Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 14 апреля 2022 г. N 03-07-07/34635
Вопрос: Основным видом деятельности АО (далее - Комбинат) является деятельность по организации общественного питания. За предшествующий год общая сумма доходов организации, определяемых в порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса РФ, не превысила в совокупности два миллиарда рублей, а удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов организации составил не менее 70 процентов.
Основными направлениями деятельности АО являются:
1) организация питания в школьных столовых и детских садах в различных формах в том числе:
- организация питания в школьных столовых в форме реализации продукции собственного производства и покупных товаров в школьных столовых;
- организация питания обучающихся 1-4 классов в форме набора продуктов (сухих пайков) в случаях временной невозможности организовать питание взамен горячего завтрака (авария, отсутствие электроэнергии и т.п.); организация питания обучающихся на домашнем обучении 1-11 классов в форме набора продуктов; организация питания обучающихся льготных и социально не защищенных категорий, с особенностями здоровья 5-11/1-11 классов в форме наборов продуктов в случаях введения режима повышенной готовности и перевода на дистанционное обучение в соответствии с решением органов местного самоуправления и Правительства области; реализация мероприятий по повышению качества питания обучающихся 1-4 классов путем обеспечения дополнительным набором продуктов как собственного производства, так и покупных, ввиду сложившейся экономии бюджетных средств в связи с пропусками обучающимися занятий (в том числе по причинам карантина, перевода обучающихся на дистанционный формат обучения, введения дополнительных каникулярных периодов, актированных дней, болезни и отсутствия на занятиях по иным причинам отдельных обучающихся);
- реализация продукции собственного производства и покупных товаров через торговые автоматы на территории школьных столовых;
2) реализация продукции собственного производства и покупных товаров в кулинарии;
3) реализация продукции собственного производства на массовых мероприятиях;
4) выездное обслуживание.
Учитывая вышеизложенное, просим разъяснить:
1. Правомерно ли, начиная с 2022 года, применять льготу по налогу на добавленную стоимость, предусмотренную подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 НК РФ в отношении всех вышеперечисленных направлений деятельности, осуществляемых АО как предприятия общественного питания, а также с учетом того, что организацией выполняются ограничения по сумме доходов и удельному весу доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов организации? Либо в отношении некоторых из вышеперечисленных видов деятельности должны применяться общеустановленные налоговые ставки налога на добавленную стоимость (10% и 20%)?
2. Правомерно ли при исчислении удельного веса доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов организации в расчет суммы доходов от реализации услуг общественного питания включать доходы, полученные в результате:
- реализации продукции собственного производства и покупных товаров в школьных столовых;
- реализации продукции собственного производства и покупных товаров в кулинарии;
- обеспечения (выдачи) наборов продуктов различным категориям при организации такой формы питания, включая дополнительные наборы продуктов, предоставляемые учащимся льготных категорий при введении режима повышенной готовности, находящимся на домашнем обучении, а также учащимся начальной школы в период введения карантинных мер, дистанционного обучения за счет средств экономии и т.п.;
- реализации продукции собственного производства на массовых мероприятиях;
- реализации продукции собственного производства и покупных товаров через торговые автоматы на территории школьных столовых?
Ответ: В связи с письмом о применении освобождения от налога на добавленную стоимость, предусмотренного подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно подпункту 38 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с 1 января 2022 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг общественного питания, оказываемых организациями и индивидуальными предпринимателями через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при соблюдении за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от налога на добавленную стоимость, следующих условий:
- сумма доходов не превысила в совокупности 2 млрд рублей;
- удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов составил не менее 70 процентов;
- среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" раздела I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (на основании пункта 18 статьи 10 Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" условие будет применяться с 1 января 2024 года).
Кроме того, положениями абзацев второго-четвертого подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса установлено, что в целях применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость услугами общественного питания не признается реализация продукции общественного питания отделами кулинарии организаций и индивидуальных предпринимателей розничной торговли, а также реализация продукции общественного питания организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовочную и иную аналогичную деятельность, организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги общественного питания, освобождаемые от налогообложения налогом на добавленную стоимость, либо занимающимся розничной торговлей.
Согласно пункту 41 Государственного стандарта Российской Федерации "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения", введенному в действие приказом Росстандарта от 27 июня 2013 г. N 191-ст, услугой общественного питания (индустрии питания) признается результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.
Таким образом, услугой общественного питания, в отношении которой применяется освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса, признается реализация предприятием общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания) и (или) вне этих объектов по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), потребителям продукции общественного питания, а также реализация потребителям покупных товаров при оказании указанных услуг общественного питания.
Что касается продукции общественного питания и покупных товаров, реализуемых через вендинговые аппараты, расположенные в том числе на территории объектов общественного питания, то на основании пунктов 60 и 88 Государственного стандарта Российской Федерации "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. N 582-ст, одним из типов торговых предприятий является торговый автомат (вендинговый автомат): нестационарный торговый объект, представляющий собой техническое устройство, предназначенное для автоматизации процессов продажи, оплаты и выдачи штучных товаров в потребительской упаковке в месте нахождения устройства без участия продавца, а торговля, осуществляемая с использованием торговых (вендинговых) автоматов, является формой розничной торговли.
В связи с этим в отношении продукции общественного питания и покупных товаров, реализуемых предприятием общественного питания через вендинговые аппараты, расположенные в том числе на территории объектов общественного питания, освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, установленное подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса, не применяется.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Услугой общепита, в отношении которой применяется освобождение от обложения НДС, признаётся реализация предприятием общепита через объекты общепита (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общепита) и (или) вне этих объектов по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), потребителям продукции общепита, а также реализация потребителям покупных товаров при оказании указанных услуг общепита.
В отношении продукции общепита и покупных товаров, реализуемых предприятием общепита через вендинговые аппараты, расположенные в том числе на территории объектов общепита, освобождение от обложения НДС не применяется.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 14 апреля 2022 г. N 03-07-07/34635
Текст письма опубликован не был