Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Порядок организации и осуществления федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) на объектах Министерства обороны Российской Федерации

Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 30 апреля 2022 г. N 258

 

Порядок организации и осуществления федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) на объектах Министерства обороны Российской Федерации

 

I. Общие положения

 

1. Федеральный государственный ветеринарный контроль (надзор) на объектах Министерства обороны Российской Федерации (далее - государственный надзор) направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством профилактики их нарушений, оценки соблюдения военными округами, Северным флотом, флотами, армиями, соединениями, воинскими частями, подразделениями, а также иными организациями и их должностными лицами (далее - контролируемые лица) обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

2. Предметом государственного надзора являются:

1) соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований в области ветеринарии, установленных Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 24, ст. 857; Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5166), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации в сфере ветеринарии, актами, составляющими право Евразийского экономического союза (далее - обязательные требования):

при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных;

при оформлении ветеринарных сопроводительных документов;

при назначении и проведении ветеринарно-санитарной экспертизы;

при осуществлении мероприятий по обеспечению ветеринарной безопасности в отношении уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции;

при идентификации и учете служебных животных;

при проведении регионализации, эпизоотического зонирования, определения зоосанитарного статуса;

при разведении, выращивании, содержании, перемещении (в том числе при перевозке и перегоне), обороте служебных животных;

при производстве, перемещении, переработке, хранении, реализации и (или) обороте товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору);

при перемещении, хранении, утилизации биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным);

2) соблюдение контролируемыми лицами требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5140; 2021, N 27, ст. 5179).

3. Государственный надзор осуществляется ветеринарно-санитарной службой Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - ВСС ВС), в состав которой входят ветеринарно-санитарная служба Штаба материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - ВСС Штаба МТО), ветеринарно-санитарные службы военных округов, Северного флота (далее - ВСС военных округов), подчиненные им организации Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющие полномочия по ветеринарно-санитарному обеспечению.

4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного надзора (далее - инспекторы), являются начальник Штаба материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, советник ветеринарно-санитарной службы Штаба материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации и иные должностные лица ВСС ВС, в должностные обязанности которых входит осуществление полномочий по государственному надзору.

5. Объектами государственного надзора являются:

1) товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" (официальный сайт Комиссии Таможенного союза www.tsouz.ru, 30 июня 2010 г.), с изменениями, внесенными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 февраля 2022 г. N 13 (официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 14 марта 2022 г.), являющийся обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 7, ст. 632), Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310) (далее - подконтрольные товары);

2) здания, строения, сооружения, места складирования (помещения), контейнеры, земельные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, иные объекты, используемые контролируемыми лицами при разведении, выращивании, содержании, перемещении (в том числе при перевозке и перегоне), обороте служебных животных, производстве, перемещении, переработке, хранении, реализации и (или) обороте подконтрольных товаров (далее - производственные объекты);

3) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, результаты их деятельности, предметом которых является производство, перемещение, переработка, хранение, реализация и (или) оборот подконтрольных товаров на производственных объектах.

6. Должностными лицами, уполномоченными принимать решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в Министерстве обороны Российской Федерации, являются начальник Штаба материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации и советник ветеринарно-санитарной службы Штаба материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.

7. Информационное обеспечение государственного надзора предусматривает защиту информации, содержащей сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, и исключает передачу такой информации в открытый доступ, в том числе с помощью информационных систем государственного контроля (надзора), созданных в целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора).

 

II. Состав, последовательность и сроки выполнения контрольных (надзорных) мероприятий

 

8. Государственный надзор осуществляется в форме плановых, и (или) внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, реализуемых в виде: документарной проверки, выездной проверки, инспекционного визита, выездного обследования, выборочного контроля (далее - контрольные (надзорные) мероприятия).

9. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании ежегодного плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее - план проверок), разрабатываемого ВСС Штаба МТО до 1 декабря года, предшествующего году реализации плана проверок, и утверждаемого начальником Штаба материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.

10. Проект плана проверок разрабатывается с учетом:

необходимости проведения контрольного (надзорного) мероприятия одного и того же контролируемого лица не чаще одного раза в три года;

оценки результатов внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за последние два года.

11. Предложения в проект плана проверок в отношении контролируемых лиц разрабатываются ВСС военных округов и направляются в ВСС Штаба МТО не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

12. Исключение контрольного (надзорного) мероприятия из плана проверок производится в следующих случаях:

1) в связи с прекращением деятельности (ликвидацией) контролируемого лица;

2) в связи с прекращением контролируемым лицом вида деятельности, в отношении которого было запланировано контрольное (надзорное) мероприятие;

3) в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы;

4) по решениям Министра обороны Российской Федерации, заместителя Министра обороны Российской Федерации, отвечающего за организацию материально-технического обеспечения войск (сил), и начальника Штаба материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.

13. Основанием для проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия является наступление сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия, включенного в план проверок.

