Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, поступившее письмом Аппарата Правительства Российской Федерации, сообщает следующее.
Удостоверяющий центр ФНС России (далее - УЦ ФНС России) осуществляет свою деятельность, руководствуясь положениями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ), в соответствии с Порядком реализации ФНС России функций аккредитованного удостоверяющего центра, утвержденным приказом ФНС России от 30.12.2020 N ВД-7-24/982@ (зарегистрирован Минюстом России 14.05.2021 N 63416).
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона N 63-ФЗ участники электронного взаимодействия не вправе устанавливать иные, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, ограничения признания усиленной квалифицированной электронной подписи. Нарушение запрета на ограничение или отказ от признания электронных документов, подписанных квалифицированной электронной подписью, соответствующей предъявляемым к ней требованиям, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью, а также нарушение запрета операторами государственных и муниципальных информационных систем, информационных систем, использование которых предусмотрено нормативными правовыми актами, или информационных систем общего пользования на предъявление требований о наличии в квалифицированном сертификате информации, не являющейся обязательной в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, по любым причинам, кроме предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается.
Использовать квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (далее - квалифицированный сертификат), полученный в УЦ ФНС России, возможно в том числе на всех электронных площадках и сервисах. При наличии проблем при использовании такого квалифицированного сертификата при участии в торгах, Вы можете направить соответствующую информацию с подробным описанием проблемы в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и в Федеральное казначейство (в случае, если на площадке осуществляются операции по государственным закупкам).
Порядок представления декларации по НДС установлен статьей 174 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и обязателен для всех налогоплательщиков НДС.
Согласно абзацу первому пункта 5 статьи 174 Кодекса налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по НДС по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (далее - ОЭД).
Указанная норма Кодекса действует с 01.01.2015 и введена Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" в целях осуществления автоматического налогового контроля за операциями, облагаемыми НДС, и за правильностью применения налоговых вычетов по НДС, а также обеспечивает комплексное взаимодействие налогового органа и налогоплательщика в электронной форме.
При этом технологически, ОЭД являются независимой стороной, осуществляющей функции формирования электронного документа Подтверждение даты отправки (далее - ПДО), который содержит дату и время отправки документа в налоговый орган.
В соответствии с пунктом 2.11 Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных приказом ФНС России от 31.07.2014 N ММВ-7-6/398@, при регистрации декларации в налоговом органе дата представления налоговой декларации (расчета) соответствует дате, зафиксированной в ПДО. Таким образом, в период декларационных кампаний, когда из-за большого объема деклараций по НДС в пиковые режимы могут наблюдаться задержки в обработке деклараций, на налогоплательщика не будут наложены штрафные санкции.
Также ОЭД обеспечивают функции гарантированной доставки деклараций большого объема и получение документов от налоговых органов в рамках проведения налоговых проверок.
Электронный сервис "Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде" на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является пилотным проектом по организации услуги представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронной форме (приказ ФНС России от 15.07.2011 N ММВ-7-6/443@).
Функционал указанного сервиса не позволяет обеспечить весь комплекс мероприятий по взаимодействию налогоплательщиков и налоговых органов в рамках предоставления налогоплательщиками деклараций по НДС. Сервис находится в информационной системе ФНС России и может быть временно недоступен, в том числе в период декларационных кампаний.
С учетом изложенного нецелесообразно внесение изменений в Кодекс в целях обеспечения возможности использования сервиса для представления налоговой декларации по НДС в электронной форме.
Налоговую декларацию по НДС на бумажном носителе могут представить налогоплательщики, информация о деятельности которых согласно пункту 3 статьи 80 Кодекса отнесена к государственной тайне, а также налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками НДС или освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 Кодекса, при условии, что ими не выставляются счета-фактуры с выделением суммы НДС и не осуществляется посредническая деятельность (абзацы 2 и 3 пункта 5 статьи 174 Кодекса).
Таким образом, в настоящее время законодательством о налогах и сборах не предусмотрены другие способы представления декларации по НДС кроме указанных выше - в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через ОЭД и в отдельно установленных случаях на бумажном носителе.
ОЭД, оказывающие услуги налогоплательщику, в том числе по предоставлению клиентского программного обеспечения собственной разработки, сертифицированных средств криптографической защиты информации, и осуществляющие передачу налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи от налогоплательщиков или их представителей в налоговые органы в соответствии с требованиями Кодекса, реализуют свою деятельность на коммерческой основе и определяют стоимость оказываемых налогоплательщикам услуг самостоятельно. ФНС России не имеет отношения к ценовой политике, устанавливаемой ОЭД.
Дополнительно сообщается, что вопросы сдачи отчетности в Пенсионный фонд Российской Федерации не относятся к компетенции ФНС России.
ФНС России благодарит за обращение и за неравнодушное отношение к развитию сервисов и интернет-проектов.
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.
Направляйте обращения с помощью сервисов "Обратиться в ФНС России" и "Личный кабинет". Это ускорит получение ответа.
Действительный |
А.В. Егоричев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФНС разъяснила:
- порядок получения и использования сертификата ключа проверки электронной подписи;
- правила информационного взаимодействия при представлении декларации по НДС.
В частности, указано, что электронный сервис представления налоговой и бухгалтерской отчетности на сайте ФНС является пилотным проектом и может быть временно недоступен, в т. ч. в период декларационных кампаний.
Письмо Федеральной налоговой службы от 27 мая 2022 г. N ЕА-3-26/5527@ "О рассмотрении обращения"
Опубликование:
бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 10 июня 2022 г. N 22
приложение к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы", 21 июня - 11 июля 2022 г. N 24