Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 4. Анализ сферы реализации стратегического проекта и характеристика проблемы
Решением Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003 N 40/6 "О Стратегическом плане развития Екатеринбурга" в рамках программы "Екатеринбург - город комфортной социальной среды" были утверждены стратегические проекты "Достойная старость", "Включайся в жизнь!", "Семья".
За годы реализации проектов в действующее законодательство внесены существенные изменения. В связи с разграничением полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, полномочия по предоставлению гражданам мер социальной поддержки и социального обслуживания, исполнению функций опеки и попечительства изъяты из ведения органов местного самоуправления. Муниципальные учреждения социального обслуживания с 2013 года переданы на уровень государственной власти Свердловской области - Министерству социальной политики Свердловской области.
В ходе работы по актуализации стратегических проектов было принято решение об объединении проектов "Включайся в жизнь!", "Достойная старость", "Семья" в единый стратегический проект "Екатеринбургская семья", имеющий наиболее приоритетный целевой ориентир - сохранение и развитие человеческого потенциала через решение задач укрепления института семьи. Благодаря этому можно объединить разные направления работы с несколькими категориями населения одной целевой установкой, что будет способствовать повышению взаимной эффективности различных направлений социальной политики.
В 2015 году стратегический проект "Екатеринбургская семья" был актуализирован до 2020 года. Основной целью реализованных мероприятий проекта стало укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности.
Последние изменения, внесенные в правовые акты Российской Федерации и Свердловской области, устанавливают дополнительные меры государственной поддержки, направленные на обеспечение устойчивого естественного роста численности населения, повышение рождаемости и снижение уровня бедности семей с детьми. В настоящее время усиливается работа по формированию культуры семьи, развитию системы родительского просвещения и семейного воспитания, пропаганде позитивного и ответственного отцовства и материнства, разрабатываются меры по улучшению положения семей, в которых родился ребенок. Разрабатываются нормативные документы, стандарты и требования по созданию социальной инфраструктуры, оборудованию муниципальных учреждений и других социальных объектов для маломобильных групп населения.
С целью создания условий для успешной реализации семьей своих основных функций: воспроизводства, воспитания и социальной адаптации подрастающего поколения, активного включения в жизнь инвалидов и пожилых людей, сохранения культурных традиций, с 2014 года реализовывался ряд мероприятий, позволивших значительно улучшить положение многих семей, проживающих на территории муниципального образования "город Екатеринбург", в рамках решения следующих задач:
развитие системы поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании ребенка;
формирование семейных ценностей, ценностей здорового образа жизни, повышение социального престижа материнства, отцовства и многодетности, сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений и семейного воспитания, популяризация рациональных форм проведения совместного семейного досуга;
профилактика и преодоление семейного неблагополучия, поддержка семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства;
интеграция инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, в общество, а также формирование в обществе толерантного отношения к инвалидам;
обеспечение условий для социальной адаптации и интеграции в общественную жизнь пожилых людей.
Задача 1. Развитие системы поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании ребенка.
Положительная динамика численности населения в муниципальном образовании "город Екатеринбург" стабильно растет на протяжении последних лет. В 2014 году она составляла 1429,4 тысячи человек. В 2019 году численность населения Екатеринбурга достигла 1527,8 тысячи человек. Такая динамика является результатом высокого и непрерывно повышающегося уровня жизни горожан и растущей привлекательности Екатеринбурга как места для жизни.
Несмотря на положительную динамику численности населения, количество родившихся детей ежегодно снижается. Динамика рождаемости в муниципальном образовании "город Екатеринбург" по годам приведена на рисунке 1.
Рисунок 1. Динамика рождаемости в муниципальном образовании "город Екатеринбург" по годам
В 2014 году количество родившихся составило 20 965 человек (14,4 промилле), к 2020 году значение этого показателя снизилось до 17 056 человек (11,2 промилле). Ожидается, что показатель рождаемости будет иметь тенденцию к снижению в последующие годы, вплоть до 2030 года. Сокращение рождаемости является тенденцией, характерной для Российской Федерации в целом, что связано с уменьшением числа женщин фертильного возраста (в 1990-х годах - период спада рождаемости), а также со сложившейся тенденцией откладывания рождения первого ребенка на более поздний возрастной период.
Значительную роль в создании условий для увеличения рождаемости играют меры государственной поддержки, направленные на поддержку семей в период рождения и воспитания детей. К таким мерам относится предоставление семьям, в которых с 2007 по 2020 год включительно родился (был усыновлен) второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети) материнского (семейного) капитала. Данные о количестве семей, оформивших государственный сертификат на получение материнского капитала и количестве семей, воспользовавшихся данными средствами, представлены в таблице 3.
Таблица 3
Данные о количестве семей, оформивших государственный сертификат на получение материнского капитала и количестве семей, воспользовавшихся данными средствами
N |
Перечень показателей |
Единица измерения |
2018 год (на 01.01.2019) |
2019 год (на 01.01.2020) |
2020 год (на 01.01.2021) |
1 |
Количество семей, оформивших государственный сертификат на получение материнского (семейного) капитала |
Семья |
22 201 |
19 718 |
32 042 |
2 |
Количество семей, воспользовавшихся средствами материнского (семейного) капитала |
Семья |
32 890 |
32 903 |
31 483 |
С 2019 года данная мера государственной поддержки входит в федеральный проект "Финансовая поддержка семей с детьми" национального проекта "Демография".
Федеральным законом от 01.03.2020 N 35-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала" был расширен перечень лиц, у которых возникает право на получение материнского (семейного) капитала. С 01.01.2020 право на оформление материнского капитала получили женщины, родившие (усыновившие) первого ребенка, а также мужчины, являющиеся единственным усыновителем первого ребенка, не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу с 01.01.2020. Размер материнского капитала для данных категорий в 2020 году составил 466 617 рублей, в 2021 году - 483 881,83 рубля.
Размер материнского капитала для лиц, родивших (усыновивших) второго, третьего или последующих детей начиная с 01.01.2020, при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникало, составил 616 617 рублей, в 2021 году - 639 431,83 рубля.
Важными мерами поддержки семей при рождении ребенка являются выплаты ежемесячных пособий неработающим женщинам, имеющим статус безработных, несовершеннолетним беременным, ежемесячные выплаты пособий на первого и второго детей, ежемесячные выплаты, назначаемые в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет, ежемесячные выплаты семьям, имеющим среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, на третьего или последующих детей до достижения таким ребенком возраста 3 лет, выплата единовременного пособия женщинам, родившим одновременно двух и более детей, и женщинам, родившим третьего и последующих детей.
Важным направлением работы стала деятельность по созданию условий для осуществления женщинами, имеющими детей, трудовой деятельности в муниципальном образовании "город Екатеринбург". Сложная ситуация с детскими дошкольными учреждениями является одной из причин, вынуждающих женщин надолго оставлять место работы и влияющих на сокращение дохода семьи. В целях создания возможности раннего выхода женщин на работу развивается система детских дошкольных учреждений. На базе муниципальных дошкольных образовательных организаций создаются группы по присмотру и уходу за детьми, ведется строительство новых зданий дошкольных учреждений, а также ремонт и реконструкция зданий с целью последующего размещения в них объектов дошкольного образования, развиваются вариативные формы присмотра за детьми (кратковременные услуги, консультационные центры, службы ранней помощи и др.). Всего в 2020 году воспользоваться услугами дошкольных образовательных учреждений смогли 73,6% детей от 1 до 6 лет. С целью снижения финансовой нагрузки семьям, имеющим трех и более детей, выплачивается компенсация платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы в дошкольных организациях.
Одним из актуальных вопросов в жизнеобеспечении любой семьи является приобретение собственного жилья. Наиболее нуждающимися в поддержке категориями населения в вопросе обеспечения жильем являются молодые и многодетные семьи. В целях обеспечения доступности жилья молодым семьям выдаются свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья, а также предоставляются выплаты на улучшение жилищных условий многодетным семьям. Предоставление данных выплат осуществлялось в рамках реализации федеральных и областных программ, а также муниципальной программы "Доступное жилье молодым семьям, проживающим на территории муниципального образования "город Екатеринбург". За время действия данной программы с 2016 по 2021 годы 219 молодых семей смогли улучшить свои жилищные условия за счет средств социальной выплаты.
В муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 01.01.2021 зарегистрировано 16 259 многодетных семей. В целях помощи многодетным семьям в решении вопросов, связанных с улучшением жилищных условий, неизбежно возникающих в процессе увеличения количества членов семьи, предусмотрено предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. В 2019 году Администрацией города Екатеринбурга введена новая дополнительная мера социальной поддержки - социальная выплата взамен земельного участка для граждан, имеющих трех и более детей, состоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность однократно бесплатно земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург". По состоянию на 01.01.2022 за предоставлением данной социальной выплаты обратились и получили выплату 708 семей.
Малообеспеченные граждане, многодетные семьи получают поддержку в форме субсидий и компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг. Правом на получение ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ежегодно пользуются более 200 тыс. человек, причисленных к отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным и областным законодательством. Не менее 30 тыс. семей ежегодно являются получателями субсидий.
Школьникам, относящимся к льготным категориям (из многодетных семей, из семей, имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей), обучающимся в муниципальных образовательных учреждениях, предоставляется бесплатное одноразовое горячее питание на сумму не более 87 рублей 29 копеек в день на одного ученика 5 - 11 классов.
Для учеников с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), в том числе детей-инвалидов, предусмотрено обеспечение бесплатным двухразовым питанием (завтрак и обед) из расчета не более 188 рублей 94 копеек в день для учащихся 1 - 4 классов. Для школьников с ОВЗ, обучающихся в 5 - 11 классах, стоимость питания предусмотрена в размере не более 218 рублей 65 копеек в день.
Все ученики 1 - 4 классов (не относящиеся к категории детей-инвалидов и детей с ОВЗ) обеспечиваются бесплатным одноразовым питанием из расчета не более 75 рублей 58 копеек в день. В Екатеринбурге данные расходы обеспечиваются за счет средств областного бюджета. По состоянию на 01.01.2021 льготное горячее питание за счет средств областного бюджета получали все ученики 1 - 4 классов и более 15 тысяч учеников 5 - 11 классов.
Родителям, чьи дети посещают муниципальные дошкольные образовательные учреждения, ежемесячно предоставляются компенсации части родительской платы за посещение детских учреждений. В 2020 году компенсации были выплачены на сумму 244 млн. рублей, в 2019 году - на сумму 241,9 млн. рублей. С целью укрепления здоровья детей и подростков, профилактики заболеваемости родителям и законным представителям детей в возрасте от 4 до 15 лет предоставляются частичные либо полные компенсации стоимости путевок в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия.
Путевки для детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот предоставляются бесплатно. Остальным категориям детей путевки предоставляются частично за счет субсидий из областного бюджета.
Путевки по льготной стоимости предоставляются для детей следующих категорий:
дети, вернувшиеся из воспитательных колоний и специальных учреждений закрытого типа;
дети из многодетных семей;
дети безработных родителей;
дети, получающие пенсию по случаю потери кормильца;
дети работников организаций всех форм собственности, среднедушевой доход семьи которых ниже прожиточного минимума, установленного в Свердловской области.
Социальная помощь семьям, предоставляемая в денежном выражении, сочеталась с мерами социальной поддержки, осуществляемыми в натуральной форме:
льготами по оплате дошкольных образовательных учреждений для семей с детьми;
правом проезда по льготным тарифам на городском общественном транспорте для более чем 44 категорий граждан;
льготными тарифами на бытовые услуги (ремонт обуви, ремонт и пошив одежды, парикмахерские услуги) для социально незащищенных категорий населения.
Задача 2. Формирование семейных ценностей, ценностей здорового образа жизни, повышение социального престижа материнства, отцовства и многодетности, сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений и семейного воспитания, популяризация рациональных форм проведения совместного семейного досуга.
В современном обществе основные жизненные ценности претерпевают значительные изменения. Нравственный кризис, возникший в конце ХХ века, постепенно изменил мировоззрение молодежи, поставив на приоритетные позиции материальные ценности. Духовность и нравственные ценности ушли на второй план, как результат - деформация семьи, нарушение родовых связей, брачных уз, детско-родительских отношений. Семейные традиции, предназначенные формировать и сохранять целостность семьи, утрачиваются. На смену традиционному браку пришли альтернативные формы отношений: сожительство, гражданский брак, гостевой брак. Создание семьи, рождение детей уже не являются главными жизненными целями современного молодого человека. Уменьшается число заключаемых браков: за 2014 год было зарегистрировано 12 690 браков, к 2020 году значение данного показателя снизилось до 8 792 браков. Количество разводов в 2014 году на 1000 человек составляло 4,8, в 2020 году это значение составило 4,3. По данным социологического опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (далее - ВЦИОМ) о причинах разводов в России, проведенного в 2021 году, на первом месте находятся материальные факторы: бедность, отсутствие работы, невозможность прокормить семью. Общенациональная проблема наличия в стране большого количества населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, оказывает дестимулирующее воздействие на институт брака и семьи.
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей, которое включает в себя систематическое распространение педагогических знаний среди родителей, оказание практической помощи семье в воспитании детей, повышение педагогической культуры родителей. Особая роль в реализации воспитательной функции принадлежит совместной досуговой деятельности детей и родителей. В программы дополнительного образования, досуговой занятости внедряются совместные занятия детей и родителей на базе учреждений сферы молодежной политики, а также сферы физической культуры и спорта.
В целях формирования ценностей семейной жизни среди детей, подростков, молодежи и родительской общественности муниципальными учреждениями реализуется целый комплекс мероприятий по формированию культуры внутрисемейных отношений, семейных ценностей, повышению педагогической культуры родителей: ежегодно проводилось не менее 70 тематических семинаров и тренингов для родителей и студентов. Муниципальное бюджетное учреждение "Форпост" и Муниципальное бюджетное учреждение "Центр социального обслуживания молодежи" ежегодно организовывали семинары и тренинги в рамках программ "Школа родительского мастерства", "Школа приемных родителей", "Школа хорошего родителя", "Семья - это..." для студентов колледжей и техникумов города. В 2020 году реализовано 75 таких мероприятий. В рамках проекта "Семья.ру" ежегодно было организовано более 380 мероприятий (охвачено более 10 780 человек). Организовывались ежегодные конкурсы и акции: в 2020 году в рамках конкурса на право получения субсидий из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" социально ориентированными некоммерческими организациями реализовано 33 проекта, направленных на воспитание патриотизма, повышение интеллектуального и духовного уровня населения.
Традиционно организуются общегородские мероприятия и народные гуляния, фестивали, посвященные празднованию Дня защиты детей, Дня матери, Дня Победы в Великой Отечественной войне, Дня защитника Отечества, Дня пожилого человека, позволяющие сплотить семью, познакомить детей с традициями народа, укрепить и сформировать семейные традиции, дать возможность провести свободное время полезно и занимательно. Ежегодно для населения города учреждениями культуры проводится более 3 500 мероприятий.
Одним из приоритетных направлений деятельности муниципальных учреждений социальной сферы является формирование позитивного отношения к институтам семьи и брака, подготовка к вступлению в брак и помощь в решении проблем молодой семьи. В данном направлении важно отметить работу, проводимую учреждениями здравоохранения, по подготовке молодых семей к появлению детей: организацию школ будущих родителей, групповые занятия по подготовке к родам, школу для беременных (в 2020 году проведено 603 мероприятия), психологическое консультирование и диагностику беременных женщин (в 2020 году охвачено 5 293 человек). Кроме того, проводятся лекции и беседы, касающиеся здоровья женщин и полового воспитания (более 4000 мероприятий ежегодно, охватывается не менее 23 000 человек ежегодно).
Общее число услуг по оказанию медико-психологической помощи, предоставляемых медиками, педагогами и специалистами по работе с молодежью в рамках программ деятельности учреждений и программ воспитательной работы, ежегодно растет и в 2020 году составило 20 627, из них 86,7% услуг было оказано беременным женщинам.
Последние годы в муниципальном образовании "город Екатеринбург" наблюдается рост количества многодетных семей (рисунок 2). В 2014 году количество семей, имеющих в своем составе трех и более детей, составляло 8 508 единиц, в 2020 году данное значение достигло 16 259 единиц.
Рисунок 2. Количество многодетных семей в муниципальном образовании "город Екатеринбург" по годам
В целях формирования у населения позитивного отношения к многодетности, обеспечения общественного признания и высокого уважения женщины, родившей и достойно воспитавшей 5 и более детей, поддержания семейных ценностей ежегодно проводится награждение многодетных матерей знаком отличия Свердловской области "Материнская доблесть". В 2020 году были награждены 82 многодетные матери из Екатеринбурга, всем награжденным выплачены единовременные выплаты к знаку отличия. Размер единовременного пособия устанавливается в зависимости от степени знака отличия и составляет:
для матерей, награжденных знаком отличия Свердловской области "Материнская доблесть" III степени, - 39 858 рублей;
для матерей, награжденных знаком отличия Свердловской области "Материнская доблесть" II степени, - 79 715 рублей;
для матерей, награжденных знаком отличия Свердловской области "Материнская доблесть" I степени, - 159 430 рублей.
