2) приложения N 1, 2, 4, 5 изложить в новой редакции согласно приложениям N 1 - 4 к настоящему приказу;
3) в приложении N 6 "Методические рекомендации по организации и проведению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Омской области":
- пункты 1.2, 1.3 изложить в следующей редакции:
"1.2. ОРВ подлежат проекты нормативных правовых актов Омской области, подготовленные органами исполнительной власти Омской области, или проекты областных законов, поступившие из Законодательного Собрания Омской области (далее - проекты актов), устанавливающие новые, изменяющие или отменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Омской области обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз (далее - обязательные требования), устанавливающие новые, изменяющие или отменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Омской области обязанности и запреты для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или отменяющие ответственность за нарушение нормативных правовых актов Омской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, за исключением:
- проектов областных законов, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих региональные налоги, а также налоговые ставки по федеральным налогам;
- проектов областных законов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- проектов актов, устанавливающих, изменяющих, отменяющих подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на продукцию (товары, услуги), торговые надбавки (наценки) к таким ценам (тарифам) в соответствии с федеральными законами, определяющими порядок ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги), торговых надбавок (наценок) к таким ценам (тарифам);
- проектов актов, разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций.
1.3. Процедуры ОРВ осуществляются органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим разработку проекта акта либо в компетенцию которого входят вопросы, относящиеся к сфере регулирования проекта акта (далее - отраслевой орган), в целях выявления в проектах актов положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и расходов бюджета Омской области.";
- в пункте 1.4 слова "органы исполнительной власти Омской области, обеспечивающие разработку проектов актов, либо в компетенцию которых входят вопросы, относящиеся к сфере регулирования проектов актов (далее - отраслевой орган)" заменить словами "отраслевые органы";
- в пункте 2.1:
абзац первый после слов "(далее - уведомление)" дополнить словами "в отношении проекта акта, имеющего высокую степень регулирующего воздействия,";
абзац второй изложить в следующей редакции:
"1) размещение отраслевым органом уведомления на Портале для публичного обсуждения проектов актов и нормативных правовых актов Омской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (regulation.omskportal.ru) (далее - официальный сайт);";
абзац третий дополнить словами "с использованием официального сайта";
- пункт 2.2 после слова "который" дополнить словами "исчисляется со следующего рабочего дня после дня размещения уведомления на официальном сайте и";
- пункт 2.5 после слова "либо" дополнить словами "в течение 5 рабочих дней со дня окончания срока приема предложений";
- раздел III изложить в следующей редакции:
III. Составление отчета о проведении ОРВ проекта акта
3.1. Отчет о проведении ОРВ проекта акта рекомендуется оформлять по форме согласно приложению N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
3.2. В разделе отчета о проведении ОРВ (далее - отчет) "Общая информация", предусмотренном подпунктом "а" пункта 12 Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 31 марта 2014 года N 69-п (далее - Порядок), указываются сведения об отраслевом органе, контактная информация исполнителя отраслевого органа, вид и наименование проекта акта, номер проекта акта и основания для разработки проекта акта.
3.3. В разделе отчета "Степень регулирующего воздействия проекта акта", предусмотренном подпунктом "б" пункта 12 Порядка, указывается степень регулирующего воздействия проекта акта и краткое обоснование отнесения проекта акта к определенной степени регулирующего воздействия.
3.4. В разделе отчета "Описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, негативных эффектов, возникающих в связи с отсутствием регулирования рассматриваемой проблемы", предусмотренном подпунктом "в" пункта 12 Порядка, приводится описание выявленной проблемы, на решение которой направлен предлагаемый в проекте акта способ регулирования (далее - проблема).
Проблему рекомендуется формулировать конкретно и понятно, в том числе для лиц, не имеющих специальных познаний в соответствующей области регулирования. По возможности проблема должна быть оценена количественно (перечислены группы лиц, испытывающие на себе негативные эффекты от данной проблемы, указана численность данных групп лиц, а также приведена количественная оценка ущерба от существования данной проблемы).
При формулировании проблемы следует учитывать, что отсутствие правового регулирования в сфере, к которой относится проблема, само по себе проблемой не является. Наличие поручения о разработке проекта акта также не может указываться в качестве описания проблемы.
При описании негативных эффектов, возникающих в связи с отсутствием регулирования рассматриваемой проблемы (далее - негативные эффекты), рекомендуется учитывать, что они могут проявляться в следующем:
1) наличие риска причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, общественному порядку, нанесения экологического ущерба, причинения экономического ущерба бюджету Омской области или отдельным группам субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
2) издержки, возникающие при применении процедур, устанавливаемых проектом акта;
3) недостаток информации по проблеме для выбора и принятия решений участниками отношений, возникающих в результате применения проекта акта.
По возможности наличие негативных эффектов рекомендуется подтверждать статистическими данными.
В данном разделе также рекомендуется указывать информацию о времени возникновения (выявления) проблемы, меры, которые ранее предпринимались для решения проблемы (в случае если проблема существует длительное время), достигнутые результаты от принятых мер, и почему указанные меры не привели к достижению цели, а также сведения об объемах ресурсов (в том числе бюджетных), затраченных ранее на решение проблемы.
3.5. В разделе отчета "Анализ способов решения заявленных проблем, применяемых в других субъектах Российской Федерации, в том числе без введения предлагаемого регулирования", предусмотренном подпунктом "г" пункта 12 Порядка, приводится анализ опыта решения проблемы, имеющийся у других субъектов Российской Федерации.
3.6. В разделе отчета "Цели предлагаемого регулирования, индикаторы (при наличии) и сроки достижения целей", предусмотренном подпунктом "д" пункта 12 Порядка, отраслевым органом указываются цели предлагаемого в проекте акта правового регулирования.
При описании цели предполагаемого проектом акта регулирования рекомендуется:
1) учитывать, что цель должна быть направлена на решение выявленной проблемы, устранение либо смягчение порождаемых ей негативных эффектов, в связи с чем не рекомендуется использовать термины "улучшение ситуации", "создание условий", "содействие" и иные сходные характеристики;
2) указывать индикаторы достижения целей (при наличии) и сроки их достижения;
3) обосновать соответствие целей предлагаемого регулирования принципам правового регулирования, программным документам Правительства Российской Федерации, Правительства Омской области.
3.7. В разделе отчета "Описание предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы", предусмотренном подпунктом "е" пункта 12 Порядка, приводится описание возможных способов решения проблемы, в том числе способ решения проблемы, содержащийся в проекте акта, а также способы, связанные с отсутствием правового регулирования или сохранением действующего способа регулирования.
В качестве способа решения проблемы может быть использован вариант сохранения текущей ситуации без вмешательства государства с указанием наиболее вероятных последствий его реализации и негативных эффектов.
Рекомендуется проводить описание максимального количества возможных способов решения проблемы. В качестве способа решения проблемы может быть использован опыт решения аналогичных проблем в других субъектах Российской Федерации, а также в зарубежных странах.
Для описания предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы рекомендуется использовать следующие критерии:
1) содержание способа решения выявленной проблемы;
2) качественная характеристика и оценка количества групп субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием;
3) новые преимущества для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности;
4) новые обязанности или ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, либо изменение содержания существующих обязанностей и ограничений и порядок организации их исполнения.
По каждой из указанных в отчете групп субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности приводятся новые (или изменяемые) преимущества, и (или) обязанности, и (или) ограничения, которые вводятся проектом акта.
Под порядком организации исполнения преимуществ, и (или) обязанностей, и (или) ограничений понимается введение изменений хозяйственной деятельности групп субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности (например, требования использования новых технологий или оборудования), дополнительные организационные требования (например, предоставление дополнительной отчетности в государственные органы, дополнительное информирование потребителей), ограничения по месту или времени осуществления деятельности (например, ограничения на реализацию некоторых видов товаров в определенных местах или в определенный промежуток времени).
Если порядок исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений будет определяться другим нормативным правовым актом, то об этом рекомендуется указать в данном разделе отчета;
5) оценка расходов и доходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей или ограничений либо с изменением содержания таких обязанностей или ограничений.
Для каждой группы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности приводится оценка ожидаемых дополнительных расходов и доходов, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязательных требований, обязанностей или ограничений либо с изменением содержания таких обязательных требований, обязанностей или ограничений (далее соответственно - расходы и доходы, требование).
При оценке расходов и доходов могут выделяться единовременные и (или) периодические расходы и доходы. Периодические расходы и доходы приводятся с указанием периода их осуществления.
При определении расходов и доходов рекомендуется использовать Методику оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования, утвержденную приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 сентября 2015 года N 669.
Указанную информацию рекомендуется оформлять в качестве приложения к отчету с указанием источника информации в форме таблицы, содержащей следующие графы:
Требование |
Субъекты исполнения проектируемых требований (количество) |
Частота (периодичность) выполнения проектируемых требований |
Определение затрат рабочего времени на исполнение проектируемых требований |
Определение затрат на выполнение проектируемых требований |
Расчет суммы расходов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6) оценка соответствующих расходов (возможных поступлений) областного бюджета.
При оценке расходов областного бюджета рекомендуется выделять единовременные и (или) периодические (с указанием периода их осуществления) расходы;
7) оценка возможности достижения заявленных целей предлагаемого правового регулирования посредством применения рассматриваемых способов решения проблемы;
8) риски решения проблемы предложенным способом регулирования и риски негативных последствии, оценка вероятности наступления рисков.
В качестве рисков могут быть указаны:
а) риски несоответствия предложенного правового регулирования заявленным целям регулирования. Указанные риски могут возникать, если проект акта направлен на частичное решение проблемы либо при его разработке отсутствовала необходимая информация;
б) риски недостаточности механизмов реализации проекта акта для решения проблемы. Данные риски могут быть вызваны неполным решением проблемы в рамках проекта акта и отсутствием достаточной информации для выбора оптимальных механизмов реализации (например, об оптимальных методах поддержки развития предприятий, оптимальной организации процедур налогового администрирования);
в) риски отсутствия должного контроля соблюдения вводимых проектом акта требований. Указанные риски могут быть связаны с правовыми ограничениями (отсутствуют механизмы контроля либо полномочия по контролю), с отсутствием информации, необходимой для контроля, а также с расходами на осуществление такого контроля;
г) риски отсутствия необходимых ресурсов и кадров. Данные риски рассматриваются как в отношении ресурсного обеспечения государственных органов, так и в отношении ресурсного обеспечения иных участников отношений;
д) риски несоответствия предложенного способа правового регулирования уровню распространения необходимых технологий. Указанные риски связаны с ограничениями возможностей практического внедрения способа правового регулирования, предусмотренного проектом акта, в том числе внедрения новых технологий;
е) риски ухудшения инвестиционного климата, связанные в том числе с ухудшением условий ведения бизнеса, повышением рисков осуществления инвестиций в основной капитал, снижением гарантий для инвесторов, снижением доступности кредитных ресурсов;
ж) риски снижения темпов развития малого и среднего предпринимательства, связанные с административными издержками на реализацию предлагаемого правового регулирования, ограничением доступа к необходимым ресурсам;
з) риски снижения конкуренции, которые могут быть связаны с ограничением доступа на товарный рынок, с предоставлением преимуществ одним хозяйствующим субъектам по сравнению с другими либо определенным категориям хозяйствующих субъектов, а также с возникновением недобросовестной конкуренции;
и) риски снижения безопасности и качества продукции, связанные со снижением требований к качеству продукции, которые могут быть вызваны отсутствием контроля за качеством продукции;
к) экологические риски, которые могут быть вызваны потенциальным ростом негативного воздействия на окружающую среду;
л) социальные риски, которые могут быть связаны как с возможным сокращением уровня занятости и заработной платы в той или иной сфере, так и с усилением социального неравенства, бедности, миграционных процессов за счет предлагаемого правового регулирования;
м) иные возможные риски, в том числе макроэкономические риски (влияние меры на экономический рост, производительность труда), производственные риски (выбор технологий), риски возможных коррупционных проявлений.
По каждому выявленному риску рекомендуется приводить оценку вероятности его наступления. При отсутствии возможности расчета точного значения вероятности допускается указание интервала или оценочной характеристики вероятности (очень высокая вероятность/высокая вероятность/средняя вероятность).
В данном разделе отчета не рекомендуется указывать риски с низкой и очень низкой вероятностью возникновения;
9) иные.
3.8. В разделе отчета "Группы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также иных заинтересованных лиц, включая органы исполнительной власти Омской области, органы местного самоуправления Омской области, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов", предусмотренном подпунктом "ж" пункта 12 Порядка, указываются группы участников отношений, интересы которых могут быть затронуты проектом акта (далее - группы). По возможности указывается точное количество (либо интервальная оценка) участников каждой группы.
