Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение F
(справочное)
Пример
обоснования достижения целей раздела 9 в соответствии с 4.2
F.1 Общие положения
В настоящем приложении приведен пример возможной оценки проекта аппаратных средств, используя результаты анализа безопасности, чтобы доказать, что цели раздела 9 достигнуты. Рассматриваемый пример основан на проекте и анализе аппаратных средств, представленном в приложении Е, для цели безопасности 2 (если скорость превышает 100 км/ч, то клапан 1 должен быть открыт не позже, чем через 200 мс [УПБТС С]). Оценка выполняется в следующей последовательности:
1 анализ безопасности, обеспечивающий оценку PMHF;
2 определение критериев выбора видов сбоев или отказов, подлежащих оценке;
3 применение критериев выбора;
4 оценка соответствия целям, представленным в разделе 9.
F.2 Анализ безопасности, обеспечивающий оценку PMHF
Отправной точкой является анализ безопасности, который был выполнен в приложении Е. Помимо оценок, выполненных в приложении Е, значение PMHF аппроксимируется по формуле PMHF est = + + x (для получения более подробной информации о том, как оценить значение PMHF, см. раздел ИСО 26262-10, связанный с расчетами PMHF), и для каждого вида отказа рассчитывается вклад в общее значение PMHF в процентах.
Таблица F.1 - Количественные значения FMEA приложения Е для цели безопасности 2
Наименование компонента |
Интенсивность отказа/FIT |
Учитывается ли в расчетах компонент, связанный с безопасностью? |
Вид отказа |
Распределение интенсивностей отказов |
Какой вид отказа может привести к недостижению цели безопасности в отсутствие механизмов безопасности? |
Имеется(ются) ли механизм(ы) безопасности, позволяющий(ие) предотвратить недостижение цели безопасности? |
Охват вида отказов, приводящих к недостижению цели безопасности |
Интенсивность остаточных или одиночных отказов/FIT |
Может ли данный вид отказов привести к недостижению цели безопасности в сочетании с независимым отказом другого компонента? |
Имеются ли средства обнаружения? Имеется(ются) ли механизм(ы) безопасности, предотвращающий(ие) возникновение скрытых видов отказов? |
Охват вида отказов в случае скрытых отказов |
Интенсивность отказов от скрытых множественных сбоев/FIT |
DPF_det |
PMHF, % |
R11. Примечания 1, 6 и 7 |
2 |
Да |
Разрыв |
90 % |
X |
SM2 |
99 % |
0,018 |
X |
SM2 |
100 % |
0 |
1,782 |
0,3 % |
Замыкание |
10 % |
X |
99 % |
0,002 |
X |
100 % |
0 |
1,198 |
0,0 % |
|||||
R12. Примечания 1, 6 и 7 |
2 |
Да |
Разрыв |
90 % |
X |
SM2 |
99 % |
0,018 |
X |
SM2 |
100 % |
0 |
1,782 |
0,3 % |
Замыкание |
10 % |
X |
99 % |
0,002 |
X |
100 % |
0 |
1,198 |
0,0 % |
|||||
R21. Примечание 2 |
2 |
Да |
Разрыв |
90 % |
|
SM2 |
99 % |
0,018 |
X |
SM2 |
100 % |
0 |
1,782 |
0,3 % |
Замыкание |
10 % |
X |
99 % |
0,002 |
X |
100 % |
0 |
1,198 |
0,0 % |
|||||
R22. Примечание 2 |
2 |
Да |
Разрыв |
90 % |
X |
SM2 |
99 % |
0,018 |
X |
SM2 |
100 % |
0 |
1,782 |
0,3 % |
Замыкание |
10 % |
|
99 % |
0,002 |
X |
100 % |
0 |
1,198 |
0,0 % |
|||||
С11. Примечания 1, 6 и 7 |
2 |
Да |
Разрыв |
20 % |
X |
SM2 |
99 % |
0,004 |
X |
SM2 |
100 % |
0 |
0,396 |
0,1 % |
Замыкание |
80 % |
X |
99 % |
0,016 |
X |
100 % |
0 |
1,584 |
0,3 % |
|||||
С12. Примечания 1, 6 и 7 |
2 |
Да |
Разрыв |
20 % |
X |
SM2 |
99 % |
0,004 |
X |
SM2 |
100 % |
0 |
0,396 |
0,1 % |
Замыкание |
80 % |
X |
99 % |
0,016 |
X |
100 % |
0 |
1,584 |
0,0 % |
|||||
С21 |
2 |
Да |
Разрыв |
20 % |
|
SM2 |
|
|
|
SM2 |
|
|
0 |
0,0 % |
Замыкание |
80 % |
X |
99 % |
0,016 |
X |
100 % |
0 |
1,584 |
0,3 % |
|||||
С22 |
2 |
Да |
Разрыв |
20 % |
|
SM2 |
|
|
|
SM2 |
|
|
0 |
0,0 % |
Замыкание |
80 % |
X |
99 % |
0,016 |
X |
100 % |
0 |
1,584 |
0,3 % |
|||||
I1 |
2 |
Да |
Разрыв |
70 % |
X |
SM2 |
99 % |
0,028 |
X |
SM2 |
100 % |
0 |
2,272 |
0,5 % |
Замыкание |
20 % |
X |
99 % |
0,008 |
X |
100 % |
0 |
0,792 |
0,1 % |
|||||
Дрейф 0,5 |
5 % |
X |
99 % |
0,002 |
X |
100 % |
0 |
0,198 |
0,0 % |
|||||
Дрейф 2 |
5 % |
|
|
|
|
|
|
0 |
0,0 % |
|||||
I2 |
4 |
Да |
Разрыв |
70 % |
X |
SM2 |
99 % |
0,028 |
X |
SM2 |
100 % |
0 |
2,272 |
0,5 % |
Замыкание |
20 % |
X |
99 % |
0,008 |
X |
100 % |
0 |
0,792 |
0,1 % |
|||||
Дрейф 0,5 |
5 % |
X |
99 % |
0,002 |
X |
100 % |
0 |
0,198 |
0,0 % |
|||||
Дрейф 2 |
5 % |
|
|
|
|
|
|
0 |
0,0 % |
|||||
Сторожевая схема (WD) |
20 |
Да |
Константная "1" на выходе |
50 % |
|
|
|
|
X |
Нет |
0 % |
10 |
0 |
0,0 % |
Константный "0" на выходе |
50 % |
|
|
|
|
|
|
0 |
0,0 % |
|||||
Т61 |
5 |
Да |
Вентиль открыт |
50 % |
|
SM3 |
|
|
|
SM3 |
|
|
0 |
0,0 % |
Вентиль закрыт |
50 % |
X |
90 % |
0,25 |
X |
100 % |
0 |
2,25 |
4,6 % |
|||||
R61. |
2 |
Да |
Разрыв |
90 % |
|
|
|
|
|
Нет |
|
|
0 |
0,0 % |
Замыкание |
10 % |
|
|
|
X |
0 % |
0,2 |
0 |
0,0 % |
|||||
R62. |
2 |
Да |
Разрыв |
90 % |
|
|
|
|
|
Нет |
|
|
0 |
0,0 % |
Замыкание |
10 % |
|
|
|
X |
0 % |
0,2 |
0 |
0,0 % |
|||||
R63. |
2 |
Нет |
Разрыв |
90 % |
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
0,0 % |
Замыкание |
10 % |
|
|
|
|
|
|
0 |
0,0 % |
|||||
R64. |
2 |
Да |
Разрыв |
90 % |
|
|
|
|
X |
Нет |
0 % |
1,8 |
0 |
0,0 % |
Замыкание |
10 % |
|
|
|
X |
|
0 % |
0,2 |
0 |
0,0 % |
||||
I61. |
5 |
Нет |
Разрыв |
90 % |
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
0,0 % |
Замыкание |
10 % |
|
|
|
|
|
|
|
0 |
0,0 % |
||||
С61. |
2 |
Да |
Разрыв |
20 % |
|
|
|
|
X |
Нет |
0 % |
0,4 |
0 |
0,0 % |
Замыкание |
80 % |
|
|
|
|
|
|
0 |
0,0 % |
|||||
R81. |
2 |
Нет |
Разрыв |
90 % |
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
0,0 % |
Замыкание |
10 % |
|
|
|
|
|
|
0 |
0,0 % |
|||||
L.1. |
10 |
Нет |
Разрыв |
90 % |
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
0,0 % |
Замыкание |
10 % |
|
|
|
|
|
|
0 |
0,0 % |
|||||
Микроконтроллер |
100 |
Да |
Все |
50 % |
X |
SM4 |
90 % |
5 |
X |
SM4 |
100 % |
0 |
45 |
