Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
администрации
Мурашинского муниципального округа
от 17.05.2022 N 352
Положение
о повышении устойчивости функционирования экономики Мурашинского муниципального округа в мирное и военное время
1. Общие положения
Настоящее Положение о повышении устойчивости функционирования экономики Мурашинского муниципального округа в мирное и военное время (далее - устойчивое функционирование организаций) определяет требования, направленные на повышение устойчивости функционирования организаций в мирное и военное время.
1.1. Под устойчивостью функционирования экономики в военное время понимается ее способность удовлетворять оборонные и важнейшие хозяйственные потребности на уровне, обеспечивающем защиту государства и жизнедеятельность населения.
1.2. Под устойчивостью функционирования организации в мирное время понимается способность организации предупреждать возникновение производственных аварий и катастроф, противостоять их поражающим воздействиям, предотвращать или снижать угрозы жизни и здоровью персонала, ограничивать материальный ущерб, а также обеспечивать восстановление нарушенного производства в минимально короткий срок и выпускать продукцию в установленных номенклатуре и объемах.
1.3. Под повышением устойчивости функционирования организации мирное время понимается комплекс мероприятий по предотвращению или снижению угрозы жизни и здоровью персонала и проживающего вблизи населения и материального ущерба в чрезвычайных ситуациях, а также подготовке к проведению спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций.
1.4. Под устойчивостью функционирования организации в военное время понимается способность производить продукцию, в установленных номенклатуре и объеме (для отраслей и объектов непроизводственной сферы - способность выполнять заданные функции).
1.4.1. Повышение устойчивости функционирования организаций независимо от их форм собственности достигается осуществлением мероприятий, направленных на:
1.4.1.1. предотвращение и уменьшение возможности образования крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;
1.4.1.2. снижение возможных потерь и разрушений в случае их возникновения, а также от современных средств поражения и вторичных поражающих факторов;
1.4.1.3. создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в результате применения современных средств вооруженной борьбы, проведения работ по восстановлению нарушенного хозяйства и обеспечения жизнедеятельности населения.
1.5. Мероприятия в этой области осуществляются заблаговременно в мирное время и в угрожаемый период, а также в условиях военного времени.
С этой целью заблаговременно, в мирное время, проводится ряд организационных и инженерно-технических мероприятий.
1.5.1. К организационным мероприятиям относятся:
1.5.1.1. создание системы надежной защиты производственного персонала от современных средств поражения;
1.5.1.2. разработка плана и перевод экономики на особый режим работы;
1.5.1.3. создание запасов топлива, сырья, комплектующих изделий; подготовка рабочей силы к работе в военное время;
1.5.1.4. организация устойчивых производственных связей;
1.5.1.5. разработка и осуществление системы транспортного, энергетического и материально-технического обеспечения объектов и отраслей хозяйственного комплекса;
1.5.1.6. подготовка и оснащение аварийно-восстановительных формирований для проведения спасательных и восстановительных работ в очагах поражения.
1.5.2. К общим инженерно-техническим мероприятиям относятся:
1.5.2.1. постройка защитных сооружений для укрытия наибольшей работающей смены на объектах и отдыхающих смен в районах рассредоточения;
1.5.2.2. повышение прочности и механической устойчивости зданий, сооружений и других важных объектов;
1.5.2.3. повышение устойчивости энергетики;
1.5.2.4. строительство пунктов управления;
1.5.2.5. повышение живучести транспорта;
1.5.2.6. постройка загородных баз и складов;
1.5.2.7. рассредоточение запасов и резервов;
1.5.2.8. строительство защищенных хранилищ и трубопроводов для легковоспламеняющихся, взрывчатых и других веществ.
1.6. Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены в мирное время, должны быть заблаговременно подготовлены для проведения в возможно короткие сроки с введением в стране угрожаемого положения и в военное время.
2. Исследование устойчивости функционирования организации
2.1. Исследование устойчивости функционирования организации заключается во всестороннем изучении условий, которые могут сложиться в мирное и военное время, и определении их влияния на производственную деятельность.
2.2. Исследования устойчивости функционирования организации (объекта) в мирное и военное время должны проводиться не реже одного раза в пять лет.
2.3. Главной целью проведения исследований устойчивости состоит в выявлении уязвимых мест в работе организации в мирное и в военное время, выработке наиболее эффективных рекомендаций, направленных на повышение устойчивости.
2.4. В дальнейшем рекомендации включаются в план мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций.
2.5. Наиболее трудоемкие работы (строительство защитных сооружений, подземная прокладка коммуникаций и т.п.) выполняются заблаговременно.
2.6. Мероприятия, не требующие длительного времени на их реализацию или выполнение которых в мирное время нецелесообразно, проводятся в период угрозы нападения противника.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
2.6. Исследование устойчивости функционирования организации проводится силами инженерно-технического персонала с привлечением соответствующих специалистов научно-исследовательских и проектных организаций.
2.7. Главная цель исследований заключается в выявлении слабых мест во всех системах и звеньях, выработке на данной основе комплекса организационных, инженерно-технических, специальных и других мероприятий по их устранению.
