Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу Министерства
социальной защиты
Алтайского края
от 01.06.2022 N 27/Пр/207
Порядок
предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в Алтайском крае
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 10 статьи 8, статьями 19, 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - "Федеральный закон"), пунктом 7 статьи 4 закона Алтайского края от 06.11.2014 N 84-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере социального обслуживания граждан", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.07.2014 N 500н "Об утверждении рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.11.2014 N 935н "Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания" и регулирует правила предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Алтайского края, беженцам (далее - "граждане").
1.2. Термины, используемые в настоящем Порядке, употребляются в значении, установленном Федеральным законом.
1.3. Предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания (далее - "стационарное социальное обслуживание") осуществляется гражданам, признанным нуждающимися в данной форме социального обслуживания, путем оказания им необходимых социальных услуг с учетом индивидуальной потребности.
1.4. Стационарное социальное обслуживание устанавливается нуждающимся в ежедневной посторонней помощи получателям социальных услуг при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании их в организации социального обслуживания в случае, если при предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и (или) форме социального обслуживания на дому не достигается улучшение условий жизнедеятельности получателей социальных услуг.
Индивидуальная потребность в стационарном социальном обслуживании определяется исходя из принципа сохранения пребывания гражданина в привычной благоприятной среде и права ребенка жить и воспитываться в семье, права ребенка на совместное проживание с родителями.
1.5. Стационарное социальное обслуживание осуществляется организациями социального обслуживания, оказывающими социальные услуги в данной форме (далее также - "поставщики социальных услуг"), в том числе:
1) домами-интернатами для престарелых, инвалидов, молодых инвалидов, детей-инвалидов, ветеранов войны и труда (общего типа, в том числе малой вместимости) либо комплексными центрами социального обслуживания, имеющими стационарные отделения для престарелых и инвалидов (далее - "дома-интернаты, в том числе малой вместимости, для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда");
2) специальными домами-интернатами, в том числе для престарелых и инвалидов;
3) домами-интернатами, в том числе детскими, предназначенными для граждан, имеющих психические расстройства (психоневрологические интернаты);
4) реабилитационными центрами, в том числе для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, молодых инвалидов;
5) социально-реабилитационными центрами (центры социальной реабилитации), в том числе для несовершеннолетних, либо комплексными центрами социального обслуживания населения, имеющими стационарные отделения для детей и подростков (далее - "социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних");
6) центрами помощи детям, оставшимся без попечения родителей, домами социального обслуживания, в том числе детскими;
7) комплексными центрами социального обслуживания населения (имеющими стационарные отделения для оказания услуг социальной гостиницы);
8) кризисными центрами для женщин (мужчин), в том числе с детьми (имеющими стационарные отделения для оказания услуг социальной гостиницы);
9) иными организациями социального обслуживания, осуществляющими подобную деятельность.
1.6. Индивидуальная потребность в стационарном социальном обслуживании в домах-интернатах, в том числе малой вместимости, для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда и иных организациях социального обслуживания, осуществляющих подобную деятельность, определяется у совершеннолетних граждан при отсутствии возможности обеспечения помощи и ухода по месту жительства и одновременном наличии у них одного из следующих обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия их жизнедеятельности:
1) полная или частичная утрата способности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу инвалидности (наличие третьей или второй степени ограничения по одной или нескольким основным категориям жизнедеятельности, указанной в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПР);
2) полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста либо наличие иных обстоятельств (отсутствие места жительства, работы и средств к существованию), влекущих невозможность самостоятельного проживания;
3) достижение возраста 75 лет.
Под отсутствием возможности обеспечения помощи и ухода в целях настоящего Порядка понимаются:
1) отсутствие возможности предоставления социальных услуг по месту жительства в форме социального обслуживания на дому или полустационарной форме социального обслуживания;
2) отсутствие членов семьи, супруга (супруги), близких родственников или иных лиц, которые обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечить совершеннолетним гражданам помощь и уход, либо наличие объективных препятствий к надлежащему выполнению указанными лицами своих обязанностей (длительная (более 1 месяца) временная нетрудоспособность, пожилой, старческий возраст, инвалидность, отдаленность проживания указанных лиц от нуждающегося, не позволяющая регулярно обеспечивать ему помощь и уход, нахождение в местах лишения свободы либо под стражей, злоупотребление спиртными напитками и (или) наркотическими веществами, иные объективные препятствия к обеспечению помощи и ухода).
1.7. Индивидуальная потребность в стационарном социальном обслуживании в специальных домах-интернатах для престарелых и инвалидов и иных организациях социального обслуживания, осуществляющих подобную деятельность, определяется при наличии обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности, указанных в пункте 1.6 настоящего Порядка, у следующих категорий совершеннолетних граждан:
освобождаемых из мест лишения свободы;
освобождаемых из мест лишения свободы, за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен административный надзор;
ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка;
без определенного места жительства, работы и средств к существованию;
систематически и грубо нарушающих правила внутреннего распорядка в домах-интернатах, в том числе малой вместимости, для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда или иных организациях социального обслуживания, осуществляющих подобную деятельность.
1.8. Индивидуальная потребность в стационарном социальном обслуживании в психоневрологических интернатах и иных организациях социального обслуживания, осуществляющих подобную деятельность, определяется у совершеннолетних граждан, страдающих психическими расстройствами, с учетом заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра, при наличии у них обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия их жизнедеятельности, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1.6 настоящего Порядка.
1.9. Индивидуальная потребность в стационарном социальном обслуживании в детских психоневрологических интернатах и иных организациях социального обслуживания, осуществляющих подобную деятельность, определяется при наличии обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1.6 настоящего Порядка, у следующих категорий граждан:
у детей-инвалидов в возрасте от 4 до 17 лет, страдающих психическими расстройствами, с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
у молодых инвалидов в возрасте от 18 до 35 лет, страдающих психическими расстройствами, с учетом заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра.
1.10. Индивидуальная потребность в стационарном социальном обслуживании в центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, домах ребенка специализированных, социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних и иных организациях социального обслуживания, осуществляющих подобную деятельность, определяется у несовершеннолетних граждан при наличии у них одного из следующих обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия их жизнедеятельности:
1) трудностей в социальной адаптации;
2) отсутствия возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за ними, а также отсутствия попечения над ними;
3) внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, или насилия в семье;
4) сиротства, или безнадзорности, или социально опасного положения, или жестокого обращения с ними;
5) психологического состояния, представляющего угрозу для жизни или здоровья, в том числе суицидальных намерений (вследствие межличностных конфликтов, психологических травм, пережитых кризисных ситуаций).
1.11. Индивидуальная потребность в стационарном социальном обслуживании в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и в иных организациях социального обслуживания, осуществляющих подобную деятельность, определяется у несовершеннолетних граждан из числа детей с ограниченными возможностями здоровья при наличии у них одного из следующих обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия их жизнедеятельности:
1) частичной утраты способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы или инвалидности;
2) инвалидности, обусловливающей нуждаемость в постоянном постороннем уходе, при проживании в семье;
3) потребности в мероприятиях по социальной реабилитации или абилитации.
1.12. Индивидуальная потребность в стационарном социальном обслуживании в комплексных центрах социального обслуживания населения, кризисных центрах для женщин (имеющих стационарные отделения для оказания услуг социальной гостиницы) и иных организациях социального обслуживания, осуществляющих подобную деятельность, определяется у совершеннолетних и несовершеннолетних граждан из числа беременных женщин, женщин (семей) с детьми при наличии у них одного из следующих обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия их жизнедеятельности:
1) отсутствия определенного места жительства;
2) внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, или насилия в семье;
3) психологического состояния, представляющего угрозу для жизни или здоровья, в том числе суицидальных намерений (вследствие межличностных конфликтов, психологических травм, пережитых кризисных ситуаций).
1.13. Граждане вправе участвовать в правоотношениях по предоставлению им стационарного социального обслуживания лично либо через законного представителя (далее - "представитель").
При этом личное участие граждан в вышеуказанных правоотношениях не лишает их права иметь представителя, равно как и участие представителя не лишает их права на личное участие в данных правоотношениях.
2. Порядок признания граждан нуждающимися в стационарном социальном обслуживании
2.1. Основанием для признания нуждающимися в стационарном социальном обслуживании является обращение граждан (их представителей) в подведомственные учреждения уполномоченного органа исполнительной власти Алтайского края в сфере социального обслуживания - краевые государственные казенные учреждения управления социальной защиты населения по городским округам и (или) муниципальным районам (округам) по месту жительства или месту пребывания граждан (далее - "территориальные управления социальной защиты населения") либо в краевые государственные учреждения социального обслуживания (далее - "государственные учреждения").
2.2. Гражданин (его представитель) подает в территориальное управление социальной защиты населения либо в государственное учреждение заявление о предоставлении социальных услуг (далее - "заявление"), в котором указываются сведения, предусмотренные формой заявления о предоставлении социальных услуг, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и отмечается наличие одного или нескольких обстоятельств, перечисленных в пунктах 1.6-1.12 настоящего Порядка.
При наличии у гражданина потребности в социальном сопровождении к заявлению также должно быть приложено ходатайство о его предоставлении с указанием, какие ограничения жизнедеятельности имеет гражданин и какая помощь, не относящаяся к социальным услугам (медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социальная), ему требуется.
2.3. Вместе с заявлением гражданину (его представителю) надлежит представить следующие документы (сведения):
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина;
2) сведения о супругах, родителях и несовершеннолетних детях, совместно проживающих с гражданином;
3) свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, подтверждающие родственные связи гражданина и совместно проживающих с ним лиц (о рождении, смерти члена семьи, заключении (расторжении) брака), выданные компетентными органами иностранного государства, и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык - в случае регистрации актов гражданского состояния компетентными органами иностранного государства;
4) решение суда, подтверждающее проживание (пребывание) гражданина на территории Алтайского края (при наличии);
5) заключение врачебной комиссии с участием врача-психиатра (для граждан, указанных в пункте 1.8, абзаце третьем пункта 1.9 настоящего Порядка);
6) заключение психолого-медико-педагогической комиссии (для граждан, указанных в абзаце втором пункта 1.9 настоящего Порядка);
7) заключение уполномоченной медицинской организации об отсутствии медицинских противопоказаний для получения социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в соответствии с формой, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
8) документ (документы), подтверждающий (подтверждающие) наличие обстоятельств, указанных в пункте 1.6 настоящего Порядка (за исключением граждан, указанных в подпункте 1 пункта 1.6 настоящего Порядка);
9) судебное постановление о признании гражданина недееспособным либо ограниченно дееспособным (для совершеннолетних граждан - при наличии такого постановления);
10) сведения о доходах (их отсутствии) каждого члена семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления (за исключением документов, указанных в пункте 2.12 настоящего Порядка);
11) документы, подтверждающие обстоятельства, указанные в абзацах шестом, седьмом пункта 1.6 настоящего Порядка.
Гражданин вправе представить оригиналы либо заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии указанных документов.
2.4. Гражданин вправе по собственной инициативе представить следующие документы (сведения):
1) подтверждающие проживание гражданина по месту жительства, пребывания в Алтайском крае (при отсутствии соответствующих отметок в документе, удостоверяющем личность);
2) о регистрации актов гражданского состояния (о рождении, смерти члена семьи, заключении (расторжении) брака) - для совместно проживающих супруга, родителей и несовершеннолетних детей;
3) решение органа опеки и попечительства об установлении опеки, попечительства, патронажа (для совершеннолетних граждан - при наличии такого решения);
4) об освобождении из мест лишения свободы, назначении административного надзора (для граждан, освобождаемых из мест лишения свободы с назначением административного надзора либо без его назначения);
5) о наличии судимости либо фактов неоднократного нарушения правил внутреннего распорядка в домах-интернатах, в том числе малой вместимости, для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда или иных организациях социального обслуживания, осуществляющих подобную деятельность;
6) удостоверение участника, инвалида Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий, родителя либо не вступившего (не вступившей) в повторный брак супруга (супруги) умершего ветерана Великой Отечественной войны (боевых действий);
7) подтверждающие наличие ограничений жизнедеятельности и потребности в помощи, не относящейся к социальным услугам (при наличии в заявлении ходатайства о социальном сопровождении).
Территориальные управления социальной защиты населения не вправе требовать от гражданина представления документов (сведений), указанных в настоящем пункте. В случае непредставления данных документов (сведений) территориальные управления социальной защиты населения запрашивают их в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
2.5. При подаче документов, указанных в пунктах 2.3, 2.4 настоящего Порядка, представителем гражданина дополнительно представляются оригиналы либо заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии следующих документов:
1) паспорта или иного документа, удостоверяющего личность представителя;
2) документов, подтверждающих полномочия представителя в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.6. Заявление и документы подаются гражданином (его представителем) непосредственно в территориальное управление социальной защиты населения либо в государственное учреждение, направляются гражданином (его представителем) по почте заказным письмом или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Граждане несут ответственность за достоверность и полноту сведений, содержащихся в представленных ими (их представителями) заявлении и документах, в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе путем возмещения стоимости бесплатного социального обслуживания, необоснованно предоставленного вследствие недостоверности (неполноты) представленных гражданами сведений.
2.7. Заявление и документы, направленные в электронной форме, подписываются в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" и статей 21.1, 21.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" либо представляются дополнительно на бумажном носителе в срок, установленный для принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.
Документы, направленные по почте заказным письмом и не заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, представляются дополнительно в оригиналах или надлежащим образом заверенных копиях на бумажном носителе в срок, установленный для принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.
2.8. Представленные гражданином (его представителем) копии документов (электронных документов) не возвращаются, подлинники документов возвращаются гражданам (их представителям).
2.9. Днем подачи заявления считается день представления гражданином (его представителем) заявления и документов, указанных в пунктах 2.3-2.5 настоящего Порядка, непосредственно в территориальное управление социальной защиты населения (государственное учреждение), либо дата направления им заявления и документов в электронной форме, либо дата получения территориальным управлением социальной защиты населения заказного письма с заявлением и документами.
В случае направления заявления и документов в электронной форме в нерабочее время рабочего дня либо в выходной или нерабочий праздничный день днем подачи считается первый рабочий день после дня направления заявления и документов в электронной форме.
2.10. В случае направления гражданином (его представителем) заявления и документов, указанных в пунктах 2.3-2.5 настоящего Порядка, в государственное учреждение оно в течение 1 рабочего дня передает данное заявление и документы в территориальное управление социальной защиты населения.
2.11. В течение 3 рабочих дней с момента поступления заявления и документов, указанных в пунктах 2.3-2.5 настоящего Порядка, в территориальное управление социальной защиты населения или государственное учреждение территориальное управление социальной защиты населения обеспечивает проведение комиссионного обследования условий жизнедеятельности граждан, указанных в пунктах 1.6-1.9 настоящего Порядка, в целях определения причин, влияющих на ухудшение этих условий (далее - "обследование условий жизнедеятельности").
Обследование условий жизнедеятельности оформляется актом, содержащим сведения о степени благоустроенности жилья заявителя, количестве этажей в нем, наличии лифта, совместно проживающих с заявителем лицах и иных обстоятельствах, имеющих значение для определения индивидуальной потребности гражданина в стационарном социальном обслуживании, объема необходимых ему социальных услуг.
В случае если на территории муниципального образования реализуется план мероприятий ("дорожная карта") по реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Алтайском крае на 2022-2023 годы, утвержденный распоряжением Правительства Алтайского края от 05.12.2019 N 437-р (далее - "план мероприятий)", осуществляется типизация ограничений жизнедеятельности в соответствии с Порядком проведения типизации ограничений жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов, утвержденным настоящим приказом.
2.12. Территориальные управления социальной защиты населения в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивают следующие документы (сведения), необходимые для принятия решения о признании гражданина нуждающимся в стационарном социальном обслуживании:
1) у Пенсионного фонда Российской Федерации - сведения о выплаченной пенсии, о размере социальных выплат застрахованного лица;
2) у федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, - сведения о выплаченной пенсии;
3) у Федеральной налоговой службы - сведения о вознаграждении за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждении за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора; о доходах военнослужащих, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации; о дивидендах, процентах и иных доходах, полученных по операциям с ценными бумагами, а также в связи с участием в управлении собственностью организации; о процентах, полученных по вкладам в кредитных учреждениях; о доходах от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица, и доходах от осуществления частной практики; о доходах по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности; о доходах от реализации недвижимого имущества, находящегося в собственности менее срока владения, указанного в статье 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также сдачи в аренду (наем, поднаем) имущества;
4) у Федеральной службы судебных приставов - сведения о получаемых алиментах (в случае если средства перечислены взыскателю со счета по учету средств, поступающих во временное распоряжение отдела судебных приставов, по исполнительному производству о взыскании алиментов);
5) у Министерства внутренних дел Российской Федерации - сведения о регистрации по месту жительства и месту пребывания гражданина Российской Федерации в пределах Российской Федерации; о ранее выданных паспортах гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации; об отсутствии (наличии) судимости; об освобождении из мест лишения свободы, назначении административного надзора (для граждан, освобождаемых из мест лишения свободы с назначением административного надзора либо без его назначения);
6) из федерального реестра инвалидов - сведения о наличии инвалидности и ее группе (при наличии);
7) из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния - сведения о рождении, смерти члена семьи, заключении (расторжении) брака, родителях ребенка.
В случае отсутствия в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния необходимая информация запрашивается в соответствующих органах, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния";
8) из информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" - сведения о наличии статуса безработного или ищущего работу в период, за который рассчитывается доход;
9) из Единой государственной информационной системы социального обеспечения - о суммах пенсии, пособий и иных аналогичных выплат, в том числе выплат по обязательному социальному страхованию и выплат компенсационного характера, полученных в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Алтайского края; об осуществлении ухода за нетрудоспособными лицами в период расчета среднедушевого дохода семьи; о выплатах правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Межведомственный запрос направляется в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе - на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных в течение 2 рабочих дней со дня подачи гражданином (его представителем) документов, указанных в пунктах 2.3-2.5 настоящего Порядка.
Территориальные управления социальной защиты населения не вправе требовать от гражданина представления документов, указанных в настоящем пункте (за исключением случаев регистрации актов гражданского состояния за пределами Российской Федерации). Гражданин вправе представить такие документы по собственной инициативе.
Территориальное управление социальной защиты населения вправе использовать документы из числа перечисленных в пунктах 2.3-2.5 настоящего Порядка, если они ранее представлялись гражданином (его представителем) в территориальное управление социальной защиты населения либо в государственное учреждение и являются действительными (срок их действия не истек, а содержащаяся в них информация осталась неизменной).
2.13. Граждане (их представители) по своей инициативе вправе представить дополнительно в порядке, установленном пунктами 2.6, 2.7 настоящего Порядка, иные документы, характеризующие, по их мнению, индивидуальную потребность в стационарном социальном обслуживании и объем необходимых им социальных услуг (медицинские документы, документы, подтверждающие ограничения жизнедеятельности, трудности психологического, юридического и иного характера, обусловливающие потребность в предоставлении социально-педагогических, социально-психологических, социально-трудовых, социально-правовых, срочных социальных услуг, а также услуг в целях повышения коммуникативного потенциала граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности).
2.14. Решение о признании граждан нуждающимися в стационарном социальном обслуживании либо об отказе в признании таковыми принимается территориальным управлением социальной защиты населения (за исключением решений в отношении граждан, указанных в пунктах 1.6-1.9 настоящего Порядка) в течение 5 рабочих дней со дня подачи заявления с документами, указанными в пунктах 2.3-2.5 настоящего Порядка.
О принятом решении граждане (их представители) информируются (в случае отказа - с указанием причин) в письменной или электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия решения о признании нуждающимися в стационарном социальном обслуживании.
В течение 1 рабочего дня с момента поступления заявления и документов граждан, указанных в пунктах 1.6-1.9 настоящего Порядка, в территориальное управление социальной защиты населения оно направляет отсканированные и заверенные копии указанных документов в Министерство социальной защиты Алтайского края (Минсоцзащита Алтайского края).
Решение о признании граждан, указанных в пунктах 1.6-1.9 настоящего Порядка, нуждающимися в стационарном социальном обслуживании либо об отказе в признании их таковыми принимается постоянно действующей комиссией Минсоцзащиты Алтайского края в течение 3 рабочих дней, включая день получения отсканированных и заверенных территориальным управлением социальной защиты населения копий заявления и документов, указанных в пунктах 2.3-2.5 настоящего Порядка, но не позднее 5 рабочих дней со дня подачи указанных заявления и документов.
Решение о признании граждан, указанных в пунктах 1.6-1.9 настоящего Порядка, нуждающимися в стационарном социальном обслуживании либо об отказе в признании их таковыми направляется в письменной и (или) электронной форме в территориальное управление социальной защиты населения, направившее документы, не позднее дня принятия решения.
О принятом решении граждане (их представители) информируются территориальным управлением социальной защиты населения (в случае отказа - с указанием причин) в письменной или электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия решения о признании нуждающимися в стационарном социальном обслуживании.
2.15. Основаниями для отказа в признании граждан нуждающимися в стационарном социальном обслуживании являются:
1) отсутствие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, перечисленных в пунктах 1.6-1.12 настоящего Порядка;
2) отсутствие заявления и (или) документов, указанных в пунктах 2.3, 2.5 настоящего Порядка;
3) недостоверность, неполнота сведений, содержащихся в заявлении и (или) документах, указанных в пунктах 2.3, 2.5 настоящего Порядка, и влияющих на принятие решения о признании гражданина нуждающимся в стационарном социальном обслуживании;
4) направление документов, указанных в пунктах 2.3, 2.5 настоящего Порядка, по почте или в электронной форме без соблюдения требований пункта 2.7 настоящего Порядка;
5) наличие в представленных гражданином (его представителем) заявлении и (или) документах, указанных в пунктах 2.3, 2.5 настоящего Порядка, повреждений и исправлений, не позволяющих определить их содержание.
Основанием для отказа в социальном сопровождении является отсутствие обстоятельств, обусловливающих необходимость в нем.
2.16. Территориальными управлениями социальной защиты населения при принятии решения о признании гражданина нуждающимся в стационарном социальном обслуживании и социальном сопровождении (при необходимости) в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления и документов, указанных в пунктах 2.3-2.5 настоящего Порядка, составляется и выдается гражданам (их представителям) индивидуальная программа предоставления социальных услуг (далее - "индивидуальная программа"), закрепляющая право на предоставление стационарного социального обслуживания и социального сопровождения (при необходимости).
В случае если на территории муниципального образования реализуется план мероприятий, помимо индивидуальной программы гражданам с 1-5 группами типизации, определенными в соответствии с Порядком проведения типизации ограничений жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов, утвержденным настоящим приказом, выдается индивидуальный план ухода с целью предоставления социальных услуг в рамках системы долговременного ухода.
2.17. Индивидуальная программа составляется по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и дает право на получение стационарного социального обслуживания и социального сопровождения (при необходимости).
В индивидуальной программе должны быть указаны: стационарная форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг в данной форме, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению (при необходимости).
К числу условий, указываемых в индивидуальной программе, относится указание на бесплатное обслуживание, если гражданин относится к категории, имеющей право на бесплатное социальное обслуживание в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации или Алтайского края.
При наличии индивидуальной потребности по предоставлению социальных услуг в различных формах социального обслуживания в индивидуальной программе указываются несколько форм социального обслуживания.
2.18. При определении и закреплении в индивидуальной программе необходимых гражданину социальных услуг учитываются его индивидуальная потребность в получении таких социальных услуг, характер обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, обусловливающие объем необходимых ему социальных услуг.
В индивидуальной программе должен быть указан срок ее действия, который не может превышать 3 лет.
В случае если на территории муниципального образования реализуется план мероприятий, индивидуальная программа разрабатывается на срок, не превышающий срока действия результатов типизации.
2.19. Индивидуальная программа может быть пересмотрена до истечения срока ее действия по инициативе гражданина либо территориального управления социальной защиты населения на основании документально подтвержденных обстоятельств, влекущих изменение индивидуальной потребности гражданина в стационарном социальном обслуживании (социальном сопровождении), таких как:
1) снятие инвалидности (если данное обстоятельство являлось основанием для предоставления стационарного социального обслуживания);
2) восстановление способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности, утраченной ранее в силу заболевания или травмы (для получателей социальных услуг, не имеющих инвалидности и не достигших возраста 75 лет);
3) проведение внеплановой типизации и изменение индивидуальной потребности и (или) группы типизации;
4) иные обстоятельства, влекущие изменение индивидуальной потребности гражданина в стационарном социальном обслуживании.
2.20. Индивидуальная программа подлежит пересмотру по истечении срока ее действия по инициативе гражданина либо территориального управления социальной защиты населения с учетом результатов реализованной индивидуальной программы (при наличии).
2.21. Для пересмотра индивидуальной программы по инициативе гражданина, в том числе и в случае изменения поставщика социальных услуг, гражданин (его представитель) подает в территориальное управление социальной защиты населения или государственное учреждение заявление о пересмотре индивидуальной программы и документы в порядке, установленном пунктами 2.2-2.8, 2.13 настоящего Порядка, которые рассматриваются в соответствии с настоящим Порядком.
При пересмотре индивидуальной программы документы, перечисленные в пунктах 2.3, 2.5 настоящего Порядка, если они ранее представлялись гражданином (его представителем) в территориальное управление социальной защиты населения либо в государственное учреждение и содержащаяся в них информация осталась неизменной, повторно не представляются.
2.22. В случае пересмотра индивидуальной программы по инициативе территориального управления социальной защиты населения гражданин (его представитель) информируется об этом в письменной или электронной форме в течение 5 рабочих дней с момента принятия такого решения (с указанием причин), ему направляется новая индивидуальная программа.
2.23. Решение об отказе в признании нуждающимся в стационарном социальном обслуживании, социальном сопровождении, индивидуальная программа и решение о ее пересмотре могут быть обжалованы гражданами (их представителями) в судебном порядке.
2.24. Реализация мероприятий по социальному сопровождению осуществляется территориальными управлениями социальной защиты населения и (или) поставщиками социальных услуг по выбору гражданина на основании индивидуальной программы и в порядке, установленном регламентом межведомственного взаимодействия органов государственной власти Алтайского края в связи с реализацией полномочий Алтайского края в сфере социального обслуживания граждан.
2.25. С индивидуальной программой, подтверждающей право на получение стационарного социального обслуживания и социального сопровождения (при необходимости), и иными документами, указанными в разделе 3 настоящего Порядка, граждане (их представители) обращаются к поставщикам социальных услуг, рекомендованным индивидуальной программой.
2.26. На срочные социальные услуги в стационарной форме порядок, установленный пунктами 2.1-2.25 настоящего Порядка, не распространяется.
Предоставление гражданину срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется различными поставщиками социальных услуг, перечисленными в пункте 1.5 настоящего Порядка, в соответствии с их компетенцией, в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.
Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя.
3. Порядок обращения за получением социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания
3.1. Основанием для предоставления гражданину стационарного социального обслуживания и социального сопровождения (при необходимости) является индивидуальная программа, поданная выбранному им поставщику социальных услуг из числа рекомендованных индивидуальной программой.
Для обеспечения приближенности организаций социального обслуживания к месту жительства получателей социальных услуг социальные услуги могут предоставляться получателю социальных услуг одной либо несколькими организациями социального обслуживания (во взаимодействии друг с другом) во всех формах социального обслуживания, в том числе в их сочетании.
3.2. Индивидуальная программа, документы, удостоверяющие личность гражданина (его представителя), полномочия представителя (при наличии представителя), направляются гражданином (его представителем) поставщику социальных услуг в порядке, установленном пунктами 2.6, 2.7 настоящего Порядка.
3.3. Решение о предоставлении стационарного социального обслуживания и социального сопровождения (при необходимости), решение об отказе в их предоставлении принимается поставщиком социальных услуг, к которому обратился гражданин, в течение суток с момента поступления индивидуальной программы.
3.4. В случае принятия поставщиком социальных услуг решения о предоставлении стационарного социального обслуживания и социального сопровождения (при необходимости) в срок, указанный в пункте 3.3 настоящего Порядка, с гражданином (его представителем) заключается договор о предоставлении социальных услуг (далее - "договор"), примерная форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
3.5. Существенными условиями договора являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.
При заключении договора граждане (их представители) должны быть ознакомлены с условиями предоставления стационарного социального обслуживания, правилами поведения при его предоставлении, получить информацию о своих правах, обязанностях, объеме социальных услуг, которые будут им предоставлены, сроках, порядке предоставления, стоимости оказания этих услуг.
3.6. В случае принятия поставщиком социальных услуг решения об отказе в предоставлении стационарного социального обслуживания (социального сопровождения) гражданину (его представителю) в срок, указанный в пункте 3.3 настоящего Порядка, направляется уведомление (с указанием причин отказа) в письменной или электронной форме.