91,1 % |
Все |
50 % |
|
|
|
|
|
|
0 |
0,0 % |
|||||
|
= 5,48 |
|
= 12,80 |
69,822 |
99,8 % |
Таблица F.2 - Количественные результаты значений FMEA
|
Время эксплуатации (Lifetime) |
10000 ч |
||
Общая интенсивность отказов, связанных с безопасностью |
157 FIT |
PMHF_DPF |
0,009 FIT |
0,16 % |
Общая интенсивность отказов, не связанных с безопасностью |
19 FIT |
PMHF_RF |
5,48 FIT |
99,84 % |
Общая интенсивность отказов |
176 FIT |
PMHF |
5,489 FIT |
100,00 % |
Метрика одиночных сбоев = 1 - (5,48/157) = 96,5 % | ||||
Метрика скрытых сбоев = 1 - [12,8/(157 - 5,48)] = 91,6 % |
F.3 Определение критериев выбора оцениваемых отказов или видов отказов
Анализ безопасности сложной системы может быть достаточно объемным. Принцип определения критериев выбора состоит в выполнении оценки наиболее значащих характеристик. В данном примере определены следующие критерии выбора:
1 все виды сбоев или отказов, для которых охват (FMC) остаточных или одиночных видов отказов 90 %;
2 все виды сбоев или отказов, вклад которых в общее значение вероятностной метрики случайных отказов аппаратных средств (PMHF) 2 %;
3 20 видов сбоев или отказов, внесших наибольший вклад в общее значение PMHF.
Примечание - Критерии выбора определяются на основе результатов анализа безопасности (например, отклонение от целевого значения, разброс значений).
F.4 Применение критериев выбора
Таблица F.3 - Перечень всех видов сбоев или отказов, для которых охват (FMC) остаточных или одиночных отказов 90 %
ID |
Наименование компонента |
Интенсивность отказа/FIT |
Учитывается ли в расчетах компонент, связанный с безопасностью? |
Вид отказа |
Распределение интенсивностей отказов |
Механизм(ы) безопасности, позволяющий(ие) предотвратить недостижение цели безопасности |
Охват вида отказов, приводящих к недостижению цели безопасности |
Вклад в PMHF (FIT) |
Вклад в PMHF, % |
45 |
Микроконтроллер |
100 |
Да |
Все |
0,5 |
SM4 |
90,00 % |
5 |
91,13 % |
28 |
Т61 |
5 |
Да |
Вентиль открыт |
0,5 |
SM3 |
90,00 % |
0,25 |
4,56 % |
|
Вклад в общее значение PMHF (FIT) и (%) |
5,25 |
95,68 % |
Таблица F.4 - Перечень всех видов сбоев или отказов, вклад которых в общее значение вероятностной метрики случайных отказов аппаратных средств (PMHF) 2 %
ID |
Наименование компонента |
Интенсивность отказа/FIT |
Учитывается ли в расчетах компонент, связанный с безопасностью? |
Вид отказа |
Распределение интенсивностей отказов |
Механизм(ы) безопасности, позволяющий(ие) предотвратить недостижение цели безопасности |
Охват вида отказов, приводящих к недостижению цели безопасности |
Вклад в PMHF (FIT) |
Вклад в PMHF, % |
45 |
Микроконтроллер |
100 |
Да |
Все |
0,5 |
SM4 |
90,00 % |
5 |
91,13 % |
28 |
Т61 |
5 |
Да |
Вентиль открыт |
0,5 |
SM3 |
90,00 % |
0,25 |
4,56 % |
|
Вклад в общее значение PMHF (FIT) и (%) |
5,25 |
95,68 % |
Таблица F.5 - Перечень 20 видов сбоев или отказов, внесших наибольший вклад в общее значение PMHF
