Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2019 г. N 05АП-9775/18
г. Владивосток |
|
28 марта 2019 г. |
Дело N А24-5570/2018 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.В. Верещагиной,
рассмотрев апелляционную жалобу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 20" Петропавловск-Камчатского городского округа,
апелляционное производство N 05АП-9775/2018
на решение от 16.11.2018
судьи С.П. Громова
по делу N А24-5570/2018 Арбитражного суда Камчатского края,
принятое в порядке упрощённого производства,
по иску краевого государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал" (ОГРН 1074101006726, ИНН 4101119472)
к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя школа N 20" Петропавловск-Камчатского городского округа (ОГРН 1024101017379, ИНН 4100014396)
о взыскании 158 542,03 руб.
при участии: без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное унитарное предприятие "Камчатский водоканал" (далее - истец, КГУП "Камчатский водоканал") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя школа N 20" Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - ответчик, МБОУ "Средняя школа N 20") о взыскании 158 542,03 руб., в том числе 146 453,95 руб. долга по оплате за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за четвертый квартал 2017 года, 12 088,08 руб. неустойки за период с 21.03.2018 по 15.08.2018.
Решением от 16.11.2018, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 146 453,95 руб. основного долга. В удовлетворении остальной части требований судом отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик по делу обжаловал его в порядке апелляционного производства.
В обоснование своей позиции заявитель жалобы указал, что результаты анализов сточных вод (выписку из журнала контроля состава и свойств сточных вод), полученных в ходе планового отбора сточных вод, отводимых абонентом в центральную систему водоотведения для лабораторного анализа, КГУП "Камчатский водоканал" в адрес МБОУ "Средняя школа N 20" не направляло.
По утверждению апеллянта, в адрес ответчика не поступало документов на оплату спорной задолженности, в связи с чем он не имел возможности своевременно произвести оплату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.
Также по тексту апелляционной жалобы МБОУ "Средняя школа N 20" сослалось на то, что истцом к исковому заявлению не приложен расчет требуемой задолженности.
В установленный определением апелляционного суда от 28.01.2019 срок истец по делу письменный отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представил.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзыва на апелляционную жалобу
Из материалов дела апелляционным судом установлено следующее.
01.01.2017 между КГУП "Камчатский водоканал" (Гарантирующая организация) и МБОУ "Средняя школа N 20" (Абонент) заключен муниципальный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 2061, по условиям которого Гарантирующая организация, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать Абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду.
Абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду, установленного качества в объеме, определенном настоящим контрактом.
Гарантирующая организация обязуется осуществлять прием сточных вод Абонента канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект.
Абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, также нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом, соблюдать соответствии с настоящим контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В силу пункта 3.5 Контракта порядок, сроки, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением Абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Порядок расчета и внесения платы в связи с нарушением Абонентом нормативов по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, установлены требованиями Постановления Правительства Камчатского края от 13.07.2013 N 284-п "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Камчатского края".
За сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в течение 20-ти дней по окончании квартала Гарантирующая организация представляет Абоненту квартальный расчет платы, счет-фактуру, акт выполненных работ.
Предварительно уведомив ответчика, в присутствии его представителя 18.12.2017 КГУП "Камчатский водоканал" произвел плановый отбор проб сточных вод МБОУ "Средняя школа N 20", в месте отбора пробы: К 114,62, о чем составлен акт N 87.
По результатам анализа выявлены нарушения требований к составу и свойствам сточных вод, в связи с чем КГУП "Камчатский водоканал" начислило МБОУ "Средняя школа N 20" плату за сброс загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций за октябрь - декабрь 2017 года в сумме 146 453,95 руб. и выставило счет-фактуру.
Поскольку ответчик в установленные сроки сумму начисленной платы не внес, в его адрес была направлена претензия от 01.08.2018 N 16 с требованием о погашении задолженности.
Обстоятельства неисполнения МБОУ "Средняя школа N 20" требований, содержащихся в претензии, наличие задолженности, явились основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из доказанности факта сброса сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, правомерности требований истца о взыскании соответствующей платы. В части требования о взыскании неустойки судом установлено отсутствие вины ответчика в нарушении сроков оплаты за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, в связи с чем в удовлетворении иска в указанной части отказано.
Повторно исследовав представленные доказательства, проверив и оценив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266 - 271, 272.1 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу статьи 539 Кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
Правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
В силу пункта 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила N 644).
На основании подпункта "ж" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
Согласно пункту 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
Пунктом 113 Правил N 644 предусмотрено, что сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:
а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4;
б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N 5.
Согласно пункту 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
В соответствии с подпунктам "в", "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Пунктом 65 Правил N 167 установлено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
С учетом приведенных правовых норм суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что КГУП "Камчатский водоканал имеет право на начисление платы за сброс загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций.
Акт отбора проб сточных вод составлен в присутствии представителя ответчика и последним не оспорен.
Факт превышения ответчиком нормативных показателей загрязняющих веществ в сточных водах подтвержден материалами дела и документально им не опровергнут.
Вопреки позиции апеллянта, расчет платы за сброс загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций, произведенный на основании акта N 87 от 18.12.2017 представлен в материалы дела, к исковому заявлению истцом приложен расчет требуемой платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, произведенный в соответствии с Постановлением Правительства Камчатского края от 13.07.2011 N 284-П, как то предусмотрено пунктом 3.5 Контракта, на основании данных о содержании загрязняющих веществ в сточных водах, полученных по результатам отбора проб сточных вод и зафиксированных в протоколе к акту отбора проб.
Расчет задолженности судом проверен и признан обоснованным.
Поскольку ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о полном выполнении им обязательств по оплате за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ со сточными водами с превышением концентраций допустимых к сбросу за 4 квартал 2017 года, а имеющимися в деле доказательствами подтверждается факт наличия у МБОУ "Средняя школа N 20" задолженности, исковые требования в части требования о взыскании суммы основного долга в размере 146 453,95 руб. правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Довод ответчика по делу о том, что в его адрес не поступало документов на оплату спорной задолженности, в связи с чем он не имел возможности своевременно произвести оплату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, повторно заявленный в апелляционной жалобе, был предметом рассмотрения суда первой инстанции, оценен и правомерно им отклонен, поскольку указанное обстоятельство не является основанием для освобождения ответчика от исполнения им своих обязательств по Контракту.
Вместе с тем, данное обстоятельство учтено судом при рассмотрении требования истца к ответчику об уплате неустойки в связи с ненадлежащим исполнением Абонентом обязательств по оплате Контракта.
Исходя из условий пункта 3.5 Контракта, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что начисление пени за нарушение предусмотренного Контрактом срока внесения оплаты за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ возможно при своевременном информировании Гарантирующей организацией Абонента о размере предстоящих внесению платежей путем представления платежных документов в установленный Контрактом срок.
В отсутствие в материалах дела доказательств соблюдения истцом требований Контракта в указанной части суд признал отсутствие в рассматриваемом случае оснований для начисления истцом ответчику пеней и их взыскания с последнего в отсутствие вины МБОУ "Средняя школа N 20" в нарушении сроков оплаты за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.
При таких обстоятельствах требования истца о взыскании с ответчика неустойки за период с 21.03.2018 по 15.08.2018 в сумме 12 088,08 руб. правомерно оставлены судом без удовлетворения.
Доводов в указанной части апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения и не опровергают выводы суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права не установлено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 16.11.2018 по делу N А24-5570/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.В. Верещагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Мурманской области от 3 июня 2022 г. N 2775-01-ЗМО "О внесении изменений в статьи 6 и 10 Закона Мурманской области "Об основах организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Мурманской области"
Вступает в силу с 3 июня 2022 г.
Текст Закона опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 3 июня 2022 г. N 5100202206030002, в "Электронном бюллетене Правительства Мурманской области" (www.npa.gov-murman.ru) 6 июня 2022 г., в газете "Мурманский вестник" от 10 июня 2022 г. N 82