Решение Санкт-Петербургского городского суда от 14 сентября 2021 г. по делу N 3а-179/2021
Настоящее решение отменено Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 25 января 2022 г. N 66а-24/2022
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
судьи Сухаревой С.И.
при секретаре Астрейко М.Н.
с участием прокурора Шкарлет О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-179/2021 по административному исковому заявлению ООО "Специализированный застройщик "Терминал-Ресурс" о признании недействующим с момента вступления решения суда в силу постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10.02.2020 N 54 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории для размещения линейного объекта регионального значения "Южная магистраль от Волховского шоссе до Соколиной ул. и Сарицкая ул. от Соколиной ул. до Петербургского шоссе" в части отсутствия примыкания линейного объекта к кварталам N... и N.., предусмотренных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.06.2006 N 711, установил:
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.02.2020 N 54 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории для размещения линейного объекта регионального значения "Южная магистраль от Волховского шоссе до Соколиной ул. и Сарицкая ул. от Соколиной ул. до Петербургского шоссе" (далее - Постановление N 54), опубликованным на официальном сайте органов государственной власти Санкт-Петербурга Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 14.02.2020, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.02.2020, утверждены проект планировки территории для размещения линейного объекта регионального значения "Южная магистраль от Волхонского шоссе до Соколиной ул. и Сарицкая ул. от Соколиной ул. до Петербургского шоссе" в составе:
1.1. Чертежа красных линий территории для размещения линейного объекта регионального значения "Южная магистраль от Волхонского шоссе до Соколиной ул. и Сарицкая ул. от Соколиной ул. до Петербургского шоссе" (границы территории, в отношении которой осуществляется подготовка проекта планировки; существующие красные линии, устанавливаемые красные линии, отменяемые красные линии; номера характерных точек красных линий, в том числе точек начала и окончания красных линий, точек изменения описания красных линий; перечень координат характерных точек красных линий) согласно приложению N 1.
1.2. Чертежа границ зон планируемого размещения линейного объекта регионального значения "Южная магистраль от Волхонского шоссе до Соколиной ул. и Сарицкая ул. от Соколиной ул. до Петербургского шоссе" (границы территории, в отношении которой осуществляется подготовка проекта планировки; границы зон планируемого размещения линейного объекта регионального значения; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства, входящих в состав линейного объекта регионального значения; номера характерных точек границ зон планируемого размещения линейного объекта регионального значения, в том числе точек начала и окончания, точек изменения описания границ таких зон) согласно приложению N 2.
1.3. Положения о размещении линейного объекта регионального значения "Южная магистраль от Волхонского шоссе до Соколиной ул. и Сарицкая ул. от Соколиной ул. до Петербургского шоссе" согласно приложению N 3.
Также утвержден проект межевания территории для размещения линейного объекта регионального значения "Южная магистраль от Волхонского шоссе до Соколиной ул. и Сарицкая ул. от Соколиной ул. до Петербургского шоссе" в составе:
2.1. Чертежа межевания территории для размещения линейного объекта регионального значения "Южная магистраль от Волхонского шоссе до Соколиной ул. и Сарицкая ул. от Соколиной ул. до Петербургского шоссе" (красные линии) согласно приложению N 4.
2.2. Перечня и сведений о площади образуемых земельных участков, в том числе которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в отношении которых предполагаются резервирование и(или) изъятие для государственных нужд, способы образования земельных участков, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории для размещения линейного объекта регионального значения "Южная магистраль от Волхонского шоссе до Соколиной ул. и Сарицкая ул. от Соколиной ул. до Петербургского шоссе" согласно приложению N 5.
2.3. Чертежа межевания территории для размещения линейного объекта регионального значения "Южная магистраль от Волхонского шоссе до Соколиной ул. и Сарицкая ул. от Соколиной ул. до Петербургского шоссе" (границы и условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и(или) изъятие для государственных нужд) согласно приложению N 6.
2.4. Сведений о границах территории для размещения линейного объекта регионального значения "Южная магистраль от Волхонского шоссе до Соколиной ул. и Сарицкая ул. от Соколиной ул. до Петербургского шоссе", содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, согласно приложению N 7.
Согласно пункту 3 Постановление N 54 вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
ООО "Специализированный застройщик "Терминал-ресурс" обратилось в суд с административным иском о признании недействующим с момента вступления решения суда в силу постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10.02.2020 N 54 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории для размещения линейного объекта регионального значения "Южная магистраль от Волховского шоссе до Соколиной ул. и Сарицкая ул. от Соколиной ул. до Петербургского шоссе" в части отсутствия примыкания линейного объекта к кварталам N... и N.., предусмотренных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.06.2006 N 711.
Административный иск мотивирован тем, что ООО "Специализированный застройщик "Терминал-ресурс" на праве собственности принадлежат земельные участки, расположенные по адресу: "адрес" (кадастровый номер N...), участок N... (кадастровый номер N...), участок N... (кадастровый номер N...), участок N... (кадастровый номер N...), участок N... (кадастровый номер N...), участок N... (кадастровый номер N...), участок N... (кадастровый номер N...), участок N... (кадастровый номер N...), участок N... (кадастровый номер N...), участок N... (кадастровый номер N...), участок N... (кадастровый номер N...), участок N... (кадастровый номер N...), участок N... (кадастровый номер N...), участок N... (кадастровый номер N...). Названные земельные участки располагаются в границах территории, в отношении которой утверждены и действуют одновременно:
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 07.06.2006 N 711 "Об утверждении проекта планировки территории в западной части Пушкинского района, ограниченной Петербургским шоссе, Варшавским направлением Октябрьской железной дороги, проектируемой улицей N 1, соединяющей Петербургское шоссе с продолжением Ленинградского шоссе и проектируемой улицы N 2";
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10.02.2020 N 54 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории для размещения линейного объекта регионального значения "Южная магистраль от Волховского шоссе до Соколиной ул. и Сарицкая ул. от Соколиной ул. до Петербургского шоссе".
Проект планировки территории, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.06.2006 N 711 был утвержден, в том числе и в целях строительства административным истцом улично-дорожной сети в кварталах N... и N...
Земельные участки, принадлежащие истцу, N... расположены в части квартала N... (по проекту планировки территории, утвержденному Постановлением от 07.06.2006 N 711), а земельные участки N... расположены в части квартала N... (по проекту планировки территории, утвержденному Постановлением от 07.06.2006 N 711).
Разработанный и утвержденный позже проект планировки территории (Постановление N 54), частично накладывающийся на территорию действия проекта планировки территории, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.06.2006 N 711, не учитывает необходимость строительства выездов (съездов) к кварталам N... и N.., застройку которых ведет административный истец, что влечет за собой негативные последствия для административного истца и нарушение принадлежащих ему прав, учитывая, что оспариваемый проект планировки территории от 2020 года исключает возможность подключения земельных участков, принадлежащих истцу, к улично-дорожной сети, строящейся на основании проекта планировки территории от 2020 года; при строительстве улично-дорожной сети, построенной на основании проекта планировки территории от 2020 года, не учтена необходимость переустройства существующей в границах территории действия проекта планировки территории 2006 года, мелиоративной системы, что приводит к невозможности попадания поверхностных вод, образующихся на территории кварталов N... и N.., в существующие ливневые стоки. Как следствие, это приводит к подтоплению земельных участков административного истца. Также создается дополнительная нагрузка на построенную ранее административным истцом ливневую канализацию, что делает ее неэффективной, так как такая канализация не рассчитана на дополнительную нагрузку.
Оспариваемый в части проект планировки территории принят без учета зон с особыми условиями использования, входящими в территорию проектирования, что является нарушением положений пункта 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу положений пункта 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) и пункта 7 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 4-5 от 22.01.2015 "О порядке подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурга, порядке внесения изменений в такую документацию, порядке отмены такой документации или ее отдельных частей, порядке признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению и внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 4-5), принимаемые проекты планировки территорий, должны быть разработаны на основании и с учетом сводов правил, то есть соответствовать им. К одному из сводов правил, подлежащих обязательному применению согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.05.2020 N 985 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламенте безопасности зданий и сооружений" и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", относится СП 42.13330.2016(Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*) (далее - СП 42.13330.2016).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Постановления Правительства Российской Федерации N 985 следует читать как "от 4 июля 2020 г."