2.8. Организатором и руководителем исследований устойчивости функционирования организации является руководитель организации.
3. Оценка потенциальной устойчивости функционирования организации в мирное и военное время
3.1. Для оценки потенциальной устойчивости функционирования организации необходимо:
3.1.1. изучить район расположения организации с обозначением элементов, влияющих на устойчивость его функционирования;
3.1.2. оценить физическую устойчивость зданий и сооружений, надежность систем управления, технологического оборудования, технических систем электроснабжения, топливного обеспечения и т.д.;
3.1.3. определить защиту ценного и уникального оборудования, насыщенность производства автоматикой, возможность производства в случае выхода из строя контрольно-измерительной аппаратуры;
3.1.4. обследовать коммунально-энергетическую систему организации, произвести оценку устойчивости сооружений и линий, определить параметры поражающих факторов, при которых коммунально-энергетические сети получают разрушения;
3.1.5. определить обеспеченность работающих защитными сооружениями и оценить их защитные свойства;
3.1.6. определить состояние защищенности пунктов управления, узлов связи и линий связи;
3.1.7. определить состояние системы материально-технического снабжения и производственных связей;
3.1.8. спрогнозировать возможные чрезвычайные ситуации на самом объекте или в зоне его размещения;
3.1.9. оценить вероятные параметры поражающих факторов возможных чрезвычайных ситуаций;
3.1.10. оценить параметры возможных вторичных поражающих факторов, возникающих как следствие воздействия первичных поражающих факторов на вторичные источники опасности;
3.1.11. спрогнозировать зоны воздействия поражающих факторов:
3.1.12. определить значение критического параметра (максимальная величина параметра поражающего фактора, при которой функционирование объекта не нарушается);
3.1.13. определить значение критического радиуса (минимальное расстояние от центра формирования источника поражающих факторов, на котором функционирование объекта не нарушается);
3.1.14. спрогнозировать величину сохраняющихся после той или иной чрезвычайной ситуации производственных мощностей или величину другого показателя, характеризующего сохраняющиеся возможности объекта по выполнению своего назначения.
4. Подготовка организации к устойчивому функционированию в мирное и военное время включает в себя:
4.1. Общее руководство проведением мероприятий, повышающих устойчивость функционирования организаций на территории Мурашинского муниципального округа, осуществляет глава Мурашинского муниципального округа. Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий, по повышению устойчивости функционирования организаций, осуществляет председатель комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики Мурашинского муниципального округа в мирное и военное время и руководители организаций.
4.2. На организации возлагается:
4.2.1. планирование и выполнение мероприятий по повышению устойчивости их функционирования;
4.2.2. планирование и выполнение мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств поражении вероятного противника;
4.2.3. обеспечение выпуска продукции (работ, услуг) в заданных (необходимых) объемах и номенклатуре с учетом возможных потерь и разрушений;
4.2.4. ответственность за выделение необходимых материальных и финансовых средств;
4.2.5. осуществление мероприятий по уменьшению опасности возникновения вторичных очагов поражения;
4.2.6. проведение в организации мероприятий по защите продовольствия, питьевой воды и источников водоснабжения (сельскохозяйственных животных и растений, продуктов растениеводства и животноводства) от радиоактивного, химического и бактериологического заражения.
5. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования организаций в военное время:
5.1. надежность защиты персонала от воздействия оружия массового поражения;
5.2. способность инженерного технического комплекса организации противостоять ударной волне, световому излучению и радиации;
5.3. защищенность организации от вторичных поражающих факторов (пожаров, взрывов, затоплений, заражения аварийно химическими опасными веществами (АХОВ));
5.4. надежность системы снабжения организации всем необходимым для производства продукции (сырьем, топливом, электроэнергией, водой);
5.6. устойчивость и непрерывность управления производством и гражданской обороной;
5.7. подготовленность организации (объекта) к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
6. Состояние устойчивости функционирования организаций характеризуется критериями, которые отражают уровень их подготовленности к устойчивой работе в военное время, в результате проведения следующих мероприятий:
6.1. обеспечение сохранности основных производственных фондов и материальных ресурсов или снижение их возможных потерь от современных средств поражения;
6.2. повышение надежности внутреннего энерго- и водоснабжения предприятий как объекта в целом, так и отдельных производств;
6.3. подготовка технологических процессов к производству продукции в военное время;
6.4. накопление текущих производственных запасов до установленных нормативов.
7. Повышение устойчивости функционирования организаций в военное время достигается осуществлением мероприятий:
7.1. предотвращение и уменьшение возможности образования крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий в военное время;
7.2. снижение возможных потерь и разрушений от современных средств поражения и вторичных поражающих факторов;
7.3. создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в результате применения современных средств поражения; проведение работ по восстановлению нарушенного производства и обеспечение жизнедеятельности населения.