14. Основаниями для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются:

1) наличие у Министерства обороны Российской Федерации сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

2) решения Министра обороны Российской Федерации, заместителя Министра обороны Российской Федерации, отвечающего за организацию материально-технического обеспечения войск (сил), и начальника Штаба материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации;

3) истечение срока исполнения контролируемым лицом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, вынесенного по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

15. При наличии основания для проведения контрольного (надзорного) мероприятия издается приказ начальника Штаба материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

16. Контрольные (надзорные) мероприятия могут предусматривать следующие контрольные (надзорные) действия, осуществляемые при их проведении:

осмотр;

досмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

отбор проб (образцов);

испытание;

экспертиза.

17. При осмотре инспектор проводит визуальное обследование производственных объектов (без вскрытия (разборки) или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами) в присутствии контролируемого лица или его уполномоченного представителя.

По результатам осмотра инспектором составляется протокол осмотра.

В случае если при проведении осмотра выявлены нарушения обязательных требований, инспектор проводит досмотр и отбор проб (образцов) для последующего направления таких образцов на испытание (экспертизу).

18. При досмотре инспектор проводит визуальное обследование производственных объектов с удалением примененных к ним пломб, печатей или иных средств идентификации и вскрытием (разборкой) или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Досмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица и (или) его уполномоченного представителя с применением видеозаписи.

По результатам досмотра инспектором составляется протокол досмотра.

19. Опрос заключается в получении устной информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его уполномоченного представителя и иных лиц, располагающих такой информацией.

20. Получение письменных объяснений проводится инспектором путем получения письменных свидетельств, имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его уполномоченного представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями, путем составления письменного документа в свободной форме, в том числе инспектором собственноручно со слов указанных лиц с последующим их ознакомлением и отметкой о том, что с их слов записано верно. Объяснения подписываются контролируемым лицом или его уполномоченным представителем (свидетелем) с указанием даты и места его составления.

21. Для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований инспектор вправе предъявить (направить) контролируемому лицу требование о представлении необходимых и (или) имеющих значение документов и (или) их копий.

Истребуемые документы направляются инспектору в форме электронного документа (электронного образа), за исключением случаев, если инспектором установлена необходимость представления документов на бумажном носителе.

Документы могут быть представлены инспектору на бумажном носителе контролируемым лицом лично или через уполномоченного представителя либо направлены посредством почтового отправления.

На бумажном носителе представляются подлинники документов либо заверенные оттиском печати контролируемого лица (при ее наличии) их копии. В случае направления контролируемым лицом инспектору незаверенных копий документов на бумажном носителе такие документы не считаются направленными и не могут являться доказательствами соблюдения обязательных требований.

По завершении контрольного (надзорного) мероприятия подлинники документов возвращаются контролируемому лицу в течение пяти рабочих дней после завершения контрольного (надзорного) мероприятия.

В случае представления заверенных копий истребуемых документов инспектор вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Истребуемые документы представляются контролируемым лицом инспектору в срок, указанный в требовании о представлении документов. В случае если контролируемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного в указанном в требовании срока, оно незамедлительно (в письменной форме) уведомляет инспектора о невозможности представления документов в установленный срок с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленный срок, и срока, в течение которого контролируемое лицо может представить истребуемые документы.

В течение 24 часов со дня получения такого ходатайства инспектор продлевает срок представления документов или отказывает в продлении срока, о чем составляется документ (электронный документ) и информируется контролируемое лицо посредством почтового отправления и (или) в форме электронного документа.

22. Отбор проб (образцов) осуществляется инспектором или привлеченным им специалистом (экспертом) в присутствии контролируемого лица или его уполномоченного представителя.

По результатам отбора проб (образцов) инспектором или привлеченным им специалистом (экспертом) составляется протокол (акт) отбора проб (образцов).

23. Испытание проводится инспектором или специалистом (экспертом) по адресу местонахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, обособленных структурных подразделений), объекта государственного надзора либо по месту осуществления деятельности инспектора или специалиста (эксперта) посредством исследования проб (образцов) подконтрольных товаров, иных предметов и материалов. По результатам испытания оформляется протокол испытания.

24. Экспертиза осуществляется испытательными лабораториями (центрами) по месту осуществления деятельности инспектора или экспертной организации. Результаты экспертизы оформляются протоколом и (или) экспертным заключением.

25. В случае если полученные при совершении контрольных (надзорных) действий, указанных в пункте 16 настоящего Порядка, сведения имеют значение для контрольного (надзорного) мероприятия и подтверждают отсутствие (наличие) нарушений обязательных требований, такие сведения фиксируются инспектором в акте контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).

26. В целях фиксации инспектором или специалистом (экспертом) доказательств нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе с применением технических средств, используемых в ходе контрольных (надзорных) действий, указанных в пункте 16 указанных в пункте 16 настоящего Порядка, могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись.

Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается инспектором самостоятельно.

Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте.

Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту.

27. Документарные проверки проводятся путем рассмотрения имеющихся у инспектора документов, в том числе материалов предыдущих проверок, дел об административных правонарушениях, документов, поступающих от контролируемых лиц, запрашиваемых и получаемых инспектором от организаций, физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также информации, содержащейся в государственных информационных системах.

Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период со дня направления инспектором контролируемому лицу требования о представлении необходимых для рассмотрения в ходе документарной проверки документов до дня представления указанных в требовании документов, а также период со дня направления контролируемому лицу информации о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у инспектора документах и (или) полученным при осуществлении государственного надзора, и требования о представлении необходимых пояснений в письменной форме до дня представления указанных пояснений.

28. Выездная проверка проводится по адресу местонахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, обособленных структурных подразделений), объекта государственного надзора, а также в случае, если по результатам документарной проверки невозможно удостовериться в полноте и достоверности полученных в рамках документарной проверки сведений.

О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии приказа о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала посредством почтового отправления и (или) в форме электронного документа.

Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

Срок проведения выездной проверки в отношении контролируемого лица устанавливается отдельно по каждому филиалу, обособленному структурному подразделению или объекту государственного надзора.

Срок проведения выездной проверки может быть приостановлен на основании мотивированного представления инспектора в случае, если срок осуществления испытания (экспертизы) превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, на срок осуществления испытания (экспертизы) решением советника ветеринарно-санитарной службы Штаба материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.

29. Инспекционный визит проводится по адресу местонахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, обособленных структурных подразделений), объекта государственного надзора.

Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.

Срок проведения инспекционного визита на одном объекте государственного надзора не может превышать одного рабочего дня.

30. Выездное обследование проводится по адресу местонахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, обособленных структурных подразделений), объекта государственного надзора.

О проведении выездного обследования уведомление контролируемого лица не допускается.

Срок проведения выездного обследования одного объекта не может превышать одного рабочего дня.

31. Выборочный контроль проводится по месту хранения, применения (эксплуатации) и (или) реализации продукции (товаров) в целях подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству. О проведении выборочного контроля контролируемое лицо не уведомляется.

Выборочный контроль может проводиться с участием специалистов (экспертов), привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия на основании решения советника ветеринарно-санитарной службы Штаба материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.

Срок проведения выборочного контроля определяется периодом времени, в течение которого обычно проводятся изъятие проб (образцов) соответствующей продукции (товаров) и необходимые испытания (экспертизы).

Отбор проб (образцов) продукции (товаров) в ходе проведения выборочного контроля может осуществляться исключительно при отсутствии возможности оценки соблюдения обязательных требований иными способами без отбора проб (образцов) продукции (товаров). Отбор проб (образцов) продукции (товаров) осуществляется в присутствии контролируемого лица или его уполномоченного представителя и (или) с применением видеозаписи.

Результаты выборочного контроля оформляются в срок, не превышающий 15 рабочих дней после получения данных испытаний (экспертиз), и направляются контролируемому лицу, у которого осуществлялся отбор проб (образцов) продукции (товаров), с приложением результатов испытаний (экспертиз) продукции (товаров).

32. К результатам контрольного (надзорного) мероприятия относятся: оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) их прекращения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение инспектором мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области ветеринарии, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации.

33. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт, отражающий результаты проведенного контрольного (надзорного) мероприятия.

В случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения обязательных требований, в акте должно быть указано, какие именно обязательные требования нарушены, каким нормативным правовым актом (его структурной единицей) они установлены.

В случае устранения выявленных нарушений до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте указывается факт их устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушений обязательных требований, приобщаются к акту.

34. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия или в течение 24 часов после получения результатов испытаний (экспертиз) в случае, если такие испытания (экспертизы) проводились.

Акт направляется контролируемому лицу почтовым отправлением или в форме электронного документа.

Контролируемое лицо подписывает акт. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом акта инспектором об этом делается отметка в акте.

35. В случае невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия инспектором составляется акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

Невозможность проведения контрольного (надзорного) мероприятия определяется:

ликвидацией контролируемого лица;

прекращением деятельности контролируемого лица по адресу, указанному в приказе о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

36. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом инспектором в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области ветеринарии, совершаются следующие действия:

1) контролируемому лицу после оформления акта выдается предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку) с указанием сроков их устранения, при этом нарушения обязательных требований, указанные в акте как устраненные до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в предписании не указываются;

2) принимаются предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения;

3) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или состава административного правонарушения направляется информация в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или (при наличии соответствующих полномочий) принимаются меры по привлечению виновных лиц к ответственности;

4) принимаются меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

5) рассматривается вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

37. По истечении срока исполнения контролируемым лицом предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований инспектор оценивает его исполнение посредством проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия (подпункт 3 пункта 14 настоящего Порядка).

 

III. Профилактические мероприятия

 

38. Профилактические мероприятия осуществляются инспектором в целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемым лицом и являются приоритетными по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

При осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды профилактических мероприятий:

информирование;

объявление предостережения;

консультирование.

39. Вид профилактического мероприятия в отношении контролируемого лица определяется советником ветеринарно-санитарной службы Штаба материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.

40. Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется советником ветеринарно-санитарной службы Штаба материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.

41. При наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, инспектор объявляет и направляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку).

42. Консультирование по вопросам осуществления государственного надзора предоставляется инспектором по телефонной связи, видеосвязи, на личном приеме, а также в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий.