В целях реализации статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", в соответствии с пунктом 12 Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Смоленской области, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 03.09.2021 N 580, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый анализ правоприменительной практики Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) за 2021 год.
2. Разместить настоящий приказ на официальном сайте Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
И.о. начальника Департамента |
Н.И. Борисов |
Утвержден
приказом начальника
Департамента Смоленской
области по энергетике,
энергоэффективности,
тарифной политике
от 28 апреля 2022 г. N 91-од
Анализ
правоприменительной практики Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) за 2021 год
Настоящий анализ проводился в рамках реализации:
- статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
- постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами";
- пункта 12 Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Смоленской области, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 03.09.2021 N 580.
Целями обобщения практики осуществления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (далее - Департамент) регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) (далее - региональный государственный контроль (надзор) являются:
- обеспечение единства практики применения нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);
- снижение количества нарушений обязательных требований за счет обеспечения информированности контролируемых лиц о практике применения обязательных требований.
Задачами обобщения практики регионального государственного контроля (надзора) являются:
- выработка оптимальных решений проблем правоприменительной практики с привлечением заинтересованных лиц и их реализация;
- выявление проблемных вопросов применения контролируемыми лицами обязательных требований;
- выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
1. Общие положения
Департамент осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в соответствии с Положением о Департаменте, утверждённым постановлением Администрации Смоленской области области от 09.07.2012 N 432.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "области" повторяются дважды
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актами и нормативно-методическими документами федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, Уставом Смоленской области, областными законами, правовыми актами Губернатора Смоленской области и Администрации Смоленской области, Положением о Департаменте, а также иными правовыми актами.
Порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора) определен:
- постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543 "О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
в период с 01.01.2021 по 02.09.2021:
- Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- постановлением Администрации Смоленской области от 23.09.2014 N 660 "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Смоленской области";
- постановлением Администрации Смоленской области от 19.12.2018 N 900 "Об утверждении Административного регламента исполнения Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике государственной функции "Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Смоленской области";
в период с 03.09.2021 по 31.12.2021:
- Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
- постановлением Администрации Смоленской области от 03.09.2021 N 580 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Смоленской области".
Предметом регионального государственного контроля (надзора) является:
а) соблюдение субъектами естественных монополий обязательных требований, установленных Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий, требований к установлению и (или) применению цен (тарифов), регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при государственном регулировании цен (тарифов), раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий;
б) соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления деятельности в области газоснабжения обязательных требований Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области газоснабжения к установлению и применению цен (тарифов) в области газоснабжения, регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) в области газоснабжения, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения, целевого использования финансовых средств, полученных в результате введения надбавок на транспортировку газа, соблюдение стандартов раскрытия информации;
в) соблюдение субъектами электроэнергетики в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в электроэнергетике обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к установлению и (или) применению цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере электроэнергетики, к правильности применения указанными субъектами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объектов по производству электрической энергии (мощности), к раздельному учету объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) и платы, а также требований к соблюдению стандартов раскрытия информации в сфере электроэнергетики;
г) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, к установлению и (или) применению цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, к раздельному учету доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, правильности применения регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов), соблюдения стандартов раскрытия информации;
д) соблюдение организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, к установлению и (или) применению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, правильности применения регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов, соблюдения стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения;
е) соблюдение региональными операторами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, к установлению и (или) применению тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, раздельного учета расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов, соблюдения правильности применения регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, соблюдения стандартов раскрытия информации.
2. Осуществление регионального государственного контроля (надзора)
Региональный государственный контроль (надзор) осуществлялся должностными лицами Департамента посредством проведения плановой, внеплановой проверок в отношении контролируемых лиц, проведения наблюдения и анализа за исполнением обязательных требований без взаимодействия с контролируемыми лицами и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в соответствии с законодательством, регулирующим осуществление регионального государственного контроля (надзора), принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
На 2021 год планом проведения плановых проверок юридических лиц была запланирована и проведена 1 плановая проверка (май 2021 года). Проведение плановых проверок до 03.09.2021 осуществлялось в зависимости от присвоенной категории риска деятельности контролируемых лиц в области регулируемых государством цен (тарифов).
В 2021 году Департаментом проведена 1 (одна) внеплановая проверка (февраль 2021 года), основанием для проведения которой явилось истечение срока исполнения предписания Департамента об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Значительную долю контрольной деятельности Департамента в 2021 году занимала работа по наблюдению за соблюдением обязательных требований законодательства, которая проводится на постоянной основе без взаимодействия с контролируемыми лицами.
Данная работа осуществлялась посредством наблюдения за размещением информации в ФГИС ЕИАС Федеральной антимонопольной службы, на собственных сайтах контролируемых лиц, либо в иных электронных средствах массовой информации.
