается учреждение.
Передаваемое государственное (муниципальное) бюджетное (автономное) учреждение:
составляет промежуточную бухгалтерскую отчетность на начало проведения процедуры передачи в объеме форм, установленных для отчетности при реорганизации (изменении типа) или ликвидации, и представляет ее главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находилось передаваемое учреждение;
составляет Акт приемки-передачи передаваемых финансовых, нефинансовых активов и обязательств;
составляет последнюю (окончательную) бухгалтерскую отчетность на дату передачи в объеме форм, установленных для отчетности при реорганизации (изменении типа) или ликвидации, и представляет ее главному распорядителю бюджетных средств - учредителю, в ведении которого находилось передаваемое учреждение, и главному распорядителю бюджетных средств - учредителю, в ведение которого передано учреждение.
При изменении типа учреждения следует руководствоваться:
Методическими рекомендациями по порядку отражения в бухгалтерском учете входящих остатков по активам, обязательствам и финансовым результатам при принятии решения о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа, доведенные письмом Министерства финансов Российской Федерации от 25.04.2011 N 02-06-07/1546;
Методическими рекомендациями по порядку отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности операций с активами, обязательствами и финансовым результатом при принятии решения в течение финансового года о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа, доведенные письмом Министерства финансов Российской Федерации от 22.12.2011 N 02-06-07/5236.
В силу указанных Рекомендаций перевод остатков по счетам при изменении типа учреждения осуществляется на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) с применением:
счета 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" - если переход осуществляется в течение финансового года;
счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" - с начала финансового года.
2. Отдельные вопросы внедрения федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Нематериальные активы", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.11.2019 N 181н (далее - Стандарт "Нематериальные активы").
С 1 января 2021 года осуществляется внедрение Стандарта "Нематериальные активы".
Методические рекомендации доведены письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.11.2020 N 02-07-07/104384 "О направлении Методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Нематериальные активы". В дополнение к Методическим рекомендациям по применению Стандарта "Нематериальные активы" направлено письмо Министерства финансов Российской Федерации от 02.04.2021 N 02-07-07/25218 по отражению операций при переходе на указанный стандарт.
С целью перехода на применение Стандарта "Нематериальные активы", отражения указанных объектов в составе балансовых счетов рабочего плана счетов субъекту учета необходимо обеспечить:
проведение инвентаризации нематериальных активов, в отношении которых у субъекта учета при приобретении (создании) возникли исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив и оформить соответствующее решение инвентаризационной комиссии либо комиссии по поступлению и выбытию активов. (Письмо Казначейства России от 29.04.2021 N 07-04-05/08-10062 "О применении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Нематериальные активы");
признание объектов бухгалтерского учета, ранее не признававшихся в составе нематериальных активов и (или) отраженных на забалансовом учете, в составе группы нефинансовых активов "Нематериальные активы".
С 1 января 2021 года неисключительные права (права пользования в соответствии с лицензионными договорами) со сроком полезного использования более 12 месяцев подлежат учету на балансовом счете 111 60 000 "Права пользования нематериальными активами".
Документами учетной политики необходимо установить следующие положения ведения бухгалтерского учета объектов нематериальных активов:
порядок определения стоимостных оценок нематериальных активов, полученных в результате необменных операций;
принятые организацией сроки полезного использования нематериальных активов;
применяемые способы амортизации объектов нематериальных активов или групп объектов нематериальных активов;
особенности применения первичных (сводных) учетных документов (в том числе электронных) при отражении операций по объектам нематериальных активов;
порядок проведения инвентаризации объектов нематериальных активов.
Особое внимание следует уделить учету официальных сайтов учреждений.
В соответствии со ст. 1225 ГК РФ к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности относятся, в том числе:
программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
базы данных.
Понятие "сайт" дано в Федеральном законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Сайт в сети "Интернет" - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет".
В целях учета необходимо определить: кто является правообладателем сайта, какой вид права имеется у учреждения на свой интернет-сайт.
ГК РФ устанавливает три вида прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности:
исключительное право (право пользования и право распоряжения);
право пользования на основании исключительной лицензии;
право пользования на основании неисключительной лицензии.
Если интернет-сайт создан на основании договора необходимо определить его стоимость и учесть, возможно даже на отдельных аналитических счетах (программное обеспечение и базы данных).
Необходимо проанализировать документы, подтверждающие принадлежность учреждению сайта и его право пользования им: договор на разработку, обслуживание и сопровождение интернет-сайта с приложением ключей, паролей, актов выполненных работ, сертификата правообладателя.
При ведении учета государственных информационных систем необходимо учитывать требования пункта 5 статьи 4 Закона Московской области N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации" устанавливающим, что мероприятия по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации государственных информационных систем Московской области, информационных технологий и телекоммуникационных сетей реализуются органами государственной власти Московской области по согласованию с органом, уполномоченным в сфере информационных технологий, с учетом приоритетных направлений государственной политики в сфере информационных технологий и связи.
В соответствии со ст. 3 Закона Московской области от 21.06.1999 N 33/99-ОЗ "О реестре имущества, находящегося в собственности Московской области" государственные информационные системы Московской области являются объектами учета в реестре областной собственности.
