Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
города Бердска
от 11 мая 2022 г. N 1776
Положение
о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения города Бердска
I. Общие положения
1. Положение о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения города Бердска (далее - Положение), разработано в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Федеральным законом от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31.07.2020 N 578, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31.07.2020 N 579, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 366 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения".
2. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.
3. Оповещение населения города Бердска об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций регионального и муниципального характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий обеспечивает Муниципальное казенное учреждение "Управление гражданской защиты города Бердска" (далее - МКУ УГЗ).
4. Положение определяет назначение, задачи, структуру, порядок создания, в том числе совершенствования, порядок задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения города Бердска об опасностях, возникающих при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов.
5. Муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения города Бердска включается в систему управления гражданской обороной и единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС).
6. Система оповещения населения города Бердска Новосибирской области создается на следующих уровнях функционирования РСЧС:
на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения города Бердска (далее - МАСЦО);
на объектовом уровне - локальная система оповещения (далее - ЛСО) (в районе размещения опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности - в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 км от объектов) и объектовая система оповещения (далее - ОСО) (на других объектах, не подпадающих по критериям классов опасности в вышеперечисленный перечень объектов).
7. МАСЦО создает МКУ УГЗ.
8. ЛСО создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
9. Границами зон действия МАСЦО являются административные границы города Бердска.
10. Границами зоны действия ЛСО являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, от аварий на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности - в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 км от объектов).
11. Все системы оповещения населения должны программно и технически сопрягаться с использованием единого протокола обмена информацией (стандартное устройство сопряжения).
Сопряжение региональной автоматизированной системы централизованного оповещения с МАСЦО организуется в соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31.07.2020 N 578, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".
Сопряжение ЛСО с МАСЦО осуществляется организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности - в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 км от объектов).
12. Система оповещения населения города Бердска должна соответствовать требованиям приказов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31.07.2020 N 578, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".
II. Назначение, основные задачи и состав системы оповещения города Бердска
1. МАСЦО города Бердска является составной частью системы управления гражданской обороны Новосибирской области и обеспечивает доведение сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава гражданской обороны города Бердска и Бердского городского звена территориальной подсистемы РСЧС Новосибирской области;
органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области (далее - ГУ МЧС России по Новосибирской области);
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны - МКУ УГЗ;
единой дежурно-диспетчерской службы города Бердска (далее - ЕДДС);
сил РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил нештатных формирований гражданской обороны на территории города Бердска Новосибирской области;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой и высокой опасности;
граждан, находящихся на территории города Бердска.
2. МАСЦО состоит из взаимодействующих элементов специальных программно-технических средств оповещения:
комплекса технических средств оповещения ГР-166 М (П-166) (далее - КТСО П-166 М), расположенного на основном и запасном пунктах управления (далее - ПУ и ЗПУ);
громкоговорящих средств на подвижных объектах;
мобильных и носимых средств оповещения;
телевизионных и радиотрансляционных сетей;
станций, каналов и линии связи;
сети передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации; операторов сотовой связи, информационных агентств, организаций связи,
работающих на территории города Бердска и Новосибирской области (далее - операторы связи).
III. Порядок задействования системы оповещения населения города Бердска
1. Задействование по предназначению МАСЦО планируется и осуществляется в соответствии с Положением, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Решение на задействование систем оповещения принимается:
МАСЦО - руководителем администрации г. Бердска - Главой города Бердска;
ЛСО - руководителем организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности - в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 км от объектов).потенциально опасный объект.
3. МКУ УГЗ осуществляет оповещение населения города Бердска об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций регионального и муниципального характера, а также при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов с использованием цифровых наземных сетей связи, в том числе:
передачу и доставку операторам связи эфирного вещания на электронных носителях записей сигналов оповещения с присвоением им идентификационных номеров;
доведение до оператора связи информации о принятии (утверждении) решения об оповещении населения с задействованием сетей связи оператора с определением времени начала передачи сигналов оповещения и зоны (территории) оповещения при возникновении угрозы возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций муниципального характера и направление заявки на передачу сигналов оповещения;
направление оператору связи в течение 3 дней после принятия решения об оповещении населения с задействованием сетей связи оператора копии такого решения в документально оформленном виде.
4. Дежурно-диспетчерские службы органов повседневного управления РСЧС, получив в системе управления гражданской обороной и РСЧС сигналы оповещения и (или) информацию об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, поступающую от очевидцев (населения) по системе-112 Новосибирской области, передают информацию в ЕДДС, которая сообщает информацию в оперативную дежурную смену центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Новосибирской области (далее - ОДС ЦУКС).
Оперативный дежурный (далее - ОД) ЕДДС получив информацию об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, подтверждает получение информации и немедленно доводит ее до Главы города Бердска через директора МКУ УГЗ.
5. Решение на задействование МАСЦО принимает Глава города Бердска или лицо его замещающее.
Решение на задействование МАСЦО доводится через ОД ЕДДС до оперативного дежурного пункта управления Новосибирской области дежурной смены филиала ГКУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ НСО" - "Областной Центр управления в кризисных ситуациях Новосибирской области" (далее - ОД ПУ).
6. Непосредственные действия по запуску МАСЦО осуществляются:
1) ОД ЕДДС с рабочего места основного (или запасного) пункта управления. ОД ЕДДС, применяя КТСО П-166 М, в автоматизированном (основной режим функционирования) или ручном режиме функционирования, выбрав, согласно решению Главы города Бердска, циркулярное или избирательное направление оповещения, доводит сигналы оповещения или экстренную информацию до:
дежурных дежурно-диспетчерских служб организаций, осуществляющих эксплуатацию потенциально опасных объектов, имеющих технически сопряженные локальные системы оповещения;
населения города Бердска посредством включения оконечных средств оповещения МАСЦО и ЛСО с предварительной передачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ".
Дополнительно осуществляет передачу сигналов оповещения и экстренной информации до ГКУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ НСО".
7. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "Внимание всем!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
8. Типовые аудио и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно ГКУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ НСО" и МКУ УГЗ.
9. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети проводного радиовещания;
сети уличной радиофикации;
сети кабельного телерадиовещания;
сети эфирного телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
сети связи операторов связи и ведомственные;
сети систем персонального радиовызова;
информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
10. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения города Бердска осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Бердска.
11. Порядок действий дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации и другими документами Федеральных органов исполнительной власти, Новосибирской области, муниципальных образований и организаций.
12. Администрация города Бердска и организации, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также постоянно действующие органы управления РСЧС, органы повседневного управления РСЧС, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации. В случае обнаружения несанкционированного запуска (произвольного срабатывания), такая информация незамедлительно сообщается в МКУ УГЗ и ГУ МЧС России по Новосибирской области.
IV. Порядок создания, в том числе совершенствования и поддержания в готовности МАСЦО
1. МАСЦО создается, совершенствуется заблаговременно в мирное время, и поддерживается в постоянной готовности к использованию по предназначению.
2. Готовность МАСЦО достигается:
наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) МАСЦО, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на МАСЦО технических средств оповещения;
готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
регулярным проведением проверок готовности МАСЦО;
своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию МАСЦО.
3. Создание, развитие и поддержание в постоянной готовности МАСЦО организуется МКУ УГЗ и осуществляется ЕДДС города Бердска.
Непосредственное содержание технических средств оповещения (далее - ТСО) осуществляется МКУ УГЗ города Бердска на праве оперативного управления данным имуществом и включает в себя мероприятия по их всестороннему обеспечению, обслуживанию и ремонту.
4. МКУ УГЗ:
обеспечивает установку на объектах телерадиовещания специальной аппаратуры для ввода сигналов оповещения и речевой информации в программы вещания;
организует и осуществляет подготовку оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб и персонала по передаче сигналов оповещения и речевой информации в мирное и военное время;
планирует и проводит совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания проверки оповещения, тренировки по передаче сигналов оповещения и речевой информации;
разрабатывает совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания порядок взаимодействия дежурных (дежурно-диспетчерских) служб при передаче сигналов оповещения и речевой информации;
осуществляет подготовку специалистов дежурных смен, осуществляющих эксплуатацию ТСО МАСЦО города Бердска;
оказывает методическую и практическую помощь организациям и учреждениям города Бердска в организации эксплуатации ТСО и оконечных средств оповещения МАСЦО;
организует эксплуатационно-техническое обслуживание ТСО МАСЦО;
организует и осуществляет ремонт ТСО;
создает запас запасных изделий и принадлежностей (далее - ЗИП) из расчета не менее 10% от общего числа ТСО ПУ и ЗПУ;
планирует и осуществляет финансовое обеспечение выполнения выше указанных мероприятий.
5. С целью контроля за поддержанием в готовности системы МАСЦО организуются и проводятся технические и комплексные проверки.