3. Административное производство
К контролируемым лицам, допустившим нарушения обязательных требований, Департаментом применялись меры административной ответственности в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В 2021 году должностными лицами Департамента, уполномоченными составлять протоколы об административном правонарушении, возбуждено 36 дел об административных правонарушениях. Поводами для их возбуждения явились выявление правонарушений в ходе внеплановых проверок, обращения граждан и юридических лиц, а также результаты мониторинга представления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, сведений, обязательность представления которых предусмотрена нормативными правовыми актами.
Департаментом, в рамках своих полномочий, возбуждались дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ:
- частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ - за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), - влечет наложение штрафа на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года;
- частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ - за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в размере ста тысяч рублей;
- частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ - за непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;
- частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ - за представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей;
- частью 1 статьи 19.8.1 - за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
37 дел об административном правонарушении рассмотрено Департаментом, в том числе:
- 1 дело по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ;
- 4 дела по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ;
- 22 дела по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ;
- 1 дело по части 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ;
- 9 дел по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения Департаментом дел об административных правонарушениях вынесено:
- 2 постановления о прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава или события административного правонарушения;
- 2 постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения;
- 33 постановления о назначении административного наказания в виде наложения административного штрафа.
Общая сумма наложенных административных штрафов составила 1578,64 тыс. руб., в том числе:
- 1 штраф по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ на сумму 75,24 тыс. руб.;
- 3 штрафа по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ на общую сумму 175,0 тыс. руб.;
- 19 штрафов по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ на сумму 475,4 тыс. руб.;
- 1 штраф по части 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ на сумму 100,0 тыс. руб.;
- 9 штрафов по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ на общую сумму 753,0 тыс. руб.
Общая сумма уплаченных в 2021 году административных штрафов с учетом штрафов, наложенных в 2018 - 2020 годах, составила 545,64 тыс. руб.
4. Сведения о типовых и массовых нарушениях обязательных требований
Основным типовым и массовым нарушением обязательных требований является несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов (часть 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ).
Указанные нарушения выявлены при проведении мониторинга выполнения производственных программ регулируемыми организациями.
В соответствии с пунктом 32 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения" регулируемая организация ежегодно, до 1 апреля, должна представить в Департамент отчеты о выполнении производственных программ за предыдущий год. На указанную дату отчеты о выполнении производственных программ в сфере водоснабжения и (или) водоотведения за 2020 год, утвержденных постановлениями Департамента для регулируемых организаций, представлены не были.
На втором месте по частоте нарушений, совершаемых контролируемыми лицами в 2021 году, является нарушение Стандартов раскрытия информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 N 6 "О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения".
Для уменьшения количества правонарушений совершаемых организациями, возможны следующие мероприятия по их устранению:
1) организация внутреннего контроля отчетности;
2) проведение обучение сотрудников.
5. Проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований
Приказом начальника Департамента N 362-од от 22.12.2020 утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности на территории Смоленской области, на 2021 год (https://rek.admin-smolensk.ru/files/364/prikaz_362-od-2020.pdf) (далее - Программа).
В целях предупреждения и предотвращения нарушений законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, во исполнение Программы проводились соответствующие мероприятия.
По мере необходимости актуализируется перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Департаментом мероприятий по контролю при осуществлении регионального контроля (надзора).
Проводится информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований в области регулируемых государством цен (тарифов) посредством доведения до сведения подконтрольных субъектов необходимой информации путем разработки информационных писем, проведения консультаций при личном обращении должностных лиц регулируемых организаций.
В направляемых регулируемым организациям заключениях Экспертного совета Департамента, прилагаемых к решениям Департамента об установлении тарифов на тепловую энергию, услуги по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, захоронению твердых коммунальных отходов, размещаются предупреждения об обязанности своевременного раскрытия информации, подлежащей свободному доступу.
Должностными лицами Департамента по результатам проведенных проверок при вручении акта проверки с представителями юридических лиц проводится разъяснительная работа на предмет информирования о существующих требованиях законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) с разъяснением положений соответствующих норм законодательства, указанием на необходимость соблюдения обязательных требований и возможные меры ответственности в случае их несоблюдения.
Реализация программы осуществлялась в течение всего срока её действия. Все мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) за 2021 год выполнены в полном объёме. Сроки исполнения мероприятий программы соблюдены.
В ходе осуществления регионального государственного контроля (надзора) вопросов применения обязательных требований в системной взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов, иных нормативных документов, в том числе вопросов недостаточной ясности обязательных требований, не выявлено.
Устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований не выявлено.
Предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации на основе анализа правоприменительной практики контрольной деятельности Департамента в области государственного регулирования цен (тарифов) не имеется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 28 апреля 2022 г. N 91-од "Об утверждении анализа правоприменительной практики Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) за 2021 год"
Текст приказа опубликован не был