Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Алтайского края
от 30 мая 2022 г. N 186
Положение
о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Алтайского края (далее - "региональный лицензионный контроль").
К отношениям, связанным с осуществлением регионального лицензионного контроля, применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - "Федеральный закон N 248-ФЗ"), постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - "Постановление N 1110").
2. Предметом лицензионного контроля является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (далее - "лицензиат"), лицензионных требований, установленных пунктами 1-6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 3 Постановления N 1110.
3. Органом, уполномоченным на осуществление регионального лицензионного контроля, является инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее - "Инспекция").
4. Региональный лицензионный контроль вправе осуществлять следующие должностные лица:
а) руководитель Инспекции, являющийся по должности главным государственным жилищным инспектором Алтайского края (далее - "руководитель Инспекции");
б) заместитель руководителя Инспекции, курирующий вопросы осуществления лицензионного контроля, являющийся по должности заместителем главного государственного жилищного инспектора Алтайского края (далее - "заместитель руководителя");
в) должностные лица структурных подразделений Инспекции, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению лицензионного контроля (далее - "уполномоченные должностные лица").
Должностные лица, уполномоченные на осуществление регионального лицензионного контроля, при осуществлении лицензионного контроля имеют права и выполняют обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона N 248-ФЗ.
Должностным лицам, осуществляющим региональный лицензионный контроль, выдаются служебные удостоверения единого образца, установленного Правительством Алтайского края.
5. Лицом, уполномоченным на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, является руководитель Инспекции (заместитель руководителя).
6. Объектами регионального лицензионного контроля являются деятельность, действия (бездействие) лицензиата (далее - "объекты лицензионного контроля").
7. Учет объектов лицензионного контроля осуществляется с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - "система жилищно-коммунального хозяйства") посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах лицензионного контроля, размещаемой в системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями, установленными статьей 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", информации, получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия, общедоступной информации, а также информации, получаемой по итогам проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
Систематизация объектов лицензионного контроля осуществляется Инспекцией с использованием информационной системы "Акцент - Жилнадзор".
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального лицензионного контроля
8. При осуществлении регионального лицензионного контроля применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
9. Инспекция при осуществлении регионального лицензионного контроля относит объекты лицензионного контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба):
а) высокий риск;
б) средний риск
в) умеренный риск;
г) низкий риск.
10. Отнесение объектов лицензионного контроля к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов лицензионного контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям согласно приложению.
11. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов лицензионного контроля проводятся в зависимости от категории риска.
Для категории высокого риска проводится одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит - один раз в 3 года;
документарная проверка - один раз в 3 года;
выездная проверка - один раз в 3 года.
Для категории среднего риска проводится одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит - один раз в 4 года;
документарная проверка - один раз в 4 года;
выездная проверка - один раз в 4 года.
Для категории умеренного риска проводится одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит - один раз в 5 лет;
документарная проверка - один раз в 5 лет;
выездная проверка - один раз в 5 лет.
12. В отношении объектов лицензионного контроля, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
III. Организация проведения профилактических мероприятий при осуществлении регионального лицензионного контроля
13. В целях стимулирования добросовестного соблюдения лицензионных требований лицензиатами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям лицензионных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также в целях создания условий для доведения лицензионных требований до лицензиатов, повышения информированности о способах их соблюдения при осуществлении регионального лицензионного контроля осуществляются профилактические мероприятия в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
14. В рамках регионального лицензионного контроля осуществляются следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
15. Информирование осуществляется в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
16. Инспекция в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, обязана размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - "сеть "Интернет") сведения, предусмотренные частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
17. Обобщение правоприменительной практики проводится в соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
Обобщение правоприменительной практики осуществляется ежегодно должностными лицами Инспекции путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах, а также анализа поступивших в адрес Инспекции обращений.
По итогам обобщения правоприменительной практики Инспекцией готовится проект доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики (далее - "доклад о правоприменительной практике"), который в обязательном порядке проходит публичные обсуждения.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом руководителя Инспекции до 10 марта года, следующего за отчетным годом, и размещается на официальном сайте Инспекции в сети "Интернет" до 15 марта года, следующего за отчетным годом.
