Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу начальника
Главного управления ЗАГС
Московской области
от 30.12.2021 N 201
Приложение 18
к учетной политике
Главного управления ЗАГС
Московской области для
целей бюджетного учета
Порядок
осуществления внутреннего финансового контроля в Главном управлении ЗАГС Московской области
1. Общие положения
Настоящий Порядок определяет правила осуществления Главным управлением ЗАГС Московской области (далее - Главное управление) как главным распорядителем средств бюджета Московской области, главным администратором доходов бюджета Московской области, внутреннего финансового контроля.
Внутренний финансовый контроль представляет собой внутренний процесс, осуществляемый в целях соблюдения, установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению бюджетных полномочий Главного управления, в том числе осуществляемый посредством совершения контрольных действий.
Внутренний финансовый контроль направлен на:
соблюдение законодательства Российской Федерации в сфере финансовой деятельности;
повышение качества составления и достоверности бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета;
повышение результативности и недопущение нецелевого использования бюджетных средств.
Внутренний финансовый контроль в Главном управлении осуществляют руководители всех уровней, сотрудники Главного управления.
Целями внутреннего финансового контроля Главного управления являются:
подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности Главного управления и соответствия порядка ведения учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России;
подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования средств бюджета.
Основные задачи внутреннего финансового контроля:
установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражение в бюджетном учете и отчетности требованиям законодательства;
установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;
соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении деятельности;
анализ системы внутреннего финансового контроля Главного управления, позволяющий выявить существенные аспекты, влияющие па его эффективность.
Принципы внутреннего финансового контроля Главного управления:
принцип законности. Неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего финансового контроля норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации;
принцип объективности. Внутренний финансовый контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;
принцип независимости. Субъекты внутреннего финансового контроля при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего финансового контроля;
принцип системности. Проведение контрольных мероприятий всех сторон деятельности объекта внутреннего финансового контроля;
принцип ответственности. Каждый субъект внутреннего контроля за ненадлежащее выполнение контрольных функций несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Организация системы внутреннего финансового контроля
Система внутреннего финансового контроля обеспечивает:
точность и полноту документации бюджетного учета;
соблюдение требований законодательства;
своевременность подготовки достоверной бюджетной отчетности;
предотвращение ошибок и искажений;
исполнение приказов начальника Главного управления и распоряжений Главного управления;
сохранность имущества Главного управления.
Система внутреннего финансового контроля позволяет следить за эффективностью работы структурных подразделений, отделов, добросовестностью выполнения сотрудниками возложенных на них должностных обязанностей.
В рамках внутреннего финансового контроля проверяется правильность отражения совершаемых фактов хозяйственной жизни в соответствии с действующим законодательством России и иными нормативными актами Главного управления.
При выполнении контрольных действий используются следующие методы:
- самоконтроль;
- смежный контроль.
Контрольные действия подразделяются на:
- визуальные - осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации;
- автоматические - осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц;
- смешанные - выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
Способы проведения контрольных действий:
- сплошной способ - контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции: действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры;
- выборочный способ - контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции: действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры.
При проведении внутреннего финансового контроля проводится:
проверка документального оформления:
записи в регистрах бюджетного учета проводятся на основе первичных учетных документов (в том числе бухгалтерских справок);
соотнесение оплаты материальных активов с их поступлением в Главное управление;
санкционирование сделок и операций;
сверка расчетов учреждения с поставщиками и покупателями и прочими дебиторами и кредиторами для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженности;
сверка остатков по счетам бюджетного учета наличных денежных средств с остатками денежных средств во временном распоряжении;
процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов (в том числе инвентаризация);
контроль правильности операций.
3. Организация внутреннего финансового контроля
Внутренний финансовый контроль в Главном управлении подразделяется на предварительный и текущий.
Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной является операция.
Целью предварительного внутреннего финансового контроля является предупреждение нарушений на стадии планирования расходов и заключения договоров.
Предварительный контроль осуществляют начальник Главного управления, его заместители, главный бухгалтер и специалисты управления правового обеспечения осуществления полномочий.
При проведении предварительного внутреннего финансового контроля проводится:
проверка финансово-плановых документов (расчетов потребности в денежных средствах, бюджетной сметы и др.) главным бухгалтером (бухгалтером), их визирование, согласование и урегулирование разногласий;
проверка законности и экономической обоснованности, визирование проектов договоров (контрактов), визирование договоров и прочих документов, из которых вытекают денежные обязательства, специалистами управления правового обеспечения осуществления полномочий и главным бухгалтером (бухгалтером);
контроль за принятием обязательств Главным управлением в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств;
проверка проектов приказов руководителя Главного управления;
проверка документов до совершения хозяйственных операций в соответствии с графиком документооборота, проверка расчетов перед выплатами;
проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до утверждения или подписания.
При проведении текущего внутреннего финансового контроля проводится:
проверка расходных денежных документов до их оплаты (расчетно- платежных ведомостей, платежных поручений, счетов и т. п.). Фактом контроля является разрешение документов к оплате;
проверка первичных документов, отражающих факты хозяйственной жизни Главного управления;
проверка у подотчетных лиц наличия полученных под отчет денежных документов;
контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
сверка аналитического учета с синтетическим (оборотная ведомость); проверка фактического наличия материальных средств;
мониторинг расходования лимитов бюджетных обязательств (и других целевых средств) по назначению, оценка эффективности и результативности их расходования;
анализ главным бухгалтером (бухгалтером) журналов операций.
Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами отдела планирования, финансирования, бухгалтерского учета и отчетности (далее - бухгалтерия).
Проверку первичных учетных документов проводят сотрудники бухгалтерии, которые принимают документы к учету. В каждом документе проверяют:
соответствие формы документа и хозяйственной операции;
наличие обязательных реквизитов, если документ составлен не по унифицированной форме;
правильность заполнения и наличие подписей.
