Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением избирательной
комиссии Краснодарского края
от 27 мая 2022 г. N 16/143-7
Рекомендации по некоторым вопросам, связанным с оформлением, приемом и проверкой подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидатов, краевых списков кандидатов при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края седьмого созыва
1. Общие положения
Статьями 37 и 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), статьями 26 - 28 Закона Краснодарского края от 21 августа 2007 г. N 1315-КЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" (далее - Закон Краснодарского края) установлены основные требования к порядку сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, краевых списков кандидатов, приему и проверке подписных листов, определен порядок заполнения и заверения подписных листов и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными. Приложениями 4.1 и 5 к Федеральному закону установлены единые формы подписных листов, представляемых в соответствующие избирательные комиссии на выборах депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 23 Закона Краснодарского края выдвижение кандидата, краевого списка кандидатов должно быть поддержано (обеспечено) в одной из форм, установленных статьей 35.1 Федерального закона, частями 11 - 15 статьи 23 Закона Краснодарского края.
Порядок сбора подписей с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ), а также сведений, представляемых кандидатами, избирательными объединениями о поддержавших их избирателях, и порядок представления этих сведений определены в Порядке сбора подписей избирателей с использованием ЕПГУ, утвержденном постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 4 июня 2020 г. N 251/1852-7 (далее - Порядок сбора подписей избирателей с использованием ЕПГУ).
2. Организация работы избирательной комиссии
Для реализации положений частей 1 и 2 статьи 28 Закона Краснодарского края избирательная комиссия Краснодарского края, соответствующая окружная избирательная комиссия образует рабочую группу по проверке документов, представляемых для регистрации кандидатами либо избирательными объединениями, на которые не распространяется действие частей 12 - 14 статьи 23 Закона Краснодарского края (далее - рабочая группа).
Приемка подписных листов осуществляется данной рабочей группой.
Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона, части 4 статьи 28 Закона Краснодарского края к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей могут привлекаться члены избирательных комиссий, осуществляющих указанную проверку, работники их аппаратов (в том числе привлеченные на период выборов), системные администраторы комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы") указанных избирательных комиссий, члены нижестоящих избирательных комиссий, системные администраторы комплексов средств автоматизации ГАС "Выборы" указанных комиссий, специалисты и эксперты из органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - орган регистрационного учета), а также иных государственных органов.
Официальная письменная информация либо официальные справки за подписью уполномоченных лиц указанных органов (их подразделений) и организаций могут служить основанием для признания недействительными сведений и данных, содержащихся в подписных листах, подписей избирателей. Письменные заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей, могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменном виде в ведомостях проверки подписных листов или в ином документе. Их оформление производится в соответствии с разделом 6 настоящих Рекомендаций.
Итоговый протокол проверки подписных листов и ведомости проверки подписей подписывает руководитель рабочей группы и не менее двух ее членов, участвовавших в этой проверке. Другие документы, подготовленные рабочей группой, включая запросы, формы, уведомления и справки, подписываются руководителем рабочей группы.
В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Федерального закона, частью 7 статьи 28 Закона Краснодарского края избирательной комиссией Краснодарского края, окружной избирательной комиссией для проверки отбирается установленное избирательной комиссией Краснодарского края количество подписей, представленных каждым избирательным объединением, кандидатом. Процедура проведения случайной выборки определяется избирательной комиссией Краснодарского края. При проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, выдвинутый по соответствующему избирательному округу и представивший установленное количество подписей избирателей, его доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата по тому же избирательному округу и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего краевой список кандидатов и представившего необходимое для его регистрации количество подписей избирателей. Жеребьевка проводится не позднее дня, следующего за днем представления подписных листов. О времени проведения жеребьевки и начала проверки подписных листов соответствующая избирательная комиссия обязана сообщить указанным лицам заблаговременно.
Их информирование о проведении указанных процедур осуществляется письменным извещением с уведомлением (телеграмма) либо непосредственно или по телефону с фиксированием в специальном журнале передачи извещений, либо с указанием необходимой информации на бланке письменного подтверждения о получении документов.
Случайная выборка подписей избирателей, собранных с использованием ЕПГУ, не проводится. Случайная выборка проводится среди подписей, содержащихся в подписных листах, представленных кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений (пункт 2.3.3 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июня 2021 г. N 9/75-8).
Проверка подписных листов может осуществляться с использованием специализированного программно-технического комплекса распознания и интеллектуальной обработки оцифрованных изображений подписных листов.
