Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к Положению о проведении
республиканского этапа
Всероссийского конкурса
исследовательских краеведческих
работ обучающихся "Отечество"
в 2022 году
Требования к оформлению исследовательских краеведческих работ
Объем исследовательской работы не должен превышать 20 печатных страниц, приложений не более 10 страниц (шрифт Times New Roman текстового редактора Word (или Open Office), размер 14 на одной стороне листа белой бумаги формата А4 с интервалом 1,5 (до 30 строк на странице), общий объем работы - не более 3 МБ. Фотографии в приложениях должны быть сжаты.
Работа должна быть построена по определенной структуре. Основными ее элементами в порядке расположения являются:
- титульный лист (прилагается);
- оглавление;
- введение;
- главы основной части;
- выводы;
- заключение;
- список литературы;
- приложения.
Титульный лист является первой страницей научно-исследовательской работы и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование образовательного учреждения, на базе которого осуществляется исследование. В среднем поле указывается вид исследовательской работы и название работы, которое оформляется без слов "тема" и в кавычки не заключается. В правом углу титульного листа указываются фамилия, имя, отчество, класс исполнителя и далее пишется фамилия, имя, отчество руководителя, его научное звание и должность. В нижнем поле указываются местонахождение образовательного учреждения и год написания работы.
Содержание (оглавление) помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и разделов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и разделов в тексте. Номера страниц фиксируются в правом столбце. Введение и заключение не нумеруются.
Во введении обозначается проблема, актуальность, практическая (и теоретическая - если есть) значимость исследования, определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследовании; коротко перечисляются методы работы, дается краткий обзор литературы и источников, степень изученности данного вопроса. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.
Работа начинается с постановки проблемы, которая способствует определению направления в организации исследования.
Ставя проблему, исследователь отвечает на вопросы: "Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?", "Почему данную проблему необходимо изучать в настоящее время?"
В процессе формулирования проблемы большое значение имеет постановка вопросов и определение противоречий, а также актуальности исследования.
После определения актуальности необходимо определить объект и предмет исследования. В литературе можно встретить трактовку понятия объекта исследования в двух значениях.
Во-первых, объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
Во-вторых, под объектом понимают носителя изучаемого явления, например в качестве объекта исследования выделяют представителей той или иной социальной группы.
Предмет исследования более конкретен и дает представление о том, как новые отношения, свойства или функции его рассматриваются в исследовании. Предмет устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Предмет исследования определяет тему работы.
Во введении, кроме вышеизложенного, должны быть четко определены цель и задачи исследования.
Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения. Цель любого исследования, как правило, начинается с глаголов: выяснить... выявить... обосновать... проявить... определить... создать... и т.д.
Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начала до конца.
Важным моментом в работе является формулирование гипотезы, которая должна представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.
Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям:
- не включает в себя слишком много положений;
- не содержит неоднозначных понятий;
- выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их объяснению, утверждая конкретно новую мысль, идею;
- проверяема и подходит к широкому кругу явлений;
- не включает в себя ценностных суждений;
- имеет правильное стилистическое оформление.
Главы основной части посвящены раскрытию содержания работы.
Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы и других общедоступных источников. При ее написании необходимо учитывать, что авторами основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически сопоставлены, проанализированы и сделаны соответствующие обобщения и выводы.
В процессе изложения материала целесообразно отразить:
- определить, уточнить используемые в работе термины и понятия;
- изложить основные методы, направления исследования по изучаемой проблеме;
- выяснить, что известно по данному вопросу в науке, а что нет, что доказано, но недостаточно полно и точно;
- обозначить виды, функции, структуру изучаемого явления;
- перечислить особенности формирования (факторы, условия, этапы) и проявления (признаки, нормативное функционирование) изучаемого явления.
При написании основной части работы целесообразно каждый раздел завершать кратким резюме или выводами, которые обобщают изложенный материал и служат логическим переходом к последующим разделам.
Структура главы может быть представлена несколькими разделами и зависит от темы, степени разработанности проблемы, от вида научной работы обучающегося.
Во второй главе работы, имеющей опытно-экспериментальную часть, дается обоснование выбора тех или иных методов и конкретных методик исследования, приводятся сведения о процедуре исследования и ее этапах. Во второй главе приводятся результаты измерений, наблюдений, экспериментов, а также предлагается характеристика групп респондентов. Успех исследования во многом зависит от правильно подобранных и умело использованных методов, которые вытекают из исследовательских задач, логики изучаемого процесса.
Общие методы научного познания делятся на три группы:
1) методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, анкетирование, беседы, интервью, измерения, эксперимент);
2) методы теоретического исследования (абстрагирование, анализ и синтез, обобщение имеющегося опыта, индукция и дедукция и др.);
3) методы восхождения от абстрактного к конкретному и др.
Используя разные исследовательские методы, можно проверить, уточнить результаты, получить более достоверные, интересные данные. При описании методик обязательными данными являются: ее название, автор, показатели и критерии, которые в дальнейшем будут подвергаться статистической обработке.
В характеристику респондентов принято включать сведения о количестве испытуемых, их профессии и квалификации, возраст, пол, домашний адрес и другие данные, значимые для интерпретации. Далее приводится список всех признаков, которые были включены в обработку, описание статистического анализа, сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий.
После этого в работе приводятся результаты исследования, таблицы. Если таблицы громоздкие, их лучше дать в приложении. Раздел экспериментальной части работы завершается интерпретацией полученных результатов. Описание результатов целесообразно делать поэтапно, относительно ключевых моментов исследования. Анализ экспериментальных данных завершается выводами. При их составлении необходимо учитывать следующие правила:
- выводы должны являться следствием данного исследования и не требовать дополнительных доказательств;
- выводы должны формулироваться лаконично, не иметь большого количества цифрового материала;
- выводы не должны содержать общеизвестных истин, не требующих доказательств.
В основной части исследователь должен показать умение сжато, логично и аргументировано излагать материал.
Следующий раздел - заключение, которое представляет собой краткий обзор выполненного исследования. Заключительная часть предполагает наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены.
Затем следует список литературы, куда заносятся только использованные в тексте работы, источники. Причем использованными считаются только те работы, на которые есть ссылки, а не все статьи, монографии, справочники, которые прочитал автор в процессе выполнения исследовательской работы. Оформление списка литературы смотри в разделе "Оформление научно-исследовательских работ".
В конце работы располагаются приложения, куда определяются (помешаются) материалы объемного характера. Туда можно отнести первичные таблицы, графики. В приложении можно поместить несколько наиболее интересных или типичных, раскрывающих содержание темы, иллюстраций, фотографий и т.д. По своему содержанию приложения могут быть разнообразного плана: анкеты, справки, документы, подтверждающие исследования, результаты выводов и т.д.
Общие требования к оформлению
Исследовательская работа, заявляемая к защите, должна быть оформлена в соответствии с едиными стандартными требованиями, предъявляемыми к данному виду научных работ. Текст представляется на белой бумаге форматом А4 (297x210) на одной стороне листа.
При написании и печати следует соблюдать следующие правила:
- размер полей: левое - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 25 мм;
- нумерация страниц - по центру внизу страницы;
- текст печатается через 1,5 интервала (5 знаков), шрифтом 14 Times New Roman или сходным;
- нумерация страниц начинается с титульного листа, которому присваивается номер 1, но на страницу он не ставится.
Далее весь последующий объем работ, включая библиографический список и приложения, нумеруются по порядку до последней страницы.
Рукопись перепечатывается строго в последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается.
Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки, равным 1 см 22 мм.
Начало каждой главы печатается с новой страницы. Это относится также к введению, заключению, библиографическому списку, приложениям.