В соответствии с постановлением Губернатора Московской области от 02.03.2010 N 21-ПГ "Об учете и регистрации информационных систем Московской области" автоматизированные информационные системы подлежат учету в Реестре информационных систем Московской области, оператором которого является Министерство государственного управления, информационных технологий и связи Московской области. Учету, регистрации и актуализации подлежат информационные системы любой тематической направленности, функционального назначения и структуры.
3. Обзор изменений в нормативные правовые акты по составлению бюджетной (бухгалтерской) отчетности за 2021 год, в 2022 году.
В Инструкцию N 33н приказом Минфина России от 02.11.2021 N 170н внесены изменения в части отчетности за 2021 год.
По Инструкции N 191н на сегодняшний день имеется только проект приказа изменений, который с большой вероятностью будет сильно отличаться от конечной редакции.
Вместе с тем, основные направления изменений уже понятны.
В части бюджетной (бухгалтерской) отчетности за 2021 год устанавливается следующее.
В Балансы (ф. 0503130, ф. 0503120, ф. 0503230, ф. 0503730, ф. 0503830) добавлена строка 436 "Резерв под снижение стоимости материальных запасов".
В Справке (ф. 0503125) счета 40140 детализируются на 140141151, 140149151, 140141161, 140149161.
Изменена структура Сведений (ф. 0503168, ф. 0503768) в части дополнения показателями: основных средств - иного движимого имущества учреждения в пути; резерва под снижение стоимости материальных запасов; нематериальных активов (включая амортизацию); обесценения прав пользования нефинансовыми активами; прав пользования нематериальными активами (включая амортизацию); обесценения прав пользования нематериальными активами; вложений в права пользования нематериальными активами.
В соответствие с планом счетов приведены счета обесценения непроизведенных активов, а также вложений в непроизведенные активы концедента.
В Отчете (ф. 0503123, ф. 0503723) уточнен порядок формирования строки 2900 "Выбытия за счет операций с активами" (КОСГУ 270). Выбытия денежных средств по операциям с активами (в части недостач денежных средств), отражается в положительном значении при выбытии денежных средств в результате выявленных недостач, в отрицательном значении - при поступлении денежных средств в результате возмещения ущерба по недостачам денежных средств.
Изменена структура Сведений (ф. 0503190, ф. 0503790). Из формы удалены коды строк, добавлена графа "Статус объекта на начало года".
В настоящее время отражению подлежат не только показатели по счетам 10611000 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество", но и по счетам 10651000 "Вложения в недвижимое имущество государственной (муниципальной) казны", а также 10691000 "Вложения в основные средства в концессии".
Добавлены новые статусы объектов "06 - проведение проектно-изыскательских работ и разработка проектно-сметной документации", а также "29 - передача объекта незавершенного строительства казенному учреждению (получателю бюджетных средств), подведомственному другому главному распорядителю бюджетных средств одного бюджета", новая целевая функция "13 - консолидируемые расчеты".
Учитывая данные изменения, меняется порядок составления Сведений (ф. 0503190) в целях исключения взаимосвязанных оборотов (консолидации).
Министерством финансов Российской Федерации уточняются сроки представления Справок (ф. 0503125) за 2021 год, в связи с чем, срок их представления в Министерство экономики и финансов Московской области (далее - МЭФ Московской области) в 2022 году установлен с 27 по 31 января.
МЭФ Московской области разработана структурированная текстовая часть Пояснительной записки к балансу бюджетных и автономных учреждений (ф. 0503760) и направлена субъектам отчетности для анализа в целях ее корректировки по поступающим замечаниям. Также доработана текстовая часть Пояснительной записки (ф. 0503160) с учетом внедрения с 1 января 2021 года новых федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов. Дополнительно разработаны приложения к Пояснительной записке "Информация о затратах по заимствованиям", "Информация о нематериальных активах", "Информация о связанных сторонах", "Информация о финансовых инструментах". Данные материалы также направлены субъектам отчетности для анализа.
В части бюджетной (бухгалтерской) отчетности, составляемой и представляемой с 2022 года, внесены следующие изменения.
В Балансы (ф. 0503130, ф. 0503120, ф. 0503230, ф. 0503730, ф. 0503830) добавляется строка 110 "Биологические активы", строка 155 "Затраты на биотрансформацию", забалансовый счет 49 "Не признанный финансовый результат объекта инвестирования".
В Отчет (ф. 0503121, ф. 0503721) также вводятся показатели, раскрывающие информацию о биологических активах, биотрансформации.
Отчет (ф. 0503123, ф. 0503723) дополняется строками 0410 (КОСГУ 12К - доходы от концессионной платы), 2704-2706 (КОСГУ 254, 255, 256 - расходы капитального характера) в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.09.2021 N 133н, которым внесены изменения в приказ Министерства финансов Российской Федерации N 209н "Об утверждении порядка применения КОСГУ". Соответственно в Справку (ф. 0503125) вводятся дополнительные счета 20654561, 20654661, 30254831, 20654000, 30254000, 40120254.