Вклад в PMHF |
ID |
Наименование компонента |
Интенсивность отказа/FIT |
Учитывается ли в расчетах компонент, связанный с безопасностью? |
Вид отказа |
Распределение интенсивностей отказов |
Механизм(ы) безопасности, позволяющий(ие) предотвратить недостижение цели безопасности |
Охват вида отказов, приводящих к недостижению цели безопасности |
Вклад в PMHF (FIT) |
Вклад в PMHF, % |
1 |
45 |
Микроконтроллер |
100 |
Да |
Все |
0,5 |
SM4 |
90,00 % |
5 |
91,13 % |
2 |
28 |
Т61 |
5 |
Да |
Вентиль открыт |
0,5 |
SM3 |
90,00 % |
0,25 |
4,56 % |
3 |
21 |
I2 |
4 |
Да |
Разрыв |
0,7 |
SM2 |
99,00 % |
0,028 |
0,51 % |
4 |
17 |
I1 |
4 |
Да |
Разрыв |
0,7 |
SM2 |
99,00 % |
0,028 |
0,51 % |
5 |
1 |
R11 |
2 |
Да |
Разрыв |
0,9 |
SM2 |
99,00 % |
0,028 |
0,33 % |
6 |
3 |
R12 |
2 |
Да |
Разрыв |
0,9 |
SM2 |
99,00 % |
0,028 |
0,33 % |
7 |
5 |
R21 |
2 |
Да |
Разрыв |
0,9 |
SM2 |
99,00 % |
0,028 |
0,33 % |
8 |
7 |
R22 |
2 |
Да |
Разрыв |
0,9 |
SM2 |
99,00 % |
0,028 |
0,33 % |
9 |
10 |
С11 |
2 |
Да |
Замыкание |
0,8 |
SM2 |
99,00 % |
0,016 |
0,29 % |
10 |
16 |
С22 |
2 |
Да |
Замыкание |
0,8 |
SM2 |
99,00 % |
0,016 |
0,29 % |
11 |
14 |
С21 |
2 |
Да |
Замыкание |
0,8 |
SM2 |
99,00 % |
0,016 |
0,29 % |
12 |
12 |
С12 |
2 |
Да |
Замыкание |
0,8 |
SM2 |
99,00 % |
0,016 |
0,29 % |
13 |
|
PMHF_DPF |
|
|
|
|
|
|
0,00894 |
0,16 % |
14 |
22 |
I2 |
4 |
Да |
Замыкание |
0,2 |
SM2 |
99,00 % |
0,008 |
0,15 % |
15 |
18 |
I1 |
4 |
Да |
Замыкание |
0,2 |
SM2 |
99,00 % |
0,008 |
0,15 % |
16 |
9 |
С11 |
2 |
Да |
Разрыв |
0,2 |
SM2 |
99,00 % |
0,004 |
0,07 % |
17 |
11 |
С12 |
2 |
Да |
Разрыв |
0,2 |
SM2 |
99,00 % |
0,004 |
0,07 % |
18 |
23 |
I2 |
4 |
Да |
Дрейф 0,5 |
0,05 |
SM2 |
99,00 % |
0,002 |
0,04 % |
19 |
8 |
R22 |
2 |
Да |
Замыкание |
0,1 |
SM2 |
99,00 % |
0,002 |
0,04 % |
20 |
19 |
I2 |
4 |
Да |
Дрейф 0,5 |
0,05 |
SM2 |
99,00 % |
0,002 |
0,04 % |
|
Вклад в общее значение PMHF (FIT) и (%) |
5,48 |
99,89 % |
Примечание - В таблице F.5 PMHF_DPF обозначает вклад двойных отказов в вычисленное значение PMHF, как показано в таблице F.2.
F.5 Оценка соответствия целям раздела 9
Поскольку виды сбоев или отказов, указанные в таблице F.3 и в таблице F.4, составляют более 95 % значения PMHF, то достаточно ограничить оценку этими критериями. Для оценки соответствия целям раздела 9 может быть учтено следующее:
- Как уже используемые заслуживающие доверие системы решают эти проблемы?
- Каковы современные достижения в решении этих проблем?
- Каков опыт работы на предприятиях с рассматриваемыми элементами аппаратных средств и их видами сбоев или отказов?
- Каковы результаты оценки безотказности рассматриваемых элементов аппаратных средств и их видов сбоев или отказов?
- Принимаются ли специальные меры (см. 9.4.1.2 и 9.4.1.3) на предприятии для снижения возникающего риска в рассматриваемой области?
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.