Для привлечения внимания горожан к проблемам охраны здоровья, правильного питания, низкой физической активности, а также профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, алкоголизма и табакокурения проводятся массовые акции, интернет-опросы, лекции, беседы, выпускается печатная продукция, в средствах массовой информации (далее - СМИ) и на интернет-ресурсах освещаются наиболее актуальные вопросы охраны здоровья. Также в целях своевременной диагностики, профилактики заболеваний и лечения выявленной патологии медицинскими учреждениями города ежегодно проводятся диспансеризация детей и подростков, профилактические осмотры (ежегодно подлежат осмотру более 260 000 человек).
Планомерная работа в данном направлении позволяет удерживать рост показателя смертности среди населения, способствует раннему выявлению и лечению различных заболеваний, снижению травматизма и инвалидности, укреплению здоровья взрослого населения и детей. Так, в 2014 году показатель смертности составил 11,3 человека на 1000 человек, что составило 16 437 человек. К 2020 году данный показатель составил 13,1 человека на 1000 человек (19 949 человек). Рост показателя в 2020 году связан прежде всего с высоким уровнем смертности населения вследствие заболеваемости новой коронавирусной инфекцией. Число умерших в возрасте до одного года уменьшилось с 5,1 случаев на 1000 детей, родившихся живыми в 2014 году, до 3,5 случаев на 1000 детей, родившихся живыми в 2020 году.
Задача 3. Профилактика и преодоление семейного неблагополучия, поддержка семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства.
Деятельность по предупреждению семейного неблагополучия заключается прежде всего в оказании профессиональной поддержки, направленной на улучшение детско-родительских отношений, помощи в период кризисов, преодоление проблем, возникающих в жизни детей и подростков. Профилактическая и реабилитационная работа с семьями и детьми осуществляется комплексно, на основе межведомственного взаимодействия.
Социально-психологическое сопровождение, осуществляемое учреждениями социального обслуживания, является важнейшим инструментом в решении актуальных проблем семьи, материнства и детства. В настоящее время на территории муниципального образования "город Екатеринбург" функционирует 6 центров социальной помощи семье и детям. Ежегодно специалистами центров социальной помощи при содействии специалистов муниципальных учреждений основного и дополнительного образования ведется работа по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении, и устранению причин, оказывающих негативное влияние на семью, что позволило стабилизировать и улучшить ситуацию в семьях группы риска. Так, количество семей, находящихся в социально опасном положении, имеет тенденцию к ежегодному снижению. Если на 01.01.2014 выявлено 273 таких семьи, то в 2016 году их количество уменьшилось до 250 семей, а на начало 2021 года составило 223 семьи.
В целях повышения эффективности профилактической работы особое внимание уделяется выявлению семейного неблагополучия на ранней стадии. В связи с этим муниципальными учреждениями здравоохранения ведется активная работа в части оказания поддержки беременным женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, с целью предотвращения отказов от новорожденных в родильных домах. При появлении случаев отказов от новорожденных медицинские учреждения работают совместно с социальными службами, органами опеки и попечительства проводится индивидуальная работа с каждой женщиной. Благодаря деятельности в данном направлении в 2020 году было предотвращено 10 отказов от новорожденных из 47 случаев заявленного намерения отказа от ребенка. Также специалистами ведется работа с женщинами, изъявившими желание по каким-либо причинам сделать аборт. Благодаря работе медиков и психологов муниципальных учреждений в 2020 году из 1710 беременных женщин, которым была оказана медико-психологическая помощь по предотвращению абортов, отказались от проведения аборта 218 женщин.
Важным индикатором эффективности деятельности, направленной на предотвращение детского неблагополучия, является количество детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в приемные семьи. Наблюдаются тенденция к увеличению числа таких детей и, соответственно, уменьшение детей, находящихся в детских домах и приютах. На 01.01.2014 процент детей, оставшихся без попечения и переданных на воспитание в приемные семьи, от общего количества детей, оставшихся без попечения родителей, составлял 81,1%. На 01.01.2021 данный показатель составил 91,43%. Во многом на сохранение положительной динамики данного показателя влияет система государственной материальной поддержки семей, принимающих детей на воспитание. Данная система включает выплаты ежемесячных пособий опекунам (попечителям) на содержание ребенка; выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой или попечительством; выплаты вознаграждения, причитающегося приемным родителям, единовременные выплаты при передаче ребенка в семью. Кроме того, муниципальными учреждениями здравоохранения проводятся медицинские осмотры опекаемых и усыновленных детей. Ежегодно такую диспансеризацию проходят не менее 2 800 детей, находящихся под опекой, попечительством или усыновленных.
Также эффективной формой профилактики детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является организация отдыха и занятости детей. В соответствии с федеральным законодательством, несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляются бесплатные путевки в лагеря с дневным пребыванием детей и загородные детские оздоровительные лагеря. Кроме того, данная категория детей может получить бесплатное санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний. Ежегодно специалистами молодежных бирж труда в летний период ведется работа по трудоустройству подростков от 14 до 18 лет. Всего в 2014 году было трудоустроено 3 500 подростков, к 2020 году количество трудоустроенных подростков (как с выплатой заработной платы и доплаты, так и без оплаты) возросло до 5 704.
Задача 4. Интеграция инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, в общество, а также формирование в обществе толерантного отношения к инвалидам.
Не менее важным направлением улучшения благополучия семей является поддержка инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, содействие социальной адаптации инвалидов и интеграции их в общество.
Обеспечение доступной городской среды является одной из важнейших задач, поскольку в безбарьерной среде нуждается до 50% населения. Это не только люди с ограниченными возможностями (инвалиды по зрению и слуху), но и те, кто вынужден передвигаться в специальных креслах. К маломобильным категориям граждан относятся люди преклонного возраста, беременные женщины и люди с детскими колясками, дети дошкольного возраста.
В муниципальном образовании "город Екатеринбург", по данным пенсионного фонда на 01.01.2021, проживает 82 965 инвалидов, а также 6 044 ребенка-инвалида, что составляет более 6% населения города (таблица 4).
Таблица 4.
Категория |
Количество инвалидов |
||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|
Инвалиды |
93 109 |
89 891 |
87 582 |
86 135 |
84 897 |
84 406 |
82 965 |
Дети-инвалиды |
4 954 |
4 678 |
4 845 |
5 137 |
5 424 |
5 733 |
6 044 |
По состоянию на 01.01.2021 большая часть инвалидов в Екатеринбурге имеет II группу инвалидности (32 545 человек), III группа инвалидности установлена 30 892 гражданам, I группу инвалидности имеют 11 693 человек.
На протяжении последних лет большое внимание уделяется созданию доступной среды, благодаря чему инвалиды и люди, относящиеся к категории маломобильных, имеют возможность посещать спортивные объекты, учреждения образования, здравоохранения и культуры. В целях расширения возможности свободного передвижения инвалидов по городу, улучшения условий доступа граждан с ограниченными возможностями к социальной и инженерно-транспортной инфраструктуре ведется работа по обустройству пандусов на объектах внешнего благоустройства и адаптации улиц и перекрестков для беспрепятственного передвижения инвалидов (таблица 5).
Таблица 5.
N |
Год |
Доля объектов муниципальных учреждений (предприятий), предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, оборудованных с учетом обеспечения доступности для инвалидов и маломобильных групп населения (%) |
1 |
2014 |
51,0 |
2 |
2015 |
53,9 |
3 |
2016 |
54,6 |
4 |
2017 |
64,2 |
5 |
2018 |
65,6 |
6 |
2019 |
66,8 |
7 |
2020 |
69,0 |
8 |
2021 |
71,0 |
Обеспечение доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам муниципальных учреждений является одной из приоритетных задач и решается за счет использования адаптационных средств (устройства для санитарно-гигиенических мест, средства передвижения, кресла инвалидные, поручни, устройства звуковой и зрительной информации, носители текстовой и графической информации, в том числе выполненной рельефно-точечным шрифтом).
В целях реализации Постановления Правительства Свердловской области от 24.08.2017 N 602-ПП "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга обеспечения органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к предоставляемым в них услугам" осуществляется ежегодный мониторинг обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
В 2020 году органами местного самоуправления совместно с представителями общественных организаций обследовано 134 объекта муниципальных организаций, из них в 67 организациях установлено полное соблюдение норм законодательства в отношении инвалидов.