Требования к оформлению цитат и ссылок
Для подтверждения собственных выводов и для критического разбора того или иного положения часто используются цитаты. При цитировании следует выполнять следующие требования:
- при дословном цитировании текст автора заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой дан в первоисточнике. По окончании делается ссылка на источник, в которой указывается номер книги или статьи в списке использованной литературы и номер страницы, где находится цитата, например: обозначение [6, с. 254] указывает, что цитата, использованная в работе, находится на странице 254 в первоисточнике под номером 6 в списке литературы;
- при недословном цитировании (пересказ, изложение точек зрения различных авторов своими словами) текст в кавычки не заключается. После высказанной мысли необходимо в скобках указать номер источника в списке литературы без указания конкретных страниц, например: [15]. Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию, то ссылку следует начинать словами "Цитирую по книге..." и указать номер страниц и номер источника в списке литературы, например: [цитирую по книге (8, с. 48)];
- если цитата выступает самостоятельным предложением, то она начинается с прописной буквы, даже если первое слово в первоисточнике начинается со строчной буквы и заключается в кавычки. Цитата, включенная в текст после подчинительного союза (что, ибо, если, потому что), заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы;
- при цитировании допускается пропуск слов, предложений, абзацев без искажения содержания текста первоисточника. Пропуск в тексте обозначается многоточием и ставится в том месте, где пропущена мысль;
- если автор в приведенной цитате выделяет в ней некоторые слова, то он должен это специально оговорить в скобках, например: (подчеркнуто мною. - O.K. или (курсив наш. - O.K.))
Когда на одну страницу попадает две - три ссылки на один и тот же первоисточник, то фамилия автора или порядковый номер указывается один раз. Далее в скобках принято писать (там же) или при цитировании [там же, с. 309].
Требования к оформлению приложений
Всякую исследовательскую работу украшают тщательно подобранные приложения. Приложения по своему содержанию могут быть разнообразными. Это могут быть архивные чертежи или документы. Можно дать полный текст, обнаруженных вами неопубликованных источников. Иллюстрировать работу можно, сделав ксерокопии документов или фотографий видов отдельных церквей, общественных зданий, исторических и культурных памятников.
Относитесь бережно к представленным вам документам из семейного архива. Прикладывать подлинные документы к конкурсной работе не следует. Важно, чтобы все документы приложения были тщательно прокомментированы и подвергнуты критическому анализу. Приложениями к конкурсным работам могут служить аудио- и видеокассеты. При оформлении приложения следует учитывать правила:
- приложения оформляются как продолжение основного материала на последующих за ним страницах. При большом объеме приложения оформляются в виде самостоятельного блока в отдельной папке, на лицевой стороне которой дается заголовок "Приложения" и затем повторяют все элементы титульного листа исследовательской работы;
- каждое приложение должно начинаться с нового листа с указания номера в правом верхнем углу, например: Приложение 1;
- каждое приложение имеет тематический заголовок, который располагается по середине строки под нумерацией приложения;
- при наличии нескольких приложений они нумеруются арабскими цифрами по порядку без знака "номер" и точки в конце;
- нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста;
- связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки словом "см.". Указание обычно заключается в круглые скобки, например: (см. приложение 1).
Требования к оформлению библиографического списка
Список литературы исследовательской работы составляют только те источники, на которые в тексте имеются ссылки.
В первой части списка перечислите источники - сначала неопубликованные архивные, воспоминания, интервью с участниками событий.
Затем - опубликованные сборники документов, мемуары, отдельные публикации документов.
Во второй части перечислите в алфавитном порядке авторов или названия книг, статей, справочно-информационные издания.
Правила оформления библиографических списков.
Для книг одного или нескольких авторов указываются фамилия и инициалы авторов (точка), название книги без кавычек с заглавной буквы (точка и тире), место издания (точка, двоеточие), издательство без кавычек (запятая), год издания (точка и тире), количество страниц в книге со строчной буквой "с" на конце (точка).
Пример: Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся. Учебно-методическое издание. - М.: ФЦДЮТиК, 2007. - 158 с.
Образец титульного листа
Министерство образования, науки и молодежи
Республики Крым государственное бюджетное
образовательное учреждение дополнительного
образования Республики Крым "Центр детско-юношеского
туризма и краеведения"
республиканский этап Всероссийского конкурса
исследовательских краеведческих работ обучающихся
"Отечество" в 2022 году
Номинация "____________________"
Тема работы
"______________________________________________________________"
Работу выполнил:
Фамилия, Имя, Отчество,
класс, наименование
образовательной организации
Научный руководитель:
Фамилия, Имя, Отчество,
должность и место работы
Город (район) - 2022 год
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.