В целях приведения нормативного правового акта Правительства Пензенской области в соответствие с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (с последующими изменениями), руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области постановляет:
1. Внести в Положение о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение), утвержденное постановлением Правительства Пензенской области от 30.12.2021 N 945-пП, следующие изменения:
1.1. В разделе I "Общие положения":
1.1.1. Пункт 1.1 изложить в следующей редакции:
"1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - региональный лицензионный контроль) в соответствии со статьей 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами".
Организация и осуществление регионального лицензионного контроля регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (с последующими изменениями) (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
В 2022 году региональный лицензионный контроль осуществляется с учетом особенностей, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".".
1.1.2. Дополнить пунктом 1.3.1 следующего содержания:
"1.3.1. Отдельные мероприятия по региональному лицензионному контролю проводятся должностными лицами органов местного самоуправления (далее - органы местного самоуправления), которые уполномочены на проведение таких мероприятий нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в соответствии со статьей 9.10 Закона Пензенской области от 22.12.2006 N 1176-ЗПО "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области (с последующими изменениями)" (далее - закон Пензенской области N 1176-ЗПО) в случае наделения в установленном порядке органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по региональному лицензионному контролю в пределах переданного объема полномочий.".
1.1.3. Пункт 1.4 изложить в следующей редакции:
"1.4. От имени Министерства региональный лицензионный контроль уполномочены осуществлять следующие должностные лица (далее - инспекторы):
а) Министр, осуществляющий полномочия главного государственного жилищного инспектора Пензенской области (далее - Министр);
б) первый заместитель Министра, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению регионального лицензионного контроля, являющийся по должности заместителем главного государственного жилищного инспектора Пензенской области (далее - первый заместитель Министра);
в) начальник управления государственной жилищной инспекции Министерства - государственный жилищный инспектор, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению регионального лицензионного контроля;
г) начальник отдела контроля и мониторинга за начислением платы за коммунальные услуги Министерства - государственный жилищный инспектор, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению регионального лицензионного контроля;
д) главные специалисты-эксперты отдела контроля и мониторинга за начислением платы за коммунальные услуги Министерства - государственные жилищные инспекторы, должностным регламентом которых предусмотрены полномочия по осуществлению регионального лицензионного контроля;
е) начальник отдела лицензирования Министерства - государственный жилищный инспектор, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению регионального лицензионного контроля;
ж) главные специалисты-эксперты отдела лицензирования Министерства - государственные жилищные инспекторы, должностным регламентом которых предусмотрены полномочия по осуществлению регионального лицензионного контроля;
з) начальник отдела по жилищному надзору за техническим состоянием многоквартирных домов Министерства - государственный жилищный инспектор, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению регионального лицензионного контроля;
и) заместители начальника отдела по жилищному надзору за техническим состоянием многоквартирных домов Министерства - государственные жилищные инспекторы, должностным регламентом которых предусмотрены полномочия по осуществлению регионального лицензионного контроля;
к) главные специалисты-эксперты отдела по жилищному надзору за техническим состоянием многоквартирных домов Министерства - государственные жилищные инспекторы, должностным регламентом которых предусмотрены полномочия по осуществлению регионального лицензионного контроля;
л) ведущие специалисты-эксперты отдела по жилищному надзору за техническим состоянием многоквартирных домов Министерства - государственные жилищные инспекторы, должностным регламентом которых предусмотрены полномочия по осуществлению регионального лицензионного контроля.
Должностные лица, уполномоченные на проведение конкретного профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия, определяются решением Министра (первого заместителя Министра) о проведении профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия.".
1.1.4. Дополнить пунктом 1.5.1 следующего содержания:
"1.5.1. Уполномоченными лицами на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в органах местного самоуправления являются глава (заместитель главы) администрации.
Лица, уполномоченные на осуществление отдельных мероприятий по лицензионному контролю в органах местного самоуправления, определяются на основании нормативного правового акта органа местного самоуправления с обязательным указанием данных полномочий в должностном регламенте такого уполномоченного лица.".
1.1.5. Пункт 1.6 изложить в следующей редакции:
"1.6. Объектом регионального лицензионного контроля является деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.".
1.1.6. Пункт 1.7 изложить в следующей редакции:
"1.7. Учет объектов контроля осуществляется Министерством с использованием Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) посредством сбора, обработки, анализа и учета сведений об объектах контроля, использования информации, размещаемой в системе, представляемой в Министерство в соответствии с нормативными правовыми актами, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, общедоступной информации, а также информации, получаемой по итогам проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.".
1.1.7. Дополнить пунктом 1.8 следующего содержания:
"1.8. Инспекторы при осуществлении регионального лицензионного контроля имеют права и выполняют обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона N 248-ФЗ.".
1.1.8. Дополнить пунктом 1.9 следующего содержания:
"1.9. Инспекторы имеют служебные удостоверения единого образца, установленного Правительством Пензенской области.".
1.2. В разделе II "Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального лицензионного контроля":
1.2.1. Пункт 2.1 изложить в следующей редакции:
"2.1. При осуществлении регионального лицензионного контроля применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).".
1.2.2. Пункт 2.2 изложить в следующей редакции:
"2.2. Министерство для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении регионального лицензионного контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) умеренный риск;
4) низкий риск.".
1.2.3. Пункт 2.3 изложить в следующей редакции:
"2.3. Отнесение объектов регионального лицензионного контроля к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов регионального лицензионного контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям согласно приложению N 1 к настоящему Положению.".
1.2.4. Пункт 2.7 изложить в следующей редакции:
"2.7. В отношении контролируемых лиц, чья деятельность отнесена к категории умеренного риска, проводятся следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) плановая выездная проверка;
в) плановая документарная проверка.".
1.2.5. Дополнить пунктом 2.8 следующего содержания:
"2.8. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в зависимости от категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории высокого риска - 1 раз в 3 года из числа плановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 2.5 настоящего Положения;
для категории среднего риска - 1 раз в 4 года из числа плановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 2.6 настоящего Положения;
для категории умеренного риска - 1 раз в 5 лет из числа плановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 2.7 настоящего Положения.
В отношении контролируемых лиц, чья деятельность отнесена к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.".
1.2.6. Дополнить пунктом 2.9 следующего содержания:
"2.9. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия органами местного самоуправления не проводятся.".
1.3. В разделе III "Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям":
1.3.1. Наименование раздела изложить в следующей редакции:
"III. Организация проведения профилактических мероприятий при осуществлении регионального лицензионного контроля"
1.3.2. Пункт 3.3 изложить в следующей редакции:
"3.3. Информирование осуществляется в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
Министерство в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, обязано размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения, предусмотренные частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ.".
1.3.3. Пункт 3.4 изложить в следующей редакции:
"3.4. Обобщение правоприменительной практики осуществляется ежегодно Министерством путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах, а также анализа поступивших в адрес Министерства обращений.
По итогам обобщения правоприменительной практики Министерством готовится проект доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Министерства (далее - доклад о правоприменительной практике), который в обязательном порядке проходит публичные обсуждения.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом Министерства до 10 марта года, следующего за отчетным годом, и размещается на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" до 15 марта года, следующего за отчетным годом.
Доклад о правоприменительной практике подлежит направлению Министерством в адрес федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в течение двух рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте Министерства в сети "Интернет".".
1.3.4. Подпункт 3.5.1 изложить в следующей редакции:
"3.5.1. Контролируемое лицо не позднее 15 рабочих дней после получения предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований вправе подать в Министерство возражение в отношении указанного предостережения.
Возражение направляется в Министерство в письменном виде на бумажном носителе или в электронном виде с соблюдением требований, установленных статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
1.3.5. Подпункт 3.6.2 изложить в следующей редакции:
"3.6.2. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
- организация и осуществление регионального лицензионного контроля;
- порядок проведения профилактических мероприятий;
- предмет регионального лицензионного контроля.".
1.4. В разделе IV "Осуществление регионального лицензионного контроля":
1.4.1. В пункте 4.1 слова "рейдовый осмотр," исключить.
1.4.2. Дополнить подпунктом 4.1.1. следующего содержания:
"4.1.1. В рамках осуществления регионального лицензионного контроля органами местного самоуправления в соответствии со статьей 9.10 закона Пензенской области N 1176-ЗПО проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия с контролируемыми лицами - внеплановый инспекционный визит, внеплановая выездная проверка.".
1.4.3. В пункте 4.4 слова "рейдового осмотра," исключить.
1.4.4. Дополнить раздел подпунктом 4.5.1 следующего содержания:
"4.5.1. Основаниями для проведения инспекционного визита и выездной проверки органами местного самоуправления являются:
а) наличие у органа местного самоуправления сведений о причинении вреда (ущерба) или угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а именно содержащих факты нарушения контролируемыми лицами лицензионных требований, подлежащих проверке, установленных статьей 9.10 закона Пензенской области N 1176-ЗПО;
б) истечение срока исполнения контролируемым лицом ранее выданного органом местного самоуправления предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований, предусмотренных статьей 9.10 закона Пензенской области N 1176-ЗПО;
в) наличие ходатайства контролируемого лица о проведении органом местного самоуправления внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания, выданного органом местного самоуправления.
Проверки по основаниям, указанным в настоящем подпункте, проводятся только по согласованию с органами прокуратуры.".
1.4.5. Пункт 4.10 исключить.
1.4.6. подпункт 5 пункта 4.12 изложить в следующей редакции:
"5) инструментальное обследование;".
1.4.8. Пункт 4.14 дополнить абзацем следующего содержания:
"Решение о необходимости использования технических средств, в том числе электронных вычислительных машин и электронных носителей информации, копировальных аппаратов, сканеров, телефонов (в том числе сотовой связи), средств аудио- и видеозаписи при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, фотосъемки, принимается инспектором (должностным лицом органа местного самоуправления) самостоятельно.".
1.4.9. Пункт 4.15 после слова "Министерство" дополнить словами "(орган местного самоуправления)".
1.4.10. Дополнить пунктом 4.16 следующего содержания:
"4.16. Органами местного самоуправления при принятии решений о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия не используются индикаторы риска нарушения лицензионных требований.".
