Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 1 апреля 2002 г. N КА-А40/1722-02
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.08.2001 признано недействительным постановление Правительства г. Москвы от 16.03.2001 N 199 "О структуре управления лесами".
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление Правительства г. Москвы противоречит закону и нарушает права и охраняемые законом интересы Министерства природных ресурсов РФ как органа исполнительной власти, а также права субъекта РФ - Московской области в области использования, охраны, защиты лесов, предоставленные ст.ст. 76, 77 Конституции РФ, ст.ст. 47, 48, 52 Лесного кодекса РФ.
Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 17.01.2002 данное решение отменено и в иске Прокурора г. Москвы отказано по тем основаниям, что принятое Правительством г. Москвы постановление N 199 "О структуре управления лесами" не затрагивает права и интересы Правительства Московской области, в связи с чем в силу ст. 13 ГК РФ оснований для признания его недействительным не имеется.
В кассационных жалобах Прокуратура г. Москвы и Правительство Московской области просят об отмене постановления апелляционной инстанции по основаниям нарушения арбитражным судом норм материального права:
ст. 78 Конституции РФ, ст. 13 ГК РФ, ст.ст. 19, 47, 52, 53 Лесного кодекса РФ, ст.ст. 1, 3, 21 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителей и Министерства экологии и природопользования Московской области, поддержавших доводы кассационных жалоб, представителя Министерства природных ресурсов РФ, просившего отменить решение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы и признать недействительным постановление Правительства г. Москвы N 199 от 16.03.99 "О структуре управления лесами" лишь в части наделения Московского городского управления лесами функциями территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством по управлению лесным фондом лесопаркового защитного пояса г. Москвы, представителей Правительства г. Москвы и ГУ "Московское городское управление лесами", возражавших против отмены обжалуемого судебного акта, считая его законным и обоснованным, суд кассационной инстанции находит, что постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы от 17.01.2002 по делу N А40-20931/01-121-102 подлежит отмене с оставлением без изменения решения первой инстанции того же суда по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что оспариваемым постановлением Правительства г. Москвы N 199 от 16.03.2001 "О структуре управления лесами" утверждена схема управления городскими лесами и лесным фондом лесопаркового защитного пояса, предусматривающая создание Московского городского управления лесами на правах территориального органа федеральной службы лесного хозяйства России и Правительства Москвы с подчинением непосредственно Комплексу городского хозяйства Правительства Москвы.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Отменяя решение суда и отказывая в иске о признании вышеназванного постановления недействительным, суд апелляционной инстанции исходил из того, что несмотря на то, что постановление Правительства Москвы от 16.03.99 N 199 "О структуре управления лесами" противоречит действующему законодательству, оно не подлежит признанию недействительным в силу ст. 13 ГК РФ, поскольку не нарушает права Правительства Московской области, в интересах которого прокурором заявлен иск.
Данный вывод суда противоречит закону и не соответствует материалам дела.
В соответствии со ст. 41 АПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту государственных и общественных интересов.
По делу видно, что принятием постановления Правительства г. Москвы от 16.03.99 N 199 "О структуре управления лесами" существенно ущемлены интересы Министерства природных ресурсов РФ как органа исполнительной власти РФ, а также государственные интересы и охраняемые законом права субъекта РФ - Московской области в области использования, охраны, защиты лесов, предоставленные ст.ст. 76, 77 Конституции РФ, ст.ст. 47, 48, 52 Лесного кодекса РФ.
Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесов на территориях субъектов РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ непосредственно в пределах полномочий, установленных ст. 47 Лесного кодекса РФ или через территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством, если это предусмотрено соответствующим соглашением о передаче полномочий между федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти субъекта РФ.
Вывод апелляционной инстанции о том, что Правительство Московской области не осуществляет непосредственно свои полномочия в области использования, охраны, защиты лесного фонда на территории Московской области, противоречит ст.ст. 76, 77, 78 Конституции РФ, ст.ст. 47, 48, 52 Лесного кодекса РФ. Соглашение о передаче полномочий субъекта РФ федеральному органу исполнительной власти (ст. 47 Лесного кодекса РФ, ст. 78 Конституции РФ) не заключалось.
Полномочия субъекта РФ в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов определены федеральным законодательством - ст. 47 Лесного кодекса РФ.
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, вопросы лесного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в соответствии со ст. 72 Конституции РФ, ст. 26 Устава Московской области находятся в совместном ведении РФ и Московской области.
По предметам совместного ведения РФ и субъекта РФ - Московской области согласно ст. 77 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъекта образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, а вне пределов совместного ведения Московская область осуществляет собственное формирование системы органов государственной власти и правовое регулирование (ст.ст. 76, 77 Конституции РФ, ст. 47 Лесного кодекса РФ).