8. К основным направлениям повышения устойчивости функционирования организаций в военное время относятся:
8.1. обеспечение защиты персонала организации, членов их семей, населения; рациональное размещение элементов организации на соответствующей территории;
8.2. подготовка организаций к работе в условиях военного времени; подготовка к выполнению работ по восстановлению важнейших организаций, производственной и других видов деятельности;
8.3. подготовка системы управления для решения задач в военное время.
9. Основными мероприятиями по повышению устойчивости функционирования организаций в военное время являются:
9.1. Мероприятия по защите персонала от поражающих факторов оружия массового поражения, которые достигаются:
9.1.1. укрытием в защитных сооружениях гражданской обороны (убежищах, противорадиационных укрытиях) и простейших укрытиях; проведением рассредоточения и эвакуации;
9.1.2. использованием средств индивидуальной защиты и медицинских средств защиты;
9.1.3. своевременным оповещением об угрозе нападения противника, возможном заражении местности, а также об угрозе катастрофического затопления: Проведение спасательных и неотложных аварийно-спасательных работ, и обучение населения по гражданской обороне.
9.2. Кроме того важнейшей частью данного направления является обеспечение жизнедеятельности населения в военное время и включает в себя:
9.2.1. снабжение продовольствием, питьевой водой и предметами первой необходимости;
9.2.2. защиту продовольствия, водоисточников и систем водоснабжения от радиоактивного, химического и бактериологического заражения; коммунально-бытовое обслуживание населения; медицинское обслуживание населения;
9.2.3. разработку и своевременное установление режимов деятельности в условиях радиоактивного, химического и бактериологического заражения; массовую санитарную обработку:
9.2.4. проведение работ по обеззараживанию территории, сооружений, транспортных средств, оборудования, сырья, материалов и готовой продукции;
9.2.5. обеспечение четкой информацией населения;
9.3. Мероприятиями по рациональному размещению объектов и элементов организаций на соответствующей территории в военное время являются:
9.3.1. размещение объектов и выбор площадок для размещения их элементов с учетом рельефа, гидрометеорологических условий, а также других особенностей местности;
9.3.2. исключение (ограничение) размещения элементов организации на локально неблагоприятных участках, местности;
9.3.3. рассредоточение элементов крупных объектов, ограничение расширения крупных производств;
9.3.4. ограничение размещения опасных объектов в зонах опасных природных явлений и размещение их на удалении от других объектов;
9.3.5. строительство базисных складов для хранения вредных, взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ за пределами территории объекта (в безопасной зоне);
9.3.6. содержание значительной части мероприятий по размещению объектов регламентируется Нормами ИТМ ГО и другими нормативными документами;
9.4 Мероприятиями по подготовке промышленного производства организации к работе в военное время являются:
9.4.1. оценка возможностей выпуска важнейших видов продукции;
9.4.2. подготовка производственных площадей, технологического оборудования, энергетических и материальных ресурсов для выполнения заданий военного времени;
9.4.3. подготовка к независимому функционированию отдельных производств;
9.4.4. подготовка к дублированию производства с использованием (развитием) мощностей, расположенных в загородной зоне (в том числе и местной промышленности);
9.4.5. подготовка к выпуску продукции по упрощенной технологии, техническим условиям и документации военного времени;
9.4.6. подготовка для обеспечения производства автономных источников энергоснабжения;
9.4.7. обеспечение системами оборотного водоснабжения и автономными водозаборами;
9.4.8. подготовка базы для обеспечения производства материальных средств из местных ресурсов;
9.4.9. создание минимально необходимого запаса материально-технических ресурсов;
9.4.10. совершенствование производственных связей с поставщиками; использование кабельных линий электропередач;
9.4.11. подготовка к централизованному отключению отдельных потребителей;
9.4.12. максимально возможное снижение или уменьшение объемов хранения сильнодействующих, ядовитых, взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ, а также мер, обеспечивающих защиту емкостей промышленного транспорта;
9.4.13. создание в организациях собственной (по возможности) сырьевой базы, обеспечивающей выпуск продукции по планам военного времени;
9.4.14. подготовка и обеспечение защиты документации, необходимой для производства в военное время;
9.4.15. обеспечение аварийного освещения территорий и помещений;
9.4.16. создание и подготовка сил и средств для защиты персонала;
9.4.17. обучение персонала способам защиты;
9.4.18. подготовка к оказанию первой медицинской помощи;
9.4.19. осуществление противопожарных мероприятий, исключающих возможность возникновения на территориях объектов сплошных пожаров;
9.5. Мероприятия по обеспечению защиты основных производственных фондов организации в военное время включают в себя:
9.5.1. рациональная планировка организации (объекта) (разрывы между зданиями, проезды и выезды пожарные водоемы и подъезды к ним и др.);
9.5.2 .внедрение в производственные здания каркасных конструкций с легкими огнестойкими заполнителями, новых видов материалов (в том числе огнестойких);
9.5.3. повышение надежности: электро-, газо-, тепло- снабжения (дублирование вводов, кольцевание и надежная прокладка сетей);