1.5. В разделе VI "Результаты контрольного (надзорного) мероприятия":
1.5.1. Наименование раздела изложить в следующей редакции:
"VI. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия"
1.5.2. Пункт 6.1 изложить в следующей редакции:
"6.1. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется в соответствии со статьей 87 Федерального закона N 248-ФЗ.".
1.5.3. Абзац первый пункта 6.4 изложить в следующей редакции:
"6.4. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений лицензионных требований управляющей организацией Министерство (орган местного самоуправления) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:".
1.6. В разделе VII "Обжалование решений Министерства, действий (бездействия) должностных лиц Министерства":
1.6.1. В наименовании раздела после слова "Министерства" дополнить словами ", органов местного самоуправления".
1.6.2. Абзац первый пункта 7.1 изложить в следующей редакции:
"7.1. Досудебное обжалование решений Министерства, органов местного самоуправления, действий (бездействия) должностных лиц Министерства, органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ.".
1.6.3. В абзаце втором пункта 7.1 после слова "Министерство" дополнить словами ", орган местного самоуправления".
1.6.4. В пункте 7.2 после слова "Министерство" дополнить словами ", орган местного самоуправления".
1.6.5. Пункт 7.3 дополнить абзацем следующего содержания:
"Жалоба на решение органов местного самоуправления, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается главой администрации.".
1.6.6. Пункт 7.4 изложить в следующей редакции:
"7.4. Досудебное обжалование решений Министерства, органов местного самоуправления, актов, действий (бездействия) их должностных лиц осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ.".
1.6.7. Пункт 7.5 изложить в следующей редакции:
"7.5. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления регионального лицензионного контроля, имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
2) актов, предписаний об устранении выявленных нарушений;
3) действий (бездействия) должностных лиц Министерства, органов местного самоуправления в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.".
1.6.8. Пункт 7.6 изложить в следующей редакции:
"7.6. Жалоба на решение Министерства, органов местного самоуправления, действия (бездействие) их должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.".
1.6.9. В пункте 7.7 после слова "Министерства" дополнить словами ", органов местного самоуправления".
1.6.10. В пункте 7.8 после слова "Министерством" дополнить словами ", органом местного самоуправления".
1.6.11. В пункте 7.9 после слова "Министерства" дополнить словами ", органа местного самоуправления".
1.6.12. Пункт 7.10 изложить в следующей редакции:
"7.10. Министерство, орган местного самоуправления в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимают решение:
1) о приостановлении исполнения обжалуемого решения Министерства, органа местного самоуправления;
2) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения Министерства, органа местного самоуправления.".
1.6.13. В пункте 7.12 после слова "Министерством" дополнить словами ", органом местного самоуправления".
1.7. Приложение N 1 к Положению "Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления регионального лицензионного контроля" изложить в следующей редакции:
"Приложение N 1
к Положению
о региональном государственном лицензионном контроле
за осуществлением предпринимательской деятельности
по управлению многоквартирными домами
Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
По тяжести и масштабу потенциальных негативных последствий несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (далее - лицензиаты), лицензионных требований деятельность лицензиатов разделяется на группы тяжести "А" или "Б".
К группе тяжести "А" относится деятельность лицензиатов по управлению многоквартирными домами, оборудованными лифтами и (или) централизованной системой газоснабжения, в том числе многоквартирными домами, в которых для производства услуг по горячему водоснабжению и (или) теплоснабжению используется газ.
В иных случаях деятельность лицензиатов относится к группе тяжести "Б".
С учетом оценки вероятности несоблюдения лицензиатами лицензионных требований деятельность, подлежащая лицензионному контролю, разделяется на группы вероятности "1" или "2".
К группе вероятности "1" относится деятельность лицензиатов при наличии неисполненного вступившего в законную силу в течение последних двух лет на дату принятия решения об отнесении деятельности лицензиата к категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям постановления о назначении административного наказания лицензиату - юридическому лицу, его должностным лицам или лицензиату - индивидуальному предпринимателю за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К группе вероятности "2" относится деятельность лицензиатов, у которых в течение последних трех лет при проведении планового или внепланового контрольного (надзорного) мероприятия не были выявлены нарушения лицензионных требований, а также выявленные нарушения лицензионных требований устранены.
Отнесение деятельности лицензиатов к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности.
Категория риска |
Группа тяжести |
Группа вероятности |
Высокий |
А |
1 |
Средний |
А |
2 |
Умеренный |
Б |
1 |
Низкий |
Б |
2 |
".
2. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы формирования и реализации государственной политики в области жилищно-коммунального хозяйства.
Исполняющий обязанности |
Н.П. Симонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Пензенской области от 31 мая 2022 г. N 425-пП "О внесении изменений в Положение о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденное постановлением Правительства Пензенской области от 30.12.2021 N 945-пП"
Вступает в силу с 1 июня 2022 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Правительства Пензенской области (www.pnzreg.ru) 1 июня 2022 г., на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 1 июня 2022 г. N 5800202206010003, в газете "Пензенские губернские ведомости" N 38 от 6 июня 2022 г.