Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 4. Анализ сферы реализации стратегического проекта и характеристика проблемы
В последние годы благодаря естественному приросту и миграционному притоку численность населения Екатеринбурга стабильно увеличивается (рисунок 1) и, как следствие, возрастает спрос на услуги общего и дополнительного образования.
С 2011 года задачи стратегической программы "Образование - основа развития, залог успеха" решались Департаментом образования 1 через реализацию стратегического проекта "Городская школа - стандарт "Пять звезд" (далее - Проект) и стратегического подпроекта "Одаренные дети" (далее - Подпроект).
В ходе реализации Проекта выполнены мероприятия, направленные на повышение качества общего образования, степени его практической направленности как условия адаптации выпускников системы общего образования к жизни в обществе, гарантии их жизненного успеха.
Рисунок 1 - Численность населения Екатеринбурга, тыс. чел.
В результате реализации мероприятий Проекта наблюдается положительная динамика по большинству индикаторных показателей развития системы образования Екатеринбурга (таблица 3).
Таблица 3
Показатели развития системы образования города Екатеринбурга
Показатель |
Единица измерения |
2011 год |
2020 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Количество дошкольных образовательных учреждений всех форм собственности |
Единиц |
378 |
392 |
в том числе муниципальных дошкольных образовательных учреждений |
Единиц |
324 |
346 |
Количество детей в дошкольных образовательных организациях всех форм собственности |
Тысяча человек |
51,6 |
89,3 |
в том числе в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях |
Тысяча человек |
45,9 |
83,5 |
Доля детей в возрасте 3 - 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в организациях муниципальной формы собственности |
Процент |
82,5 |
100 |
Количество граждан, состоящих на учете в органах управления образованием для получения места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении для ребенка в возрасте от 2 до 6 лет включительно (на конец года) |
Тысяча человек |
19,4 |
9,88 |
Количество дневных общеобразовательных учреждений |
Единиц |
187 |
194 |
в том числе муниципальных общеобразовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования |
Единиц |
164 |
162 |
Количество обучающихся в дневных общеобразовательных учреждениях |
Тысяча человек |
121,4 |
178,8 |
в том числе в муниципальных общеобразовательных учреждениях, подведомственных Департаменту образования Администрации города Екатеринбурга |
Тысяча человек |
117,3 |
171,7 |
Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую смену |
Процент |
18,7 |
32 |
Среди городов Российской Федерации с численностью населения более одного миллиона человек город Екатеринбург занимает одно из ведущих мест по количеству детей, обучающихся в муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (рисунок 2), и по количеству муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (рисунок 3).
Рисунок 2 - Количество детей в муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, тыс. чел. (по состоянию на 01.01.2021)
Рисунок 3 - Количество муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, ед. (по состоянию на 01.01.2021)
Целенаправленная работа Администрации города Екатеринбурга и Департамента образования при реализации Проекта осуществлялась по ряду направлений.
Развитие сети муниципальных учреждений и обеспечение доступности образования
По итогам 2020 года в Екатеринбурге функционирует 392 учреждения дошкольного образования всех форм собственности, из них 346 муниципальных (в 447 зданиях). Количество воспитанников - 89,25 тыс. человек, из них воспитанников муниципальных организаций - 83,5 тыс. человек. С 2011 года количество мест в дошкольных образовательных учреждениях всех форм собственности увеличилось на 40,4 тысячи за счет реализации мероприятий Муниципальной программы "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в муниципальном образовании "город Екатеринбург" до 2017 года и подпрограммы "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в муниципальном образовании "город Екатеринбург" Муниципальной программы "Развитие системы образования и создание условий для организации труда, отдыха и оздоровления детей в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2017 - 2022 годы. По итогам 2020 года количество мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях составило 76 495.