4. Субъекты внутреннего финансового контроля
В систему субъектов внутреннего финансового контроля входят:
- руководитель Главного управления и его заместители;
- руководители и работники Главного управления на всех уровнях.
Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего финансового контроля, определяется внутренними документами Главного управления, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационнораспорядительными документами Главного управления и должностными инструкциями работников.
5. Порядок формирования, утверждения и актуализации карт внутреннего финансового контроля
Формирование (актуализация) карт внутреннего финансового контроля осуществляется при подготовке к проведению внутреннего финансового контроля в Главном управлении.
Карты внутреннего финансового контроля формируются (актуализируются) отделом планирования, финансирования, бухгалтерского учета и отчетности Главного управления, ответственным за результаты выполнения бюджетных процедур, до начала очередного финансового года по форме согласно таблице 2 к настоящему Порядку.
Перечень бюджетных процедур установлен в таблице 1 к настоящему Порядку.
В карту внутреннего финансового контроля включаются операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры), невыполнение которых может оказать негативное влияние на осуществление внутренних бюджетных процедур, операций, подготовку документов (далее - бюджетные риски).
Карта внутреннего финансового контроля представляет собой документ, содержащий перечень всех бюджетных процедур, а также составляющих их процессов (операций, действий по формированию документов, необходимых для осуществления бюджетных процедур (далее - операции), направленных на реализацию бюджетных полномочий Главного управления, уровни бюджетного риска в отношении указанных бюджетных процедур (операций), а также данные о должностных лицах, ответственных за выполнение операции, сроках и (или) периодичности ее выполнения, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах внутреннего финансового контроля, способах и периодичности осуществления контрольных действий, а также иных необходимых данных.
Карты внутреннего финансового контроля в Главном управлении утверждаются заместителем начальника, координирующим и контролирующим деятельность отдела планирования, финансирования, бухгалтерского учета и отчетности, до начала очередного финансового года не позднее 25 декабря текущего финансового года.
Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится отделом планирования, финансирования, бухгалтерского учета и отчетности не реже одного раза в год:
до начала очередного финансового года не позднее 25 декабря текущего финансового года;
по результатам проведенного внутреннего финансового контроля по мере необходимости, но не позднее пяти рабочих дней после принятия соответствующего решения;
по результатам проверок, проведенных в рамках внутреннего финансового аудита в срок, установленный в плане мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторской проверки;
по результатам проверок, проведенных органами государственного финансового контроля в срок, установленный в предписании или плане мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки;
в случае внесения изменений в бюджетное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, учетную политику, требующих изменения процессов осуществления бюджетных процедур, в срок не позднее пяти рабочих дней после принятия соответствующего решения.
6. Проведение внутреннего финансового контроля методами самоконтроля, смежного контроля
Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом Главного управления при совершении им операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур) путем проведения проверки каждой выполняемой операции в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, Московской области, регулирующим бюджетные правоотношения, должностным регламентам, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции.
При наличии недостатков (нарушений) должностным лицом, осуществляющим самоконтроль, принимаются соответствующие действия по их устранению.
Смежный контроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом уполномоченным должностным лицом структурного подразделения Главного управления путем согласования (подтверждения) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых должностными лицами Главного управления.
В случае выявления нарушений бюджетного законодательства, за которые применяются меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанная информация представляется начальнику Главного управления (заместителю начальника) в форме докладной записки руководителем соответствующего структурного подразделения Главного управления, уполномоченным на проведение внутреннего финансового контроля, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем обнаружения нарушений.
В докладной записке указываются выявленные в ходе проведения внутреннего финансового контроля недостатки и нарушения бюджетного законодательства (в количественном и денежном выражении).
7. Оценка рисков
Оценка бюджетных рисков состоит в идентификации рисков по каждой указанной в Перечне операции и определении уровня риска.
Идентификация рисков заключается в определении по каждой операции (действию по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) возможных событий, наступление которых негативно повлияет на результат внутренней бюджетной процедуры:
несвоевременность выполнения операции;
ошибки, допущенные в ходе выполнения операции.
Идентификация рисков проводится путем проведения анализа информации, указанной в представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля, рекомендациях (предложениях) внутреннего финансового аудита, иной информации об имеющихся нарушениях и недостатках в сфере бюджетных правоотношений, их причинах и условиях, в том числе информации, содержащейся в результатах отчетов внутреннего финансового контроля.
Каждый бюджетный риск подлежит оценке по критерию "вероятность", характеризующему ожидание наступления события, негативно влияющего на выполнение внутренних бюджетных процедур, и критерию "последствия", характеризующему размер наносимого ущерба, снижение внешней оценки качества финансового менеджмента главного администратора бюджетных средств, существенность налагаемых санкций за допущенное нарушение бюджетного законодательства, снижение результативности (экономности) использования бюджетных средств. По каждому критерию определяется шкала уровней вероятности (последствий) риска, имеющая пять позиций:
- уровень по критерию "вероятность"
невероятный (от 0% до 20%),
маловероятный (от 20% до 40%),
средний (от 40% до 60%),
вероятный (от 60% до 80%),
ожидаемый (от 80% до 100%);
- уровень по критерию "последствия"
низкий,
умеренный,
высокий,
очень высокий.
Оценка вероятности осуществляется на основе анализа информации о следующих причинах рисков:
- недостаточность положений правовых актов, регламентирующих выполнение внутренней бюджетной процедуры, их несоответствие нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;
- длительный период обновления средств автоматизации по
<< Приложение 1 Приложение 1 |
||
Содержание Приказ начальника Главного управления записи актов гражданского состояния Московской области от 30 декабря 2021 г. N 201 "О... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.