Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 4. Анализ сферы реализации стратегического проекта и характеристика проблемы
В последние годы благодаря естественному приросту и миграционному притоку численность населения Екатеринбурга стабильно увеличивается (рисунок 1) и, как следствие, возрастает спрос на услуги общего и дополнительного образования.
С 2011 года задачи стратегической программы "Образование - основа развития, залог успеха" решались Департаментом образования 1 через реализацию стратегического проекта "Городская школа - стандарт "Пять звезд" (далее - Проект) и стратегического подпроекта "Одаренные дети" (далее - Подпроект).
В ходе реализации Проекта выполнены мероприятия, направленные на повышение качества общего образования, степени его практической направленности как условия адаптации выпускников системы общего образования к жизни в обществе, гарантии их жизненного успеха.
Рисунок 1 - Численность населения Екатеринбурга, тыс. чел.
В результате реализации мероприятий Проекта наблюдается положительная динамика по большинству индикаторных показателей развития системы образования Екатеринбурга (таблица 3).
Таблица 3
Показатели развития системы образования города Екатеринбурга
Показатель |
Единица измерения |
2011 год |
2020 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Количество дошкольных образовательных учреждений всех форм собственности |
Единиц |
378 |
392 |
в том числе муниципальных дошкольных образовательных учреждений |
Единиц |
324 |
346 |
Количество детей в дошкольных образовательных организациях всех форм собственности |
Тысяча человек |
51,6 |
89,3 |
в том числе в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях |
Тысяча человек |
45,9 |
83,5 |
Доля детей в возрасте 3 - 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в организациях муниципальной формы собственности |
Процент |
82,5 |
100 |
Количество граждан, состоящих на учете в органах управления образованием для получения места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении для ребенка в возрасте от 2 до 6 лет включительно (на конец года) |
Тысяча человек |
19,4 |
9,88 |
Количество дневных общеобразовательных учреждений |
Единиц |
187 |
194 |
в том числе муниципальных общеобразовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования |
Единиц |
164 |
162 |
Количество обучающихся в дневных общеобразовательных учреждениях |
Тысяча человек |
121,4 |
178,8 |
в том числе в муниципальных общеобразовательных учреждениях, подведомственных Департаменту образования Администрации города Екатеринбурга |
Тысяча человек |
117,3 |
171,7 |
Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую смену |
Процент |
18,7 |
32 |
Среди городов Российской Федерации с численностью населения более одного миллиона человек город Екатеринбург занимает одно из ведущих мест по количеству детей, обучающихся в муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (рисунок 2), и по количеству муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (рисунок 3).
Рисунок 2 - Количество детей в муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, тыс. чел. (по состоянию на 01.01.2021)
Рисунок 3 - Количество муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, ед. (по состоянию на 01.01.2021)
Целенаправленная работа Администрации города Екатеринбурга и Департамента образования при реализации Проекта осуществлялась по ряду направлений.
Развитие сети муниципальных учреждений и обеспечение доступности образования
По итогам 2020 года в Екатеринбурге функционирует 392 учреждения дошкольного образования всех форм собственности, из них 346 муниципальных (в 447 зданиях). Количество воспитанников - 89,25 тыс. человек, из них воспитанников муниципальных организаций - 83,5 тыс. человек. С 2011 года количество мест в дошкольных образовательных учреждениях всех форм собственности увеличилось на 40,4 тысячи за счет реализации мероприятий Муниципальной программы "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в муниципальном образовании "город Екатеринбург" до 2017 года и подпрограммы "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в муниципальном образовании "город Екатеринбург" Муниципальной программы "Развитие системы образования и создание условий для организации труда, отдыха и оздоровления детей в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2017 - 2022 годы. По итогам 2020 года количество мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях составило 76 495.
В Екатеринбурге к 2016 году достигнут показатель 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, однако при распределении мест в микрорайонах города (фактическая доступность) имеется дисбаланс между потребностью населения в услугах дошкольного образования в конкретном микрорайоне города и общим количеством свободных мест. Таким образом, при общем достаточном количестве мест в дошкольных образовательных организациях Екатеринбурга в одних микрорайонах наблюдается дефицит мест (Ботанический, Юг-Центр, новая Сортировка, Уктус), а в других - излишек (Эльмаш, Уралмаш, старая Сортировка, поселок Северка, ЖБИ) (приложение N 1 к настоящему Стратегическому проекту).
Пока не решена проблема обеспечения 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет (доля детей, в возрасте от 0 до 3 лет, получающих услуги дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, от общей численности детей данной возрастной группы, зарегистрированных в АИС "Образование" составляет 20%). Актуальной потребностью является устройство детей в муниципальные дошкольные организации в возрасте от 2 до 3 лет, которая составляет 11,4 тыс. человек (согласно сведениям, содержащимся в АИС "Образование", на 01.01.2021). По итогам 2020 года показатель доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет составил 31%.
Перспективным и новым направлением развития сети дошкольных учреждений является деятельность по выкупу у частных застройщиков, собственников и различных ведомств зданий и помещений для размещения в них муниципальных детских садов. Так, в 2017 году приобретено в муниципальную собственность здание по адресу: ул. Палисадная, 14 (на 120 мест), в 2018 приобретено помещение, расположенное на первом этаже жилого дома N 77 по улице Щербакова (на 100 мест), в 2019 и 2020 годах в муниципальную собственность переданы 2 здания дошкольных образовательных учреждений, подведомственных Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" и Акционерному обществу "Ростелеком".
Кроме того, Администрацией города Екатеринбурга ведется работа по заключению муниципальных контрактов с негосударственными дошкольными учреждениями об оказании дошкольных образовательных услуг, услуг по присмотру и уходу за детьми. Так, в 2020 году указанные услуги приобретены у дошкольных образовательных организаций, подведомственных Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", для 347 воспитанников.
Новым направлением деятельности Департамента образования, частично решающим проблему обеспечения доступности образовательных услуг, стало создание и реализация вариативных моделей дошкольного образования для детей раннего возраста (охват более 14 000 детей, в том числе детей в возрасте до 1,5 лет): методическая и консультативная помощь родителям детей, получающих дошкольное образование в семье, педагогический патронаж, группы кратковременного пребывания "Вместе с мамой", летний (зимний) детско-родительский лагерь, семейный клуб.
Для обеспечения доступности дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях организована работа центра игровой поддержки и психолого-педагогического сопровождения ребенка "Первые шаги".
Сохраняется проблема доступности образовательных услуг в общеобразовательных организациях. Основными показателями являются наличие второй смены при организации образовательного процесса в учреждениях и превышение нормативной наполняемости классов.
Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся в одну смену, с 2011 года снизилась на 13,3 п.п. (2011 год - 81,3%, 2019 год - 71,1%, 2020 год - 68,0%). При общем росте численности контингента обучающихся увеличивается и проектная мощность зданий общеобразовательных организаций: за счет реализации мероприятий Муниципальной программы "Создание новых мест в общеобразовательных организациях города Екатеринбурга" на 2016 - 2025 годы проектное количество учебных мест увеличилось на 15,3 тыс. С 2011 года построено и введено в эксплуатацию 7 зданий муниципальных общеобразовательных организаций на 5425 мест, проведена реконструкция и капитальный ремонт 15 зданий на 6325 мест (по итогам 2020 года количество зданий муниципальных общеобразовательных организаций составило 185 единиц).
Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях всех форм собственности по итогам 2020 составляет 178,8 тыс. человек (2011 год - 121,4 тыс. человек), в муниципальных учреждениях - 172,7 тыс. человек (2011 год - 109,10 тыс. человек).
Обеспечение доступного и качественного образования - важная задача для любой образовательной системы. Ее решение позволяет в значительной степени повысить равенство стартовых возможностей для детей с различными особенностями развития, проживающих на разных территориях.
С 2011 года в Екатеринбурге за счет участия в государственной программе Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", созданы условия для детей-инвалидов в 14 образовательных организациях (8,6% от общего количества муниципальных общеобразовательных организаций). По итогам 2020 года здания 24,6% муниципальных общеобразовательных учреждений приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья: маломобильных, слабовидящих и имеющих отклонения в психическом и интеллектуальном развитии (далее - ОВЗ). В муниципальных общеобразовательных организациях в 2020/2021 учебном году обучается 3683 ребенка с ОВЗ, включая 1306 детей-инвалидов.