Между тем, Правительством г. Москвы, как следует из постановления N 199 и Положения о Московском городском управлении лесами (п. 6, пп. 1, 2, 3, 4, 5, 8, 10, 11, 12, 21, 26, 32, 33, п. 7. пп. 3, 4, 5), государственное учреждение "Московское городское управление лесами" наделено аналогичными полномочиями, закрепленными ст. 47 Лесного кодекса РФ за субъектом РФ - Московской областью, а также полномочиями, отнесенными к совместному ведению РФ и Московской области. Таким образом, в соответствии с постановлением Правительства Москвы N 199, иной субъект РФ - г. Москва, неправомерно осуществляет властные полномочия на территории Московской области как по вопросам совместного ведения РФ и Московской области, так и по вопросам исключительного ведения Московской области, чем существенно нарушаются законные права и интересы Правительства Московской области.
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.09.2000 N 726, федеральным органом исполнительной власти РФ, осуществляющим государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, является Министерство природных ресурсов РФ (ст.ст. 14, 19, 51, 52, 53 Лесного кодекса РФ).
Согласно ст. 53 Лесного кодекса РФ федеральный орган управления лесным хозяйством осуществляет свои полномочия непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии со ст. 78 Конституции РФ территориальные органы федеральных органов исполнительной власти создаются исключительно федеральными органами власти.
На территории г. Москвы и Московской области полномочия территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством осуществляет ДПР по Центральному региону непосредственно в соответствии с Положением, утвержденным 1-м заместителем министра природных ресурсов РФ 21.09.2000.
Таким образом, Правительство г. Москвы нарушило законодательство, вышло за пределы своей компетенции принятием вышеуказанного постановления, создав ГУ "Московское городское управление лесами" в качестве территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством (п. 1 Положения о ГУ "Московское городское управление лесами") на территории Московской области в пределах лесопаркового защитного пояса и наделив его незаконными полномочиями.
В постановлении Правительства города Москвы от 16.03.1999 N 199 "О структуре управления лесами" и принятом в его исполнение Положении о Московском городском управлении лесами присутствуют обязательные предписания по установлению схемы управления лесным фондом, лесопарковым защитным поясом (п. 1 постановления); по управлению леспаркхозами; государственному контролю за состоянием, использованием, охраной лесов; по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения федеральной собственностью; согласованию мест размещения объектов в лесах, расположенных на территории Московской области (пп. 1, 7, 8, 10, 12, 21 п. 6; пп. 1, 2 п. 7 положения), что противоречит закону и нарушает права и интересы Правительства Московской области.
В соответствии со ст. 86 Земельного кодекса РФ, 67 Закона РСФСР "Об охране окружающей среды", ст. 21 Градостроительного кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 года N 727, постановлениями Правительства Москвы и Московской области от 14 апреля 1998 N 307-25, от 18 мая 1999 года N 439-40 установление границ зеленой зоны городов федерального значения (в состав которой входит ЛПЗП), производится исключительно федеральными органами исполнительной власти.
Таким образом, Правительство Москвы самостоятельно, без согласования с органами исполнительной власти РФ и субъекта РФ - Московской области указанным постановлением определило границы ЛПЗП, приравняв границы поименованных в постановлении леспаркхозов к границам ЛПЗП и наделило ГУ "Московское городское управление лесами" властными полномочиями в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов на самостоятельно определенной территории в границах Московской области.
Постановление Правительства Москвы от 16.03.1999 г. N 199 нарушает государственные интересы, понуждением, в соответствии с пп. 6, 7 Положения о городском управлении лесами, государственные и коммерческие организации получать акты технического обследования участков лесного фонда, соответствующие разрешения и согласования в ГУ "Московское городское управление лесами". В акте проверки соблюдения требований лесного законодательства РФ при использовании земель лесного фонда и ведении лесного хозяйства в лесопарковом защитном поясе Москвы МПР России от 28.12.2001 г. отмечена (п. 3 выводов Акта) незаконность осуществления обследования участков лесного фонда и выдача актов технического обследования, так как спецлесхозы ГУ "Московское городское управление лесами" не наделены правом государственного управления лесным фондом.
Таким образом, указанное постановление прямо нарушает права, охраняемые законом интересы Министерства природных ресурсов РФ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению без изменения, как вынесенное в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы от 17.01.2002 г. по делу N А40-20931/01-121-102 отменить.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.08.2001 г. по настоящему делу оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 апреля 2002 г. N КА-А40/1722-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании