Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение С
(справочное)
Метрики архитектуры аппаратных средств
С.1 Классификация сбоев и их охват диагностикой
С.1.1 Данное требование распространяется на значения УПБТС (В), С и D цели безопасности. Метрики архитектуры аппаратных средств должны быть определены для аппаратных средств устройства и только для связанных с безопасностью элементов аппаратных средств, у которых существует возможность внести существенный вклад в недостижение цели безопасности.
Пример - Элементы аппаратных средств, множественные сбои которых порядка n, при n > 2, могут быть исключены из расчетов, если они не рассматриваются в концепции технической безопасности.
С.1.2 Данное требование распространяется на значения УПБТС (В), С и D цели безопасности. Каждый сбой, происходящий в связанном с безопасностью элементе аппаратного средства, должен быть классифицирован в соответствии с рисунком В.1 как:
a) одиночный сбой;
b) остаточный сбой.
Пример - Элемент аппаратного средства может иметь сбои "обрыв цепи", "короткое замыкание на массу" и "короткое замыкание на линию высокого напряжения", но только сбои "обрыв цепи" и "короткое замыкание на массу" охватываются механизмами безопасности. Сбой "короткое замыкание на линию высокого напряжения" является остаточным сбоем, так как он не охватывается механизмом безопасности, если он приводит к недостижению заданной цели безопасности;
c) множественный сбой.
Примечание - Классификация множественных сбоев должна различать скрытые, выявляемые и воспринимаемые сбои;
d) безопасный сбой.
Рисунок С.1 дает графическое представление классификации сбоев, связанных с безопасностью элементов аппаратных средств устройства.
Рисунок С.1 - Классификация сбоев, связанных с безопасностью элементов аппаратных средств устройства
В этом графическом представлении:
- расстояние n представляет собой число независимых одновременно присутствующих сбоев, вызывающих недостижение цели безопасности (n = 1 для одиночного или остаточного сбоя, n = 2 для двойного сбоя и т.д.);
- сбои с расстоянием, равным значению n, расположены в районе между окружностями n и n - 1;
- множественные сбои с расстоянием строго более n = 2 следует рассматривать как безопасные сбои, если они не рассматриваются в концепции технической безопасности.
Примечание - Кратковременные сбои, для которых механизм безопасности возвращает устройство в исправное состояние, можно рассматривать как выявляемые множественные сбои, даже если водитель никогда не был проинформирован об их существовании.
Пример - В случае использования кода с исправлением ошибок для защиты памяти от кратковременных сбоев устройство будет возвращаться в исправное состояние, если механизм безопасности, кроме передачи корректного значения в ЦП, изменяет значение ошибочного бита на обратное внутри массива памяти (например, путем перезаписи скорректированного значения).
Таким образом, интенсивность отказов каждого связанного с безопасностью элемента аппаратного средства может быть выражена в соответствии с уравнением С.1 (предполагая, что все сбои независимы и распределены экспоненциально), а именно:
,
(С.1)
где - интенсивность отказов, связанных с одиночными сбоями элемента аппаратного средства;
- интенсивность отказов, связанных с остаточными сбоями элемента аппаратного средства;
- интенсивность отказов, связанных с множественными сбоями элемента аппаратного средства;
- интенсивность отказов, связанных с безопасными сбоями элемента аппаратного средства.
Интенсивность отказов, связанных с множественными сбоями элемента аппаратного средства , может быть выражена уравнением С.2 следующим образом:
,
(С.2)
где - интенсивность отказов, связанных с воспринимаемыми или выявляемыми множественными сбоями элемента аппаратного средства;
- интенсивность отказов, связанных со скрытыми сбоями элемента аппаратного средства.
Интенсивность отказов, связанных с остаточными сбоями, может быть определена с помощью охвата диагностикой механизмов безопасности, которые предотвращают одиночные сбои элемента аппаратного средства. Уравнение С.3 дает консервативную оценку интенсивности отказов, связанных с остаточными сбоями:
,
(С.3)
где - расчетная интенсивность отказов, связанных с остаточными сбоями;
K DC, RF (также известное как DC RF) - значение охвата диагностикой остаточных сбоев, выраженное в процентах.
Примечание - Если известны распределение вида отказов и охват видов отказов, то значение может быть вычислено следующим образом:
,
(C.4)
где - интенсивность отказов, связанная с i-м видом отказов связанного с безопасностью элемента аппаратного средства;
F FMi,safe - доля сбоев i-го вида отказа, которые считаются безопасными;
- доля сбоев i-го вида отказа, которые способны непосредственно привести к недостижению цели безопасности при отсутствии механизма безопасности;
K FMCi,RF - охват вида отказов для i-го вида отказов относительно остаточных сбоев.