9.5.4. повышение надежности систем водоснабжения (питание от двух источников, один из которых подземный, на открытых источниках - подготовка двух групп головных сооружений, с размещением одной из них вне ЗВСР, применение оборотного водоснабжения);
9.5.5. защита артезианских скважин и шахтных колодцев от заражения, оборудование их для разбора воды в подвижную тару;
9.5.6. подготовка к защите уникального оборудования, аппаратуры и приборов управления;
9.5.7. внедрение технологических процессов, обеспечивающих снижение опасности возникновения вторичных очагов поражения (заражения, снижение объемов АХОВ, ВВ, ЛВВ и ЛВЖ). Защита емкостей и коммуникаций от разрушения и разлива этих веществ;
9.5.8. проведение мероприятий по переводу на безаварийный режим работы или безаварийной остановки оборудования цехов с непрерывным технологическим процессом по сигналам гражданской обороны;
9.5.9. проведение противопожарных мероприятий (замена легковозгораемых элементов на несгораемые или трудносгораемые, вынос за пределы объекта опасных производств и уменьшение запасов ЛВЖ, внедрение автоматических систем сигнализации и пожаротушения, подготовка водоемов);
9.5.10. проведение мероприятий по маскировке;
9.6. Мероприятия по защите технологического процесса организации от светового излучения в военное время включают в себя:
9.6.1. защита от светового излучения открытых технологических установок, станков, ванн для промывки деталей и других аппаратов с горючими жидкостями и газами;
9.6.2. уменьшение в цехах до технологически обоснованного минимума запасов смазочных масел, керосина, бензина, красок и других горючих веществ;
9.6.3. изменение технологии, исключающее применение в производстве каких-либо огнеопасных или взрывоопасных веществ;
9.6.4. удаление горючих материалов от оконных проемов;
9.6.5. применение автоматических линий и средств тушения пожаров;
9.6.6. максимальное устранение условий, способствующих образованию взрывчатых смесей в зданиях;
9.6.7. устройство аварийных заглубленных емкостей для быстрого слива из оборудования и технологических систем горючих жидкостей;
9.7. Мероприятиями по исключению или ограничению поражения организации от вторичных факторов ядерного взрыва являются:
9.7.1. вывоз сверхнормативных запасов веществ, вызывающих вторичные факторы поражения (топливо и смазочные материалы; ядохимикаты, взрывоопасные вещества), на безопасное расстояние от объекта;
9.7.2. изменение технологического процесса, исключающее возникновение вторичных поражающих факторов;
9.7.3. облегчение перекрытий и стенового заполнения производственных зданий;
9.7.4. применение устройств, в том числе и автоматических, для отключения систем, разрушение которых может вызвать вторичные поражающие факторы;
9.7.5. вынос за пределы территории организации и заглубление хранилищ для огнеопасных и взрывоопасных веществ;
9.7.6. установка во взрывоопасных помещениях устройств, локализующих действие взрыва;
9.7.7. централизация изготовления растворов аварийных химически опасных веществ (далее - АХОВ) за пределами основных средств;
9.7.8. защита емкостей для хранения АХОВ и горюче-смазочных материалов (ГСМ) путем расположения их на низких опорах, заглубления и обвалования грунтом;
9.7.9. применение приспособлений, исключающих разлив АХОВ по территории организации;
9.7.10. углубление или надежное закрепление емкостей для хранения и приготовления химикатов, а также установка автоматических отключающих устройств в системах их подачи;
9.7.11. создание запасов нейтрализующих веществ в цехах, где используются ядохимикаты;
9.7.12. внедрение в цехах предприятия автоматической сигнализации, которая позволяла бы предотвращать аварии, взрывы, загазованность территории;
9.7.13. строительство защитных дамб против затопления территорий;
9.7.14. подготовка и рациональное размещение средств тушения пожаров у наиболее опасных цехов и участков.
9.8. Мероприятиями по подготовке топливно-энергетического комплекса организации к работе в военное время являются:
9.8.1. Подготовка системы электро-энергоснабжения:
9.8.1.1. подключение организации к нескольким источникам питания, удаленным один от другого на расстояние, исключающее возможность их одновременного поражения одним ядерным взрывом;
9.8.1.2. подготовка тепловых электростанций, имеющих оборудование и приспособления для работы тепловых электростанций (ТЭЦ) на различных видах топлива, принимают меры по созданию запасов твердого и жидкого топлива, его укрытию и усилению конструкций хранилищ горючих материалов;
9.8.1.3. создание и накопление достаточного количества резервных стационарных и подвижных электростанций или других автономных источников электроэнергии;
9.8.1.4. подготовка оборудования, для работы тепловых (ТЭЦ) на различных видах топлива, принимаются меры по созданию запасов твердого и жидкого топлива, его укрытию и усилению конструкций хранилищ горючих материалов;
9.8.1.5. перевод сетей воздушных линий энергопередач энергоснабжения на подземные, а линий, проложенных по стенам и перекрытиям зданий и сооружений, - на линии, проложенные под полом первых этажей (в специальных каналах);
9.8.1.6. при монтаже новых и реконструкции старых сетей устанавливают автоматические выключатели, которые при коротких замыканиях и при образовании перенапряжений отключают поврежденные участки;
9.8.1.7. подготовка энергосистем (электростанций) к работе по специальным режимам с учетом выхода из строя отдельных электростанций (подстанций), ЛЭП и потребителей.
9.8.2. Подготовка к обеспечению бесперебойного электроснабжения ответственных потребителей организации включает в себя:
9.8.2.1. подготовка систем электроснабжения к работе в специальном режиме;
9.8.2.2. внедрение кабельных сетей для электроснабжения особо важных объектов;
9.8.2.3. планирование централизованного отключения потребителей, не включенных федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в перечень ответственных потребителей в военное время;
9.8.2.4. получение электроэнергии, производимой теплоцентралями и электростанциями, расположенными вне зон возможных разрушений;
9.8.2.5. подготовка автономных источников электроснабжения для обеспечения частичного функционирования производства или для его безаварийной остановки;
9.8.2.6. прокладка ЛЭП вне ЗВР и подготовка распределительной сети;
9.8.2.7. подготовка к использованию небольших местных электростанций;
9.8.2.8. подготовка тепловых электростанций к работе на местных видах топлива;
9.8.2.9. повышение надежности систем водоснабжения тепловых электростанций.
9.9. Подготовка отопительных сетей:
9.9.1. создание тепловой сети по кольцевой системе и прокладка труб отопительной системы в специальных каналах, а также соединение параллельных участков;
9.9.2. на тепловых сетях устанавливать запорно-регулирующую, позволяющую отключать поврежденные участки.
9.10. Подготовка систем водоснабжения:
9.10.1. подготовка водоснабжения организаций от нескольких систем или от двух - трех независимых водоисточников, удаленных друг от друга на безопасное расстояние;
9.10.2. создание основных и резервных источников водоснабжения, подготовка артезианской скважины и присоединение ее к системе водоснабжения;
9.10.3. наличие автономного защищенного источника с автономным и тоже защищенным источником энергии;
9.10.4. оборудование пожарных гидрантов и отключающих устройства, размещающихся на территории, которая не будет завалена в случае разрушения зданий и сооружений;
9.10.5. оборудование автоматических и полуавтоматических устройств, для отключения поврежденных;
9.10.6. повышение устойчивости сетей водоснабжения за счет заглубления водопровода в грунт;
9.10.7. кольцевание общегородской системы и соединение систем водоснабжения нескольких крупных предприятий;
9.10.8. оборудование оборотного водоснабжения с повторным использованием воды для технических целей;
9.10.9. подготовка водопроводных сетей для подачи воды непосредственно в сеть, минуя водонапорные башни.
9.11. Подготовка систем водоотведения:
9.11.1. строительство раздельных систем канализации: одна для ливневых, другая для промышленных и хозяйственных (фекальных) стоков;
9.11.2. в системе промышленной и бытовой канализации оборудовать не менее двух выводов с подключением к городским канализационным коллекторам, а также устанавливать выводы для аварийных сбросов неочищенных вод в прилегающие к объекту овраги и другие, естественные и искусственные углубления;
9.11.3. строительство аварийных сбросов (в расположенную вблизи от объекта реку) на случай аварии на городских сетях насосных станций;
9.11.4. для сброса необходимо иметь колодцы с аварийными задвижками, установленными на объектовых коллекторах с интервалом 50 м и по возможности на незахламленной территории.
9.12. Подготовка систем топливоснабжения:
9.12.1. повышение устойчивости работы сетей газоснабжения, нефти и нефтепродуктов;
9.12.2. накопление подвижных компрессорных, насосных и распределительных станций, передвижных перекачивающих агрегатов;
9.12.3. обеспечение насосных и компрессорных станций автономными энерго источниками;
9.12.4. подготовка к обеспечению бесперебойного топливоснабжения ответственных потребителей по схемам и режимам работы военного времени (при возможных нарушениях трубопроводов, разборе газа и нефти из резервных хранилищ);
9.12.5. подготовка к опорожнению от нефти и нефтепродуктов наземных резервуаров.
9.13. Подготовка систем газоснабжения:
9.13.1. устойчивого и надежного снабжения организации газом от газорегуляторных пунктов (ГРП);
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
9.13.1. обязательное закольцевание системы при проектировании, строительстве и реконструкции газовых сетей в каждой организации;
9.13.2. устройство обводных линий на случай выхода из строя газорегуляторных пунктов (ГРП) и газораздаточных станций (байпасы);
9.13.3. установка всех узлов и линий, как правило, под землей; проведение мероприятий по уменьшению пожарной опасности, снижению возможностей утечки газа;
9.13.4. установка на газопроводах автоматических запорных и переключающих устройств дистанционного управления, позволяющие отключать сети или переключать поток газа при разрыве труб непосредственно с диспетчерского пункта;
9.14. Мероприятия по подготовке к работе в военное время растениеводства и животноводства включают в себя:
9.14.1. Подготовка организации сельскохозяйственного производства:
9.14.2. защита сельскохозяйственных животных и растений от оружия массового поражения;
9.14.3. подготовка к проведению профилактических ветеринарно-санитарных и агрохимических мероприятий;
9.14.4. в растениеводстве:
9.14.4.1. внедрение культур, относительно устойчивых к поражающим факторам, снижение ущерба от радиоактивного и химического заражения, накопление химических средств защиты растений от биологического оружия, подготовка к рациональному использованию сельскохозяйственных культур с пораженных посевных площадей;
9.14.4.2. обеспечение защиты семенного фонда;
9.14.5. в животноводстве:
9.14.5.1. повышение защитных свойств помещении, подготовка к ведению животноводства на радиоактивно зараженной территории, защита животных от особо опасных болезней, подготовка к рациональному хозяйственному использованию пораженных животных;
9.14.5.2. защита продовольствия, пищевого сырья, фуража и источников водоснабжения от всех видов заражения;
9.14.5.3. совершенствование способов защиты водных источников от всех видов заражения;
9.14.5.4. создание запасов кормов и фуража. Разработка упрощенной технологии заготовок, консервирования и хранения кормов в военное время;
9.14.5.5. подготовка к созданию быстровозводимых хранилищ для временного хранения сельскохозяйственного сырья и продукции в местах производства;
9.14.5.6. расширение производственной базы для переработки сельскохозяйственной продукции, а также для выпуска строительных материалов и товаров широкого потребления из местного сырья;
9.14.5.7. подготовка сельскохозяйственной техники для работы на зараженной местности. Приспособление ее для обработки пораженных животных, растений и готовой продукции, а также для обеззараживания территории и сооружений;
9.14.5.8. подготовка сил и средств для дезактивации, дегазации и дезинфекции местности, сооружений, животных и сельскохозяйственной продукции;
9.14.5.9. проведение профилактических ветеринарно-санитарных, агрохимических и других мероприятий, а также разработку и внедрение биологических методов борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений;
9.14.5.10. подготовка к массовому убою зараженных животных и обеззараживанию получаемой продукции, а также к захоронению павших животных;
9.14.5.11. развитие сети ветеринарно-бактериологических, радиологических и агрохимических лабораторий, станций защиты растений, животных и других специализированных организаций, находящихся в постоянной готовности к проведению соответствующих наблюдений и лабораторного контроля;
9.15. Мероприятия по подготовке транспорта организации к работе в военное время включают в себя:
9.15.1. для всех видов транспорта (для транспортных организаций):
9.15.2. подготовка всех видов транспорта к выполнению перевозок в условиях военного времени, а также в условиях светомаскировки;
9.15.3. обеспечение эксплуатационными, техническими материалами и энергоресурсами для работы в условиях военного времени;
9.15.4. подготовка транспорта к перевозке сил и средств, ресурсов, в условиях военного времени;
9.15.5. подготовка транспортных средств к пакетным и контейнерным перевозкам и к работе при развертывании временных перегрузочных районов;
9.15.6. обеспечение работы транспорта ремонтными средствами и запасными частями, топливом и смазочными материалами, водой;
9.15.7. приспособление транспортных средств для эвакуации пораженного населения;
9.15.8. обеспечение защиты грузов от заражения (загрязнения);
9.15.9. повышение эффективности контроля за состоянием транспортных средств и режимов перевозочного процесса.
9.16. Мероприятия по подготовке к работе в военное время системы материально-технического снабжения организации включают в себя:
9.16.1. организация поставок сырья и материалов с максимальным использование местных ресурсов и возможностей соседних территорий;
9.16.2. установление устойчивых связей с предприятиями-поставщиками, для чего подготавливаются запасные варианты производственных связей с предприятиями;
9.16.3. подготовка к использованию возможностей местных производственных мощностей;
9.16.4. замена импортного сырья и материалов на отечественные;
9.16.5. заблаговременная подготовка складов для храпения готовой продукции, которую нельзя вывезти потребителям, изыскиваются возможности перехода на местные источники сырья и топлива;
9.16.6. вывоз материальных ресурсов в загородную зону и обеспечение защиты сырья, материалов и готовой продукции;
9.16.7. дублирование железнодорожного транспорта автомобильным и речным (или наоборот) для доставки технологического сырья и вывоза готовой продукции;
9.16.8. создание в организации запасов сырья, топлива, оборудования, материалов и комплектующих изделий (гарантийный запас всех материалов должен храниться рассредоточение в местах, где меньше всего он может подвергнуться уничтожению при ядерном нападении);
9.16.9. подготовка к работе с упрощенной технологией погрузочно-выгрузочных работ.
10. Основные мероприятия по подготовке к выполнению работ по восстановлению, производственной и других видов деятельности организации в военное время, включают в себя:
10.1. определение характера, объемов и очередности восстановительных работ при слабых и средних разрушениях объектов;
10.2. разработка вариантов организации и способов ведения восстановительных работ производственных зданий, коммуникаций, технологических установок и оборудования;
10.3. создание и подготовка сил и средств для проведения восстановительных работ;
10.4. подготовка к развертыванию и оснащению объектовых формирований;
10.5. подготовка энергетических и материальных ресурсов, необходимых для восстановления производства;
10.6. подготовка к производству изделий и конструкций из легких и огнестойких материалов, отвечающих требованиям восстановления производственных зданий и сооружений;
10.7. разработка и обеспечение надежного хранения технической и другой документации, необходимой для восстановления производства;
10.8. подготовка к выполнению работ по восстановлению важнейших организаций проводится в мирное время, а также при угрозе нападения противника на основе разрабатываемых планов мероприятий по восстановлению объектов, с учетом результатов прогнозирования их состояния после воздействия противника, определения характера и объема возможных потерь и разрушений, выявления рациональных путей использования сохранившихся производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, особенностей основных производственных фондов, технологических установок и оборудования, а также территориального размещения объектов.
10.9. Планы мероприятий по подготовке и восстановлению организации обычно включают:
10.9.1. перечень важнейших объектов, намеченных к восстановлению;
10.9.2. закрепление проектных организаций за важнейшими объектами для разработки проектов их восстановления;
10.9.3. порядок и сроки подготовки, а также хранения и использования технической документации;
10.9.4. порядок создания и подготовки специальных формирований, обеспечения их техническим оборудованием;
10.9.5. подготовку строительных организаций и предприятий стройиндустрии; предложения о порядке использования невоенизированных формирований, трудовых резервов для выполнения восстановительных работ.
11. Мероприятия по подготовке системы управления для решения задач организации в военное время, включают в себя:
11.1. повышение устойчивости работы средств связи;
11.2. подготовка руководителей и служб к переходу на выполнение заданий военного времени;
11.3. подготовка АСУ к решению задач военного времени и отработка способов управления производством при выходе ее из строя;
11.4. подготовка к осуществлению руководства смежными производствами или к работе под руководством соответствующих территориальных органов управления;
11.5. строительство запасных пунктов управления, оснащение их техническими средствами и обеспечение необходимой документацией;
11.6. проведение подготовки руководящего и инженерно-технического состава по вопросам повышения устойчивости. Подготовка и проведение комплексных учений ГО с организациями связи.
12. Подготовка объекта к устойчивому функционированию в мирное время
12.1. Подготовка объекта к работе в чрезвычайных ситуациях мирного времени - это комплекс заблаговременно проводимых организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, осуществляемых в организациях в целях обеспечения их работы с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций, создания условий для предотвращения производственных аварий или катастроф, противостояния воздействию поражающих факторов, предупреждения или уменьшения угрозы жизни и здоровью персонала и проживающего вблизи населения, снижения материального ущерба, а также оперативного проведения спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций.
13. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования организации в мирное время
На устойчивость функционирования организации в чрезвычайных ситуациях мирного времени влияют следующие факторы:
13.1. регион размещения, наиболее вероятные и опасные стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, оползни и другие);
13.2. метеорологические особенности региона;
13.3. социально-экономическая ситуация: состояние экономики, уровень занятости работоспособного населения, благосостояние людей;
13.4. где расположен объект, рельеф местности, характер застройки, насыщенность транспортными коммуникациями, наличие потенциально опасных предприятий (радиационного, химически-, бактериологически-, пожаро-, взрывоопасных);
13.5. внутренние факторы, влияющие на устойчивость: численность работающих, уровень их компетентности и дисциплины; размеры и характер объекта, выпускаемая продукция; характеристика зданий и сооружений; особенности производства, применяемых технологий и материалов, веществ;
13.6. потребность в основных видах энергоносителей и воде, наличие своих ТЭЦ (котельных);
13.7. количество и суммарная мощность трансформаторов, газораспределительных станций (пунктов) и системы канализации.
14. Оценка устойчивости осуществляется, как правило, но следующим основным направлениям в мирное время:
14.1. вероятность возникновения чрезвычайной ситуации на самом объекте или вблизи него и как это повлияет на его жизнедеятельность; физическая устойчивость зданий и сооружений;
14.2. надежность защиты персонала; устойчивость системы управления;
14.3. надежность материально-технического снабжения и производственных связей; готовность объекта к восстановлению нарушенного производства.
15. Основные направления повышения устойчивости функционирования организаций в мирное время
Основными направлениями повышения устойчивости функционирования организаций в мирное время являются:
15.1. внедрение систем оповещения и информирования населения о чрезвычайной ситуации;
15.2. подготовка защитных сооружений для защиты персонала от поражающих факторов;
15.3. защита персонала объекта и населения в прилегающей территории;
15.4. защита инженерно-технического комплекса организации от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;
15.5. перевод потенциально опасных предприятий на современные, более безопасные технологии или их вывод за пределы населенных пунктов;
15.6. внедрение автоматизированных систем контроля и управления за опасными технологическими процессами;
15.7. разработка систем безаварийной остановки технологически сложных производств, исключающих ценное (последовательное) развитие аварии;
15.8. снижение количества опасных веществ (далее - АХОВ) и пожаро- и взрывоопасных материалов на производстве;
15.9. организация надежных производственных связей и материально-технического снабжения организации;
15.10. подготовка к восстановлению нарушенного производства;
15.11. повышение технологической дисциплины, маскировки и эффективности охраны организации.
16. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций разрабатываются и осуществляются в основном, заблаговременно, с учетом возможных последствий крупных производственных аварий, стихийных бедствий и катастроф мирного времени, перспектив развития и совершенствования способов и средств поражения экономики в военное время. Для реализации каждого из направлений проводятся организационные, инженерно-технические и специальные мероприятия. Организационные мероприятия предусматривают:
16.1. прогнозирование последствий возможных чрезвычайных ситуаций и определение размеров опасных зон вокруг организации;
16.2. создание и оснащение пунктов управления и локальных систем оповещения;
16.3. подготовку руководящего состава к работе в условиях чрезвычайной ситуации;
16.4. создание комиссии по повышению устойчивости функционирования организации и организация ее работы в чрезвычайной ситуации;
16.5. разработка инструкций и наставлений по снижению опасности возникновения аварийных ситуаций, безаварийной остановке производства, локализации аварий и ликвидации их последствий, а также организация восстановления нарушенного производства;
16.6. обучение персонала организации (объекта) соблюдению мер безопасности, порядку действий при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, локализации аварий и тушении пожаров, восстановлению нарушенного производства;
16.7. подготовку сил и средств для локализации и ликвидации аварийных ситуаций и восстановления производства;
16.8. определение размеров опасных зон вокруг потенциально опасных объектов;
16.9. подготовку к эвакуации работников, членов их семей, населения и материальных ценностей из опасных зон;
16.10. проверку готовности систем оповещения и управления в чрезвычайных ситуациях;
16.11. организацию медицинского наблюдения и контроля за состоянием здоровья лиц, получивших различные дозы облучения;
16.12. повышение физической устойчивости зданий, сооружений, технологического оборудования и производства в целом, а также создание условий для его быстрейшего восстановления и повышения степени защищенности людей от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;
16.13. разработку планов-графиков наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций.
17. Инженерно-технические мероприятия. Инженерно-технические мероприятия, обеспечивающие повышение физической устойчивости зданий, сооружений, технологического оборудования и производством и целом, а также создание условий для его быстрейшего восстановления и повышения степени защищенности людей от поражающих факторов включают в себя:
17.1. создание на всех опасных объектах организаций систем автоматизированного контроля за ходом технологических процессов, уровнем загрязнения помещений и воздушной среды цехов опасными веществами и пылевыми частицами;
17.2. создание локальных систем оповещения персонала (объекта) организации и населения, проживающего в опасных зонах (радиационного, химического и биологического заражения, катастрофического затопления и т.п.);
17.3. накопление фонда защитных сооружений гражданской обороны и повышение защитных свойств убежищ и противорадиационных укрытий в зонах возможных разрушений и заражения;
17.4. противопожарные мероприятия;
17.5. сокращение запасов и сроков хранения взрывоопасных и пожароопасных веществ, обвалование емкостей для хранения легковоспламеняющихся жидкостей, устройство заглубленных емкостей для слива особо опасных веществ из технологических установок;
17.6. безаварийную остановку технологически сложных производств;
17.7. локализацию аварийных ситуаций, тушение пожаров, ликвидацию последствий аварий и восстановление нарушенного производства;
17.8. дублирование источников энергоснабжения;
17.9. защиту водных источников и контроль качества воды;
17.10. герметизацию складов и холодильников в опасных зонах;
17.11. защиту наиболее ценного и уникального оборудования.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
18.1. Специальные мероприятия. Специальными мероприятиями достигается создание благоприятных условий для проведения успешных работ по защите и спасению людей, попавших в опасные зоны, и быстрейшей ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий. Эти мероприятия включают в себя:
18.2. накопление средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;
18.3. создание на химически опасных объектах организаций запасов материалов для нейтрализации разлившихся АХОВ и дегазации местности, зараженных строений, средств транспорта, одежды и обуви;
18.4. внедрение автоматизированных систем нейтрализации выбросов АХОВ;
18.5. обеспечение герметизации помещений в жилых и общественных зданиях, расположенных в опасных зонах;
18.6. разработку и внедрение в производство защитной тары для обеспечения сохранности продуктов и пищевого сырья при перевозке, хранении и раздаче продовольствия;
18.7. внедрение новых высокопроизводительных средств дезактивации и дегазации зданий, сооружений, транспорта и специальной техники;
18.8. накопление средств медицинской защиты и профилактики радиоактивных поражений людей и животных в районах нахождения атомных станций;
18.9. создание, сохранение и использование территориального страхового фонда документации на потенциально опасные объекты и объекты систем жизнеобеспечения населения;
18.10. регулярное проведение учений и тренировок по действиям в чрезвычайных ситуациях с органами управления, аварийно-спасательными службами и формированиями.
19. Выполнение всего комплекса мероприятий, направленных на снижение опасности возникновения аварий в организациях и повышение устойчивости их функционирования при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, также является одним из основных направлений деятельности органов местного самоуправления Мурашинского района, звеньев Кировской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и организаций в Кировской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.