Пунктом 3.1 статьи 38 Федерального закона, частями 4 и 6 статьи 28 Закона Краснодарского края предусмотрено использование Регистра избирателей, участников референдума (далее - Регистр) для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях.
В случае выявления расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре данных об избирателе, в орган регистрационного учета направляется запрос по форме, указанной в приложении N 7 к Протоколу N 1 к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 сентября 2016 г. N 08/14295-2016/1/8913 (с учетом изменений, внесенных Протоколом N 3 от 8 мая 2020 г.), либо (по согласованию с органом регистрационного учета) в форме письма с указанием номеров папки, листа, подписи и приложением соответствующих копий подписных листов. При этом недопустимо направление в орган регистрационного учета сведений об избирателях без предварительной проверки через региональный (территориальный) фрагмент Регистра.
3. Порядок приема подписных листов и иных связанных с ними документов
Перечень избирательных документов, представляемых в избирательную комиссию Краснодарского края, окружную избирательную комиссию в связи со сбором подписей избирателей в поддержку кандидата, избирательного объединения, выдвинувшего краевой список кандидатов, определен в частях 1 и 2 статьи 27 Закона Краснодарского края.
Документы считаются представленными в установленный законом срок, если кандидат либо иное лицо, в соответствии с частью 10 статьи 23 Закона Краснодарского края, уполномоченный представитель избирательного объединения внесли оформленные в соответствии с требованиями Федерального закона, Закона Краснодарского края документы, в том числе все подписные листы, в помещение соответствующей избирательной комиссии до истечения установленного срока. При этом избирательная комиссия, принимающая документы, должна обеспечить беспрепятственный проход лиц, представляющих документы, в помещение избирательной комиссии.
При приеме указанных документов проверяется наличие документов, необходимых для регистрации кандидата, краевого списка кандидатов, а также их соответствие утвержденной форме и отражение в них всех необходимых данных.
Подписные листы должны быть пронумерованы и сброшюрованы в виде папок. Нумерация подписных листов в пределах каждой папки должна начинаться с "1" и быть сквозной.
Кроме того, подписные листы в поддержку выдвижения избирательным объединением краевого списка кандидатов, представляемые в избирательную комиссию Краснодарского края, должны быть сгруппированы по муниципальным образованиям Краснодарского края, где осуществлялся сбор подписей избирателей.
При брошюровании подписных листов в поддержку выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу либо краевого списка кандидатов в каждой папке должно быть сброшюровано не более 100 листов.
Подшивка подписных листов помещается в плотную обложку и прошивается вместе с обложкой. Прошивание осуществляется таким образом, чтобы полностью были видны все данные подписного листа.
Способ брошюровки не должен позволять без ее видимых повреждений осуществлять раскрепление и изъятие подписных листов.
Концы прошивочной нити (шнура, шпагата) выводятся на оборотную сторону обложки, фиксируются наклеиванием бумажной накладки (круглой, квадратной, прямоугольной или иной формы), на которую ставится подпись кандидата либо подпись уполномоченного представителя избирательного объединения и печать избирательного объединения.
В отношении подписных листов проверяется соответствие количества подписных листов, указанного в протоколе об итогах сбора подписей, их фактическому количеству путем полистного пересчета, при этом проверяется наличие и правильность нумерации подписных листов.
В случае выявления нарушений нумерации подписных листов они устраняются кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, с обязательным заверением своей подписью внесенных изменений, в следующем порядке: при наличии нескольких подписных листов с одинаковыми порядковыми номерами каждому подписному листу присваивается соответствующий индекс (например: 50-1, 50-2, 50-3); при пропуске подписного листа с очередным порядковым номером предыдущему подписному листу присваивается сдвоенный или строенный номер (например: 10-11, 10-11-12).
В случае, если по результатам проверки соответствия количества подписных листов либо подписей избирателей, указанных в протоколе об итогах сбора подписей, их фактическому количеству выявлены расхождения, то кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе с использованием представленного протокола об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде оформить его заново (в том числе произвести распечатку протокола на оборудовании соответствующей избирательной комиссии).
Согласно части 20 статьи 26 Закона Краснодарского края избиратель может один раз поддержать выдвижение одного и того же кандидата по соответствующему одномандатному избирательному округу, одного и того же краевого списка кандидатов, в том числе с использованием ЕПГУ. Представление кандидатом, избирательным объединением подписей, проставленных с использованием ЕПГУ, в избирательную комиссию осуществляется в соответствии с частями 26 и 27 статьи 26 Закона Краснодарского края и разделом 3 Порядка сбора подписей избирателей с использованием ЕПГУ.
