Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 4 мая 2022 г. N 3а-317/2022
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Сафиной М.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушаковым К.Н. с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Хабирова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "С КОЛЛЕКШН" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующим пункта 469 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 ноября 2021 года N 3555-р,
установил:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 ноября 2021 года N 3555-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень).
Данное распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 29 ноября 2021 года за N 8219, опубликовано в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 29 ноября 2021 года.
В настоящее время Перечень действует с учетом изменений, внесенных в него распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 28 декабря 2021 года N 4120-р, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 30 декабря 2021 года за N 8794 и опубликованным на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 30 декабря 2021 года.
В пункте 469 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, значится здание с кадастровым номером...., расположенное по адресу: Республика Татарстан, город Казань, проспект Победы, дом 220Б.
Общество с ограниченной ответственностью "С КОЛЛЕКШН", являющееся собственником указанного здания и налогоплательщиком налога на имущество организаций, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 469 Перечня, полагая, что включение объекта в Перечень противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", так как объект не входит в категорию торговых центров (комплексов).
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "С КОЛЛЕКШН" Сафиуллин Т.М. административное исковое заявление поддержал.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Шагеев Т.Ш. административный иск не признал.
Кабинет Министров Республики Татарстан, Министерство юстиции Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направили.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Пунктом "и" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в круг полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения включено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом.
Согласно статьям 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут также устанавливаться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 названного кодекса.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации).
Указанными объектами недвижимого имущества являются, помимо прочих, торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как установлено пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предписано не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой же статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В Республике Татарстан особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", согласно которой налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке (часть 1).
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 названной статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896 утвержден Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Согласно Порядку в Перечень включаются объекты недвижимого имущества, указанные в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ (пункт 2).
Перечень утверждается распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3).
Следовательно, правительством региона предписывается, что в Перечень подлежат включению только торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 2000 квадратных метров, расположенные на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек. Региональный законодатель не предусмотрел возможность включения в Перечень других видов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (например, административно-деловых центров, нежилых помещений, для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания) и не наделил соответствующими полномочиями упомянутое министерство.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой же статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2016 года N 977 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, в Положение о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 августа 2007 года N 407, внесены изменения, наделяющие его полномочиями по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Республики Татарстан (подпункт 3.3.101).
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 29 сентября 2017 года N 2196-р создана комиссия по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
На заседании комиссии 3 ноября 2021 года утвержден план-график проведения обследования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории города Казани, в который включено обследование здания с кадастровым номером.... на предмет фактического использования, сформированы рабочие группы по проведению обследований (протокол заседания N 1).
9 ноября 2021 года соответствующей рабочей группой проведено обследование здания с кадастровым номером.... результаты зафиксированы в акте обследования здания (строения, сооружения) и помещения.
16 ноября 2019 года комиссией рассмотрены акты обследования зданий (строений, сооружений) и помещений, результатов фото- и (или) видеосъемки, представленные рабочими группами, в том числе в отношении здания с кадастровым номером...., принято решение провести повторное обследование данного объекта недвижимости (протокол заседания N 2).
6 декабря 2021 года комиссией утвержден план-график проведения обследования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории города Казани, в который также включено обследование здания с кадастровым номером.... (протокол заседания N 3).
22 декабря 2021 года вновь проведено обследование здания с кадастровым номером.... в ходе которого составлен отчет по результатам обследования и изменений нежилых помещений, используемый для осуществления торговой деятельности в здании (торгового помещения) и акт обследования здания (строения, сооружения) и помещения.
На основании рассмотренных актов обследования зданий (строений, сооружений), результатов фото- и (или) видеосъемки, представленные рабочими группами, в том числе в отношении здания с кадастровым номером...., комиссией принято решение рекомендовать Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан определить вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений как торгового центра (комплекса).
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 28 декабря 2021 года N 4119-р в отношении объектов, указанных в приложении к распоряжению, определен вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений как торговых центров (комплексов), в числе прочих указано здание с кадастровым номером.....
Распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 30 декабря 2021 года N 8793, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 30 декабря 2021 года.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 28 декабря 2021 года N 4120-р в Перечень, утвержденный распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 ноября 2021 года N 3555-р, внесены изменения путем дополнения Перечня новыми пунктами, в том числе оспариваемым пунктом 469, в котором указано здание с кадастровым номером....
Не согласившись с обоснованностью включения данного объекта недвижимости в Перечень, общество с ограниченной ответственностью "С КОЛЛЕКШН" обратилось в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с заявлением о пересмотре вида фактического использования здания и исключении его из Перечня.
Данное обращение рассмотрено на заседании комиссии 10 февраля 2022 года, на основании представленных материалов принято решение оставить вид фактического здания без изменения (протокол заседания N 8).
Обращаясь к доводам административного истца о необоснованном включении принадлежащего ему здания в категорию торговых центров (комплексов), суд исходит из признаков, перечисленных в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером 16:50:140209:28 расположен на земельных участках с кадастровыми номерами 16:50:140209:19, 16:50:140209:29 с видами разрешенного использования: размещение административного здания, административно-офисный центр. Объект недвижимости представляет собой четырехэтажное здание нежилого назначения с наименованием "административно-офисный центр" общей площадью 3 869, 8 квадратного метра.