В Екатеринбурге к 2016 году достигнут показатель 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, однако при распределении мест в микрорайонах города (фактическая доступность) имеется дисбаланс между потребностью населения в услугах дошкольного образования в конкретном микрорайоне города и общим количеством свободных мест. Таким образом, при общем достаточном количестве мест в дошкольных образовательных организациях Екатеринбурга в одних микрорайонах наблюдается дефицит мест (Ботанический, Юг-Центр, новая Сортировка, Уктус), а в других - излишек (Эльмаш, Уралмаш, старая Сортировка, поселок Северка, ЖБИ) (приложение N 1 к настоящему Стратегическому проекту).
Пока не решена проблема обеспечения 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет (доля детей, в возрасте от 0 до 3 лет, получающих услуги дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, от общей численности детей данной возрастной группы, зарегистрированных в АИС "Образование" составляет 20%). Актуальной потребностью является устройство детей в муниципальные дошкольные организации в возрасте от 2 до 3 лет, которая составляет 11,4 тыс. человек (согласно сведениям, содержащимся в АИС "Образование", на 01.01.2021). По итогам 2020 года показатель доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет составил 31%.
Перспективным и новым направлением развития сети дошкольных учреждений является деятельность по выкупу у частных застройщиков, собственников и различных ведомств зданий и помещений для размещения в них муниципальных детских садов. Так, в 2017 году приобретено в муниципальную собственность здание по адресу: ул. Палисадная, 14 (на 120 мест), в 2018 приобретено помещение, расположенное на первом этаже жилого дома N 77 по улице Щербакова (на 100 мест), в 2019 и 2020 годах в муниципальную собственность переданы 2 здания дошкольных образовательных учреждений, подведомственных Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" и Акционерному обществу "Ростелеком".
Кроме того, Администрацией города Екатеринбурга ведется работа по заключению муниципальных контрактов с негосударственными дошкольными учреждениями об оказании дошкольных образовательных услуг, услуг по присмотру и уходу за детьми. Так, в 2020 году указанные услуги приобретены у дошкольных образовательных организаций, подведомственных Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", для 347 воспитанников.
Новым направлением деятельности Департамента образования, частично решающим проблему обеспечения доступности образовательных услуг, стало создание и реализация вариативных моделей дошкольного образования для детей раннего возраста (охват более 14 000 детей, в том числе детей в возрасте до 1,5 лет): методическая и консультативная помощь родителям детей, получающих дошкольное образование в семье, педагогический патронаж, группы кратковременного пребывания "Вместе с мамой", летний (зимний) детско-родительский лагерь, семейный клуб.
Для обеспечения доступности дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях организована работа центра игровой поддержки и психолого-педагогического сопровождения ребенка "Первые шаги".
Сохраняется проблема доступности образовательных услуг в общеобразовательных организациях. Основными показателями являются наличие второй смены при организации образовательного процесса в учреждениях и превышение нормативной наполняемости классов.
Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся в одну смену, с 2011 года снизилась на 13,3 п.п. (2011 год - 81,3%, 2019 год - 71,1%, 2020 год - 68,0%). При общем росте численности контингента обучающихся увеличивается и проектная мощность зданий общеобразовательных организаций: за счет реализации мероприятий Муниципальной программы "Создание новых мест в общеобразовательных организациях города Екатеринбурга" на 2016 - 2025 годы проектное количество учебных мест увеличилось на 15,3 тыс. С 2011 года построено и введено в эксплуатацию 7 зданий муниципальных общеобразовательных организаций на 5425 мест, проведена реконструкция и капитальный ремонт 15 зданий на 6325 мест (по итогам 2020 года количество зданий муниципальных общеобразовательных организаций составило 185 единиц).
Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях всех форм собственности по итогам 2020 составляет 178,8 тыс. человек (2011 год - 121,4 тыс. человек), в муниципальных учреждениях - 172,7 тыс. человек (2011 год - 109,10 тыс. человек).
Обеспечение доступного и качественного образования - важная задача для любой образовательной системы. Ее решение позволяет в значительной степени повысить равенство стартовых возможностей для детей с различными особенностями развития, проживающих на разных территориях.