3.7. Основаниями для отказа в предоставлении стационарного социального обслуживания (социального сопровождения) являются:
1) отсутствие индивидуальной программы;
2) непредставление документов, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка;
3) направление документов, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка, по почте или в электронной форме без соблюдения требований пункта 2.7 настоящего Порядка;
4) наличие в представленных гражданином (его представителем) документах повреждений и исправлений, не позволяющих определить их содержание;
5) отсутствие у поставщика социальных услуг свободных мест, предназначенных для предоставления социальных услуг.
3.8. Решение об отказе в предоставлении стационарного социального обслуживания (социального сопровождения), условия договора могут быть обжалованы гражданами (их представителями) в судебном порядке.
4. Предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания
4.1. Стационарное социальное обслуживание предоставляется получателям социальных услуг в данной форме в соответствии с индивидуальной программой и на основании договора (за исключением срочных социальных услуг, предоставление которых осуществляется в соответствии с пунктом 2.26 настоящего Порядка).
При предоставлении стационарного социального обслуживания организациями социального обслуживания предоставляется комплекс социальных услуг, который закрепляется договором в соответствии с индивидуальной программой и в обязательном порядке включает социально-бытовые услуги, он подлежит изменению только в случае пересмотра индивидуальной программы.
4.2. Предоставление стационарного социального обслуживания совершеннолетним гражданам в домах-интернатах, в том числе малой вместимости, для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, специальных домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах и в иных организациях социального обслуживания, осуществляющих подобную деятельность, включает в себя следующие виды социальных услуг (объем необходимых гражданину социальных услуг различных видов определяется индивидуальной программой):
1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту (далее - "социально-бытовые");
2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья (далее - "социально-медицинские");
3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи (далее - "социально-психологические");
4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга (далее - "социально-педагогические");
5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией (далее - "социально-трудовые");
6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг (далее - "социально-правовые");
7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности (далее - "социально-коммуникативные").
4.3. Предоставление стационарного социального обслуживания несовершеннолетним гражданам в детских психоневрологических интернатах и в иных организациях социального обслуживания, осуществляющих подобную деятельность, включает в себя следующие виды социальных услуг (объем необходимых гражданину социальных услуг различных видов определяется индивидуальной программой):
1) социально-бытовые;
2) социально-медицинские;
3) социально-психологические;
4) социально-педагогические;
5) социально-трудовые;
6) социально-правовые;
7) социально-коммуникативные.
4.4. Предоставление стационарного социального обслуживания несовершеннолетним гражданам из числа детей с ограниченными возможностями здоровья в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и в иных организациях социального обслуживания, осуществляющих подобную деятельность, включает в себя следующие социальные услуги (объем необходимых гражданину социальных услуг различных видов, кроме срочных, определяется индивидуальной программой):
1) социально-бытовые;
2) социально-медицинские;
3) социально-психологические;
4) социально-педагогические;
5) социально-трудовые;
6) социально-коммуникативные;
7) срочные социальные услуги.
4.5. Предоставление стационарного социального обслуживания несовершеннолетним гражданам в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних и в иных организациях социального обслуживания, осуществляющих подобную деятельность, включает в себя следующие социальные услуги (объем необходимых гражданину социальных услуг различных видов, кроме срочных, определяется индивидуальной программой):
1) социально-бытовые;
2) социально-медицинские;
3) социально-психологические;
4) социально-педагогические;
5) социально-трудовые;
6) социально-правовые;
7) срочные социальные услуги.
4.5.1. Предоставление стационарного социального обслуживания несовершеннолетним гражданам в центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, домах ребенка специализированных включает в себя следующие виды социальных услуг:
1) социально-бытовые;
2) социально-педагогические;
3) социально-коммуникативные.
4.6. Предоставление стационарного социального обслуживания совершеннолетним и несовершеннолетним гражданам из числа беременных женщин, женщин (семей) с детьми в комплексных центрах социального обслуживания населения, кризисных центрах для женщин (имеющих стационарные отделения для оказания услуг социальной гостиницы) и в иных организациях социального обслуживания, осуществляющих подобную деятельность, включает в себя следующие социальные услуги (объем необходимых гражданину социальных услуг различных видов, кроме срочных, определяется индивидуальной программой):
1) социально-бытовые;
2) социально-психологические;
3) социально-правовые;
4) срочные социальные услуги.
4.7. Перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Алтайском крае в форме стационарного социального обслуживания, утверждается законом Алтайского края.
4.8. Стандарты социальных услуг в форме стационарного социального обслуживания и подушевые нормативы финансирования социальных услуг в данной форме утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социального обслуживания.
5. Показатели качества и оценка результатов предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания
5.1. Основными показателями, определяющими качество социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, предоставляемых получателям социальных услуг, являются:
показатели, характеризующие удовлетворенность социальными услугами получателей социальных услуг, отсутствие обоснованных жалоб, число положительных отзывов о работе поставщика социальных услуг;
обеспечение открытости документов, в соответствии с которыми поставщик социальных услуг осуществляет деятельность в сфере стационарного социального обслуживания (устав (положение); руководства, правила, инструкции, методики работы с получателями социальных услуг и собственной деятельности; эксплуатационные документы на оборудование, приборы и аппаратуру, иные документы);
численность получателей социальных услуг, охваченных социальным обслуживанием у данного поставщика социальных услуг;
доступность условий размещения поставщиков социальных услуг (в том числе доступность предоставления социального обслуживания для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности, иные условия, влияющие на качество социальных услуг, предоставляемых получателям социальных услуг);
укомплектованность штата поставщика социальных услуг специалистами и их квалификация;
наличие специального и технического оснащения (оборудование, приборы, аппаратура) помещений поставщика социальных услуг;
состояние информации о порядке и правилах предоставления социальных услуг, организации стационарного социального обслуживания;
повышение качества социальных услуг и эффективности их оказания (определяется исходя из мероприятий, направленных на совершенствование деятельности поставщика социальных услуг при предоставлении социального обслуживания).
5.2. При оценке качества социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, предоставляемых получателям социальных услуг, используются следующие критерии:
полнота предоставления социальной услуги в стационарной форме социального обслуживания, в том числе с учетом объема предоставляемых социальных услуг, сроков предоставления социальных услуг, иных критериев, позволяющих оценить полноту предоставления социальных услуг;
своевременность предоставления социальной услуги, в том числе с учетом степени нуждаемости получателя социальных услуг;
результативность (эффективность) предоставления социальной услуги (улучшение условий жизнедеятельности получателя социальных услуг).
6. Контроль за предоставлением социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания
6.1. Контроль за предоставлением социальных услуг, оказываемых в стационарной форме социального обслуживания, осуществляется в соответствии со статьями 33, 34 Федерального закона и Положением о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания граждан в Алтайском крае, утвержденным Правительством Алтайского края.
7. Прекращение (приостановление) предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания
7.1. Прекращение стационарного социального обслуживания (социального сопровождения) производится в следующих случаях:
1) по письменному заявлению получателя социальных услуг (его представителя) об отказе в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания;
2) по окончании срока предоставления социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой и (или) истечении срока действия договора;
3) при нарушении получателем социальных услуг (его представителем) условий, предусмотренных договором;
4) смерти получателя социальных услуг или ликвидации (прекращения деятельности) поставщика социальных услуг;
5) на основании решения суда о признании получателя социальных услуг безвестно отсутствующим или умершим;
6) осуждения получателя социальных услуг к отбыванию наказания в виде лишения свободы;
7) возникновения у получателя социальных услуг медицинских противопоказаний к получению стационарного социального обслуживания, подтвержденных заключением уполномоченной медицинской организации;
8) по иным основаниям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
7.2. Приостановление стационарного социального обслуживания производится в следующих случаях:
1) при временном отсутствии получателя социальных услуг (в связи с выездом на отдых, содержанием под стражей, санаторно-курортным или стационарным лечением, в иных случаях) - на период такого отсутствия;
2) при выявлении у получателя социальных услуг алкоголизма, наркомании, психических заболеваний в стадии обострения либо инфекционных заболеваний, передающихся бытовым путем, препятствующих получению социальных услуг, - на период необходимого лечения;
3) при приостановлении деятельности поставщика социальных услуг в порядке, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, - на период такого приостановления;
4) при отзыве лицензии либо истечении срока ее действия (в случае необходимости наличия лицензии для предоставления социальных услуг) - на период до получения лицензии.
При приостановлении стационарного социального обслуживания организацией, предоставляющей такое обслуживание, составляется соответствующий акт, плата за предоставление социальных услуг взимается в порядке, установленном Положением об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания, утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социального обслуживания.
7.3. Получатель социальных услуг обязан в письменной форме информировать поставщика социальных услуг и территориальное управление социальной защиты населения об изменении обстоятельств, обусловливающих индивидуальную потребность в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания и необходимость в социальном сопровождении, указанных в пунктах 1.6-1.12 настоящего Порядка, в течение 10 рабочих дней с момента изменения данных обстоятельств.
7.4. При получении сведений, обусловливающих изменение индивидуальной потребности получателя социальных услуг в стационарном социальном обслуживании или необходимости в социальном сопровождении, указанных в пунктах 1.6-1.12, 2.19 настоящего Порядка, поставщик социальных услуг обязан в письменной форме информировать об этом территориальное управление социальной защиты населения в течение 10 рабочих дней с момента получения данных сведений.
8. Иные положения
8.1. Оплата социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания осуществляется в соответствии с Положением об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания, утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социального обслуживания.
<< Приложение 1 Приложение 1 |
Приложение 3 >> Приложение 3 |
|
Содержание Приказ Министерства социальной защиты Алтайского края от 1 июня 2022 г. N 27/Пр/207 "О внесении изменений в приказ Главного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.