Доля обследованных муниципальных объектов социальной и транспортной инфраструктур с целью установления соблюдения требований беспрепятственного доступа инвалидов к объектам, на которых оказываются услуги муниципальными организациями, составила 62,7%.
В целях обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" муниципальной комиссией реализуется проведение обследований жилых помещений, в которых проживают инвалиды. Обследование осуществляется муниципальной комиссией по заявлениям граждан. В 2019 году было обследовано 12 жилых помещений, в 2020 году - 14 жилых помещений.
Для реализации социально-образовательной интеграции в период школьного обучения дети-инвалиды в зависимости от психофизического развития и желания родителей (законных представителей) получают образовательные услуги как в общеобразовательных организациях по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ, так и в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития (инклюзивные условия).
В рамках реализации стратегического проекта осуществлялись мероприятия по обеспечению доступности городской среды: выделялись специальные парковочные места для транспорта инвалидов, расширились возможности для получения инвалидами услуг городского пассажирского транспорта. Для обслуживания городских маршрутов муниципальными транспортными предприятиями в 2017 - 2020 годах были закуплены 170 низкопольных автобусов и 5 специализированных трамвайных вагонов, приспособленных для перевозки инвалидов-колясочников и лиц, относящихся к маломобильным группам населения.
В проектах вновь строящихся жилых домов предусматриваются технические элементы, обеспечивающие свободное перемещение инвалидов-колясочников как внутри жилого помещения (расширенные проемы дверей в санузлах, жилых комнатах, кладовках), так и при перемещении в зоне общего пользования (от улицы до лифта, квартиры).
Задача 5. Обеспечение условий для социальной адаптации и интеграции в общественную жизнь пожилых людей.
Улучшение "социального самочувствия" лиц пожилого возраста, включение их в активную общественную жизнь имеет большое значение в решении проблем качества жизни в зрелом и пожилом возрасте. Использование потенциала пожилых людей является определенной базой для дальнейшего развития мегаполиса, поскольку у общества появляются дополнительные ресурсы, а у пожилых людей - возможность самореализации.
Важными показателями оценки качества работы в данном направлении являются показатели средней продолжительности жизни и уровня смертности населения. Значения данных показателей в муниципальном образовании "город Екатеринбург" многие годы имеют положительную динамику: в 2014 году средняя продолжительность жизни составляла 69,8 года, в 2020 году достигла значения 74,3 года. Уровень смертности населения с 2014 года ежегодно снижался. В 2014 году данный показатель составлял 11,3 человека на 1000 человек (16 437 человек). В 2020 году значение показателя выросло до 11,94 человека на 1000 человек (16 337 человек), что связано с пандемией новой коронавирусной инфекции.
Положительной динамике продолжительности жизни населения способствует планомерная работа муниципальных учреждений здравоохранения по привлечению внимания пожилых горожан к проблеме охраны здоровья, а также профилактике сердечно-сосудистых заболеваний. С целью укрепления здоровья пожилых граждан организуются заезды в оздоровительный центр "Санаторий "Бодрость". Ежегодно курс оздоровления в санатории проходят 1 310 человек.
Планомерная работа в данном направлении позволяет снизить показатели смертности среди населения, способствует раннему выявлению и лечению различных заболеваний, снижению травматизма и инвалидности.
В рамках реализации стратегического проекта происходило внедрение новых социальных услуг: внедрена участковая форма работы с гражданами, значительно расширен ассортимент проката медицинских и технических средств, предоставляемых пожилым людям и инвалидам.
Комплексными центрами социального обслуживания осуществляется предоставление социально-психологических, социально-бытовых, социально-медицинских и других видов услуг пожилым гражданам в полустационарной форме, а также на дому. Стационарное обслуживание пожилых людей ведется на базе Государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания Свердловской области "Пансионат для престарелых и инвалидов "Семь ключей", а также Государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания Свердловской области "Уктусский пансионат для престарелых и инвалидов". Получили развитие частные пансионаты, предоставляющие квалифицированные услуги по уходу за пожилыми гражданами, частично или полностью потерявшими способность к самообслуживанию. Так, на территории города и области работают мини-пансионаты, в том числе "Как дома", "Благодар", "Никитин ручей", "Золотые годы" и др.
В целях поддержания и развития физического, творческого, интеллектуального потенциала граждан пожилого возраста организовываются посещения спектаклей, концертов, выставок, экскурсий, мероприятий, посвященных знаменательным и памятным датам; в муниципальных учреждениях культуры, здравоохранения, клубах по месту жительства проводятся лекции на различные темы, в том числе на постоянной основе проводится цикл лекций о профилактике заболеваний и здоровом образе жизни; в муниципальных образовательных учреждениях на регулярной основе проводятся акции "Ветеран в твоем доме", "Забота", "Милосердие", "От сердца к сердцу", встречи и концерты, работают отряды волонтеров, организовано шефство над одинокими пожилыми гражданами.
С 2013 года по инициативе губернатора в городах Свердловской области празднуется День пенсионера - один из уникальных региональных праздников, призванных поблагодарить пожилых людей за многолетний плодотворный труд, направленный на процветание области. В рамках данного месячника Администрацией города Екатеринбурга и муниципальными учреждениями ежегодно организуются свыше 200 мероприятий.
В целях создания условий для наиболее полного удовлетворения потребностей граждан пожилого возраста в общении осуществлялась работа над развитием и модернизацией программ клубов по интересам, творческих коллективов. В каждом районе города активно работают районные советы ветеранов, благодаря активистам-общественникам которых ведутся общественные приемы, консультации, проводятся конкурсы и фестивали для ветеранов.
Мероприятия по оказанию поддержки семей с детьми, профилактике семейного неблагополучия, развитию форм семейного воспитания детей, социальной поддержке пожилых людей и инвалидов осуществлялись в тесном взаимодействии государственных и муниципальных структур с учетом возрастающей роли общественных организаций в оказании социальных услуг. Принимаемые меры позволили стабилизировать демографическую ситуацию, способствовали появлению положительных тенденций: росту рождаемости, снижению смертности и увеличению продолжительности жизни.
Однако наряду с положительными тенденциями сохраняется необходимость продолжения работы в рамках направлений, перечисленных выше, что подтверждает необходимость актуализации стратегического проекта.
Тенденция сокращения доли населения трудоспособного возраста наблюдалась в муниципальном образовании "город Екатеринбург" с 2014 года; тогда доля граждан трудоспособного возраста составляла 62,4 процента от общей численности населения Екатеринбурга. К 2018 году доля населения трудоспособного возраста уменьшилась и составила 58,8 процента. С 2020 года наметился рост данного показателя, обусловленный увеличением пенсионного возраста для граждан (значение показателя составило 58,9 процента).
Активное социально-экономическое развитие Екатеринбурга отражается на социальной и личной жизни горожан: меняется отношение к семье, пересматриваются семейные ценности и их место в жизненных приоритетах, семья активно модернизируется, меняясь в соответствии с новыми условиями жизни. В Екатеринбурге, на перекрестке миграционных потоков, семья испытывает влияние двух тенденций: западной и восточной моделей с их разными отношениями между поколениями, культурными, экономическими и религиозными традициями.
Увеличение числа смешанных, популярность незарегистрированных браков среди молодежи и среднего поколения изменяют характер отношений в семье. Внутрисемейное общение замещается внутрипоколенными, межкультурными, виртуальными связями. Распространенным становится "воспитание на расстоянии" через интернет, по мобильному телефону.
По данным опроса, проведенного на сайте Администрации города Екатеринбурга в мае 2019 года, 97 процентов опрошенных горожан в качестве главной ценности своей жизни выделяют семью, 59 процентов граждан выступают за сохранение многопоколенной семьи.
С 2014 по 2020 год реализовано множество мероприятий и проектов, имевших целевым ориентиром укрепление института семьи, в рамках которых велась работа с разными категориями населения, что способствовало повышению эффективности реализации социальной политики на территории города.
Несмотря на достигнутые результаты, сохраняются проблемы низкой рождаемости, низкого уровня жизни, утраты семейных ценностей. Семьи сталкиваются с материально-бытовыми трудностями, жилищными проблемами, ухудшением здоровья некоторых членов семьи и другими проблемами, вызванными меняющейся обстановкой в обществе и в мире.
Главным приоритетом деятельности, направленной на укрепление семьи, должно стать формирование условий, при которых семья могла бы чувствовать уверенность в будущем, ощущала бы себя защищенной от рисков, связанных с ухудшением материального положения после появления ребенка или нескольких детей в семье.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.