3.9. В разделе отчета "Новые полномочия органов государственной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области или сведения об их изменении, а также порядок их реализации", предусмотренном подпунктом "з" пункта 12 Порядка, указываются функции, и (или) задачи, и (или) полномочия органов исполнительной власти Омской области и органов местного самоуправления Омской области, которые вводятся, отменяются или изменяются проектом акта (далее - полномочия).
Под порядком реализации полномочий понимается, например, регулярное наблюдение, выборочные проверки, анализ отчетности и (или) статистических данных, выдача разрешений, согласование, экспертиза, прием уведомлений.
В данном разделе отчета рекомендуется указывать, какие полномочия делегируются иным органам исполнительной власти Омской области, органам местного самоуправления Омской области.
3.10. В разделе отчета "Необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия", предусмотренном подпунктом "и" пункта 12 Порядка, указываются сроки проведения мероприятий, необходимый объем и источники их финансирования с описанием ожидаемого результата.
3.11. В разделе отчета "Предполагаемая дата вступления в силу соответствующего правового акта, необходимость установления переходных положений", предусмотренном подпунктом "к" пункта 12 Порядка, помимо даты вступления в силу проекта акта и необходимости установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта акта рекомендуется указывать:
1) отдельные положения проекта акта, которые вступают в силу в иное время от даты вступления в силу проекта акта, с указанием даты их вступления в силу;
2) обоснование (технологическое, экономическое, организационное и иное) установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта акта.
3.12. В разделе отчета "Сведения о размещении уведомления, сроках приема предложений в связи с размещением уведомления, лицах, представивших предложения, и рассмотревших эти предложения структурных подразделениях отраслевого органа (для проектов, имеющих высокую степень регулирующего воздействия)", предусмотренном подпунктом "л" пункта 12 Порядка, указывается:
1) полный электронный адрес размещения уведомления на официальном сайте;
2) дата размещения уведомления;
3) срок, в течение которого принимались предложения (с указанием начальной и конечной даты);
4) сведения о заинтересованных органах и организациях, извещенных о размещении уведомления с указанием даты направления уведомления;
5) сведения о лицах, представивших предложения;
6) структурные подразделения отраслевого органа, рассмотревшие предложения.
3.13. В разделе отчета "Сведения о проведении независимой антикоррупционной экспертизы проекта акта", предусмотренном подпунктом "м" пункта 12 Порядка, отраслевым органом указываются результаты независимой антикоррупционной экспертизы проекта акта.
3.14. В разделе отчета "Сведения о проведении публичного обсуждения проекта акта, сроках его проведения, органах исполнительной власти и представителях предпринимательского сообщества, извещенных о проведении публичных консультаций, а также о лицах, представивших предложения, и рассмотревших эти предложения структурных подразделениях разработчика", предусмотренном подпунктом "н" пункта 12 Порядка, отраслевым органом указываются:
1) полный электронный адрес размещения проекта акта, отчета, сведений о сроке проведения публичного обсуждения, опросного листа, используемого для проведения публичного обсуждения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) дата размещения проекта акта, отчета, сведений о сроке проведения публичного обсуждения, опросного листа, используемого для проведения публичного обсуждения;
3) срок, в течение которого принимались предложения в связи с проведением публичного обсуждение проекта акта (с указанием начальной и конечной даты);
4) органы и организации, извещенные о проведении публичных обсуждений проекта акта с указанием даты направления извещения;
5) сведения о лицах, представивших предложения;
6) структурные подразделения отраслевого органа, рассмотревшие эти предложения;
7) дата размещения доработанного отчета о проведении ОРВ, сводки предложений.
3.15. При описании разделов отчета могут быть использованы статистические данные, сведения независимых исследований, собственные экспертные оценки, мнения участников общественных отношений (с учетом возможного риска предоставления участниками отношений недостоверных сведений).
3.16. Сводку предложений, предусмотренную пунктом 16 Порядка, рекомендуется оформлять в форме таблицы согласно приложению N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.";
- дополнить приложением N 1 согласно приложению N 5 к настоящему приказу;
- в грифе приложения N 1 цифру "1" заменить цифрой "2".
Министр |
А.В. Негодуйко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экономики Омской области от 7 июня 2022 г. N 45 "О внесении изменений в приказ Министерства экономики Омской области от 2 апреля 2014 года N 14"
Вступает в силу с 8 июня 2022 г.
Текст приказа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 7 июня 2022 г. N 5501202206070009