Апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 мая 2022 г. N 66а-740/2022 настоящее решение оставлено без изменения
Омский областной суд в составе:
судьи Омского областного суда Илларионова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буш В.Е.,
с участием прокурора Бородич А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 января 2022 года в городе Омске административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алерон" к Региональной энергетической комиссии Омской области об оспаривании приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 18 декабря 2020 года N 541/89 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Общества с ограниченной ответственностью "Алерон", Кормиловский муниципальный район Омской области" в части тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, установленных приложением N 2 к указанному приказу, приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 17 августа 2021 года N 178/56 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 18 декабря 2020 года N 541/89", приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 17 сентября 2021 года N 206/63 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 18 декабря 2020 года N 541/89" (в части), установил:
приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее также - РЭК Омской области) от 18 декабря 2020 года N 541/89 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Общества с ограниченной ответственностью "Алерон", Кормиловский муниципальный район Омской области" (далее также - приказ N 541/89) установлены долгосрочные параметры регулирования на период регулирования 2021 - 2026 годы для формирования тарифов на тепловую энергию для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Алерон" (далее также - ООО "Алерон"), Кормиловский муниципальный район Омской области, с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению N 1 к данному приказу (пункт 1), а также тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО "Алерон", Кормиловский муниципальный район Омской области, согласно приложению N 2 к данному приказу (пункт 2). Приказ N 541/89 вступил в силу с 1 января 2021 года (пункт 5).
Приказом РЭК Омской области от 17 августа 2021 года N 178/56 "О внесении изменения в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 18 декабря 2020 года N 541/89" (далее также - приказ N 178/56) приложение N 2 к приказу N 541/89 изложено в новой редакции согласно приложению к приказу N 178/56 (пункт 1). Приказ N 178/56 вступил в силу с 1 сентября 2021 года (пункт 2).
Приказом РЭК Омской области от 17 сентября 2021 года N 206/63 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 18 декабря 2020 года N 541/89" (далее также - приказ N 206/63) таблица приложения N 2 к приказу N 541/89 изложена в новой редакции согласно приложению к приказу N 206/63 (подпункт 2 пункта 1). Приказ N 206/63 вступил в силу с 1 октября 2021 года (пункт 2).
ООО "Алерон" обратилось в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения требований просит признать не действующими со дня принятия приказ N 541/89 в части тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, установленных приложением N 2 к указанному приказу, приказ N 178/56, подпункт 2 пункта 1 приказа N 206/63 и приложение к приказу N 206/63.
В обоснование требований (с учетом уточнений) административный истец указал на то, что РЭК Омской области неверно определен размер необходимой валовой выручки и, соответственно, тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, так как неверно рассчитан размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам 2019 года.
При расчете размера вышеназванной корректировки РЭК Омской области определила выручку от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности за 2019 год исходя из принятых РЭК Омской области фактических показателей полезного отпуска за 2018 год, а не из данных бухгалтерского учета административного истца за 2019 год, что не соответствует подпункту "а" пункта 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования), и пункту 52 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания N 760-э).
Кроме того, при расчете вышеуказанной корректировки РЭК Омской области неверно определила также размер фактических неподконтрольных расходов за 2019 год и, соответственно, фактическую величину необходимой валовой выручки в 2019 году, так как необоснованно исключила из указанных фактических неподконтрольных расходов отчисления на социальные нужды, понесенные по договорам с обществом с ограниченной ответственностью "Интерра" (далее - ООО "Интерра") и обществом с ограниченной ответственностью "Строй-сервис" (далее - ООО "Строй-сервис"), работники которых выполняли функции персонала, отсутствующего в штате ООО "Алерон". В этой связи РЭК Омской области нарушены пункт 63 Основ ценообразования и пункт 12 Методических указаний N 760-э.
В судебном заседании представители ООО "Алерон" Пестова Е.А., Малыгин В.И. заявленные требования (с учетом уточнений) поддержали, указали на то, что неверное определение административным ответчиком величины необходимой валовой выручки приводит к нарушению прав ООО "Алерон", поскольку фактические расходы юридического лица на осуществление регулируемого вида деятельности превышают вырученные от деятельности суммы доходов. Указали, что при отнесении затрат ООО "Алерон" по договорам с ООО "Интерра" и ООО "Строй-сервис" к операционным расходам РЭК Омской области допущено нарушение действующего законодательства в части исключения из фактических неподконтрольных расходов отчислений на социальные нужды, при определении объема полезного отпуска на 2021 год не учтены данные бухгалтерского учета, свидетельствующие о меньшем объеме полезного отпуска в 2019 году.
Представитель РЭК Омской области Стельмашек Б.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, считая доводы административного истца необоснованными, поскольку корректировка тарифа произведена на основе фактически представленных ООО "Алерон" документов. При установлении тарифа на 2021 год для потребителей Кормиловского муниципального района Омской области сведения о полезном отпуске тепловой энергии по отдельным категориям потребителей за 2019 год ООО "Алерон" в РЭК Омской области представлены не были. Также указал, что затраты по договорам с ООО "Интерра" и ООО "Строй-сервис" с учетом характера и содержания предметов договоров являются операционными расходами.
Федеральная антимонопольная служба, привлеченная судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, своего представителя для участия в судебном заседании не направила, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежаще. В письменных объяснениях Федеральная антимонопольная служба просила о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, указывая также на то, что определение РЭК Омской области выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности за 2019 год на основании фактических значений полезного отпуска в 2018 году противоречит пункту 52 Методических указаний N 760-э, на что указано в решении Федеральной антимонопольной службы от 27 июля 2021 года N 31/62566/21, принятом по итогам рассмотрения разногласий между РЭК Омской области и ООО "Алерон" в отношении тарифов, установленных на тепловую энергию на 2021 год, по котельной с. Богдановка Кормиловского муниципального района Омской области (том 1, л. д. 253, 254).
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Бородич А.С., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, и судебные прения, Омский областной суд приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования, Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), Методическими указаниями N 760-э.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
На основании Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п, указанная комиссия является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области. К полномочиям РЭК Омской области относится установление тарифов в сфере теплоснабжения (пункт 10 указанного Положения).
Из материалов административного дела следует, что 28 октября 2016 между Администрацией Кормиловского муниципального района Омской области и ООО "Алерон" было заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, в соответствии с которым ООО "Алерон" передано 14 котельных.
29 апреля 2020 года ООО "Алерон" обратилось в РЭК Омской области с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию на 2021 - 2026 годы.
Согласно пункту 3 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п, РЭК Омской области издает правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным и областным законодательством.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Судом установлено, что оспариваемые нормативные правовые акты опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru): приказ N 541/89 опубликован 21 декабря 2020 года (том 1, л.д. 129), приказ N 178/56 - 20 августа 2021 года (том 1, л.д. 151), приказ N 206/63 - 21 сентября 2021 года (том 5, л.д. 139).
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о принятии оспариваемых нормативных правовых актов уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к их форме, порядку их принятия и введения в действие, в том числе опубликования.
Обращаясь в суд с административным иском, административный истец ссылался на незаконное и необоснованное исключение РЭК Омской области из числа фактических неподконтрольных расходов за 2019 год отчислений на социальные нужды, понесенных ООО "Алерон" по договорам с ООО "Интерра" и ООО "Строй-сервис", а также определение органом регулирования выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности за 2019 год с использованием фактических значений 2018 года без учета данных бухгалтерского учета регулируемой организации за 2019 год. Указанные нарушения при расчете тарифов, по мнению административного истца, привели к уменьшению необходимой валовой выручки ООО "Алерон".
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени является установление факта его несоответствия полностью либо в части нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в отношении ООО "Алерон" на 2021 - 2026 годы РЭК Омской области применен метод индексации установленных тарифов в соответствии с пунктом 19 Основ ценообразования.
Особенности расчета тарифов с применением данного метода установлены пунктами 71 - 75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний N 760-э.
Пункт 25 Основ ценообразования предусматривает, что тарифы на тепловую энергию, дифференцированные органом регулирования, должны обеспечивать получение в расчетный период регулирования регулируемыми организациями необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий потребителей за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня для других категорий потребителей.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей следующие показатели: а) отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации; б) отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы органом регулирования при установлении тарифов; в) отклонение уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован органом регулирования при установлении тарифов; г) отклонение изменения количества и состава производственных объектов регулируемой организации от изменения, учтенного при установлении тарифов; д) утверждение или изменение в установленном порядке инвестиционной программы, реализация инвестиционной программы (ввод производственных объектов в эксплуатацию); е) изменение уровня доходности долгосрочных государственных долговых обязательств по сравнению с уровнем, учтенным при расчете необходимой валовой выручки; ж) степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы в случае недостижения регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения; з) отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; и) отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; к) изменение расхода топлива, относимого на производство тепловой энергии, при изменении метода распределения удельного расхода условного топлива между электрической энергией, отпускаемой с шин электростанций, и тепловой энергией, отпускаемой с коллекторов электростанций при комбинированном производстве электрической и тепловой энергии.
Пункт 71 Основ ценообразования предусматривает, что при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Согласно пункту 73 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 Основ ценообразования с учетом особенностей, установленных данным пунктом. Величина операционных расходов определяется в соответствии с пунктами 58 - 60 Основ ценообразования и включает также другие расходы, осуществляемые за счет прибыли регулируемой организации. Величина расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя определяется в соответствии с пунктом 61 Основ ценообразования.
В рамках применения метода индексации установленных тарифов величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования.
Так, в соответствии с данным пунктом неподконтрольные расходы включают в себя, в том числе расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, отчисления на социальные нужды.
Как следует из положений пункта 63 Основ ценообразования, в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности.
В силу пункта 58 Основ ценообразования операционные расходы включают в себя: расходы на приобретение сырья и материалов, расходы на ремонт основных средств, расходы на оплату труда, расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг, расходы на служебные командировки, расходы на обучение персонала, лизинговый платеж, арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом, определяемые в соответствии с методическими указаниями другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, за исключением амортизации основных средств и нематериальных активов и расходов на погашение и обслуживание заемных средств.
Операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования (пункт 59 Основ ценообразования).
В качестве операционных расходов в соответствии с положениями пункта 58 Основ ценообразования РЭК Омской области квалифицированы затраты ООО "Алерон" по договору с ООО "Интерра" на осуществление функций административно-управленческого персонала и затраты по договору с ООО "Строй-сервис" на обслуживание и текущий ремонт объектов теплоснабжения.
Исходя из материалов административного дела, РЭК Омской области определены расходы по статьям "Отчисления на социальные нужды" по каждой котельной, обслуживаемой ООО "Алерон", согласно фактически сложившемуся проценту по оборотно-сальдовым ведомостям ООО "Алерон", по счетам бухгалтерского учета 20 и 26 за 2019 год, а также представленной организацией форме налоговой отчетности по расчетам по страховым взносам за 2019 год (форма по КНД 1151111).
Органом регулирования проведена корректировка необходимой валовой выручки в соответствии с пунктом 52 Методических указаний N 760-э, согласно которому размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.
Согласно пункту 55 Методических указаний N 760-э необходимая валовая выручка, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, рассчитывается с учетом пунктов 29 - 31 Основ ценообразования по формуле, приведенной в пункте 55 Методических указаний N 760-э.
В экспертном заключении по рассмотрению РЭК Омской области дела N 06-03/171 по установлению тарифов на тепловую энергию на 2021 - 2026 годы от 15 декабря 2020 года отражено, что на 2021 год РЭК Омской области из необходимой валовой выручки ООО "Алерон" по всем 14 котельным исключены денежные средства в сумме 4925,66 тысяч рублей по статье "Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов" (том 1, л.д. 52).
Таким образом, необходимая валовая выручка уменьшена РЭК Омской области на сумму 4925,66 тысяч рублей за счет корректировки необходимой валовой выручки, определяемой по формуле пункта 52 Методических указаний N 760-э.
Из материалов административного дела следует, что расходы по договорам с ООО "Интерра" и ООО "Строй-сервис" по результатам анализа деятельности ООО "Алерон" за 2019 год в полном объеме отнесены к операционным расходам, в связи с чем расходы в части денежных средств в счет отчислений на социальные нужды по данным договорам не отнесены РЭК Омской области к фактическим неподконтрольным расходам за 2019 год (как одной из величин формулы определения фактической необходимой валовой выручки в 2019 году согласно пункту 55 Методических указаний N 760-э).
Правовое содержание понятия "неподконтрольные расходы" определено в пункте 2 Основ ценообразования и предусматривает, что неподконтрольными расходами являются расходы регулируемой организации, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, на величину которых влияют факторы, не зависящие от деятельности регулируемой организации и в отношении которых не устанавливаются требования по снижению расходов.
В обоснование процессуальной позиции по административному иску представители административного истца указывают, что отчисления на социальные нужды относятся к фактическим неподконтрольным расходам, поскольку ООО "Алерон", не имея собственного штата работников, прибегло к использованию персонала, предоставленного ООО "Интерра" и ООО "Строй-сервис". Численность привлекаемых работников указанных организации не является одинаковой, зависит от множества факторов, в том числе сезонности, в связи с чем четко установить и определить размер отчислений на социальные нужды в отношении таких работников не представляется возможным, от деятельности ООО "Алерон" размер данных расходов не зависит.
Из пункта 56 концессионного соглашения от 28 октября 2016 года следует, что концессионер имеет право исполнять данное соглашение своими силами и с привлечением других лиц. При этом концессионер несет ответственность за действия других лиц как за свои собственные (том 2, л.д. 84).
В целях исполнения обязательств в рамках концессионного соглашения 1 сентября 2017 года между ООО "Алерон" и ООО "Интерра" заключен договор N 1, по условиям которого ООО "Интерра" приняло на себя обязательство выполнения следующих работ: ведение бухгалтерского учета и отчетности в государственные органы, осуществление технико-экономического планирования, заполнение и отправка шаблонов в Единой информационно-аналитической системе программ "ЕИАС-Мониторинг", расчет размера субсидий на компенсацию льготных тарифов и подготовка документов на выплату субсидий в Региональную энергетическую комиссию, проведение регистрации ООО "Алерон" в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, передача отчетности в данную систему, внесение информации в данную систему, оформление документов для приема, перевода и увольнения работников, ведение делопроизводства, ведение документооборота финансово-хозяйственной деятельности и др. (том 2, л.д. 106-122).
Разделом 4 данного договора определены условия оплаты по договору.
Так, пунктом 4.1 указанного договора предусмотрено, что стоимость работ определяется размером денежных средств, предусмотренных сводом расходов на производство и передачу тепловой энергии, установленным тарифом РЭК Омской области по статьям расходов: фонд оплаты труда административно-управленческого персонала, отчисления на социальные нужды с фонда оплаты труда административно-управленческого персонала. Стоимость работ по договору и размер ежемесячной платы определяется сторонами протоколом согласования цены договора и размера ежемесячной оплаты.
Пунктом 4.2 предусмотрено, что стоимость работ по договору меняется при утверждении (корректировке) тарифа РЭК Омской области (том 2, л.д. 111).
Помимо указанного договора, для исполнения своих обязательств по концессионному соглашению от 28 октября 2016 года между ООО "Алерон" и ООО "Строй-сервис" 1 января 2018 года заключен договор, по условиям которого ООО "Алерон" поручило ООО "Строй-сервис" осуществлять производство, передачу и распределение тепловой энергии населению, иным потребителям, техническое обслуживание и ремонт объектов теплоснабжения и оборудования, участвовать в проведении аварийно-спасательных работ (том 2, л.д. 123 - 131).
Разделом 3 данного договора определена цена договора.
В соответствии с пунктом 3.1 данного раздела цена договора определена сторонами в размере объема денежных средств, предусмотренных на оплату труда основных производственных рабочих и отчислений на социальные нужды, предусмотренных в действующем тарифе сводной калькуляцией по производству и передаче тепловой энергии, поставляемой потребителям ООО "Алерон".
Фактическое осуществление деятельности ООО "Интерра", ООО "Строй-сервис" по предмету договоров, заключенных с ООО "Алерон", сторонами не оспаривалось.
РЭК Омской области расходы по данным договорам были приняты по результатам анализа регулируемой деятельности ООО "Алерон" за 2019 год (том 1, л.д. 57 - 70). Вместе с тем данные расходы в полном объеме были отнесены РЭК Омской области к операционным расходам.
ООО "Алерон" ссылается на значительное расчетное уменьшение административным ответчиком необходимой валовой выручки на 2021 год за счет неверного расчета величины корректировки необходимой валовой выручки по результатам деятельности за 2019 год, в том числе вследствие исключения отчислений на социальные нужды, понесенных по договорам с ООО "Интерра", ООО "Строй-сервис", из фактических неподконтрольных расходов за 2019 год, что, как следствие, влечет превышение расходов регулируемой организации над экономически обоснованной прибылью и является недопустимым.
Указанные доводы административного истца согласуются с положениями пункта 11 Методических рекомендаций N 760-э о том, что необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности.
В силу пункта 33 Правил регулирования орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Пункт 63 Основ ценообразования относит к числу неподконтрольных расходов экономически обоснованные расходы, понесенные регулируемой организацией и не учтенные при установлении тарифов.
Неучтенные экономически обоснованные расходы, а также выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением планового объема полезного отпуска над фактическим, подлежат учету регулирующим органом начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы и доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме (пункт 13 Основ ценообразования, абзацы третий и пятый пункта 12 Методических указаний).
Суд отмечает, что расходы ООО "Алерон" на исполнение своих обязательств по договорам с ООО "Интерра", ООО "Строй-сервис" приняты РЭК Омской области в качестве экономически обоснованных (том 1, л.д. 57 - 70).
Договоры между ООО "Алерон" и ООО "Интерра", ООО "Строй-сервис" заключены после установления для ООО "Алерон" долгосрочных параметров регулирования и тарифов на период регулирования 2017 - 2020 годы приказом РЭК Омской области от 1 августа 2017 года N 108/40 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Общества с ограниченной ответственностью "Алерон", Кормиловский муниципальный район Омской области".
В этой связи в составе базового уровня операционных расходов, установленного в 2017 году, расходы по названным выше договорам с ООО "Интерра", ООО "Строй-сервис" не были предусмотрены.
Согласно представленным административным истцом расчетам (оборотно-сальдовые ведомости по 20 счету, 26 счету за 2019 год), при исполнении своих обязательств по договорам с ООО "Интерра", ООО "Строй-сервис" административный истец понес расходы в пределах как операционных расходов на фонд оплаты труда, так и неподконтрольных расходов в виде отчислений на социальные нужды, принятых РЭК Омской области при утверждении тарифов на 2019 год (том 2, л.д. 224, 225).
Вместе с тем отнесение РЭК Омской области расходов по договорам с ООО "Интерра", ООО "Строй-сервис" к операционным расходам в полном объеме (как в счет оплаты труда, так и в счет отчислений на социальные нужды) влечет уменьшение необходимой валовой выручки ООО "Алерон" на 2021 год за счет корректировки необходимой валовой выручки, определяемой по формуле пункта 52 Методических указаний N 760-э, так как при определении одной из составляющих формулы данной корректировки (фактической величины необходимой валовой выручки в 2019 году по формуле в соответствии с пунктом 55 Методических указаний N 760-э) операционные расходы, определенные на 2019 год исходя из фактических значений параметров расчета тарифов, рассчитываются (согласно формуле пункта 56 Методических указаний N 760-э) исходя из базового уровня операционных расходов, установленного на долгосрочный период регулирования (в данном случае - на 2017 - 2020 годы) и не подлежащего пересмотру в течение этого периода. В базовый уровень операционных расходов включены расходы на оплату труда, но не включены неподконтрольные расходы в виде отчислений на социальные нужды.
Отнесение расходов по договорам с ООО "Интерра", ООО "Строй-сервис" в части отчислений на социальные нужды к фактическим неподконтрольным расходам в соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования и пунктом 12 Методических указаний N 760-э позволяет учесть расходы в данной части в составе фактической величины необходимой валовой выручки в 2019 году и, соответственно, произвести правильный расчет корректировки необходимой валовой выручки по результатам деятельности ООО "Алерон" за 2019 год.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что приложение N 2 к приказу N 541/89, предусматривающее тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО "Алерон", а также приказ N 178/56, подпункт 2 пункта 1 приказа N 206/63 и приложение к приказу N 206/63, которыми приложение N 2 к приказу N 541/86 было изложено в новых редакциях, не соответствуют пункту 63 Основ ценообразования и пункту 12 Методических указаний N 760-э.
Оценивая обоснованность доводов административного искового заявления в части неверного определения РЭК Омской области величины полезного отпуска при установлении тарифов на 2021 год, суд учитывает, что согласно материалам тарифного дела для расчета данного значения ООО "Алерон" были представлены в РЭК Омской области сведения об объеме полезного отпуска. То обстоятельство, что данные сведения были представлены с нарушением предусмотренного действующим законодательством срока, что привело привлечение ООО "Алерон" к административной ответственности, не свидетельствует об отсутствии в распоряжении административного ответчика необходимых сведений для определения величины полезного отпуска за 2019 год.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования объемом полезного отпуска является количество тепловой энергии и (или) теплоносителя, отпущенное от источника теплоснабжения и (или) тепловой сети, определяемое в соответствии с законодательством Российской Федерации о теплоснабжении.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Пунктом 22(1) Основ ценообразования предусмотрено, что расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии указанным категориям потребителей за последние 3 года.
Фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последний отчетный год.
Динамика полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последние 3 года.
В соответствии с пунктом 52 Методических указаний N 760-э размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.
Размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам (i-2)-го года равен разности фактической величины необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемой на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемой в соответствии с пунктом 55 Методических указаний N 760-э и выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемой исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX Методических указаний N 760-э на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.
ООО "Алерон" ссылается на завышение органом регулирования расчетных значений полезного отпуска при расчете тарифа в 2021 году, поскольку административным ответчиком взяты расчетные данные по фактическим показателям полезного отпуска за 2018 год, а не за 2019 год.
Возражая по заявленному иску в указанной части, РЭК Омской области указано на то, что ООО "Алерон" не представлены бухгалтерские документы по 14 котельным, в связи с чем расчет и анализ полученной выручки невозможен (том 2, л.д. 35 - 45).
Суд отмечает, что расчетная методика РЭК Омской области об установлении тарифов в отношении потребителей с. Богдановка Кормиловского муниципального района Омской области являлась предметом проверки Федеральной антимонопольной службы по заявлению ООО "Алерон" (том 1, л.д. 17 - 24).
Решением Федеральной антимонопольной службы от 27 июля 2021 года N 31/62566/21 РЭК Омской области признано нарушившим пункт 52 Методических указаний N 760-э, органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) предписано до 1 сентября 2021 года провести дополнительный анализ экономической обоснованности включения расходов в состав необходимой валовой выручки на 2021 год по статье затрат "Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов".
В рамках рассмотрения жалобы ООО "Алерон" антимонопольным органом установлено, что сведения бухгалтерского учета о фактическом объеме полезного отпуска в 2019 году органом регулирования учтены не были.
В рамках исполнения указанного решения и проведения дополнительного анализа полезного отпуска тепловой энергии в отношении котельной с. Богдановка Кормиловского муниципального района Омской области органом регулирования направлены запросы в ООО "Алерон", Администрацию Кормиловского муниципального района Омской области, на основе представленных материалов объем полезного отпуска за 2019 год определен органом регулирования в объеме 205,12 Гкал (том 1, л.д. 130 - 140).
С учетом произведенных расчетов РЭК Омской области приказом N 178/56 внесены изменения в приказ N 541/89. Данные изменения не затрагивают тарифы по другим 13 котельным (пункты 1, 2, 4 - 14 таблицы приложения N 2 к приказу N 541/89).
Как следует из материалов административного дела, объем полезного отпуска в тарифах на 2021 год (приложение N 2 к приказу N 541/89) определен РЭК Омской области по бюджетным потребителям на основании баланса топливных ресурсов Омской области на отопительный период 2021 - 2022 годов, то есть на основании паспортов энергообъектов, содержащих данные о количестве вырабатываемого тепла (котельные с. Алексеевка, с. Богдановка, с. Веселый привал, с. Михайловка, с. Немировка, с. Некрасовка, с. Новоселье (школа), с. Новоселье (детский сад), с. Сосновка, с. Сыропятское, с. Черниговка, с. Юрьево). Также РЭК Омской области использованы данные о фактическом объеме полезного отпуска за 2018 год (с. Георгиевка, с. Победитель) (том 6, л.д. 3 - 22, 36).
Однако сведения паспортов энергообъектов не позволяют определить фактические показатели полезного отпуска за 2019 год, необходимые для расчета выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности за 2019 год.
Так, согласно паспорту энергообъекта - котельная с. Богдановка, количество вырабатываемого тепла названной котельной составляет 264,41 Гкал (том 6, л.д. 6).
Как установлено в решении Федеральной антимонопольной службы от 27 июля 2021 года N 31/62566/21, объем полезного отпуска, который принят РЭК Омской области при расчете выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности за 2019 год, составил 264,41 Гкал (что соответствует фактическим показателям за 2018 год).