Согласно абз. 2 пункта 11.1 СП 42.13330.2016, при планировании развития населенного пункта следует обеспечивать сбалансированное развитие территории и транспортных сетей. Проектировать транспортную сеть и улично-дорожную сеть (далее - УДС) городских и сельских поселений следует в виде единой системы в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, обеспечивающей удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы расселения, объектами, расположенными в пригородной зоне, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети. Структура УДС должна обеспечивать возможность альтернативных маршрутов движения по дублирующим направлениям.
Пунктом 11.4 того же СП 42.13330.2016 предусмотрено, что улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки.
Таким образом, СП 42.13330.2016 предусматривает необходимость при проектировании УДС "увязывать" проектируемую УДС с иной окружающей застройкой, в т.ч. и с иными дорожными сетями, прилегающими к проектируемой УДС.
Учитывая, что разработка документации по планировке территории должна быть произведена согласно своду правил, необходимость увязки линейного объекта, предусматриваемого проекта планировки территории, с иной окружающей застройкой и УДС, предполагает автоматическую необходимость учёта и иной ранее утвержденной документации по планировке территорий, так как именно документация по планировке территории обеспечивает устойчивое развитие территорий, в том числе выделение элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
О необходимости учитывать проект планировки территории от 2006 года при принятии проекта планировки территории в 2020 году административный истец сообщал административным ответчикам в письме исх. N... от "дата", однако соответствующие просьбы были проигнорированы административными ответчиками, что привело к принятию Постановления N 54 без учёта ранее утвержденного проекта планировки территории от 2006 года и без увязки с ним.
Указанное, в свою очередь, означает, что проект планировки территории от 2020 года в нарушение п. 10 ст. 45 ГрК РФ, п. 7 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга N 4-5, принят без учёта требований, установленных СП 42.13330.2016.
Данное обстоятельство является основанием для признания оспариваемого Постановления N 54 недействующим в указанной части.
Также административный истец сослался на то, что проект планировки территории от 2020 года принят в нарушение основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно п. 1 ст. 2 ГрК РФ одним из принципов, на которых базируется законодательство о градостроительной деятельности, является "обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории".
Согласно п. 4 ст. 2 ГрК РФ строительство должно осуществляться "на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории".
Принятие проекта планировки территории в 2020 году без учёта действующего проекта планировки от 2006 года, принятого в отношении той же территории (её части), означает нарушение вышеуказанных принципов.
Кроме того нарушена процедура принятия проекта планировки территории от 2020 года, поскольку Комитет по градостроительству и архитектуре подготовил заключение по проекту планировки территории до момента получения согласования Минкультуры России, отсутствует подтверждение надлежащего согласования проекта планировки территории с Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению, Комитетом имущественных отношений и Минкультуры России. Также при проведении публичных слушаний в нарушение п. 5 ст. 6 Закона Санкт-Петербурга N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" на экспозицию не был представлен целиком рассматриваемый проект документации по планировки территории (л.д.3-10 том.1, л.д. 128-133, 209-212 том 5).
Административный истец в лице представителя "..." действующей по доверенности от "дата", ордеру от "дата", в судебном заседании поддержал заявленные требования с учетом уточнений.
Представитель административных ответчиков Правительства Санкт-Петербурга и Губернатора Санкт-Петербурга "..." действующая по доверенности от "дата", представитель Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга и заинтересованного лица Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга - "..." действующая по доверенностям от "дата", "дата", явились в судебное заседание, против заявленного административного иска возражали, ссылались на соблюдение уполномоченным органом порядка принятия и опубликования нормативного правового акта, его соответствие требованиям правовых норм, имеющих большую юридическую силу; представили возражения на административный иск (л.д.134-137 том 1, л.д.151-155 том 4, л.д. 115-118, 213-215 том 5).
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить административные требования, приходит к следующему.
Проверяя в порядке части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полномочия Правительства Санкт-Петербурга на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из того, что предметом его регулирования являются общественные отношения в области градостроительной деятельности по вопросу градостроительного зонирования и территориального планирования.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Согласно подпункту 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования, выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Как следует из положений статьи 41 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1).
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории определен статьей 45 ГрК РФ, частями 1 и 19 которой предусмотрено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается данным кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, с учетом особенностей осуществлении градостроительной деятельности в городе федерального значения Санкт-Петербурге, предусмотренных статьей 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации, полномочия в области градостроительной деятельности, предусмотренные частью 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить указанному кодексу.
Законом Санкт-Петербурга от 24.11.2009 N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", установлены разграничения полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге. В соответствии с пунктом 13 статьи 3 указанного закона к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга отнесено утверждение документации по планировке территории Санкт-Петербурга.
Согласно п. 3.2 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 N 100, Правительство Санкт-Петербурга издает, в том числе, нормативные правовые акты по вопросам, нормативное регулирование которых в соответствии с федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом Санкт-Петербурга и законами Санкт-Петербурга отнесено к компетенции Правительства. В силу части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки и межевания территории до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Из материалов дела следует, что публичные слушания по документации по планировке территории состоялись в период с "дата" по "дата". Собрание участников по документации по планировки территории было проведено "дата", то есть в полном соответствии с требованиями части 5 статьи 46 ГрК РФ и Закона Санкт-Петербурга от 20.07.2006 N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге".
Согласно части 13 статьи 46 ГрК РФ Правительство Санкт-Петербурга, с учётом протокола и заключения о результатах публичных слушаний по проектам документации по планировке территории, принимает решение об утверждении такой документации и об отклонении такой документации и направлении ее организатору подготовки документации на доработку с учётом указанных протокола и заключения.
Постановление N 54 утверждено Правительством Санкт-Петербурга с учётом протокола и заключения о результатах публичных слушаний и опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb, 14.02.2020, в порядке, предусмотренном для официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга.
Постановление N 54 внесено в Реестр нормативных правовых актов 14.02.2020, регистрационный N.., в порядке, утвержденном постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 18.06.2004 N 438-пг "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации".
Проанализировав приведенные выше нормы федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Постановление N 54 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленных законом требований к его форме и порядку опубликования, введения в действие.
При этом суд находит несостоятельными доводы административного истца о том, что на публичные слушания был представлен не полный комплект документов по проекту планировки территории и что не были получены согласования документации с Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению, Комитетом имущественных отношений и Министерством культуры Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на публичные слушания была представлена документация в объеме, предусмотренном законодательством.
Целью проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории является соблюдение права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, и лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (статья 5.1, 46 ГрК РФ).
В данном случае, публичные слушания проводились с 01.10.2019 по 06.11.2019 в отношении градостроительной документации. Нарушений процедуры проведения этих публичных слушаний, предусмотренной статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, судом не установлено. Тем самым права заинтересованных лиц на участие в публичных слушаниях нарушены не были.
Материалами дела также подтверждено, что согласование документации с Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению было получено 06.05.2019 (л.д.237-238 том 2), согласование с Комитетом имущественных отношений получено 29.08.2019 (л.д.249 том 2).
Министерство культуры Российской Федерации согласовало проект планировки территории 18.09.2019 (л.д.245-246 том 2).
При этом, то обстоятельство, что такое согласование по документации было получено после заключения Комитета по градостроительству и архитектуре от 30.08.2019, само по себе не свидетельствует о нарушении процедуры подготовки документации, поскольку полученное согласование свидетельствует о соответствии оспариваемого акта законодательству об охране объектов культурного наследия.
Довод административного иска о том, что проектной документацией не предусмотрено отведение поверхностных стоков с территории кварталов N... и N... суд находит несостоятельным.
Материалами по обоснованию документации предусмотрен отвод поверхностных стоков с проектной территории на проектируемые локальные очистные сооружения. Диаметры сетей ливневой канализации и размер территории под локальные очистные сооружения учитывают сбор ливневых стоков с территории линейного объекта и прилегающей территории. На Схеме инженерного обеспечения линейного объекта с определением территории под объекты инженерной инфраструктуры, включенной в состав обосновывающих материалов проекта планировки документации, предусмотрено подключение мелиоративных канав, отводящих поверхностные воды с территории кварталов N... и N... к проектируемой ливневой канализации.
Утверждение административного истца о том, что в нарушение требований п. 10 ст. 45 ГрК РФ, в тексте проекта планировки территории от 2020 г. отсутствует указание на соответствующие зоны с особыми условиями использования территорий, что свидетельствует о том, что проект планировки территории в 2020 году принят без учёта зон с особыми условиями использования, входящими в территорию проектирования проекта планировки территории от 2020 года суд находит ошибочным.
В соответствии с пунктом 18 раздела IV Положения о составе и содержании документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.05.2017 N 564, графическая часть материалов по обоснованию проекта планировки территории содержит, в том числе схему границ зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно пункту 24 названного раздела Постановления N 564 на схеме границ зон с особыми условиями использования территорий, особо охраняемых природных территорий, лесничеств, которая может представляться в виде одной или нескольких схем, отображаются, в том числе установленные в соответствии с действующим законодательством границы зон с особыми условиями использования территорий, перечень которых приведен в указанном пункте.
Согласно данным РГИС в границах территории проектирования проекта планировки территории от 2020 расположено несколько видов зон с особыми условиями использования территории: охранная зона канализационных сетей, охранная зона воздушных линий электропередачи, охранная зона газораспределительной сети, охранная зона водопроводных сетей, зона подстанций и других электротехнических сооружений, охранные зоны объектов электросетевого хозяйства, что подтверждается файлами 017, 018, 019 на представленном административным ответчиком диске (Схема границ с особыми условиями использования территории).
Таким образом, в составе материалов по обоснованию проекта планировки содержится схема границ зон с особыми условиями использования территорий, на которой отображены, в том числе охранные зоны инженерных сетей и сооружений, охранная зона воздушных линий электропередач, охранная зона газораспределительной сети, охранная зона канализационных сетей.
С учетом изложенного, довод административного истца о том, что подготовка документации по планировке территории была осуществлена без учета границ зон с особыми условиями использования территории, нельзя признать состоятельным.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы административного иска о несоответствии Постановления N 54 положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункту 10 статьи 45), пункту 7 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 4-5, поскольку оспариваемое в части Постановление N 54 принято без учета требований, установленных СП 42.13330.2016.
Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 настоящей статьи.
Аналогичное положение также содержится в пункте 7 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 4-5.
Из указанных норм права, имеющих большую юридическую силу, следует, что принимаемые проекты планировки территории должны быть разработаны на основании и с учетом сводов правил, то есть соответствовать им.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 N 985 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (утратил силу с 01.09.2021 в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 N 815). В частности, в названном перечне содержится п. 11.1 "Свода правил 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", в котором указано, что при планировании развития населенного пункта следует обеспечить сбалансированное развитие территории и транспортных сетей. Проектировать транспортную сеть и улично-дорожную сеть городских и сельских поселений следует в виде единой системы в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, обеспечивающую удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы расселения, объектами, расположенными в пригородной зоне, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети. Структура УДС должна обеспечивать возможность альтернативных маршрутов движения по дублирующим направлениям.
Пунктом 11.4 указанного СП 42.13330.2016 предусмотрено, что улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 N 815, действующим в настоящее время, утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений. В частности, в названном перечне содержатся пункты 11.4, 11.5 "Свода правил 42.13330.2016" СНиП 2.07.01-89*.
Согласно п. 11.4 "Свода правил 42.13330.2016" СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе УДС следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог крупнейших и больших городов следует назначать в соответствии с квалификацией, приведенной в таблице 11.1, для средних и малых городов - по таблице 11.1а.
Пунктом 11.5 СП 42.13330.2016 определены расчетные параметры улиц и дорог крупнейших, крупных и больших городов согласно таблице 11.2.
Пунктом 29 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 N 815 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985" установлено, что приведённые пункты 11.4 и 11.5 СП 42.13330.2016 применяются на обязательной основе.
Таким образом, оспариваемое Постановление N 54 не отвечает требованиям п. 11.4 и 11.5 СП 42.13330.2016, что противоречит п. 10 ст. 45 ГрК РФ и Закону Санкт-Петербурга N 4-5.
В силу требований пункта 4 части 4 статьи 42 ГрК РФ материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат, в том числе, схему организации движения транспорта (включая транспорт общего пользования) и пешеходов, отражающую местоположение объектов транспортной инфраструктуры и учитывающую существующие и прогнозные потребности в транспортном обеспечении на территории, а также схему организации улично-дорожной сети.
Согласно разделу II Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 N 564, проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
В соответствии с п. 21 раздела IV названного Положения материалы по обоснованию проекта планировки территории (Графическая часть) содержат, в том числе, схему организации улично-дорожной сети и движения транспорта, которая выполняется в случае подготовки проекта планировки территории, предусматривающей размещение автомобильных дорог.
