I. Необходимость разработки Концепции Налогового кодекса Союзного государства
Работа по унификации налоговых законодательств Беларуси и России проводится в соответствии с Программой действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства, согласно которой конечной целью унификации налогового законодательства является принятие Налогового кодекса Союзного государства.
Руководствуясь положениями Договора о создании Союзного государства, 30 августа 2000 г. в г. Москве Министром финансов Республики Беларусь Корбутом Н.П. и первым заместителем Министра финансов Российской Федерации Шаталовым С.Д. подписано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о создании унифицированного законодательства и проведении единой налоговой политики Союзного государства. Этот межгосударственный документ поставил на качественно новый уровень проводимую работу по унификации налоговых законодательств двух союзных государств, закрепил основные подходы и направления по унификации налоговых законодательств, определил сроки и органы сторон, ответственных за ее проведение.
В целях организации работы по выполнению подписанного Соглашения из числа представителей заинтересованных органов Сторон создана совместная рабочая группа, которой поручено в установленные сроки обеспечить выполнение Плана мероприятий по созданию унифицированного налогового законодательства Союзного государства, являющегося неотъемлемой частью этого межправительственного Соглашения.
Пунктом 7 Плана мероприятий по созданию унифицированного налогового законодательства Союзного государства, утвержденного Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о создании унифицированного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики Союзного государства, совместной рабочей группе поручено в срок до июля 2002 года обеспечить поэтапную разработку проекта Налогового кодекса Союзного государства.
Во исполнение пункта VI протокола N 1 от 2 ноября 2000 г. заседания совместной рабочей группы по выполнению Плана мероприятий по созданию унифицированного налогового законодательства Союзного государства сопредседателями совместной рабочей группы - заместителем Министра финансов Республики Беларусь Шунько И.С. (22 декабря 2000 г. N 05-22/750) и заместителем Министра финансов Российской Федерации Моториным М.А. (17 января 2001 г. N 04-06-02/Бел/01) утвержден План мероприятий по подготовке Налогового кодекса Союзного государства. Пунктом 1 этого Плана предусмотрено осуществление мероприятий по разработке концепции и структуры построения проекта Налогового кодекса Союзного государства
II. Основные принципы построения Налогового кодекса Союзного государства
При разработке Налогового кодекса Союзного государства следует исходить из необходимости создания оптимальных правовых условий в области налогообложения на территории Союзного государства, а также основополагающих элементов унифицированного налогового законодательства - единых принципов и правил налогообложения, единых терминов и понятий, единого перечня основных налогов, единых прав и обязанностей налогоплательщиков на территории Союзного государства.
В целях обеспечения условий по завершению унификации и гармонизации налогового законодательства Беларуси и России проект Налогового кодекса Союзного государства по основным параметрам не должен принципиально отличаться от других действующих и разрабатываемых документов аналогичного характера. Принимая во внимание действующий Налоговый кодекс Российской Федерации, проекты разрабатываемого Налогового кодекса Республики Беларусь и модельного Налогового кодекса для государств-участников Содружества Независимых Государств структурно проект Налогового кодекса Союзного государства должен состоять из двух частей - первой (общей) и второй (специальной). При этом отношения, составляющие предмет регулирования проекта Кодекса, должны быть обязательными для исполнения на территории Республики Беларусь и Российской Федерации, обеспечивая тем самым формирование законодательной основы налогообложения и проведения единой налоговой политики.
Первая часть проекта Налогового кодекса Союзного государства должна содержать в себе основные правовые и понятийные нормы налогового законодательства, которые с введением ее в действие будут действовать на территории Союзного государства. Этой частью должен быть определен закрытый перечень тех налогов и сборов, которые будут установлены к взиманию на территории Беларуси и России и которые не должны изменяться национальными налоговыми законодательствами двух государств. При закреплении в проекте Налогового кодекса Союзного государства понятий и терминов как обязательных атрибутов любой отрасли права, в том числе и налоговой, следует добиться их однозначной трактовки, предельной ясности в понимании и употреблении.
В первой части проекта Кодекса будут ясно и однозначно закреплены отношения, которые предполагается регулировать этим документом. Поскольку сфера действия Налогового кодекса Союзного государства будет распространяться на два сопредельных государства, то в нем необходимо будет четко установить распределение полномочий в сфере налоговых правоотношений Союзного государства, Республики Беларусь и Российской Федерации.
При этом представляется обоснованным, что положения проекта Кодекса не должны регулировать вопросы зачисления и распределения между бюджетами взимаемых налогов и сборов на территории Союзного государства.
Проектом Налогового кодекса Союзного государства будет установлен круг институтов из числа государственных органов Республики Беларусь и Российской Федерации, уполномоченных совершать правовые действия в сфере налоговых отношений. К ним будут относиться не только органы, контролирующие порядок и полноту уплаты налогов и сборов, но и иные институты, необходимые для полноценного функционирования налоговой системы.
Своеобразным центром, без которого не может функционировать ни одна налоговая система, является законодательное определение прав и обязанностей плательщиков налогов и сборов, что позволит гарантировать бездискриминационные отношения плательщиков с государством в целом и налоговыми органами в частности. Права и обязанности плательщиков будут обеспечиваться правами и обязанностями налоговых органов.
Первая часть Налогового кодекса будет определять и такие специфические вопросы, как механизм налогового контроля, процедуру исполнения налоговых обязательства, систему налогового учета и отчетности, процедуру налоговых проверок, обжалование действий (бездействий) налоговых органов и их должностных лиц.
Особым и потому весьма важным вопросом проекта Налогового кодекса Союзного государства будет являться закрепление положения об установлении ответственности за нарушение плательщиками законодательства Союзного государства о налогах и сборах. Его сложность заключается в сложившихся в Беларуси и России различиях в подходах к определению видов правонарушений в сфере налогового права, в установлении порядка и мер ответственности за их совершение, а также в круге государственных органов, уполномоченных на осуществление действий по наложению и применению санкций за противоправные действия плательщиков в сфере налогового законодательства.
Во второй (специальной) части будут отражены принципы и основные подходы налогообложения в отношении каждого из налогов и сборов, которые будут регулироваться единым налоговым законодательством на территории Беларуси и России.
Принципиально важно отметить, что действующая система налогов Беларуси и России не будет отвергнута и заменена на нечто совершенно новое. Основные налоги как выполняли, так и далее будут выполнять свои функции на территории Союзного государства. Они апробированы мировой практикой при разных экономических режимах, к ним адаптировались налогоплательщики и налоговые органы. Поэтому в проекте Налогового кодекса Союзного государства должно быть предложено эволюционное преобразование действующих в настоящее время в Республике Беларусь и Российской Федерации основных налогов в единый налоговый механизм путем устранения имеющихся недостатков и ликвидации различных несоответствий в организации применения указанных налогов.
К налогам и сборам, подлежащим унификации в рамках Союзного государства будут отнесены следующие общеприменимые налоги:
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
таможенные пошлины;
налог на прибыль (доходы) организаций;
налог на доходы физических лиц (подоходный налог).
В отношении каждого налога будут установлены все необходимые элементы налогообложения, в том числе субъекты и объекты налогообложения, ставки, порядок и сроки уплаты, налоговые скидки и вычеты.
III. Структура построения Налогового кодекса Союзного государства
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция Налогового кодекса Союзного государства (одобрена Советом Министров Союзного государства) (протокол заседания от 29 августа 2001 г. N 4)
Текст концепции опубликован в Сборнике нормативных правовых документов Союзного государства за 2001 год - М.: Постоянный Комитет Союзного государства, 2002