По данным технического паспорта от 20 марта 2017 года, составленного обществом с ограниченной ответственностью "Межрегиональный кадастровый центр", площадь первого этажа составляет 1343,2 квадратного метра, площадь второго этажа - 1307,4 квадратного метра, площадь третьего этажа - 1249,7 квадратного метра, площадь четвертого этажа - 70, 9 квадратного метра, площадь всех частей здания составляет 3971,2 квадратного метра, площадь по внутреннему объему - 3752 квадратных метров. Сведения о наименовании и назначении частей здания как торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания отсутствуют.
Как видно из документов, представленных Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, и пояснений его представителя, включение здания в Перечень обусловлено наличием на втором этаже торговой площади 922,2 квадратного метра (магазин "Клумба", магазин "Магнит", магазин автозапчастей "Кунцево"), что составляет 23,83 процента от общей площади здания, принятой на основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости (3869,8 квадратного метра).
Общество с ограниченной ответственностью "С КОЛЛЕКШН", не отрицая факта размещения в здании торговых объектов, приводит иные данные об используемой в этих целях площади, составляющей только 773 квадратных метра, то есть менее 20 процентов общей площади здания. В частности 703 квадратных метра занято магазином "Магнит" (арендатор - акционерное общество "Тандер"), 38 квадратных метров - магазином автозапчастей "Кунцево" (арендатор - индивидуальный предприниматель Фасхутдинов И.Ф.), 32 квадратных метра - магазином "Клумба" (арендатор - общество с ограниченной ответственностью "Бизнес Групп").
При разрешении данного спора суд основывается на положениях части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагающей на органы, принявшие оспариваемые нормативные правовые акты, обязанность доказывания законности этих актов и подтверждения фактов, на которые они ссылаются.
Суд также принимает во внимание, что согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" под площадью торгового объекта следует понимать помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
Из представленных Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан документов следует, что вывод о фактическом использовании здания сделан по результатам осмотра второго этажа здания, зафиксированным в актах обследования от 9 ноября 2021 года и 22 декабря 2021 года, а также замера торговых площадей, зафиксированного в отчете акционерного общества "Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан" от 22 декабря 2021 года.
Так, в разделе 2 "Описание фактического использования помещений" акта обследования от 9 ноября 2021 года содержатся сведения о фактическом использования в целях торговли площади второго этажа, составляющей 1307,4 квадратного метра, фактическое использование первого, третьего и четвертого этажей не установлено. В разделе 3 "Заключение о фактическом использовании" указано на расположение на втором этаже здания магазина "Клумба", магазина "Магнит", а также магазина автозапчастей "Кунцево". Со ссылкой на данные визуального осмотра в этом же разделе установлено, что второй этаж здания используется в целях торговли, что составляет более 20 процентов от общей площади здания.
В разделе 2 акта обследования от 22 декабря 2021 года приведены сведения о фактическом использовании в целях торговли 922,2 квадратного метра площади второго этажа здания. Как следует из содержания раздела, фактическое использование первого, третьего и четвертого этажа также не установлено. В разделе 3 со ссылкой на результаты замера торговых залов изложен вывод о площади торговых залов 922,2 квадратного метра, что составляет 23,83 процента от общей площади здания.
Приложенный к акту отчет по результатам обследования и измерений нежилых помещений, используемых для осуществления торговой деятельности в здании (торгового помещения), также содержит сведения о площади торговых помещений, по результатам измерения составившей 922,2 квадратного метра, при этом в графе "номера этажей расположения торговых помещений" указан первый этаж.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что акты и отчет, составленные по результатам обследования здания с кадастровым номером 16:50:140209:28, однозначно не подтверждают факт использования не менее 20% общей площади здания в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В содержании данных документов имеется противоречие в части указания номера этажа, на котором расположены торговые помещения: согласно акту от 22 декабря 2021 года площадь, используемая в целях торговли, расположена на втором этаже, доступ на первый этаж не получен, его фактическое использование не установлено, однако в приложенном к акту отчете от 22 декабря 2021 года зафиксировано наличие торговых площадей на первом этаже. Кроме того, ни в отчете, ни в акте не содержится указания на конкретные помещения, фактически используемые для торговли, площадь каждого помещения, не описаны признаки, свидетельствующие о размещении в здании торговых помещений (наличие торгового оборудования, предназначенного и используемого для обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров), не приведены сведения о применении технических средствах измерения и их характеристиках, что не позволяет установить достоверность полученных результатов замера.
Вопреки положениям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каких-либо иных доказательств обоснованности включения спорного здания в Перечень (результатов видеофиксации процесса обследования, фотоматериалов с пояснительными надписями и привязкой к конкретным помещениям, иных сведений, позволяющих с достоверностью определить размер площади, используемой для размещения торговых помещений) административным ответчиком не представлено.
Поскольку вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположено спорное здание, а также назначение и наименование помещений, указанные в Едином государственном реестре недвижимости и в техническом паспорте здания, не предусматривают размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, при отсутствии безусловных доказательств, свидетельствующих о фактическом использовании не менее 20 процентов общей площади здания для размещения таких объектов, отнесение спорного здания к категории торговых центров (комплексов) по признакам, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ, следует считать необоснованным, а пункт 469 Перечня - несоответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2022 год), признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем суд полагает необходимым признать его недействующим со дня принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "С КОЛЛЕКШН" удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 469 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 ноября 2021 года N 3555-р.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Сафина М.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 4 мая 2022 г. N 3а-317/2022
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 22 августа 2022 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 августа 2022 г. N 66а-1752/2022 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения