Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 2. Характеристика выбранного способа
Приоритетным способом достижения цели Проекта является комплексный способ, направленный на решение стратегических задач. Многие мероприятия воспитательного характера и социальной направленности организуются с привлечением ресурсов администраций районов. Учитывая, что основная часть образовательных услуг рассчитана на население города Екатеринбурга в возрасте от 0 до 18 лет, улучшение результата работы и качества предоставляемых услуг возможно путем концентрации усилий всего комплекса социальной сферы через реализацию мероприятий межведомственного взаимодействия на определенных направлениях работы.
Принципы выбранного комплексного подхода реализации Стратегического проекта можно разделить на общие и специфические. Общие отражают принцип единого подхода к оформлению, разработке и реализации всех нормативных и программных документов в Администрации города Екатеринбурга. Специфические учитывают особенности ведомственной подчиненности и профессиональной деятельности в сфере образования.
Экспертное консультирование, оценку по разработке проекта и реализуемым мероприятиям осуществляет Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук.
Общее руководство проектом осуществляет Департамент образования.
Первая задача "Расширение сети муниципальных образовательных организаций, позволяющих учесть территориальные особенности города, особенности контингента" направлена на решение проблемы нехватки мест в учреждениях образования, их рациональное территориальное распределение в зависимости от типов и видов реализуемых программ, особенностей контингента обучающихся, доведения условий обучения до современных требований к оснащению учебных мест.
На основании демографического прогноза, выполненного Институтом экономики Уральского отделения Российской академии наук, выявлено, что на количество детей дошкольного и школьного возрастов значительным образом повлиял пик рождаемости, пройденный в 2016 году. Таким образом пиковая нагрузка на дошкольные образовательные организации прогнозируется на 2022 год, а на общеобразовательные организации - на 2031 год. Это обусловлено, в основном, естественным взрослением населения.
Предусмотрено строительство образовательных учреждений до 2025 года с созданием 18 625 школьных мест. 3
По итогам реализации Стратегического проекта до 2030 года планируется ввести в эксплуатацию 39 зданий общеобразовательных школ, реконструировать и капитально отремонтировать не менее 30 функционирующих зданий с условием введения в них дополнительных мест (приложение N 2).
Численность детей дошкольного возраста в городе Екатеринбурге будет расти до 2022 года. По итогам 2020 года превышение проектной мощности при комплектовании дошкольных образовательных учреждений составляет 7470 мест. На период до 2030 года запланировано строительство 37 новых детских садов, капитальный ремонт и реконструкция 18 зданий функционирующих учреждений. 4 В рамках выполнения Плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развития конкуренции на территории муниципального образования "город Екатеринбург" продолжатся закупки образовательных услуг и услуг по присмотру и уходу за детьми в негосударственных детских садах. Реализация мероприятий проекта "Модели дошкольного образования 0+" обеспечит стабильное функционирование центров игровой поддержки, патронажа, детско-родительских клубов на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
Реализуя мероприятия Стратегического проекта будет сохранена 100% доступность дошкольного образования детям в возрасте от 3 до 7 лет и обеспечена доступность дошкольного образования для 60% детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет.
В реализации указанных мероприятий участвуют Комитет по строительству Администрации города Екатеринбурга (далее - Комитет по строительству), Департамент по управлению муниципальным имуществом (далее - ДУМИ) и подрядные строительные организации.
Современная образовательная среда в учреждениях дошкольного, общего и дополнительного образования для детей разных категорий будет создаваться за счет выполнения следующих мероприятий:
обеспечение функционирования новых современных центров цифрового образования "Точка роста";
оснащение оборудованием детского медиацентра на базе Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования городской Дворец творчества детей и молодежи "Одаренность и технологии" (далее - МАОУ ДО ГДТДиМ "Одаренность и технологии") по адресу: г. Екатеринбург, ул. Толмачева, 12;
создание 10 городских ресурсных центров 5 естественно-научного и технологического образования по соглашениям Министерства образования и молодежной политики Свердловской области;
создание условий в образовательных учреждениях для организации работы с детьми с ограниченными возможностями (устройство пандусов, оснащение санузлов, комнат психологической разгрузки и кабинетов дефектологов, размещение навигационных табличек с шрифтом Брайля, приобретение увеличительного оборудования для слабовидящих детей и т.д.);
оборудование 4 IT-кубов, 6 инженерно-цифровых лабораторий, высокотехнологичных ученико-мест на базе общеобразовательных учреждений;
обновление 10 спортивных стадионов. 7
Модернизация образовательных пространств производится с целью использования помещений не только в урочной деятельности, но и планируется к активному использованию во второй смене в общеобразовательных организациях для реализации программ внеурочной деятельности, дополнительных образовательных программ, организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Вторая задача "Повышение качества и результативности образовательных услуг" направлена на развитие вариативности реализуемых программ, которые будут учитывать способности и интересы каждого конкретного ребенка, будут направлены на формирование новых компетенций (коммуникативных, креативных, цифровых, умение работать в команде), освоение новых технологий и форм обучения. Активно будут развиваться сетевые формы взаимодействия учреждений: 70% учреждений будут реализовывать образовательные программы в сетевой форме, которые позволят не только оптимизировать и рационально использовать кадровые, материально-технические, содержательные ресурсы отдельных учреждений, но и в условиях массовой школы отработать реальный механизм построения индивидуальных образовательных траекторий. Реализация образовательных программ в сетевой форме возможна только на условиях межведомственного взаимодействия с учреждениями физической культуры и спорта, культуры, с предприятиями и организациями города Екатеринбурга, с инновационными площадками, оснащенными высокотехнологичным оборудованием ("Кванториум", "IT-куб" ГАНОУ СО "Дворец молодежи"), ресурсы (кадровые и материальные) которых будут задействованы в отработке практических модулей и оценке качества достигнутых результатов в освоении учебной программы через организацию и проведение следующих мероприятий:
лабораторные и исследовательские занятия;
сдача нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (далее - ГТО), спортивные соревнования для обучающихся;
сдача практической части учебного предмета за учебный год (четверть или триместр).
С целью развития функциональной грамотности обучающихся и педагогов, эффективного использования дистанционных технологий обучения 100% учреждений к 2030 году будут обеспечены высокоскоростным Интернетом со скоростью не менее 100 Мб/с для общеобразовательных организаций, расположенных в городе, и не менее 50 Мб/с для школ сельской местности.
С целью популяризации углубленного и профильного изучения учебных предметов, использования внутренних резервов для изучения сетевых образовательных программ будет организована деятельность 10 ресурсных центров, в их числе 4 - по изучению иностранных языков в соответствии с задачами приоритетного проекта "Образование".
Организация сетевого взаимодействия между организациями различных сфер деятельности будет осуществлена по тематической направленности в рамках реализации городских сетевых инновационных проектов. Поддержка деятельности инновационных площадок и ресурсных центров будет осуществляться за счет средств Муниципальной программы "Развитие системы образования и создание условий для организации труда, отдыха и оздоровления детей в муниципальном образовании "город Екатеринбург" через финансирование следующих мероприятий:
организация и проведение итоговых общегородских мероприятий для обучающихся и воспитанников (в том числе для детей с ОВЗ и детей-инофонов);
обеспечение научного руководства деятельности инновационных площадок;
проведение конкурсов инновационных проектов образовательных организаций "Инновации в образовании";
предоставление услуг по проведению комплексного обследования детей с ОВЗ и оказанию психологической помощи, в том числе по проведению ранней диагностики;
обобщение успешных практик реализации проектов и образовательных технологий в информационно-методических сборниках (печатный и электронный формат).
В рамках решения задачи будет продолжена деятельность по совершенствованию оценочной деятельности и аттестационных процедур на основе апробированных российских и зарубежных аналогов. Указанные процедуры включают следующие инструменты независимого объективного оценивания результатов образовательной деятельности:
ОГЭ (основной государственный экзамен) для выпускников 9-х классов;
ЕГЭ (единый государственный экзамен) для выпускников 11-х классов;
национальные исследования качества образования (НИКО) - федеральная выборка по отдельным учебным предметам для обучающихся конкретного года обучения;
всероссийские проверочные работы - итоговые (годовые) контрольные работы с едиными стандартизированными заданиями, по определенному предмету;
Programme for International Student Assessment (PISA) - тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике.
Применение системы независимой оценки позволяет сделать вывод об объективности текущего оценивания и использовать предлагаемую систему учебных задач для текущей работы учителя. Организаторами указанных оценочных процедур являются Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, координатором деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений является Департамент образования.
Все эти условия будут способствовать повышению результатов обучения и способствовать развитию навыков функциональной грамотности, выбору дальнейшего пути обучения и получения профессии в соответствии с интересами и потребностями ребенка.
При решении третьей задачи "Совершенствование системы межотраслевого сотрудничества для выявления и поддержки одаренных и талантливых детей, индивидуализации образования" принципиально меняется отношение к понятию "одаренность". Одаренным является каждый ребенок, а задача работников социальной сферы - рассмотреть эту одаренность и сопровождать обучающегося в разных видах деятельности для развития его талантов и способностей. Целый комплекс мероприятий направлен на увеличение числа детей (до 80%), занятых в системе дополнительного образования, 80 тыс. детей получат профессиональное образование в рамках федерального проекта "Билет в будущее".
Важным направлением работы является внедрение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования (далее - ПФДО), которая не только гарантирует государственную поддержку в развитии способностей каждого ребенка вне зависимости от возможностей семьи, но и позволит провести социальный маркетинг, выявить невостребованные и неэффективные направления деятельности, дополнить систему новыми, перспективными объединениями дополнительного образования детей.
К 2025 году запланировано создание муниципального опорного центра, обеспечивающего координацию подведомственных учреждений в части внедрения системы ПФДО.
К 2030 году сертификаты дополнительного образования со статусом учета получат 76% детей школьного возраста. Заявку на участие в проекте ПФДО могут представлять не только муниципальные учреждения, но и учреждения негосударственного сектора, услуги которых теперь станет возможным оказывать за счет государственных средств.
Лидерские, организаторские, коммуникативные, творческие способности детей будут реализованы в воспитательной, конкурсной и творческой деятельности, участии в деятельности общественных и волонтерских объединений (ЮНАРМИЯ, Российское движение школьников), органов ученического самоуправления (до 3500 человек в год), фестивалях детского и юношеского творчества.
Финансовая поддержка обучающихся будет осуществляться ежегодно в рамках вручения стипендии "Признание". Департамент образования ежегодно на конкурсной основе назначает стипендию "Признание" 15 обучающимся 8-10 классов муниципальных образовательных организаций, достигшим значимых результатов в интеллектуальной, художественной, спортивной, социально ориентированной деятельности. Стипендия "Признание" является средством социальной поддержки и поощрения одаренных детей из малоимущих семей, имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума в Свердловской области.
В процессе реализации Стратегического проекта планируется реализовать новую модель работы с высокомотивированными и способными детьми в рамках их подготовки к участию во Всероссийской олимпиаде школьников (школы подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников на базе Нетиповой образовательной организации "Фонд поддержки талантливых детей и молодежи "Золотое сечение" и ресурсных центров), увеличить показатель количества победителей и призеров интеллектуальных состязаний 8 до 50% от общего количества участников. Наряду с образовательными учреждениями в этой деятельности будут задействованы другие учреждения социальной сферы для проведения:
соревновательных и состязательных мероприятий;
профильных тренировочных смен по отдельным предметам;
профильных лагерей в летний период.
Создание условий для раскрытия интеллектуальных возможностей как можно большего числа детей рассматривается как залог конкурентоспособности и успешного развития города Екатеринбурга.
Будет продолжена работа с детьми с ОВЗ и детей, имеющих проблемы с языковой адаптации (детей-инофонов), психолого-медико-педагогическое сопровождение детей в системе образования, развитие системы дистанционного образования, городская сетевая инновационная площадка "Цифровая школа: практика осуществления образовательной деятельности в условиях цифровой экономики, развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий", финансовая поддержка образовательных учреждений, получивших статус городской сетевой инновационной площадки по реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования детей с ОВЗ.
Одним из ключевых направлений деятельности в рамках решения задачи "Развитие кадрового потенциала в соответствии с потребностями системы образования муниципального образования "город Екатеринбург" и предъявляемыми требованиями к уровню квалификации" является привлечение необходимого количества педагогических работников в условиях постоянного прироста показателей количества учреждений и численности контингента.
Необходимо на 65,4% (с 8287 до 12666 человек) увеличить численность педагогических работников дневных муниципальных общеобразовательных организаций.
Для системного решения вопроса совместно с Министерством образования и молодежной политики Свердловской области будут реализованы меры социальной поддержки, 9 обеспечивающие пополнение резерва педагогических кадров системы образования города Екатеринбурга за счет выпускников вузов Екатеринбурга, в которых реализуются программы профессиональной подготовки педагогического профиля (Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный профессионально-педагогический университет" (далее - РГППУ), Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина" (далее - УрФУ), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Уральский государственный педагогический университет" (далее - УрГПУ), учреждения среднего профессионального образования).
Ресурсом пополнения педагогических и управленческих кадров является продолжение реализации проектов "Педагогический класс", "Педагогическая интернатура" и "Кадровый резерв" (не менее 20 участников ежегодно), переподготовка имеющихся работников системы образования по смежным специальностям или другому профилю работы.
При реализации программ курсовой подготовки и организации непрерывного педагогического образования будет осуществлен переход на индивидуальные маршруты устранения профессиональных дефицитов.
Ключевым направлением работы с кадрами является реализация мероприятий национальной системы учительского роста, в которой будет обеспечено участие не менее 35% педагогов, в том числе:
организация участия в новой процедуре аттестации 10 не менее 30% руководителей;
добровольная независимая оценка профессиональной квалификации (10% педагогов);
презентация эффективных педагогических практик и технологий на профессиональных смотрах, форумах, конференциях, в том числе международных;
организация участия педагогов и руководителей в профессиональных конкурсах.
В рамках решения задачи "Консолидация усилий и выработка механизмов взаимодействия учреждений образования, семьи и общества для организации их сотрудничества при обучении и воспитании детей" планируется не только развивать практику организации работы органов общественного управления образовательными организациями, но и создать к 2025 году два муниципальных совета (экспертный и общественно-консультативный), деятельность которых позволит обеспечить учет мнения семьи и общества в вопросах обучения и воспитания детей, оценить перспективы развития системы образования города Екатеринбурга.
Ежегодно будет проводиться Международная образовательная выставка-форум SMART EXPO-URAL (Образование. Наука. Профессия и карьера), уникальный образовательный проект, эффективная дискуссионная и обучающая площадка как для профессионального научно-педагогического сообщества, представителей образовательных, административных и бизнес-структур, так и для подрастающего поколения - школьников, студентов, молодых профессионалов.
Будет совершенствоваться работа со СМИ с целью формирования позитивного общественного мнения о результатах деятельности системы образования через создание совместных репортажей, передач, пресс-туров, включение представителей СМИ в общегородские мероприятия.
Кроме того, будет обеспечено психолого-педагогическое просвещение населения, выстраивание эффективных коммуникаций, повышение степени ответственности за совместную со школой деятельность.
По-прежнему, актуальным остается вопрос повышения качества предоставления муниципальных услуг населению в электронном виде, автоматизации и цифровизации процессов зачисления в образовательные организации, предоставления информации о реализуемых услугах, что несомненно влияет на формирование общественной оценки о результатах деятельности системы образования.
Для обеспечения эффективной работы автоматизированной информационной системы "Образование" запланирована разработка и обновление модулей автоматизированных систем учета.
Реализация мероприятий Стратегического проекта позволит достичь системных изменений в сфере образования, обеспечить повышение качества образования в интересах растущих потребностей населения Екатеринбурга.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.