Между тем в рамках пересмотра на основании решения Федеральной антимонопольной службы тарифа с учетом материалов, полученных по запросам РЭК Омской области в ООО "Алерон" и Администрацию Кормиловского муниципального района Омской области, установлен иной объем полезного отпуска в 2019 году (205,12 Гкал). Данный объем определен РЭК Омской области на основании представленного договора на поставку тепловой энергии, заключенного в целях теплоснабжения Богдановской средней школы, действовавшего в 2019 году, счетов-фактур с приложением актов выполненных работ за 2019 год на услуги, оказанные по указанному договору.
Суд считает не подтвержденным тот факт, что у РЭК Омской области имелись объективные препятствия получить и использовать сведения о фактическом объеме полезного отпуска за 2019 год и по другим котельным.
Как следует из пункта 20 Правил регулирования, в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования, и копии договоров, указанных в подпункте "к" пункта 16 данных Правил (в случае представления перечня таких договоров).
Согласно материалам тарифного дела (том 1, л.д. 152) сведения о договорах с потребителями, об объеме полезного отпуска, а также реестр выставленных счетов-фактур, содержащий информацию, в том числе, о количестве тепловой энергии, ООО "Алерон" предоставляло в РЭК Омской области (N ВХ-20РЭК-7923 от 12 ноября 2020 года, N ВХ-20-РЭК-8823 от 14 декабря 2020 года). После получения указанных сведений они могли быть уточнены РЭК Омской области из различных источников, в том числе у регулируемой организации (если требовалось предоставление конкретных документов - договоров, счетов-фактур), а также на основании данных о закупках бюджетных потребителей, размещенных на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (том 6, л.д. 41, 42).
Использование РЭК Омской области данных паспортов энергообъектов, не позволяющих определить фактический объем полезного отпуска за 2019 год, а также использование фактических показателей полезного отпуска за 2018 год не согласуется с пунктом 52 Методических указаний N 760-э, согласно которому выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году определяется, в том числе, исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году.
На основании вышеизложенного суд считает, что заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению, так как приложение N 2 к приказу N 541/89, а также приказ N 178/56, подпункт 2 пункта 1 приказа N 206/63 и приложение к приказу N 206/63 не соответствуют пункту 63 Основ ценообразования и пункту 12, 52 Методических указаний N 760-э.
Как указано РЭК Омской области, принятие приказа N 206/63 обусловлено исключительно изменением налогооблагаемой базы (освобождением административного истца от уплаты налога на добавленную стоимость). В то же время данный довод не может свидетельствовать о правомерности приказа N 206/63 в оспариваемой части, так как подпункт 2 пункта 1 приказа N 206/63 и приложение к данному приказу предусматривают изложение в новой редакции приложения N 2 к приказу N 541/89 и при этом не устраняют указанные выше противоречия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с правилами части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Разрешая вопрос о моменте, с которого подлежат признанию не действующими оспариваемые нормативные правовые акты, суд исходит из того, что они признаны утратившими силу приказом РЭК Омской области от 23 ноября 2021 года N 411/84 "О признании утратившими силу отдельных приказов Региональной энергетической комиссии Омской области и внесении изменения в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 17 июня 2021 года N 89/38".
Учитывая изложенное, в связи с тем, что признание оспариваемых нормативных правовых актов не действующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает, что тарифы, установленные приложением N 2 к приказу N 541/89, а также приказ N 178/56, подпункт 2 пункта 1 приказа N 206/63 и приложение к приказу N 206/63 следует признать не действующими со дня принятия.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Алерон" удовлетворить.
Признать не действующим со дня принятия приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 18 декабря 2020 года N 541/89 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Общества с ограниченной ответственностью "Алерон", Кормиловский муниципальный район Омской области" в части тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, установленных приложением N 2 к указанному приказу.
Признать не действующим со дня принятия приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 17 августа 2021 года N 178/56 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 18 декабря 2020 года N 541/89".
Признать не действующими со дня принятия подпункт 2 пункта 1 приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 17 сентября 2021 года N 206/63 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 18 декабря 2020 года N 541/89" и приложение к данному приказу.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты Региональной энергетической комиссии Омской области.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
А.В. Илларионов |
Мотивированное решение суда составлено 17 февраля 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Омского областного суда от 31 января 2022 г. N 3а-19/2022 "О признании недействующими тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, утв. приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 18.12.2020 N 541/89, приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 17.08.2021 N 178/56, отдельных положений приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 17.09.2021 N 206/63"
Текст решения опубликован не был
Апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 мая 2022 г. N 66а-740/2022 настоящее решение оставлено без изменения