С 2011 года в Екатеринбурге за счет участия в государственной программе Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", созданы условия для детей-инвалидов в 14 образовательных организациях (8,6% от общего количества муниципальных общеобразовательных организаций). По итогам 2020 года здания 24,6% муниципальных общеобразовательных учреждений приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья: маломобильных, слабовидящих и имеющих отклонения в психическом и интеллектуальном развитии (далее - ОВЗ). В муниципальных общеобразовательных организациях в 2020/2021 учебном году обучается 3683 ребенка с ОВЗ, включая 1306 детей-инвалидов.
В Екатеринбурге создана система межведомственного взаимодействия по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ОВЗ, в том числе ранней помощи. Сопровождение осуществляется Муниципальным бюджетным учреждением Екатеринбургским Центром психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних "Диалог" (далее - МБУ ЕЦПП "Диалог"), Территориальной муниципальной психолого-медико-педагогической комиссией "Радуга" (далее - ТМПМПК "Радуга"). Ежегодно обследование и консультационную помощь получают более 7,3 тыс. детей.
Повышение качества и результативности образовательных услуг
Одним из основных способов определения эффективности работы системы образования в Екатеринбурге является участие в процедурах независимой внешней оценки качества образования.
Основными инструментами получения информации о качестве подготовки обучающихся являются основной государственный экзамен (далее - ОГЭ) в 9-х классах, единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) для выпускников 11-х классов, всероссийские проверочные работы, независимая оценка качества образования, национальные исследования качества образования.
В 2019/2020 учебном году повысились показатели качества оказания образовательных услуг. Увеличилась доля обучающихся, имеющих по результатам учебного года отметки "4" и "5", на всех уровнях общего образования: на уровне начального общего образования - 73,4% (на 3,3 п.п. выше результатов 2018/2019 учебного года), на уровне основного общего образования - 49,4% (на 1,7 п.п. выше результатов 2018/2019 учебного года), на уровне среднего общего образования - 53,7% (на 3,8 п.п. выше результатов 2018/2019 учебного года).
Основной государственный экзамен для обучающихся 9-х классов по обязательным предметам, а также предметам по выбору в 2020 году не проводился ввиду необходимости реализации ограничительных мероприятий по профилактике распространения коронавирусной инфекции. 13881 выпускник (99,8%) 9-х классов получил аттестат об основном общем образовании по результатам итоговых оценок.
В 2020 году ЕГЭ проводился в соответствии с рекомендациями Рособрнадзора только для тех выпускников, кто планировал поступать в высшие учебные заведения. Поэтому в списке предметов ЕГЭ отсутствовал экзамен по базовой математике.
Количество медалистов в 2020 году возросло по сравнению с 2019 годом: 719 медалистов (10,54% от общего количества выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений) в 2020 году, 606 медалистов (9,41% от общего количества выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений) в 2019 году.
В 2020 году показатели среднего балла ЕГЭ выше, чем в 2019 году, по пяти учебным предметам: русский язык - на 2,5 балла; биология - на 0,1 балла; литература - на 2 балла; география - на 4 балла; английский язык - на 1,5 балла.
Число выпускников 11-х классов, получивших 100 баллов по результатам ЕГЭ, в 2020 году составило 84 человека: по русскому языку - 27, по математике (профильный уровень) - 2, по физике - 6, по химии - 12, по информатике и ИКТ - 8, по истории - 3, по литературе - 12, по английский языку - 3, по биологии - 1, по географии - 1, по обществознанию - 9 человек 6820 выпускников (100%) 11-х классов муниципальных общеобразовательных учреждений успешно завершили обучение в школе и получили аттестаты о среднем общем образовании.
В Екатеринбурге остается стабильно низкой доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем образовании (с 2014 года - 0,20%). В 2019 году этот показатель составил 0,29%. Рост показателя связан с увеличением количества обучающихся, получающих образование в форме семейного обучения (экстернов); ответственность за качество подготовки ЕГЭ несут родители (законные представители), а не муниципальные общеобразовательные учреждения, которые в рамках своих полномочий создают для таких выпускников только условия для сдачи ЕГЭ. По итогам 2020 года значение показателя "Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений" составило 0%.
Целенаправленная работа по реализации федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) является приоритетным направлением развития системы общего образования в Екатеринбурге.
С сентября 2011 года введен и реализуется в штатном режиме ФГОС начального общего образования во всех общеобразовательных организациях Екатеринбурга. С сентября 2014 года в соответствии с планом действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 N 1507-р "О реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" (совместно с планом действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы"), введен ФГОС основного общего образования. С 2020 года в общеобразовательных организациях города Екатеринбурга в штатном режиме начата реализация ФГОС среднего общего образования. В общеобразовательных организациях города Екатеринбурга осуществлялась деятельность по разработке образовательных программ, рабочих программ педагогов, внедрению в образовательный процесс педагогических технологий, соответствующих требованиям ФГОС, развитию школьной инфраструктуры путем приобретения учебного, лабораторного и технического оборудования.
С января 2020 года размер базового норматива финансирования расходов муниципальных общеобразовательных организаций на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения на одного обучающегося составил 3,3 тыс. рублей (в 2013 году - 1,78 тыс. рублей), что позволяет обеспечивать в условиях обновления федерального перечня учебников доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам всем обучающимся.
В 2019 году с началом реализации в Екатеринбурге мероприятий национального проекта "Образование" на базе двух сельских общеобразовательных организаций (Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы N 55 и Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы N 179) созданы центры образования цифрового и гуманитарных профилей "Точка роста" по учебным предметам "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности", "Технология". Инновационные структуры позволяют обеспечить реализацию новых технологий обучения, условий для формирования и развития интеллектуального потенциала у обучающихся в сельской местности, создают равные условия для получения качественного образования вне зависимости от места проживания. В 2021 году открыт образовательный центр "Точка роста" на базе школы N 25 в поселке Мичуринском Верх-Исетского района. Численность обучающихся, охваченных общеобразовательными программами цифрового, естественно-научного и гуманитарного профилей, в 2020 году составила 496 человек.
Для концентрации образовательных, материально-технических, педагогических, интеллектуальных, информационных, финансовых и других ресурсов, расширения доступа к ресурсам потенциальных потребителей образовательных услуг, корпоративного использования возможностей на основе договорных отношений между заинтересованными субъектами образования в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на базе муниципальных общеобразовательных организаций созданы ресурсные центры для детей и педагогов, обеспечивающие популяризацию изучения основных общеобразовательных предметов на углубленном уровне (Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - гимназия N 9, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - гимназия N 2, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия N 99, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - гимназия N 202 "Менталитет").
С 2019 года в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" 64 муниципальных общеобразовательных учреждения города Екатеринбурга получили комплекты компьютерного и мультимедийного оборудования для создания современной безопасной цифровой образовательной среды, которая позволит обеспечить высокое качество и доступность образования, академическую мобильность, построение индивидуальной траектории образования детей.
Важным показателем реализации проектов цифрового образования является наличие высокоскоростного Интернета проводимостью не менее 100 Мб/сек в городских общеобразовательных организациях (данному показателю соответствуют 79 школ, или 48,8% от общего количества муниципальных общеобразовательных организаций) и не менее 50 Мб/сек в сельских учреждениях (4 школы). В городе Екатеринбурге средняя скорость Интернета по всем образовательным организациям составляет 71,8 Мб/сек: по городским школам - 72,7 Мб/сек, по сельским - 54,3 Мб/сек.
Одним из значимых направлений деятельности является реализация сетевых проектов, когда объединяются ресурсы нескольких организаций для решения образовательных и воспитательных задач. В городе Екатеринбурге в 96 муниципальных общеобразовательных организациях (59,26% от общего количества муниципальных школ) совместно с учреждениями дополнительного образования, вузами, учреждениями социальной сферы, предприятиями города и государственными корпорациями реализуется 11 сетевых проектов обучения детей по программам предпрофессиональной подготовки.