В Екатеринбурге создана система межведомственного взаимодействия по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ОВЗ, в том числе ранней помощи. Сопровождение осуществляется Муниципальным бюджетным учреждением Екатеринбургским Центром психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних "Диалог" (далее - МБУ ЕЦПП "Диалог"), Территориальной муниципальной психолого-медико-педагогической комиссией "Радуга" (далее - ТМПМПК "Радуга"). Ежегодно обследование и консультационную помощь получают более 7,3 тыс. детей.
Повышение качества и результативности образовательных услуг
Одним из основных способов определения эффективности работы системы образования в Екатеринбурге является участие в процедурах независимой внешней оценки качества образования.
Основными инструментами получения информации о качестве подготовки обучающихся являются основной государственный экзамен (далее - ОГЭ) в 9-х классах, единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) для выпускников 11-х классов, всероссийские проверочные работы, независимая оценка качества образования, национальные исследования качества образования.
В 2019/2020 учебном году повысились показатели качества оказания образовательных услуг. Увеличилась доля обучающихся, имеющих по результатам учебного года отметки "4" и "5", на всех уровнях общего образования: на уровне начального общего образования - 73,4% (на 3,3 п.п. выше результатов 2018/2019 учебного года), на уровне основного общего образования - 49,4% (на 1,7 п.п. выше результатов 2018/2019 учебного года), на уровне среднего общего образования - 53,7% (на 3,8 п.п. выше результатов 2018/2019 учебного года).
Основной государственный экзамен для обучающихся 9-х классов по обязательным предметам, а также предметам по выбору в 2020 году не проводился ввиду необходимости реализации ограничительных мероприятий по профилактике распространения коронавирусной инфекции. 13881 выпускник (99,8%) 9-х классов получил аттестат об основном общем образовании по результатам итоговых оценок.
В 2020 году ЕГЭ проводился в соответствии с рекомендациями Рособрнадзора только для тех выпускников, кто планировал поступать в высшие учебные заведения. Поэтому в списке предметов ЕГЭ отсутствовал экзамен по базовой математике.
Количество медалистов в 2020 году возросло по сравнению с 2019 годом: 719 медалистов (10,54% от общего количества выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений) в 2020 году, 606 медалистов (9,41% от общего количества выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений) в 2019 году.
В 2020 году показатели среднего балла ЕГЭ выше, чем в 2019 году, по пяти учебным предметам: русский язык - на 2,5 балла; биология - на 0,1 балла; литература - на 2 балла; география - на 4 балла; английский язык - на 1,5 балла.
Число выпускников 11-х классов, получивших 100 баллов по результатам ЕГЭ, в 2020 году составило 84 человека: по русскому языку - 27, по математике (профильный уровень) - 2, по физике - 6, по химии - 12, по информатике и ИКТ - 8, по истории - 3, по литературе - 12, по английский языку - 3, по биологии - 1, по географии - 1, по обществознанию - 9 человек 6820 выпускников (100%) 11-х классов муниципальных общеобразовательных учреждений успешно завершили обучение в школе и получили аттестаты о среднем общем образовании.
В Екатеринбурге остается стабильно низкой доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем образовании (с 2014 года - 0,20%). В 2019 году этот показатель составил 0,29%. Рост показателя связан с увеличением количества обучающихся, получающих образование в форме семейного обучения (экстернов); ответственность за качество подготовки ЕГЭ несут родители (законные представители), а не муниципальные общеобразовательные учреждения, которые в рамках своих полномочий создают для таких выпускников только условия для сдачи ЕГЭ. По итогам 2020 года значение показателя "Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений" составило 0%.
Целенаправленная работа по реализации федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) является приоритетным направлением развития системы общего образования в Екатеринбурге.
С сентября 2011 года введен и реализуется в штатном режиме ФГОС начального общего образования во всех общеобразовательных организациях Екатеринбурга. С сентября 2014 года в соответствии с планом действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 N 1507-р "О реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" (совместно с планом действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы"), введен ФГОС основного общего образования. С 2020 года в общеобразовательных организациях города Екатеринбурга в штатном режиме начата реализация ФГОС среднего общего образования. В общеобразовательных организациях города Екатеринбурга осуществлялась деятельность по разработке образовательных программ, рабочих программ педагогов, внедрению в образовательный процесс педагогических технологий, соответствующих требованиям ФГОС, развитию школьной инфраструктуры путем приобретения учебного, лабораторного и технического оборудования.
С января 2020 года размер базового норматива финансирования расходов муниципальных общеобразовательных организаций на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения на одного обучающегося составил 3,3 тыс. рублей (в 2013 году - 1,78 тыс. рублей), что позволяет обеспечивать в условиях обновления федерального перечня учебников доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам всем обучающимся.
В 2019 году с началом реализации в Екатеринбурге мероприятий национального проекта "Образование" на базе двух сельских общеобразовательных организаций (Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы N 55 и Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы N 179) созданы центры образования цифрового и гуманитарных профилей "Точка роста" по учебным предметам "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности", "Технология". Инновационные структуры позволяют обеспечить реализацию новых технологий обучения, условий для формирования и развития интеллектуального потенциала у обучающихся в сельской местности, создают равные условия для получения качественного образования вне зависимости от места проживания. В 2021 году открыт образовательный центр "Точка роста" на базе школы N 25 в поселке Мичуринском Верх-Исетского района. Численность обучающихся, охваченных общеобразовательными программами цифрового, естественно-научного и гуманитарного профилей, в 2020 году составила 496 человек.
Для концентрации образовательных, материально-технических, педагогических, интеллектуальных, информационных, финансовых и других ресурсов, расширения доступа к ресурсам потенциальных потребителей образовательных услуг, корпоративного использования возможностей на основе договорных отношений между заинтересованными субъектами образования в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на базе муниципальных общеобразовательных организаций созданы ресурсные центры для детей и педагогов, обеспечивающие популяризацию изучения основных общеобразовательных предметов на углубленном уровне (Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - гимназия N 9, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - гимназия N 2, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия N 99, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - гимназия N 202 "Менталитет").
С 2019 года в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" 64 муниципальных общеобразовательных учреждения города Екатеринбурга получили комплекты компьютерного и мультимедийного оборудования для создания современной безопасной цифровой образовательной среды, которая позволит обеспечить высокое качество и доступность образования, академическую мобильность, построение индивидуальной траектории образования детей.
Важным показателем реализации проектов цифрового образования является наличие высокоскоростного Интернета проводимостью не менее 100 Мб/сек в городских общеобразовательных организациях (данному показателю соответствуют 79 школ, или 48,8% от общего количества муниципальных общеобразовательных организаций) и не менее 50 Мб/сек в сельских учреждениях (4 школы). В городе Екатеринбурге средняя скорость Интернета по всем образовательным организациям составляет 71,8 Мб/сек: по городским школам - 72,7 Мб/сек, по сельским - 54,3 Мб/сек.
Одним из значимых направлений деятельности является реализация сетевых проектов, когда объединяются ресурсы нескольких организаций для решения образовательных и воспитательных задач. В городе Екатеринбурге в 96 муниципальных общеобразовательных организациях (59,26% от общего количества муниципальных школ) совместно с учреждениями дополнительного образования, вузами, учреждениями социальной сферы, предприятиями города и государственными корпорациями реализуется 11 сетевых проектов обучения детей по программам предпрофессиональной подготовки.
Возможность реализации образовательных программ в сетевой форме установлена действующим законодательством. Несмотря на достаточное количество совместных мероприятий, обеспечивающих раннюю профессиональную ориентацию обучающихся, по итогам 2020 года доля организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования в сетевой форме, составила 30%.
В 2021 году между Министерством образования и молодежной политики Свердловской области и Администрацией города Екатеринбурга заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета на обеспечение условий реализации муниципальными общеобразовательными организациями образовательных программ естественно-научного цикла и профориентационной работы. Реализация мероприятия "Обеспечение условий реализации муниципальными общеобразовательными организациями образовательных программ естественно-научного цикла и профориентационной работы" государственной программы Свердловской области "Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года" осуществляется в соответствии с проектом "Уральская инженерная школа", одобренным Указом Губернатора Свердловской области от 06.10.2014 N 453-УГ "О проекте "Уральская инженерная школа".
В рамках заключенного соглашения для Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 6 осуществлена закупка учебно-наглядного, учебно-лабораторного и учебно-практического оборудования, программного обеспечения для оснащения кабинетов естественно-научного цикла.
Совершенствование системы межотраслевого сотрудничества с социальными институтами для выявления и поддержки одаренных и талантливых детей, индивидуализации образования
Ежегодно растет количество детей, занимающихся в объединениях дополнительного образования. На территории муниципального образования "город Екатеринбург" доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги дополнительного образования в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы составила 75,4% (по состоянию на 31.12.2020), что соответствует целевому значению, обозначенному в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" (70 - 75%). За период реализации Проекта и Подпроекта доля охвата детей услугами дополнительного образования детей в возрасте от 5 до 18 лет увеличена на 39 п.п.
В соответствии с федеральным проектом "Успех каждого ребенка" с 2019 года осуществляется подготовка к внедрению в системе дополнительного образования города Екатеринбурга нового организационно-экономического механизма - персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее - ПФДО).
В рамках национального проекта "Образование", регионального проекта "Успех каждого ребенка (Свердловская область)" с 2018 года реализуются проекты по ранней профессиональной ориентации обучающихся 6 - 11 классов "Билет в будущее". Методика проекта основана на навыке свободного выбора: проект дает школьнику возможность лучше понять себя и определиться со своими интересами. В 2020 году в проекте приняли участие более 14 000 учащихся 6 - 11-х классов муниципальных общеобразовательных организаций города Екатеринбурга.
По итогам 2020 года вопросами профилизации, которая связана с реализацией образовательных программ углубленного изучения отдельных предметов, занимаются 67 муниципальных образовательных учреждений. Данные программы осваивают 13% детей 2 - 4-х классов (наибольшей популярностью пользуются программы углубленного изучения иностранного языка, математики и литературы) и 46% учащихся 5 - 9-х классов (наиболее востребованы программы по русскому языку, иностранному языку и математике). 69 муниципальных общеобразовательных организаций реализуют программы профильного обучения, по которым занимается 53% обучающихся (6886 человек) 10 - 11-х классов.
В ходе реализации мероприятий подпроекта "Одаренные дети" ежегодно отмечается положительная динамика результатов участия обучающихся Екатеринбурга во Всероссийской олимпиаде школьников. Школьники города Екатеринбурга составляют 1/3 от всех обучающихся в общеобразовательных организациях Свердловской области, при этом результативность участия в мероприятиях Всероссийской олимпиады школьников выше в школах города Екатеринбурга. В 2019/2020 учебном году в региональном этапе участвовали 1148 юных екатеринбуржцев (57,7% от общего количества участников из Свердловской области), 65,7% участников из Екатеринбурга стали победителями и призерами регионального этапа олимпиады по 24 предметам и принесли Свердловской области 2/3 всех побед. В 2020/2021 учебном году 1625 школьников стали участниками регионального этапа олимпиады, что составило 63,6% от общего количества участников из Свердловской области. На заключительном Всероссийском этапе олимпиады за последние три года доля победителей и призеров из Екатеринбурга составила 48,2% от количества участников из Свердловской области. 66 школьников из Екатеринбурга 78 раз стали участниками заключительного этапа олимпиады по 21 предмету, что составило 85,7% от общего количества участников по Свердловской области, и завоевали 33 места (в том числе 7 мест победителей и 26 мест призеров).
С 2011 года, обеспечивая адресную поддержку 15 обучающимся из малообеспеченных семей, Администрация города Екатеринбурга ежемесячно выплачивает стипендию "Признание" за высокие достижения в интеллектуальной и творческой деятельности, спорте. Ежемесячная сумма стипендии в 2020 году составила 3 тыс. рублей.
Развитие кадрового потенциала системы образования Екатеринбурга
Одним из наиболее значимых ресурсов развития системы образования города Екатеринбурга являются кадры.
Общее количество педагогических и руководящих работников системы образования Екатеринбурга в 2020 году составило 17,1 тыс. человек (2011 год - 13,7 тыс. человек), из них педагогов в дошкольных образовательных учреждениях - 5,95 тыс. человек, педагогов в общеобразовательных организациях - 9,5 тыс. человек (из них в муниципальных общеобразовательных организациях - 8,3 тыс. чел.), педагогов в организациях дополнительного образования детей - 0,9 тыс. человек.