В соответствии с применением с 1 января 2022 года федерального стандарта бухгалтерского учета от 30.10.2020 N 255н "Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность" в периметр консолидации включаются также взаимоотношения с бюджетными (автономными) учреждениями, в связи с чем кардинально меняется план счетов в части консолидируемых расчетов.
4. Организация работы по снижению объемов затрат на капитальные вложения в объекты незавершенного строительства (далее - ОНС) и их количества в Московской области.
Несмотря на положительную динамику снижения объема капитальных вложений в ОНС и их количества по сравнению с началом 2021 года, ситуация с незавершенным строительством в Московской области остается нерешенной:
по состоянию на 1 июля 2021 года отсутствуют какие-либо изменения по сравнению с началом года по очень многим объектам, как правило, наиболее проблемным;
большинство вложений в разработку проектно-сметной документации в первом полугодии 2021 года для дальнейшей реализации инвестиционных проектов застройщикам (техническим заказчикам) объектов капитального строительства не передавались;
на балансах отражен значительный объем вложений в разработку проектной документации, потерявшей актуальность и требующей принятия решения о списании;
значительно завышены объемы вложений в ОНС в Московской области из-за длительных сроков подготовки документов для государственной регистрации на объекты, которые фактически уже введены в эксплуатацию, но не зарегистрированы, из-за чего не могут быть приняты на баланс в качестве объектов недвижимого имущества;
высокая доля объема капитальных вложений в ОНС государственной (муниципальной) собственности Московской области, строительство которых ведется более 5-10 лет, а также строительство которых приостановлено либо законсервировано;
в ходе камеральной проверки представленной бюджетной и бухгалтерской отчетности отмечались многочисленные случаи последующего кардинального изменения субъектами отчетности пояснений и примечаний по ОНС, что свидетельствует об отсутствии во многих государственных (муниципальных) учреждениях, ЦИОГВ, ОМСУ принятых решений по многим, как правило, наиболее проблемным объектам.
В целях обеспечения единого подхода к принятию решений о списании затрат в объекты капитального строительства государственной собственности Московской области МЭФ Московской области разработаны и утверждены постановлением Правительства Московской области от 20.10.2021 N 1038/37 соответствующие Правила принятия решений о списании затрат, произведенных по прекращенному и (или) неосуществленному строительству объектов капитального строительства государственной собственности Московской области, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств бюджета Московской области. В соответствии с данным постановлением Министерству имущественных отношений Московской области в 2-месячный срок необходимо обеспечить внесение изменений в Порядок списания имущества, находящегося в собственности Московской области, утвержденный постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 228/8 "О Порядке списания имущества, находящегося в собственности Московской области", в части ведения механизма списания объектов незавершенного строительства, право собственности Московской области на которые оформлено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях организации работы по списанию с учета вложений в разработку проектной документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения, потерявшей актуальность, постановлением Правительства Московской области от 27.05.2021 N 414/7 утверждено Положение о признании документации по планировке территории нецелесообразной для утверждения, в соответствии с п. 5 которого на основании заключений заинтересованных органов и решения Градостроительного совета Московской области о нецелесообразности утверждения документации принимается решение о списании с учета вложений в нефинансовые активы.
Учитывая изложенное, МЭФ Московской области считает необходимым:
ЦИОГВ, государственным учреждениям Московской области провести инвентаризацию для определения произведенных затрат, подлежащих списанию, и на основании утвержденных Правил обеспечить до конца 2021 года списание затрат, произведенных по прекращенному и (или) неосуществленному строительству объектов капитального строительства государственной собственности Московской области, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств бюджета Московской области, в установленных случаях;
Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области, а также иным ЦИОГВ, ОМСУ, государственным (муниципальным) учреждениям Московской области обеспечить в возможно короткие сроки передачу соответствующим застройщикам (техническим заказчикам) объектов капитального строительства вложений в разработку проектно-сметной документации для дальнейшей реализации инвестиционных проектов;
Министерству строительного комплекса Московской области усилить работу с ЦИОГВ, ОМСУ, государственными (муниципальными) учреждениями в части выполнения ими ведомственных (муниципальных) планов поэтапного снижения объемов и количества объектов (затрат) незавершенного строительства, сформированных в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 03.12.2020 N 921/40 "Об организации работы по сокращению объемов и количества объектов незавершенного строительства, при строительстве которых были использованы средства бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и о внесении изменения в Положение о Министерстве строительного комплекса Московской области". Особого внимания требуют ОНС, по которым не предусмотрено финансирование в бюджете Московской области, бюджетах муниципальных образований Московской области, строительство которых ведется более 5-10 лет, строительство которых приостановлено либо законсервировано, по которым длительное время не происходит изменений;
уполномоченным ОМСУ муниципальных образований Московской области в целях организации работы по списанию затрат в объекты капитального строительства, реализация которых не представляется возможной, утвердить на муниципальном уровне правила принятия решений о списании затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства муниципальной собственности Московской области, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств бюджета муниципального образования Московской области, и провести работу по их списанию, в том числе в подведомственных муниципальных учреждениях;
уполномоченным ОМСУ муниципальных образований Московской области обеспечить контроль сроков подготовки документов для регистрации объектов недвижимого имущества, передачи другим хозяйствующим субъектам ОМСУ муниципальных образований, муниципальными казенными, бюджетными (автономными) учреждениями Московской области, на балансе которых находятся вложения в основные средства - недвижимое имущество, в целях обеспечения сокращения сроков принятия на баланс в качестве объектов недвижимого имущества уже фактически достроенных объектов.