Возможность реализации образовательных программ в сетевой форме установлена действующим законодательством. Несмотря на достаточное количество совместных мероприятий, обеспечивающих раннюю профессиональную ориентацию обучающихся, по итогам 2020 года доля организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования в сетевой форме, составила 30%.
В 2021 году между Министерством образования и молодежной политики Свердловской области и Администрацией города Екатеринбурга заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета на обеспечение условий реализации муниципальными общеобразовательными организациями образовательных программ естественно-научного цикла и профориентационной работы. Реализация мероприятия "Обеспечение условий реализации муниципальными общеобразовательными организациями образовательных программ естественно-научного цикла и профориентационной работы" государственной программы Свердловской области "Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года" осуществляется в соответствии с проектом "Уральская инженерная школа", одобренным Указом Губернатора Свердловской области от 06.10.2014 N 453-УГ "О проекте "Уральская инженерная школа".
В рамках заключенного соглашения для Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 6 осуществлена закупка учебно-наглядного, учебно-лабораторного и учебно-практического оборудования, программного обеспечения для оснащения кабинетов естественно-научного цикла.
Совершенствование системы межотраслевого сотрудничества с социальными институтами для выявления и поддержки одаренных и талантливых детей, индивидуализации образования
Ежегодно растет количество детей, занимающихся в объединениях дополнительного образования. На территории муниципального образования "город Екатеринбург" доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги дополнительного образования в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы составила 75,4% (по состоянию на 31.12.2020), что соответствует целевому значению, обозначенному в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" (70 - 75%). За период реализации Проекта и Подпроекта доля охвата детей услугами дополнительного образования детей в возрасте от 5 до 18 лет увеличена на 39 п.п.
В соответствии с федеральным проектом "Успех каждого ребенка" с 2019 года осуществляется подготовка к внедрению в системе дополнительного образования города Екатеринбурга нового организационно-экономического механизма - персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее - ПФДО).
В рамках национального проекта "Образование", регионального проекта "Успех каждого ребенка (Свердловская область)" с 2018 года реализуются проекты по ранней профессиональной ориентации обучающихся 6 - 11 классов "Билет в будущее". Методика проекта основана на навыке свободного выбора: проект дает школьнику возможность лучше понять себя и определиться со своими интересами. В 2020 году в проекте приняли участие более 14 000 учащихся 6 - 11-х классов муниципальных общеобразовательных организаций города Екатеринбурга.
По итогам 2020 года вопросами профилизации, которая связана с реализацией образовательных программ углубленного изучения отдельных предметов, занимаются 67 муниципальных образовательных учреждений. Данные программы осваивают 13% детей 2 - 4-х классов (наибольшей популярностью пользуются программы углубленного изучения иностранного языка, математики и литературы) и 46% учащихся 5 - 9-х классов (наиболее востребованы программы по русскому языку, иностранному языку и математике). 69 муниципальных общеобразовательных организаций реализуют программы профильного обучения, по которым занимается 53% обучающихся (6886 человек) 10 - 11-х классов.
В ходе реализации мероприятий подпроекта "Одаренные дети" ежегодно отмечается положительная динамика результатов участия обучающихся Екатеринбурга во Всероссийской олимпиаде школьников. Школьники города Екатеринбурга составляют 1/3 от всех обучающихся в общеобразовательных организациях Свердловской области, при этом результативность участия в мероприятиях Всероссийской олимпиады школьников выше в школах города Екатеринбурга. В 2019/2020 учебном году в региональном этапе участвовали 1148 юных екатеринбуржцев (57,7% от общего количества участников из Свердловской области), 65,7% участников из Екатеринбурга стали победителями и призерами регионального этапа олимпиады по 24 предметам и принесли Свердловской области 2/3 всех побед. В 2020/2021 учебном году 1625 школьников стали участниками регионального этапа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.