Интенсивность отказов, связанных со скрытыми сбоями, может быть определена с помощью охвата диагностикой механизмов безопасности, которые предотвращают скрытые сбои элемента аппаратного средства. Уравнение С.5 дает консервативную оценку интенсивности отказов, связанных со скрытыми сбоями:
,
(C.5)
где - расчетная интенсивность отказов, связанных со скрытыми сбоями;
K DC, MPF, L - значение охвата диагностикой скрытых сбоев, выраженное в процентах.
Примечания
1 Если известно распределение видов отказов и охват видов отказов, то значение может быть вычислено следующим образом:
,
(C.6)
где - интенсивность отказов, связанная с i-м видом отказов связанного с безопасностью элемента аппаратного средства;
F FMi,safe - доля сбоев i-го вида отказа, которые считаются безопасными;
- доля сбоев i-го вида отказа, которые способны непосредственно привести к недостижению цели безопасности при отсутствии механизма безопасности;
- доля сбоев i-го вида отказа, которые не считаются безопасными, но которые не способны непосредственно привести к недостижению цели безопасности при отсутствии механизма безопасности;
K FMCi,RF - охват вида отказов для i-го вида отказов относительно остаточных сбоев;
K FMCi,MPF - охват вида отказов для i-го вида отказов относительно скрытых сбоев.
2 Для данной цели может быть использовано приложение D в качестве основного подхода для расчета заявленного охвата диагностикой и его обеспечения надлежащим обоснованием.
3 Если рассмотренные выше оценки считаются слишком консервативными, то детальный анализ видов отказов элемента аппаратного средства может отнести каждый вид отказов к одному из классов сбоев (одиночные сбои, остаточные сбои, скрытые, выявляемые или воспринимаемые множественные сбои или безопасные сбои) для заданной цели безопасности и определить интенсивности каждого вида отказов. Для классификации сбоев может быть использована блок-схема приложения В.
С.2 Метрика одиночного сбоя
С.2.1 Данная метрика отражает робастность устройства к одиночным и остаточным сбоям, которая реализуется или охватом механизмами безопасности, или в процессе проектирования (в основном допускаются безопасные сбои). Большое значение метрики одиночного сбоя означает, что доля одиночных сбоев и остаточных сбоев в аппаратных средствах устройства является низкой.
С.2.2 Данное требование распространяется на значения УПБТС (В), С и D цели безопасности. Для вычисления метрики одиночного сбоя необходимо использовать уравнение (С.7):
,
(С.7)
где является суммой значений , связанных с безопасностью элементов аппаратных средств устройства для рассматриваемых метрик.
Примечания
1 Для данной метрики рассматриваются только связанные с безопасностью элементы аппаратных средств устройства.
Пример - Элементы аппаратного средства, где все сбои безопасны или множественные сбои которых имеют порядок n, при n > 2, могут быть исключены из расчетов, если эти сбои не рассматриваются в концепции технической безопасности.
2 Рисунок С.2 дает графическое представление метрики одиночного сбоя.
3 Пример расчета метрики одиночного сбоя приведен в приложении Е.
Рисунок С.2 - Графическое представление метрики одиночного сбоя
С.3 Метрика скрытого сбоя
С.3.1 Данная метрика отражает робастность устройства к скрытым сбоям, которая реализуется или охватом сбоев в механизмах безопасности, или самим водителем, признающим наличие неисправности до нарушения цели безопасности, или в процессе проектирования (в основном допускаются безопасные сбои). Большое значение метрики скрытого сбоя означает, что доля скрытых сбоев в аппаратных средствах устройства низка.
С.3.2 Данное требование распространяется на значения УПБТС (В), С и D цели безопасности. Для определения метрики скрытого сбоя необходимо использовать уравнение (С.8):
,
(C.8)
где является суммой значений , связанных с безопасностью элементов аппаратных средств устройства для рассматриваемых метрик.
Примечания
1 Для данной метрики рассматриваются только связанные с безопасностью элементы аппаратных средств устройства.
Пример - Элементы аппаратных средств, где все сбои безопасны или множественные сбои которых имеют порядок n при n > 2, могут быть исключены из расчетов, если эти сбои не рассматриваются в концепции технической безопасности.
2 Рисунок С.3 дает графическое представление метрики скрытого сбоя.
3 Пример расчета метрики скрытого сбоя приведен в приложении Е.
4 Для метрик скрытых сбоев устройств, реализующих отказоустойчивость, чтобы обеспечить выполнение относящихся к безопасности требований готовности, может быть важно определить множественные сбои более второго порядка. Это может быть применимо к скрытым сбоям резервной системы, если предполагается работать с резервной системой в течение значительного периода времени после отказа основной системы.
Рисунок С.3 - Графическое представление метрики скрытого сбоя
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.