5. Отражение в бюджетном учете и отчетности администраторов доходов бюджетов дебиторской задолженности по штрафам, подлежащим зачислению в местный бюджет по нормативу 50 процентов.
Единый порядок ведения бюджетного учета в органах государственной власти (государственных органах), органах местного самоуправления, казенных учреждениях, финансовых органах соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 162н).
Требования к формированию бюджетной отчетности, а также требования к ее составлению установлены Инструкцией N 191н.
Отчетность о результатах администрирования администраторами доходов, распределяемых между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, формируется по данным бюджетного учета, сформированным следующими бухгалтерскими записями.
1) Начисление доходов бюджетов администратором доходов, в том числе доходов, распределяемых и зачисляемых в иной бюджет бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется на основании первичных документов, подтверждающих возникновение права требования к плательщику денежных средств в доход соответствующего бюджета, и оформляется бухгалтерской записью начисление доходов отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 10 000 "Доходы текущего финансового года" (п. 78 Инструкции N 162н).
2) При зачислении указанных платежей на единый казначейский счет, открытый территориальным органам Федерального казначейства для распределения поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, администратором доходов на основании документов, представленных территориальными органами Федерального казначейства, оформляется бухгалтерская запись по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 210 02 000 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" (п. 91 Инструкции N 162н).
3) Поступление доходов, распределяемых между бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом в равных долях, администратор доходов отражает в бюджетном учете распределенные и зачисленные в иной бюджет бюджетной системы Российской Федерации по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 10 000 "Доходы текущего финансового года" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 210 02 000 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет" (пункты 78, 120 Инструкции N 162н).
4) Одновременно поступление распределенной части указанных доходов по факту зачисления на счет бюджета муниципального образования отражается финансовым органом по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 210 02 000 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 10 000 "Доходы текущего финансового года" в соответствующей доле (пункт 120 Инструкции N 162н).
При этом в случае зачисления в бюджет части распределяемых доходов по иным элементам бюджета (отличным от бюджета зачисления) отражение показателей по начислению (поступлению) таких распределенных доходов осуществляется в бюджетной отчетности об исполнении соответствующего местного бюджета на основании данных регистров бюджетного учета, формируемых финансовым органом бюджета зачисления части распределяемых доходов как администратором доходов бюджета.
Кроме того, в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации решение о возврате плательщику излишне уплаченных (взысканных) субъекту Российской Федерации платежей принимает администратор доходов бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия по администрированию доходов бюджета в соответствии с правовым актом главного администратора доходов бюджета.
В соответствии со статьями 40, 166.1, 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм осуществляется исходя из нормативов распределения поступлений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами (решениями) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Аналогичные разъяснения содержатся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 22.05.2020 N 02-07-10/47252.
Необходимо учесть требования Инструкции N 162н и настоящее разъяснение при определении порядка администрирования доходов бюджета Московской области органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области при осуществлении ими бюджетных полномочий администраторов доходов бюджета Московской области.
6. Отдельные вопросы по бюджетному (бухгалтерскому) учету в учреждениях бюджетной сферы.
1) По вопросу отражения в бухгалтерском учете учреждениями здравоохранения операций по передаче (возврату) объектов (дорог, асфальтовых покрытий и т.д.) в ГБУ МО "Мосавтодор" по договорам безвозмездного пользования.
Ответ: Договор безвозмездного пользования, заключенный между учреждениями здравоохранения и ГБУ МО "Мосавтодор" в целях проведения ремонта и улучшения передаваемого имущества, должен отражаться в учете в соответствии с требованиями СГС "Аренда". Исходя из условий договора, указанное имущество классифицируется как объект учета операционной аренды. Дороги остаются у учреждений на балансе на счете 101 xx 000, одновременно забалансовый сч. 25, у ГБУ МО "Мосавтодор" - сч. 111 00 000 "Права пользования", а также накапливаются вложения по улучшению качества дорог на сч. 106 11 000, которые передаются учреждениям извещением по окончании договора.
2) У учреждений на балансовых счетах имелись объекты недвижимости и земельные участки, которые до сих пор не поставлены на кадастровый учет. Необходимо ли снять данные объекты с балансового учета и на основании каких документов? На каком забалансовом счете их нужно учитывать?
Ответ:
Земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в т.ч. под объектами недвижимости), учитываются на счете 103 xx 000 по кадастровой стоимости. Основанием для постановки на учет служит документ (свидетельство), подтверждающий право пользования земельным участком (п. 71 Инструкции N 157н). Бухгалтерский учет земельных участков до регистрации права постоянного (бессрочного) пользования ведется на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" (разъяснение в письме Министерства финансов Российской Федерации от 24.04.2015 N 02-05-10/23911).
Балансодержателям совместно с ГРБС необходимо провести работу с Министерством имущественных отношений Московской области по постановке на кадастровый учет, оформлению государственной регистрации права оперативного управления по объектам недвижимого имущества, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в возможно короткие сроки.
3) На балансе учреждений на счетах 101 1x 000 числится имущество, право оперативного управления на которое не зарегистрировано, на кадастровом учете данное имущество тоже не стоит. Каким образом такое имущество снимать с балансового учета и как его учитывать дальше? Ситуация осложняется тем, что недвижимое имущество находится в расчетах с учредителем (счет 210 06 000).
Ответ: Балансодержателям совместно с ГРБС необходимо провести работу с Министерством имущественных отношений Московской области по постановке на кадастровый учет, оформлению государственной регистрации права оперативного управления по объектам недвижимого имущества в возможно короткий срок.
4) Ситуация по колледжу: на земельный участок есть распоряжение от Минимущества на бессрочное пользование, участок зарегистрирован в кадастре, но первичных учетных документов (акт и извещение) нет. У Минимущества этого участка в казне никогда не было, предыдущий владелец никому не известен. Как участок ставить на баланс?
Ответ: Основанием для постановки на учет служит документ (свидетельство), подтверждающий право пользования земельным участком (п. 71 Инструкции N 157н), а также Акт приема-передачи и извещение.
5) Какими операциями в бухгалтерском учете отразить безвозмездную передачу вложений в права пользования нематериальными активами (антивирус), приобретенных по централизованной закупке. Срок действия лицензии менее 12 месяцев. На какой счет учета в дальнейшем закрывается 106 6I 000?
Ответ: К нематериальным активам относятся права пользования в деятельности учреждения свыше 12 месяцев. Использование счета 106 6I 000 "Вложения в права пользования программным обеспечением и базами данных" в данной операции не допускается.
Безвозмездную передачу прав пользования нематериальными активами со сроком действия лицензии менее 12 месяцев следует отражать с применением счетов:
401 20 000 "Расходы текущего финансового года" в части расходов текущего года на приобретение лицензии;
401 50 000 "Расходы будущих периодов" в части расходов будущих периодов.
6) В какой период отразить в учете списание с забалансового счета 01 неисключительных прав со сроком на 01.01.2021 меньше 12 месяцев и не отраженных по счету 401 50 000 (полученных безвозмездно) в связи с вступлением в действие Стандарта "Нематериальные активы"?
Ответ: По аналогии с пунктом 1.2 письма Министерства финансов Российской Федерации от 02.04.2021 N 02-07-07/25218 расходы, отраженные до даты обязательного применения Стандарта "Нематериальные активы" (до 01.01.2021) на счете 401 50 000 "Расходы будущих периодов", на приобретение неисключительных прав срок полезного использования которых на 01.01.2021 составляет не более 12 месяцев (отраженных на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование") относятся на финансовый результат первым рабочим днем года применения Стандарта "Нематериальные активы". Т.е. первым рабочим днем с 01 забалансового счета неисключительные права списываются.
7) Как провести реклассификацию нематериальных активов, приобретенных до 01.01.2021 и имевших определенный срок полезного использования, при установлении им неопределенного срока полезного использования и в какой период?
Ответ: Анализ возможности установления срока полезного использования проводится ежегодно при проведении инвентаризации. Комиссия по поступлению и выбытию активов устанавливает срок исходя из предполагаемого периода использования нематериального актива или права на использование нематериального актива (неисключительного права) в деятельности учреждения. В случае установления срока полезного использования одновременно устанавливается и способ амортизации.
Начисление амортизации на объекты нематериальных активов, реклассифицированных в подгруппу с неопределенным сроком использования, учтенных на 01.01.2021 прекращается с 01.01.2021.
Начисленные за прошлые годы суммы амортизации списанию не подлежат.
В Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) производится уточнение информации об объектах нематериальных активов, реклассифицированных на 01.01.2021 как нематериальные активы с неопределенным сроком использования.
8) Возможен ли групповой учет на счете 111 6I 000 "Права пользования НМА", если на работу с программой представлены лицензии в количестве 100 шт.? Можно ли открыть карточку группового учета на одно наименование программы в количестве 100 штук, или надо открывать 100 инвентарных карточек?
Ответ: В случае, если учреждению передаются однотипные права пользования нематериальными активами, то возникающие в бухгалтерском учете учреждения объекты учета нематериальных активов, целесообразно рассматривать как группу однородных объектов учета нематериальных активов, установив особенности ведения группового учета в рамках формирования учетной политики учреждения (по аналогии с ведением группового учета объектов основных средств в Инвентарной карточке группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032).
9) Должны ли отражаться в ф. 0503190 "Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства" кассовые расходы по объекту незавершенного строительства, произведенные в форме авансовых платежей, отражаемые в бухгалтерском учете по счету 206 00 000 "Расчеты по авансам выданным", при условии что фактические расходы по счету 106 11 000 отсутствуют, а авансовые платежи есть?
Ответ: Инструкцией N 191н предусмотрено отражение в ф. 0503190 выданных авансов в графе 21 "Кассовые расходы" при отсутствующих фактических расходах по сч. 106 11 000 (графы 17 - 20 пустые).
10) Каким образом в ф. 0503190 "Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства" отразить объект незавершенного строительства, если проектно-изыскательские работы по объекту выполнены Администрацией городского округа и отражены в учете муниципальной казны по счету 106 51 000, а строительство объекта ведется организацией подведомственной Администрации округа (Управлением капитального строительства) и отражается в учете данной организации на счете 106 11 000?
Ответ: В ф. 0503190 предусмотрено отражение проектно-изыскательских работ и строительства в качестве двух отдельных объектов, учитывая, что проектно-изыскательские работы организации, занимающейся строительством, не передавались. При этом необходимо обеспечить отличие наименований объектов, а также наличие соответствующего пояснения в графе Примечание или текстовой части Пояснительной записки. Вместе с тем, необходимо провести работу по передаче проектно-изыскательских работ застройщику, так как фактически они используются для строительства объекта, и затраты на их разработку должны быть включены в стоимость конечного объекта.
11) Учреждение получает кровь от Станции переливания крови по счету 105 37 000. Нужно ли ее первоначально отражать в учете принимающей стороны на счете 105 37 000, а потом переносить на счет 105 31 000 или можно сразу отражать в учете на счете 105 31 000?
Ответ: Передача имущества оформляется Извещением (ф. 0504805), счет бухгалтерского учета, в котором должен соответствовать у отправителя и получателя. Исключением может являться взаимоотношение с казной.
12) Можно ли использовать проводку Дт 106 31 000 Кт 302 26 000, если расходы на монтаж кислородной станции были проведены по КОСГУ 226, при этом сама станция в учете отсутствует (в договоре закупка и монтаж). Можно ли учесть расходы по договору на монтаж кислородной станции с учетом ее приобретения по КОСГУ 310?
Ответ: Использование данной корреспонденции не допускается, так как кислородная станция является основным средством со сроком использования более 12 месяцев. Необходимо уточнить произведенные расходы.
13) К какому коду КОСГУ отнести расходы по договору на монтаж пожарной (охранной) сигнализации, если и работы и оборудование закупаются одним договором?
Ответ: В соответствии с ОКОФ (ОК 013-2014 (СНС 2008) пожарные извещатели относятся к группе 330.00.00.00.000 "Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты"; 330.26.30.50 "Устройства охранной или пожарной сигнализации и аналогичная аппаратура" (шестая амортизационная группа - имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет и до 15 лет включительно).
Расходы на закупку вышеуказанных пожарных извещателей рекомендуется производить по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.
14) Действием какого стандарта следует руководствоваться при отражении в учете договора со следующей преамбулой "Оказание услуг по предоставлению во временное пользование надлежащим образом обработанного мягкого инвентаря" и на каком счете учета отразить? Срок действия договора до 31.12.2021.
Ответ: По данному контракту федеральные стандарты по бухгалтерскому учету государственных финансов "Аренда", "Долгосрочные договоры" и иные стандарты не применяются, так как предметом договора являются услуги по предоставлению во временное пользование мягкого инвентаря.
15) Может ли быть отнесено к ОЦДИ имущество, приобретенное автономным или бюджетным учреждением, за счет доходов, полученных от осуществления в соответствии с уставом приносящей доход деятельности (КФО 2)?
Ответ: Имущество, приобретенное (полученное) бюджетным (автономным) учреждением, классифицируется как особо ценное в соответствии с критериями нормативного правового акта субъекта Российской Федерации (учредителя) независимо от того, за счет каких средств оно приобретено (получено). Но ОЦИ, числящееся на балансе до изменения типа учреждения, а также ОЦИ, приобретенное (полученное) за счет бюджетных средств (КФО 4, 5, 6), второй проводкой относится на расчеты с учредителем (Дт 401 10 172 Кт 210 06 66x). Аналогичная позиция содержится в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 18.09.2012 N 02-06-07/3798, от 13.01.2020 N 02-07-10/668.
16) Какой порядок отражения в регистрах бухгалтерского учета извещений в рамках централизованных поставок, оформленных в текущем году, подготовленных по документам приема-передачи, подписанным в прошлом отчетном периоде?
Ответ: Операции по передаче (получению) имущества с баланса на баланс учреждений отражаются в учете датой подписания извещения (с 2 сторон). До получения подписанного извещения:
у учреждения - заказчика - сч. 106 00 000, забалансовый сч. 05;
у учреждения - получателя - забалансовый сч. 22.
Если извещение подписано следующим годом, исправление ошибок прошлых лет не требуется.
17) Какую корреспонденцию ставить к счету 105 38 000 при переоценке товара, например, маски медицинские купили по 25 рублей, переоценили к реализации по 5 рублей?
Ответ: Материальные запасы, предназначенные для распространения за символическую плату либо реализации, на которые в течение отчетного периода нормативно-плановая стоимость (цена) для целей распоряжения (реализации) либо цена продажи снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного периода за вычетом величины указанного снижения - резерва под снижение стоимости материальных запасов. Резерв под снижение стоимости формируется в размере разницы между нормативно-плановой стоимостью (ценой) для целей распоряжения (реализации) (ценой продажи) материальных запасов и их балансовой стоимостью, если последняя выше текущей нормативно-плановой стоимости (цены) для целей распоряжения (реализации) (цены продажи) материальных запасов и относится на финансовый результат текущего отчетного периода (п. 32 СГС "Запасы").
Для учета резерва используется счет 0 114 8x 000 "Резерв под снижение стоимости материальных запасов". Отражение в бюджетном (бухгалтерском) учете операций по формированию и уменьшению резерва осуществляется в соответствии с пп. 27, 28, 41.4 Инструкции N 162н, пп. 42, 47, 67.9 Инструкций N 174н, 183н.
18) На каком счете необходимо учитывать себестоимость заготовки крови в отделениях переливания крови на счете 109 00 000 или 106 00 000?
Ответ: Если учреждение заготавливает кровь и ее компоненты для продажи или безвозмездной передачи другим организациям, первоначальная стоимость формируется на сч. 109 60 000 "Себестоимость".
Операции по заготовке донорской крови, использующейся для собственных нужд, отражаются с применением сч. 106 XX 000 "Вложения в матзапасы".
19) Работодатель оплачивает дни для ухода за ребенком-инвалидом и начисляет взносы, а потом все эти суммы возмещает ФСС. Как отразить в учете возмещаемые ФСС расходы на страховые взносы на оплату выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом (в письме Минфина указаны проводки только в части самой оплаты).
Ответ: Начисление задолженности ФСС России по возмещению расходов:
Дт 0 209 34 561, 0 303 XX 001
Кт 0 303 05 731
Если возмещение произведенных работодателем средств от ФСС России поступает в году, когда получателем средств произведены выплаты, то такие поступления отражаются как восстановление кассового расхода.
Если возмещение произведенных работодателем средств от ФСС России поступает в очередном году, то такие поступления отражаются как поступления средств прошлых лет и зачисляются по КОСГУ 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов".
20) В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 13 августа 2021 года N 02-06-10/66365 "Об оплате социального пособия на погребение и 4 дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами" при возмещении ФСС средств просим пояснить какие должны использоваться КБК в проводках: вид КБК, КВР, КОСГУ для текущего года и последующего года, а также в каком случае должен применяться счет 209.34. Должны ли быть эти проводки согласованы с ГРБС для возможности их применения?
Ответ: На данный момент нет дополнительных разъяснений по применению КВР для счетов 0 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" и 0 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат". Поскольку взносы возмещаются в виде восстановления кассовых расходов, то и КВР должен применяться расходный 119 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иных выплаты работникам учреждений" как для счета 0 209 34 000, так и для счета 0 303 05 000.
21) Как в бухгалтерском учете отразить возмещение излишне понесенных расходов ФСС (в части оплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам) в результате получения недостоверных данных от страхователя?
Ответ: В данном случае расчеты связаны не с уплатой страховых взносов, а с компенсацией вреда, причиненного юридическому лицу в виде излишне понесенных им расходов. При возмещении излишних расходов ФСС работник компенсирует учреждению понесенные им затраты.
Отражены на основании требования расходы, подлежащие возмещению ФСС:
Дт 0 401 20 295
Кт 0 303 05 731;
Отражена задолженность работника по возмещению расходов:
Дт 0 209 34 567
Кт 0 401 10 134;
Внесены работником денежные средства в кассу учреждения:
Дт 0 201 34 510 З/с 17
Кт 0 209 34 667;
Перечислена в ФСС сумма, подлежащая возмещению:
Дт 0 303 05 831
Кт 0 201 11 610 З/с 18 (КВР 853/подстатья 295 КОСГУ).
22) Возможно ли бюджетным и автономным учреждениям переносить в конце года дебиторскую задолженность по счету учета 303 02 000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности" на счет учета 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат"?
Ответ: В части превышения произведенных работодателем выплат, по которым в 2021 году предусмотрено возмещение ФСС в связи с переходом на прямые выплаты перенос дебиторской задолженности по состоянию на 01.01.2021 со счета 0 303 02 001:
казенными учреждениями осуществляется на счет 1 13 0299X 0X XX00 130 1 209 36 000 путем изменения остатков на начало года с отражением соответствующих показателей в Сведениях (ф. 0503173);
бюджетными (автономными) учреждениями осуществляется на счет XXXX 0000000000 510 0 209 34 001 путем изменения остатков на начало года с отражением соответствующих показателей в Сведениях (ф. 0503773).
В части не возмещенных в 2021 году пособий на погребение и дополнительных выходных по уходу за детьми-инвалидами дебиторская задолженность, сформированная по состоянию на 01.01.2022, последним рабочим днем 2021 года переносится:
казенными учреждениями осуществляется со счета КРБ 1 209 34 001 на счет 1 13 0299X 0X XX00 130 1 209 36 000, как подлежащая возмещению в 2022 году и последующему зачислению в доход бюджета;
бюджетными (автономными) учреждениями осуществляется со счета КРБ 0 209 34 001 на счет XXXX 0000000000 510 0 209 34 001, как подлежащая возмещению в 2022 году и последующему зачислению на счет учреждения по виду деятельности, в рамках которого осуществлялись расходы.
23) На какой код КОСГУ отнести расходы, связанные с денежной компенсацией детям-сиротам на приобретение мягкого инвентаря и денежной компенсацией на питание (у учреждений культуры учредителем утвержден КОСГУ 263, у учреждений образования учредителем утвержден КОСГУ 262)? В письме Министерства финансов Российской Федерации от 22 июня 2020 года N 02-08-10/53991 "Об отражении в учете расходов на осуществление дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также расходов на переезд прокурорских работников и членов их семей" предусмотрен КОСГУ 263.
Ответ: Расходы, связанные с денежной компенсацией детям-сиротам на приобретение мягкого инвентаря и денежной компенсацией на питание, рекомендуется учитывать по КОСГУ 263. Аналогичная позиция изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 22.06.2020 N 02-08-10/53991 "Об отражении в учете расходов на осуществление дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также расходов на переезд прокурорских работников и членов их семей".
24) Какими проводками отражать начисление страховых взносов при возмещении сотрудникам учреждений аренды жилых помещений, если начисление производится по Дт 112 401 20 000 214 Кт 302 14 000?
Ответ: Если учреждением принято решение о том, что возмещение сотрудникам аренды жилья подлежит обложению НДФЛ и страховыми взносами, то рекомендуется использовать КВР, по которому было произведено само возмещение, а именно, КВР 112.
25) Каким числом следует списывать банковскую гарантию с бухгалтерского учета и можно ли ее списывать датой окончания срока действия банковской гарантии?
Ответ: Выбытие банковской гарантии с забалансового счета 10 отражается после исполнения обязательства и (или) после подписания Акта выполненных работ (п. 351 Инструкции N 157н, письмо Министерства финансов Российской Федерации от 13.04.2021 N 02-07-10/27529).
26) При учете расчетов с комитентами нужно ли использовать счет 210 05 000? Например, при получении денег в кассу за реализованную по договору комиссии продукцию достаточно ли одной проводки Дт 201 34 000 Кт 304 06 000 или необходимо сделать две проводки Дт 201 34 000 Кт 210 05 000 и Дт 210 05 000 Кт 304 06 000?
Ответ: Да, при расчетах с комитентом за реализованную продукцию предусмотрено использование счета 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами".
27) Бюджетное учреждение культуры заключило договор со сторонней организацией на проведение совместного мероприятия, согласно которому сбор денежных средств по мероприятию делится в процентном соотношении согласно договору. Денежные средства контрагенту за мероприятие выдают через кассу или безналичным путем по платежному поручению. Какими проводками оформлять такие договора в учете? Правомерно ли использовать счет 304 06 000 для отражения операции по реализации платных услуг на основании агентского договора?
Ответ: При отражении государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями в бухгалтерском учете операций по реализации платных услуг на основании агентского договора, полагается возможным применение счета 2 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами".
28) Особенности применения в учете счетов 401 41 000 "Доходы будущих периодов к признанию в текущем году", 401 49 000 "Доходы будущих периодов к признанию в очередные года".
Ответ: Применение счетов 401 41 000 и 401 49 000 осуществляется в соответствии с положениями учетной политики.
Остатка на конец отчетного года по счету 401 41 000 не должно быть, так как доходы будущих периодов к признанию в текущем году формируют финансовый результат и признаются в учете доходами текущего года с отражением на счете 401 10 000 "Доходы текущего финансового года" (Дт 401 41 000 Кт 401 10 000). Неиспользованные остатки подлежат отнесению на счет 303 05 000 "Расчеты по платежам в бюджеты" (Дт 401 41 000 Кт 303 05 000). Незакрытые авансы переносятся на счет 401 49 000 последним рабочим днем отчетного года (Дт 401 41 000 Кт 401 49 000). В следующем году в первый рабочий день доходы будущих периодов, которые к нему относятся, переносятся со счета 401 49 000 на счет 401 41 000.
29) Какой счет следует применять при передаче активов и пассивов баланса присоединяемого учреждения к правопреемнику в рамках реорганизации путем присоединения?
Ответ: При реорганизации передача счетов баланса осуществляется на основании данных Передаточного акта с применением сч. 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами".
30) Какое АГПД применять к счету 401 10 173 при списании просроченной дебиторской задолженности, например, по счету 205 31 000? 130 или 180?
Ответ: Рекомендуется использовать АГПД 130.
31) Правомерно ли отражение в бухгалтерском учете возврата денежных средств в бюджет ТФОМС МО на основании повторно проведенной экспертизы качества медицинской помощи по поручению страховой медицинской организации согласно предписанию о восстановлении финансовых средств, необоснованно полученных медицинской организацией по счету учета 205 32 000 через ошибки прошлых лет? Если да, то по какой страховой организации (ТФОМС МО или страховая медицинская организация) отражать и с каким кодом бюджетной классификации?
Ответ: Неправомерно, поскольку указанная ситуация, не относится к ошибкам прошлых лет.
Настоящие разъяснения не носят нормативного характера и направляются для сведения и использования в работе.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Министерства экономики и финансов Московской области от 8 декабря 2021 г. N 24Исх-13278/04 О вопросах методического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.