Во исполнение статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" приказываю:
утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в 2021 году.
Руководитель |
И. Алёшин |
Утвержден
приказом Росалкогольрегулирования
от 25 марта 2022 г. N 80
Доклад
о правоприменительной практике Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в 2021 году
Настоящий доклад о правоприменительной практике Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в 2021 году (далее - Доклад о правоприменительной практике) подготовлен во исполнение статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1010.
Обобщение правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции позволяет обеспечивать решение следующих задач:
обеспечение единообразных подходов к применению Росалкогольрегулированием, его территориальными органами и их должностными лицами обязательных требований в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - обязательные требования), законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре);
выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре).
Доклад о правоприменительной практике подготовлен по результатам осуществления в 2021 году федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" Росалкогольрегулирование является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной (за исключением вопросов производства и оборота винодельческой продукции, предусмотренных Федеральным законом от 27.12.2019 N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации") и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Федеральный государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя:
соблюдение лицензионных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лицами, имеющими лицензии на осуществление видов деятельности по производству и (или) обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также деятельности по производству, поставкам, хранению и розничной продаже произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции (за исключением лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания);
соблюдение обязательных требований в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции к производству, закупке (в том числе импорту), поставкам (в том числе экспорту), хранению и (или) перевозкам этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации (за исключением обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей);
соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
соблюдение обязательных требований, установленных статьями 8, 10.2-12, 14 и 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (в целях выявления и пресечения незаконных производства, закупки (в том числе импорта), поставок (в том числе экспорта), хранения, перевозок и (или) перемещения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).
Росалкогольрегулированием при проведении анализа по выявлению типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений, в 2021 году выявлены следующие наиболее часто совершаемые нарушения обязательных требований:
нарушение порядка государственного учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - 2 448 (49,6% от общего числа нарушений);
нарушение сроков представления деклараций и искажение данных об объемах производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции - 763 (15,5% от общего числа нарушений);
оборот немаркированной алкогольной продукции и алкогольной продукции, маркированной поддельными федеральными специальными марками или акцизными марками - 84 (1,7% от общего числа нарушений).
Нарушение порядка государственного учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Наиболее часто встречающимися нарушениями порядка государственного учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являются:
нарушение срока представления заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС);
нарушение порядка заполнения заявок о фиксации информации в ЕГАИС;
нефиксация информации в ЕГАИС;
несвоевременная фиксация сведений о закупке алкогольной продукции и постановке на баланс.
Причины, факторы и условия, способствующие возникновению указанных нарушений:
ошибки работников организации;
сбой во внутренней системе учета организации или приборах учета;
нарушения со стороны контрагентов (в части оформления документов и своевременного подтверждения операции);
незнание действующего законодательства, в том числе изменений, внесенных в нормативные правовые акты в части порядка фиксации сведений в ЕГАИС;
отсутствие контроля со стороны руководителей организаций за исполнением сотрудниками своих должностных обязанностей, в том числе за своевременной передачей информации об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС;
ненадлежащее обеспечение технической возможности по передаче указанной информации в ЕГАИС;
ненадлежащее обеспечение подготовки кадрового состава организаций в части повышения квалификации персонала по работе в ЕГАИС.
В рамках сокращения числа указанных нарушений в настоящее время осуществляется подготовка предложений по внесению изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2466 "О ведении и функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", а также в приказ Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 397 "Об утверждении форм, порядка заполнения, форматов и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", направленных на оптимизацию форм и порядка заполнения заявок о фиксации информации в ЕГАИС. Кроме того, при проведении публичных мероприятий с подконтрольными субъектами территориальными органами Росалкогольрегулирования проводится обсуждение выявляемых нарушений и способы их недопущения и устранения.
Нарушение сроков представления деклараций и искажение данных об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей в представленных декларациях
Наиболее часто встречающимися нарушениями при декларировании объемов производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей являются:
непредставление деклараций при наличии у организации остатков продукции на конец предыдущего отчетного периода;
несоблюдение сроков представления деклараций;
представление не всех форм деклараций, которые необходимо представлять организации при осуществлении конкретного вида деятельности;
нарушение порядка заполнения деклараций, установленного приказом Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 396 "Об утверждении порядка и формата представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре, медовухи, форм и порядка заполнения таких деклараций".
Основными нарушителями являются потребители, использующие этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию на иные цели, не связанные с производством и оборотом указанной продукции.
Причины, факторы и условия, способствующие возникновению такого нарушения, являются:
ошибки работников организаций;
незнание действующего законодательства, в том числе изменений, внесенных в нормативные правовые акты в части декларирования объемов производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей;
отсутствие контроля со стороны руководителей организаций за исполнением сотрудниками своих должностных обязанностей;
ненадлежащее обеспечение подготовки кадрового состава организаций в части повышения квалификации персонала.
В целях предотвращения увеличения количества указанных нарушений в рамках проводимых профилактических мероприятий особое внимание будет уделено дополнительному информированию организаций, осуществляющих предоставление деклараций, о необходимости представления деклараций в установленные сроки.
Оборот немаркированной алкогольной продукции и алкогольной продукции, маркированной поддельными федеральными специальными марками или акцизными марками
В соответствии со статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона либо с маркировкой поддельными марками запрещен.
Основными причинами возникновения таких нарушений являются:
отсутствие контроля со стороны руководителей организаций за исполнением сотрудниками должностных обязанностей по закупке и продаже товаров;
отсутствие визуального входного контроля подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок, а также контроля с использованием функционала "Проверка марок" "Личного кабинета" на сайте Росалкогольрегулирования (service.fsrar.ru);
извлечение сверхприбыли путем нелегальной продажи алкогольной продукции без маркировки либо с маркировкой поддельными федеральными специальными марками и акцизными марками.
В рамках проведенного анализа указанных нарушений было установлено снижение числа нарушений, выявленных в 2021 году, по сравнению с 2020 годом, в связи с чем изменение законодательства в указанной части представляется нецелесообразным.
Также необходимо отметить, что проведенный анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба) послужили основой для разработки перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Анализ основных причин совершаемых в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции нарушений обязательных требований позволяет сделать вывод, что большое количество нарушений в указанной сфере совершаются по причинам низкой квалификации работников организаций, отсутствия контроля со стороны руководящего состава организаций операторов алкогольного рынка.
Также многочисленные нарушения в указанной сфере совершаются умышленно, в целях получения сверхприбыли от незаконной деятельности. Эти действия заключаются в абсолютном игнорировании и пренебрежительном отношении к обязательным требованиям в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Относительно совершенствования законодательства в области государственного контроля (надзора) необходимо отметить, что основные положения Федерального закона N 248-ФЗ, регламентирующие порядок осуществления государственного контроля (надзора) в Российской Федерации, вступили в силу только 1 июля 2021 года. При этом некоторые подзаконные акты, принятые в развитие Федерального закона N 248-ФЗ, вступили в силу значительно позже или еще вступят в силу в 2022 году. В этой связи полагаем, что только после формирования правоприменительной практики как минимум за один полный календарный год можно будет сделать вывод о достаточности текущего регулирования в сфере государственного контроля (надзора) или о необходимости внесения изменений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 25 марта 2022 г. N 80 "Об утверждении доклада о правоприменительной практике Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в 2021 году"
Текст приказа опубликован не был