18. Доклад о правоприменительной практике подлежит направлению Инспекцией в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в течение двух рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте Инспекции в сети "Интернет".
19. Объявление предостережения осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
Лицензиат не позднее 15 рабочих дней после получения предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований вправе подать в Инспекцию возражение в отношении указанного предостережения, в котором указываются:
наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
идентификационный номер налогоплательщика - лицензиата;
дата и номер лицензии лицензиата;
дата и номер предостережения, направленного в адрес лицензиата;
обоснование позиции лицензиата в отношении указанных в предостережении его действий (бездействия), которые приводят или могут привести к нарушению лицензионных требований.
Возражение в отношении предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований может быть подано лицензиатом на бумажном носителе почтовым отправлением, в виде электронного документа на адрес электронной почты, указанный в предостережении о недопустимости нарушения лицензионных требований, или иными указанными в таком предостережении способами.
Инспекция по итогам рассмотрения возражения в отношении предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований направляет ответ лицензиату в течение 20 рабочих дней со дня получения такого возражения.
В случае удовлетворения возражения в отношении предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований по итогам его рассмотрения данные такого предостережения не используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
20. Консультирование осуществляется в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
21. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
а) организация и осуществление регионального лицензионного контроля;
б) порядок проведения профилактических мероприятий;
в) предмет регионального лицензионного контроля.
22. Письменное консультирование осуществляется по вопросу, предусмотренному подпунктом "в" пункта 21 настоящего Положения, в случае поступления соответствующего обращения в письменной форме.
23. В случае поступления 5 и более обращений, содержащих однотипные вопросы, лицензиатов и (или) их представителей консультирование по таким вопросам осуществляется посредством размещения на официальном сайте Инспекции в сети "Интернет" письменного разъяснения с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, подписанного должностным лицом Инспекции.
24. Профилактический визит осуществляется в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении лицензиатов, приступающих к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а также в отношении объектов лицензионного контроля, отнесенных к категории высокого риска. Инспекция обязана предложить лицензиату проведение профилактического визита не позднее чем в течение одного года с момента начала деятельности по управлению многоквартирными домами.
Лицензиат вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Инспекцию не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности лицензиата либо путем использования видео-конференц-связи.
Срок проведения обязательного профилактического визита составляет один рабочий день.
В ходе профилактического визита лицензиат информируется о лицензионных требованиях, предъявляемых к его деятельности как объекту лицензионного контроля, об отнесении его деятельности как объекта лицензионного контроля к категориям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении указанной деятельности как объекта лицензионного контроля, отнесенного к соответствующей категории риска.
При проведении профилактического визита лицензиатам не могут выдаваться предписания об устранении нарушений лицензионных требований. Разъяснения, полученные лицензиатом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты лицензионного контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, уполномоченное должностное лицо незамедлительно направляет информацию об этом руководителю Инспекции (заместителю руководителя) для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
IV. Организация проведения контрольных (надзорных) мероприятии при осуществлении регионального лицензионного контроля
25. При осуществлении регионального лицензионного контроля проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
а) предусматривающие взаимодействие с лицензиатом на плановой и внеплановой основе:
инспекционный визит;
документарная проверка;
выездная проверка;
б) без взаимодействия с лицензиатом:
наблюдение за соблюдением лицензионных требований;
выездное обследование.
26. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
27. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов, которые в соответствии с лицензионными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
28. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов.
29. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) инструментальное обследование;
д) экспертиза.
30. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
31. При осуществлении наблюдения за соблюдением лицензионных требований Инспекция:
а) проверяет своевременность, полноту и достоверность поступивших документов и сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
б) изучает размещенную в системе жилищно-коммунального хозяйства информацию о деятельности лицензиата.
32. Выездное обследование проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту нахождения объекта контроля.
В ходе выездного обследования могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
осмотр;
испытание.
Выездное обследование проводится без информирования лицензиата.
Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать одного рабочего дня.
33. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении лицензионного контроля проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
34. Индивидуальный предприниматель, являющийся лицензиатом, вправе представить в Инспекцию информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
а) его временной нетрудоспособности;
б) его нахождения в служебной командировке или отпуске в ином населенном пункте.
35. По результатам рассмотрения представленной информации Инспекцией принимается решение о переносе проведения контрольного (надзорного) мероприятия на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для представления индивидуальным предпринимателем информации о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
36. При проведении выездной проверки или инспекционного визита должностные лица Инспекции, уполномоченные на осуществление регионального лицензионного контроля, для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований могут использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись.
Решение о необходимости использования технических средств, в том числе электронных вычислительных машин и электронных носителей информации, копировальных аппаратов, сканеров, телефонов (в том числе сотовой связи), средств аудио- и видеозаписи, фотоаппаратов, необходимых для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, фотосъемки, аудио- и видеозаписи при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, принимается должностным лицом самостоятельно. Для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия (далее - "акт").
Фиксация нарушений лицензионных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений лицензионных требований. Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения лицензионных требований.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту.
Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.
V. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия
37. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется в соответствии со статьей 87 Федерального закона N 248-ФЗ.
38. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с лицензиатом, составляется акт.
39. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.
40. При отказе или невозможности подписания лицензиатом или его представителем акта в акте делается соответствующая отметка. В этом случае акт направляется лицензиату в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
41. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
42. В случае выявления по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия нарушения лицензиатом лицензионных требований Инспекцией после оформления акта выдается предписание об устранении таких нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
43. Лицензиат или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 88 Федерального закона N 248-ФЗ.
VI. Порядок обжалования решений Инспекции, действий (бездействия) должностных лиц Инспекции при осуществлении регионального лицензионного контроля
44. Правом на досудебное обжалование решений Инспекции, актов, действий (бездействия) должностных лиц Инспекции в рамках контрольных (надзорных) мероприятий обладают лицензиаты, указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ.
45. Жалоба на решение Инспекции, действия (бездействие) должностных лиц Инспекции может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда лицензиат узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
46. Жалоба на решение Инспекции, действия (бездействие) должностного лица Инспекции рассматривается руководителем Инспекции.
47. Жалоба на предписание Инспекции может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения лицензиатом предписания.
48. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен Инспекцией.
Приложение
к Положению о региональном
государственном лицензионном контроле
за осуществлением предпринимательской
деятельности по управлению
многоквартирными домами
Критерии
отнесения объектов лицензионного контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
По тяжести и масштабу потенциальных негативных последствий несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (далее - "лицензиаты"), лицензионных требований деятельность лицензиатов разделяется на группы тяжести "А" или "Б".
К группе тяжести "А" относится деятельность лицензиатов по управлению многоквартирными домами, оборудованными лифтами и (или) централизованной системой газоснабжения, в том числе многоквартирными домами, в которых для производства услуг по горячему водоснабжению и (или) теплоснабжению используется газ.
В иных случаях деятельность лицензиатов относится к группе тяжести "Б".
С учетом оценки вероятности несоблюдения лицензиатами лицензионных требований деятельность, подлежащая лицензионному контролю, разделяется на группы вероятности "1" или "2".
К группе вероятности "1" относится деятельность лицензиатов при наличии неисполненного вступившего в законную силу в течение последних двух лет на дату принятия решения об отнесении деятельности лицензиата к категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям постановления о назначении административного наказания лицензиату - юридическому лицу, его должностным лицам или лицензиату - индивидуальному предпринимателю за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К группе вероятности "2" относится деятельность лицензиатов, у которых в течение последних трех лет при проведении планового или внепланового контрольного (надзорного) мероприятия не были выявлены нарушения лицензионных требований либо выявленные нарушения лицензионных требований устранены.
Отнесение деятельности лицензиатов к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности.
Категория риска |
Группа тяжести |
Группа вероятности |
Высокий |
А |
1 |
Средний |
А |
2 |
Умеренный |
Б |
1 |
Низкий |
Б |
2 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Алтайского края от 30 мая 2022 г. N 186 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.