В рамках Проекта планировки территории, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.06.2006 N 711, помимо прочих элементов планировочной структуры выделены кварталы N... и N...
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.02.2020 N 54 утверждена документация для размещения линейного объекта - магистральная улица районного значения.
Вопреки доводам административных ответчиков, из схемы организации улично-дорожной сети и схемы движения транспорта проекта планировки территории от 2020 года, не следует, что разрывы красных линий являются "примыканиями" по смыслу СП 34.13330.2021 (Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85, утверждены и введены в действие Приказом Минстроя России от 09.02.2021 N 53/пр) и ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования (утверждены и введены в действие Приказом Росстандарта от 13.11.2019 N 1120-ст), а также СП 42.13330.2016 в части пунктов 11.4 и 11.5, регламентирующих строительство сети улиц и дорог.
Так, на указанных схемах отсутствуют условные обозначения "съезд" или "примыкание". Сами по себе разрывы красных линий в проекте планировки территории от 2020 года, на которые ссылаются представители административных ответчиков, не могут свидетельствовать о наличии "примыканий", поскольку такие разрывы могут являться, в том числе, особенностями конфигурации линейного объекта - Южной магистрали. Соответственно, сведения о наличии "примыканий" или "съездов" должны быть прямо отражены в проекте планировки территории в качестве условных обозначений или текстовых подписей.
Вместе с тем, как в утвержденном Постановлением N 54 проекте планировки территории, так и в представленных материалах по обоснованию отсутствует информация о наличии примыкания/съездов к перспективным улицам N... и N... (по проекту планировки территории от 2006 года), что в свою очередь влечет необходимость вносить корректировку в проект планировки территории от 2020 года с целью установления примыканий или съездов, позволяющих осуществить строительство улично-дорожной сети в кварталах N... и N... (по проекту планировки территории от 2006 года), и присоединение такой улично-дорожной сети к линейному объекту - Южной магистрали.
Указанное также подтверждается позицией Санкт-Петербургского ГКУ "Дирекция транспортного строительства", выраженной в письме N... от "дата", согласно которому устройство бокового проезда не предусмотрено к кварталам N... и N...
Таким образом, поскольку в утвержденном Постановлением N 54 проекте планировки территории, так и в представленных материалах по обоснованию отсутствует конкретное отражение наличия примыкания/съездов к перспективным улицам N... и N... (по проекту планировки территории от 2006 года), названное Постановление N 54 в оспариваемой части порождает правовую неопределенность, что в свою очередь допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения, и тем самым, нарушает права и законные интересы административного истца, как собственника указанных земельных участков, осуществляющего застройку кварталов, в том числе строительство улично-дорожной сети в рассматриваемых кварталах N... и N...
Довод административных ответчиков о том, что административный истец ссылает на СП 42.13330.2016, который был принят и введен в действие после принятия оспариваемого Постановления N 54, не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку как разъяснено в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Административный истец просит признать недействующим в части Постановление N 54 с момента вступления решения суда в законную силу, что не противоречит вышеприведенным разъяснениям Верховного Суда РФ.
С учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его недействующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты, и разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" о том, что, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, суд считает, что, поскольку оспариваемые положения применялись, порождая правовые последствия, на его основании реализовывались права граждан и организаций, оспариваемое постановление подлежит признанию недействующим в части с момента вступления в силу настоящего решения.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
Административный иск ООО "Специализированный застройщик "Терминал Ресурс" удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в силу постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10.02.2020 N 54 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории для размещения линейного объекта регионального значения "Южная магистраль от Волховского шоссе до Соколиной ул. и Сарицкая ул. от Соколиной ул. до Петербургского шоссе" в части отсутствия примыкания линейного объекта к кварталам N... и N.., предусмотренных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.06.2006 N 711.
Возложить на Правительство Санкт-Петербурга обязанность опубликовать данное решение суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.gov.spb.ru).
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья |
С.И. Сухарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 14 сентября по делу 2021 г. N 3а-179/2021
Текст решения опубликован не был
Настоящее решение отменено Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 25 января 2022 г. N 66а-24/2022