По состоянию на конец 2020/2021 учебного года во всех общеобразовательных организациях города Екатеринбурга имелись вакантные ставки педагогических работников. Самыми дефицитными являлись ставки учителей начальных классов, а также учителей-предметников по русскому языку и литературе, иностранному языку, математике. По состоянию на начало 2021/2022 учебного все школы города Екатеринбурга укомплектованы необходимым количеством педагогических кадров по всем предметам для организации учебного процесса в новом учебном году.
На уровне образовательных организаций вопрос дефицита педагогов решается путем распределения нагрузки между работающими педагогами до момента приема на работу нового специалиста.
По итогам 2020 года нагрузка педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций составила 1,34 ставки, работников муниципальных общеобразовательных организаций - 1,62 ставки, учреждений дополнительного образования - 1,58 ставки.
Доля молодых педагогов со стажем работы менее трех лет в 2020 году составила 29% (2011 год - 23%). В систему образования Екатеринбурга ежегодно прибывает до 300 молодых педагогов.
С целью их успешной адаптации и оказания помощи в решении профессиональных проблем с 2013 года реализуется муниципальная модель работы с молодыми педагогами. Наиболее эффективными и востребованными являются такие формы работы, как выездные сборы, неформальные клубы общения, квесты, педагогические дебаты, психологические игры и др.
С 2018 года в рамках национального проекта "Образование" в Екатеринбурге реализуются мероприятия регионального проекта "Учитель будущего". Эффективная система непрерывного профессионального развития педагогов основана на принципиально новых организационных и содержательных подходах к системе повышения квалификации педагогических работников. Из средств областного бюджета на организацию дополнительного профессионального образования в 2017 году было выделено 22,7 млн рублей, в 2018 году - 38,5 млн рублей, в 2019 году - 37,1 млн рублей, в 2020 году - 41,6 млн рублей. Всего за четыре года повысили свою квалификацию все педагоги школ и детских садов (100%), в 2020 году - 44%.
На базе Екатеринбургского Дома Учителя работает 11 городских предметных ассоциаций и реализуется комплексная программа "Город мастеров. Профессионал 3,0", которая включает работу 7 мастерских. Через организацию работы мастерских происходит неформальное объединение 40 - 50 педагогов по определенной методической теме. Получив новые теоретические знания и применив их на практике, педагоги делятся своим опытом с коллегами. Происходит горизонтальное обучение педагогов педагогами. По итогам 2020 года не менее 15% педагогов в возрасте до 35 лет были вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы.
С 2018 года образовательные организации города Екатеринбурга принимают активное участие в апробации новой модели аттестации учителей (в рамках процедуры независимой оценки профессиональной квалификации и мероприятий национальной системы профессионального роста) на основе использования проектов типовых комплектов единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). Апробация включает прохождение учителями апробационных прототипов ЕФОМ по предметной и методической компетенциям и ЕФОМ по психолого-педагогической и коммуникативной компетенциям (решение кейсов). По итогам 2020 года процедуру добровольной независимой оценки профессиональной квалификации прошел 1% педагогов.
Ежегодно отмечается положительная динамика участия педагогических работников в профессиональных конкурсах различных уровней.
596 педагогов школ города признаны лучшими учителями по результатам Всероссийского и регионального конкурсов на присуждение премий за достижения в педагогической деятельности.
Руководители общеобразовательных организаций города Екатеринбурга имеют многолетний опыт участия во Всероссийском конкурсе "Директор школы". С 2010 года в конкурсе приняли участие 16 директоров школ, 7 из них вошли в десятку лучших.
Заслуги 52% педагогов и руководителей образовательных организаций отмечены на федеральном и областном уровне отраслевыми наградами.
Решая проблему обеспеченности педагогическими кадрами образовательных учреждений (возникает потребность в кадрах с введением новых организаций), Департаментом образования создаются условия для выявления потенциальных педагогов еще на этапе обучения в 10 - 11-х классах. На муниципальном уровне с 2018 года реализуется проект "Педагогические классы", в процессе реализации которого выявляются обучающиеся с лидерскими качествами, готовые выбрать профессию педагога.
Перспективным направлением сотрудничества является проект "Педагогическая интернатура", который предполагает более детальное погружение в профессию уже со 2-го курса обучения в педагогическом университете. Интернатура дает возможность мотивировать будущего выпускника на эффективную педагогическую деятельность, принять на работу того, кто уже знаком со школой, коллективом и готов к продуктивной работе.
Ежегодно заключается не менее 15 договоров на целевое обучение выпускников муниципальных общеобразовательных организаций в вузах педагогического профиля.
С 2018 года стал традиционным ежегодный образовательный форум в форме образовательной выставки SMART-EXPO-URAL, где представляется деятельность более 120 организаций из Екатеринбурга и Свердловской области, Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Тюмени, Челябинска, Перми, Казани, Ялты, Германии, Китая и Франции. В общей сложности в рамках программы выставки SMART EXPO-URAL проходит более 130 деловых и интерактивных мероприятий, в том числе конференций, презентаций, панельных дискуссий и др.
Консолидация усилий и выработка механизмов взаимодействия учреждений образования, семьи и общества при обучении и воспитании детей
Показатели удовлетворенности качеством образования 2 показывают положительную динамику: с 2011 года показатель удовлетворенности населения качеством дошкольного образования возрос с 65% до 93% к 2019 году; удовлетворенность качеством общего образования - с 81,5% до 91, 0%, удовлетворенность качеством дополнительного образования - с 65% до 96%.
По результатам независимой оценки качества образования, которая является федеральным мониторинговым исследованием, на "хорошо" и "отлично" потребители образовательных услуг оценили деятельность 148 (из 165) муниципальных школ Екатеринбурга, что составляет 98,7% от их общего количества.
Жизнь в условиях высокого ритма диктует необходимость формирования одного из наиболее важных умений - правильного и рационального распределения временного ресурса. Это является причиной роста востребованности электронных видов услуг для граждан. Администрация города Екатеринбурга предоставляет 9 муниципальных услуг в сфере образования, 4 из которых оказываются в электронном виде. Количество заявлений, поданных в электронном виде, для получения услуг возросло с 20 158 единиц в 2015 году до 68 458 единиц в 2020 году, что составляет 53,0% от общего количества поданных заявлений.
Работа с общественностью, родителями и средствами массовой информации (далее - СМИ) - приоритетная задача школы. Ежегодно увеличивается количество публикаций о сфере образования. В течение 2020 года на Официальном портале Екатеринбурга (екатеринбург.рф) и Информационном портале Екатеринбурга (ekburg.ru) в рубрике "Новости" опубликовано 312 информационных материалов (2019 год - 223), касающихся деятельности системы образования. Было проведено 285 мероприятий (пресс-конференции, брифинги, пресс-туры, индивидуальные и групповые съемки ТВ) (2019 год - 118 мероприятий), предоставлено 123 комментария по телефону (на камеру) со стороны сотрудников Департамента образования (2019 год - 83), 225 комментариев начальников районных управлений образования и их заместителей, руководителей и педагогических работников образовательных организаций Екатеринбурга о деятельности системы образования (2019 год - 160).
С 2011 года в общеобразовательных учреждениях реализуется проект "Академия волонтерских наук", который направлен на организацию и поддержку подросткового волонтерского движения. Ежегодно в рамках проекта волонтеры проводят не менее 300 профилактических мероприятий, в которых принимает участие около 1500 обучающихся.
Интернет-проект "Волонтер Екатеринбурга" с 2012 года ведет работу по созданию волонтерского виртуального сообщества для привлечения общественного внимания к решению современных задач по воспитанию культуры здоровья учащихся образовательных учреждений через организацию альтернативных видов деятельности (конкурсы, акции, творческие, спортивные мероприятия и др.). Участниками интернет-проекта становятся команды детей, осуществляющих волонтерскую деятельность в своих образовательных учреждениях. Ежегодно в проекте принимает участие более 1000 волонтеров.
Традиционно на осенних каникулах более 100 подростков из разных школ города становятся участниками ежегодного городского слета добровольческих волонтерских отрядов.
Повышение эффективности, вариативности и качества образования - одно из базовых направлений реализации государственной политики в сфере образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.