1) технические проверки осуществляются не реже одного раза в сутки ОД ЕДДС в соответствии с графиками проведения проверок ТСО без включения оконечных средств оповещения и прерывания вещательных программ телерадиовещания. К ним привлекаются по мере необходимости специалисты организаций связи, осуществляющих эксплуатационно-техническое обслуживание ТСО.
2) комплексные проверки проводятся ГУ МЧС России по Новосибирской области в соответствии с утвержденным планом основных мероприятий Новосибирской области в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
6. По результатам проверок готовности системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки и предложения по их своевременному устранению, оценка готовности системы оповещения населения, а также уточняется паспорт системы оповещения населения.
7. Паспорт на систему оповещения населения разрабатывается по форме, рекомендованной приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31.07.2020 N 578, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения". Паспорт на МАСЦО подписывается начальником ЕДДС и утверждается директором МКУ УГЗ.
Акт по результатам комплексной проверки готовности систем оповещения населения, действующих на территории города Бердска, утверждается Главой города Бердска;
Акт по результатам комплексной проверки готовности ЛСО утверждается руководителем организации.
8. Руководители организаций, имеющие на балансе средства оповещения, обеспечивают постоянную готовность технических средств оповещения, каналов сети связи общего пользования, сети телерадиовещания, объектов вещания к оповещению населения о чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера.
9. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
V. Номенклатура, объем, места хранения, порядок содержания резерва ТСО и должностные лица, ответственные за организацию и реализацию этих вопросов
1. Резервы ТСО создаются заблаговременно в мирное время и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности.
2. Складские помещения, используемые для хранения резервов ТСО, должны удовлетворять требованиям эксплуатационно-технической документации (технических условий) на ТСО.
3. Основной задачей правильного хранения резервов ТСО является обеспечение их количественной и качественной сохранности в течение всего периода хранения, а также обеспечение постоянной готовности для задействования по предназначению.
4. Выполнение основной задачи правильного хранения резервов ТСО достигается:
правильным размещением, соответствующим устройством, оборудованием и использованием складов;
тщательным приемом поступающих технических средств оповещения и устранением выявленных недостатков (сохранность тары (упаковки), комплектность, исправность и т.д.);
подготовкой ТСО к хранению с применением консервации; подготовкой мест хранения и поддержанием в них условий, снижающих влияние окружающей среды на материальные ресурсы;
созданием необходимых условий хранения для каждого вида ТСО (температура, относительная влажность воздуха, вентиляция) и соблюдением санитарно-гигиенических требований;
постоянным наблюдением за качественным состоянием хранимых ТСО и своевременное проведение мероприятий, обеспечивающих их сохранность (очистка, просушка, консервация, техническое обслуживание, техническая поверка, лабораторные испытания, переконсервация и др.);
проведением периодических проверок технических средств оповещения, условий и мест их хранения;
своевременной заменой и освежением материальных ресурсов в соответствии с установленными сроками хранения.
5. Резервные ТСО, предназначенные для восстановления функционирования МАСЦО, хранятся на складах, предназначенных для хранения имущества резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (в целях гражданской обороны) города Бердска Новосибирской области в заводской упаковке.
6. Резервные технические средства оповещения хранятся в складских помещениях органа повседневного управления, ЕДДС и дежурно-диспетчерских служб организаций, иных местах, имеющих возможность круглосуточного доступа и их задействования в кратчайшие сроки.
7. Состав оборудования резерва ТСО города Бердска:
Терминал управления П-166 М ТУ - 1 комплект;
Блок управления П-166 М БУ - 1 комплект;
Модуль речевого оповещения П-166 М МРО - 1 комплект;
Маршрутизатор - 1 комплект;
Ручной рупорный громкоговоритель - 3 комплекта
Пополнение резерва ТСО осуществляется по мере расходования и устаревания.
Для обеспечения оповещения в отдельных районах города Бердска, в которых отсутствуют автоматизированные системы централизованного оповещения населения, а также при невозможности своевременного восстановления разрушенных систем оповещения населения вследствие военных конфликтов или возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера могут привлекаться специальные транспортные средства, оборудованные средствами оповещения (громкоговорящей связи) операторов связи, подразделений Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделений территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации - отдела МВД России по г. Бердску, войск национальной гвардии Российской Федерации и иных ведомств и организаций.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Бердска Новосибирской области от 11 мая 2022 г. N 1776 "Об утверждении Положения о муниципальной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.