После завершения данной проверки каждая папка с подписными листами заверяется печатью соответствующей избирательной комиссии.
При приеме списка лиц, осуществлявших сбор подписей, также проверяется нумерация листов и записей.
Протокол об итогах сбора подписей регистрируется в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству для регистрации входящих документов. В случае оформления кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения нового уточненного протокола, он регистрируется как приложение к ранее представленному протоколу об итогах сбора подписей 1.
Число записей в протоколе об итогах сбора подписей должно равняться числу представленных папок с подписными листами. В графе 4 протокола об итогах сбора подписей должно быть указано количество подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов без учета исключенных подписей. В графе 5 протокола об итогах сбора подписей должно быть указано количество исключенных (вычеркнутых) подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов 2.
Подписные листы, список лиц, осуществлявших сбор подписей, и светокопия документа, подтверждающего факт оплаты изготовления подписных листов, регистрируются как приложение к протоколу об итогах сбора подписей.
В части оформления папок с подписными листами, представляемых в соответствующую избирательную комиссию, также рекомендуется на лицевой стороне обложки каждой папки указывать номер папки, количество подписных листов в папке, количество подписей избирателей, в случае выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу - на лицевой стороне обложки каждой папки необходимо указывать фамилию, имя, отчество кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, номер одномандатного избирательного округа, в случае выдвижения избирательным объединением краевого списка кандидатов - на лицевой стороне обложки каждой папки необходимо указывать наименование избирательного объединения.
4. Порядок проверки подписных листов
Проверке подлежат все подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.
Согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона, части 15 статьи 28 Закона Краснодарского края после представления подписных листов в соответствующую избирательную комиссию внесение в них каких-либо изменений не допускается.
Проверяются все сведения об избирателях, внесенные в подписной лист, а также сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и лицах, заверявших подписной лист, эти сведения первоначально проверяются с использованием Регистра.
Проверка подписных листов осуществляется путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений.
По результатам проверки подпись может быть признана недостоверной и (или) недействительной. Основания для признания подписи недостоверной или недействительной установлены пунктами 6.3 и 6.4 статьи 38 Федерального закона, частями 11 и 12 статьи 28 Закона Краснодарского края.
Подпись может быть признана членами рабочей группы недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.
Подпись может быть признана членами рабочей группы недостоверной на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей.
Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных им исследований, в соответствии со своими специальными знаниями.
Если территория одномандатного избирательного округа включает в себя территории нескольких муниципальных образований либо части территорий муниципальных образований, проверка сведений об избирателях осуществляется рабочей группой с использованием КСА ГАС "Выборы" нижестоящих территориальных избирательных комиссий, действующих на соответствующих территориях одномандатных избирательных округов. В данном случае в состав рабочей группы целесообразно включать членов соответствующей территориальной избирательной комиссии и (или) системного администратора КСА ГАС "Выборы". Для проверки сведений об избирателях, лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, указавших адреса места жительства на территории действия нижестоящих территориальных избирательных комиссий, членам рабочей группы соответствующей территориальной избирательной комиссии передаются отсканированные копии подписных листов. При этом окружная избирательная комиссия информирует кандидата о дате, времени и месте проведения проверки подписных листов.
При выявлении расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре таковых направляется запрос в орган регистрационного учета в порядке, установленном разделом 2 настоящих Рекомендаций.
На основании справки, иной письменной информации (официального ответа на запрос избирательной комиссии), подписанной уполномоченным лицом органа регистрационного учета, подтверждающей недействительность данных, указанных в подписном листе, подпись признается недействительной.
Если специальных знаний эксперта достаточно для дачи заключения без направления запроса в соответствующий орган, то подпись может быть признана недействительной на основании его заключения.
Избирательная комиссия проверяет подписные листы, представленные для регистрации кандидата, краевого списка кандидатов, на предмет наличия в них подписей избирателей, проставивших подписи с использованием ЕПГУ. В случае, если избиратель проставил подпись в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, списка кандидатов с использованием ЕПГУ и в подписном листе на бумажном носителе, одна из этих подписей признается недействительной.
5. Основания признания подписей недостоверными и (или) недействительными
Согласно пункту 6.3 статьи 38 Федерального закона, части 11 статьи 28 Закона Краснодарского края недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, за исключением случая, когда избиратель является инвалидом и в связи с этим не имел возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, в связи с чем воспользовался для этого помощью другого избирателя, что отражается в подписном листе.
Согласно части 12 статьи 28 Закона Краснодарского края недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа. Исчерпывающие основания для признания подписей недействительными установлены пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона, частью 12 статьи 28 Закона Краснодарского края.
Дополнительные разъяснения по вопросу признания подписей недействительными приведены в подразделе 3.2 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июня 2021 г. N 9/75-8. При этом необходимо иметь в виду, что из пункта 6 статьи 37 Федерального закона и части 9 статьи 26 Закона Краснодарского края исключено основание признания подписей недействительными в случае, если они были собраны "по месту учебы".
Если подпись избирателя может быть признана недействительной по нескольким основаниям, то в ведомости проверки могут быть указаны все основания. Однако при определении общего количества недостоверных и (или) недействительных подписей эта подпись учитывается только один раз.
6. Оформление результатов проверки подписных листов
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона, частью 18 статьи 28 Закона Краснодарского края результаты проверки подписных листов вносятся в ведомости проверки подписных листов (далее - ведомость проверки), в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей.
На каждую проверяемую папку целесообразно составлять отдельную ведомость проверки, которая может быть на одном или нескольких листах. Листы ведомости проверки нумеруются. Форма ведомости проверки приведена в приложении N 3 к настоящему постановлению.
Для удобства и быстроты заполнения ведомостей проверки основания признания подписей недостоверными и (или) недействительными указываются в виде кодов нарушений. Таблица с перечнем кодов нарушений приведена в приложении N 1 к настоящим Рекомендациям.
Каждый лист ведомости проверки в обязательном порядке подписывается проверяющим, а в случае, если недостоверной (недостоверными) или недействительной (недействительными) подпись (подписи) признается (признаются) на основании заключения (заключений) эксперта (экспертов), также всеми экспертами, осуществлявшими работу с соответствующими подписными листами.
Законодательство Российской Федерации о выборах не содержит требований к форме заключения эксперта. Заключение эксперта может быть изложено в ведомости проверки подписных листов, то есть подпись эксперта, в том числе эксперта-почерковеда, поставленная в ведомости проверки подписного листа, в которой указаны номер папки, номер листа в папке, номер строки, а также основания для признания подписи недостоверной и (или) недействительной, может являться его письменным заключением 3.
Вместе с тем заключение эксперта-почерковеда может быть выполнено также в виде отдельного документа (справки). Этот документ (справка) должен содержать все необходимые реквизиты (дату, номер, подпись, фамилию, имя, отчество кандидата, наименование избирательного объединения, подписные листы которого исследовались, а также указание на номера папок, подписных листов, строк в подписном листе). В этом случае выводы, содержащиеся в документе (справке), переносятся в ведомость проверки подписных листов проверяющим, а данный документ (справка) прилагается к ведомости проверки. При этом ведомость проверки экспертом может не подписываться.
В случае, если избирательная комиссия Краснодарского края или окружная избирательная комиссия направляла запрос в уполномоченный орган для проверки соответствия действительности указанных в подписном листе сведений, то после получения официального ответа при наличии оснований проверяющий вносит соответствующие данные о признании подписей недействительными в ведомость проверки.
7. Составление итогового протокола проверки подписных листов
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона, частью 18 статьи 28 Закона Краснодарского края по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. В итоговом протоколе проверки подписных листов также указывается количество подписей избирателей, проставленных с использованием ЕПГУ.
Итоговый протокол проверки подписных листов по каждому представившему их избирательному объединению, кандидату формируется на основании информации, содержащейся в ведомостях проверки.
Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, краевого списка кандидатов.
Если по завершении проверки количества достоверных подписей избирателей недостаточно для регистрации кандидата, краевого списка кандидатов либо количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 5 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, то по запросу кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения им одновременно с заверенной копией итогового протокола передаются заверенные руководителем рабочей группы копии ведомостей проверки подписных листов, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. К таким документам относятся официальные ответы на запросы, а также заключения экспертов-почерковедов (если они составлялись в виде отдельного документа).
Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией решения о регистрации кандидата, краевого списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, краевого списка кандидатов может быть осуществлена только судом или вышестоящей комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона, частью 6 статьи 78 Закона Краснодарского края и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Выдаваемая копия итогового протокола проверки подписных листов и прилагаемые документы регистрируются как исходящий документ в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству в соответствующей избирательной комиссии.
8. Рассмотрение возражений кандидатов
После получения итогового протокола кандидат, его доверенное лицо, уполномоченный представитель избирательного объединения, доверенное лицо избирательного объединения могут представить в рабочую группу письменные возражения в случае несогласия с выводами о признании подписи недостоверной (недействительной). Возражения рассматриваются рабочей группой, результаты их рассмотрения учитываются при рассмотрении вопроса о регистрации кандидата, краевого списка кандидатов на заседании соответствующей избирательной комиссии.
Если возражения поступили в день рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, краевого списка кандидатов, они могут быть рассмотрены непосредственно на заседании соответствующей избирательной комиссии.
9. Работа со списком лиц, осуществлявших сбор подписей
Согласно части 11.1 статьи 26 Закона Краснодарского края кандидат, избирательные объединения, выдвинувшие краевые списки кандидатов, обязаны составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, в том числе в машиночитаемом виде, по форме, установленной избирательной комиссией Краснодарского края, а также нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц.
В подтверждении о получении документов для регистрации должно быть указано количество представленных листов списка. В этой связи при приеме документов рабочая группа пересчитывает количество представленных листов списка.
Данные о лицах, осуществлявших сбор подписей, содержащиеся в списке, используются при проверке подписных листов (сведения в подписных листах должны соответствовать сведениям, указанным в списке, удостоверенном нотариусом). Кроме того, эксперты-почерковеды могут использовать содержащуюся в списке подпись лица, осуществлявшего сбор подписей, а также его почерк при исследовании подписных листов.
Согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона вносить дополнения и уточнения в список лиц, осуществлявших сбор подписей, после представления в избирательную комиссию не допускается.
10. Подготовка документов для рассмотрения на заседании избирательной комиссии Краснодарского края, окружной избирательной комиссии
Составленный рабочей группой итоговый протокол проверки подписных листов представляется в избирательную комиссию Краснодарского края, окружную избирательную комиссию для принятия решения о регистрации кандидата, краевого списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, краевого списка кандидатов.
Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона, части 18 статьи 28 Закона Краснодарского края итоговый протокол прилагается к решению соответствующей избирательной комиссии о регистрации кандидата, краевого списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, краевого списка кандидатов.
В решении избирательной комиссии указываются содержащиеся в итоговом протоколе проверки подписных листов данные о количестве представленных кандидатом, избирательным объединением подписей, в том числе собранных с использованием ЕПГУ, количестве проверенных, признанных недостоверными и (или) недействительными подписей.
В случае, если рабочей группой были удовлетворены (частично удовлетворены) возражения кандидата, избирательного объединения, в решении избирательной комиссии указывается также количество подписей, признанных действительными после составления итогового протокола, а также итоговое количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными.
11. Хранение подписных листов и иных документов
Папки с подписными листами, ведомости проверки подписных листов, письменные заключения экспертов, официальные справки, а также протоколы об итогах сбора подписей (в том числе и уточненные), списки лиц, осуществлявших сбор подписей (на бумажных носителях), итоговые протоколы проверки подписных листов должны храниться в специально оборудованном помещении (либо в сейфе).
Ответственность за сохранность подписных листов и иных документов в период до завершения проверки подписных листов несет руководитель рабочей группы.
После принятия соответствующей избирательной комиссией решения по вопросу регистрации кандидата, краевого списка кандидатов подписные листы передаются:
- в избирательной комиссии Краснодарского края - в отдел кадрового и документационного обеспечения;
- в окружной избирательной комиссии - председателю (секретарю) окружной избирательной комиссии.
Указанные документы подлежат хранению в течение сроков, установленных законом. Ответственность за их сохранность возлагается на секретаря соответствующей избирательной комиссии до передачи документации в архив.
По истечении установленных сроков хранения указанные документы уничтожаются по акту в установленном порядке (при условии отсутствия рассматриваемых в судебном порядке споров).
Порядок хранения подписей избирателей, проставленных с использованием ЕПГУ, осуществляется в соответствии с разделом 6 Порядка сбора подписей избирателей с использованием ЕПГУ.
______________________________
1Формы протоколов об итогах сбора подписей утверждены приложениями N 21 и 22 к постановлению избирательной комиссии Краснодарского края от 6 мая 2022 г. N 14/124-7.
2В случае представления в избирательную комиссию кандидатом, избирательным объединением подписей избирателей, проставленных с использованием ЕПГУ, в протоколе об итогах сбора подписей указывается количество подписей, представленных с использованием ЕПГУ и направленных в избирательную комиссию.
3См. также пункт 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункт 1.3 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2017 года).
<< Назад |
Приложение >> N 1. Таблица кодов нарушений |
|
Содержание Постановление избирательной комиссии Краснодарского края от 27 мая 2022 г. N 16/143-7 "О Рекомендациях по некоторым вопросам,... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.