Правительство Магаданской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Магаданской области от 24 сентября 2021 г. N 725-пп "Об утверждении государственной программы Магаданской области "Развитие социальной защиты населения Магаданской области" следующие изменения:
в государственной программе Магаданской области "Развитие социальной защиты населения Магаданской области", утвержденной указанным постановлением (далее - государственная программа):
- позицию "Ресурсное обеспечение государственной программы" паспорта государственной программы изложить в следующей редакции:
" |
Ресурсное обеспечение государственной программы |
Общий объем финансирования государственной программы составляет 29 561 494,0 тыс. рублей, в том числе: 2022 - 5 320 803,1 тыс. рублей; 2023 - 5 444 925,5 тыс. рублей; 2024 - 5 632 198,2 тыс. рублей; 2025 - 5 067 359,1 тыс. рублей; 2026 - 5 261 012,3 тыс. рублей, 2027 - 261 913,3 тыс. рублей; 2028 - 263 324,2 тыс. рублей; 2029 - 264 444,2 тыс. рублей; 2030 - 265 964,2 тыс. рублей; 2031 - 262 768,7 тыс. рублей; 2032 - 261 953,8 тыс. рублей; 2033 - 244 366,2 тыс. рублей; 2034 - 317 358,3 тыс. рублей; 2035 - 593 373,1 тыс. рублей; за счет средств федерального бюджета (далее также - ФБ) - 7 924 672,3 тыс. рублей, в том числе: 2022 - 1 515 194,7 тыс. рублей; 2023 - 1 809 403,2 тыс. рублей; 2024 - 1 884 157,8 тыс. рублей; 2025 - 1 357 958,3 тыс. рублей; 2026 - 1 357 958,3 тыс. рублей, 2027 - 0 рублей; 2028 - 0 рублей; 2029 - 0 рублей; 2030 - 0 рублей; 2031 - 0 рублей; 2032 - 0 рублей; 2033 - 0 рублей; 2034 - 0 рублей; 2035 - 0 рублей; за счет средств областного бюджета (далее также - ОБ) - 21 636 821,7 тыс. рублей, в том числе: 2022 - 3 805 608,4 тыс. рублей; 2023 - 3 735 522,3 тыс. рублей; 2024 - 3 748 040,4 тыс. рублей; 2025 - 3 709 400,8 тыс. рублей; 2026 - 3 903 054,0 тыс. рублей; 2027 - 261 913,3 тыс. рублей; 2028 - 263 324,2 тыс. рублей; 2029 - 264 444,2 тыс. рублей; 2030 - 265 964,2 тыс. рублей; 2031 - 262 768,7 тыс. рублей; 2032 - 261 953,8 тыс. рублей; 2033 - 244 366,2 тыс. рублей; 2034 - 317 358,3 тыс. рублей; 2035 - 593 373,1 тыс. рублей. Финансирование государственной программы за счет средств муниципальных бюджетов (далее также - МБ) и внебюджетных источников (далее также - ВБИ) не предусмотрено |
"; |
- позицию "Ресурсное обеспечение Подпрограммы" паспорта подпрограммы "Старшее поколение Магаданской области" государственной программы изложить в следующей редакции:
" |
Ресурсное обеспечение Подпрограммы |
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 1 480 476,2 тыс. рублей, в том числе: 2022 - 316 700,6 тыс. рублей; 2023 - 547 953,6 тыс. рублей; 2024 - 559 935,0 тыс. рублей; 2025 - 27 943,5 тыс. рублей; 2026 - 27 943,5 тыс. рублей; 2027 - 0 рублей; 2028 - 0 рублей; 2029 - 0 рублей; 2030 - 0 рублей; 2031 - 0 рублей; 2032 - 0 рублей; 2033 - 0 рублей; 2034 - 0 рублей; 2035 - 0 рублей; за счет средств федерального бюджета - 1 317 601,0 тыс. рублей, в том числе: 2022 - 285 410,0 тыс. рублей; 2023 - 510 839,4 тыс. рублей; 2024 - 521 351,6 тыс. рублей; 2025 - 0 тыс. рублей; 2026 - 0 тыс. рублей; 2027 - 0 рублей; 2028 - 0 рублей; 2029 - 0 рублей; 2030 - 0 рублей; 2031 - 0 рублей; 2032 - 0 рублей; 2033 - 0 рублей; 2034 - 0 рублей; 2035 - 0 рублей; за счет средств областного бюджета - 162 875,2 тыс. рублей, в том числе: 2022 - 31 290,6 тыс. рублей; 2023 - 37 114,2 тыс. рублей; 2024 - 38 583,4 тыс. рублей; 2025 - 27 943,5 тыс. рублей; 2026 - 27 943,5 тыс. рублей; 2027 - 0 рублей; 2028 - 0 рублей; 2029 - 0 рублей; 2030 - 0 рублей; 2031 - 0 рублей; 2032 - 0 рублей; 2033 - 0 рублей; 2034 - 0 рублей; 2035 - 0 рублей. |
"; |
- позицию "Ресурсное обеспечение Подпрограммы" паспорта подпрограммы "Укрепление материально-технической базы учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения Магаданской области" государственной программы изложить в следующей редакции:
" |
Ресурсное обеспечение Подпрограммы |
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 87 749,8 тыс, рублей, в том числе: 2022 - 87 749,8 тыс. рублей; 2023 - 0 тыс. рублей; 2024 - 0 тыс. рублей; 2025 - 0 тыс. рублей; 2026 - тыс. рублей; 2027 - 0 рублей; 2028 - 0 рублей; 2029 - 0 рублей; 2030 - 0 рублей; 2031 - 0 рублей; 2032 - 0 рублей; 2033 - 0 рублей; 2034 - 0 рублей; 2035 - 0 рублей; за счет средств областного бюджета - 87 749,8 тыс. рублей, в том числе: 2022 - 87 749,8 тыс. рублей; 2023 - 0 тыс. рублей; 2024 - 0 тыс. рублей; 2025 - 0 тыс. рублей; 2026 - 0 тыс. рублей; 2027 - 0 рублей; 2028 - 0 рублей; 2029 - 0 рублей; 2030 - 0 рублей; 2031 - 0 рублей; 2032 - 0 рублей; 2033 - 0 рублей; 2034 - 0 рублей; 2035 - 0 рублей. |
"; |
- позицию "Ресурсное обеспечение Подпрограммы" паспорта подпрограммы "Содействие в социальной адаптации отдельных категорий граждан, проживающих на территории Магаданской области" государственной программы изложить в следующей редакции:
" |
Ресурсное обеспечение Подпрограммы |
Общий объем финансирования подпрограммы за счет средств областного бюджета составляет 2 369,2 тыс. рублей, в том числе; 2022 - 192,0 тыс. рублей; 2023 - 544,3 тыс. рублей; 2024 - 544,3 тыс. рублей; 2025 - 544,3 тыс. рублей; 2026 - 544,3 тыс. рублей; 2027 - 0 рублей; 2028 - 0 рублей; 2029 - 0 рублей; 2030 - 0 рублей; 2031 - 0 рублей; 2032 - 0 рублей; 2033 - 0 рублей; 2034 - 0 рублей; 2035 - 0 рублей. |
"; |
- позицию "Ресурсное обеспечение Подпрограммы" паспорта подпрограммы "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" государственной программы изложить в следующей редакции:
" |
Ресурсное обеспечение Подпрограммы |
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 15 237 969,7 тыс. рублей, в том числе: 2022 - 3 030 514,6 тыс. рублей; 2023 - 3 021 882,6 тыс. рублей; 2024 - 3 083 755,9 тыс. рублей; 2025 - 3 050 908,3 тыс. рублей; 2026 - 3 050 908,3 тыс. рублей; 2027 - 0 рублей; 2028 - 0 рублей; 2029 - 0 рублей; 2030 - 0 рублей; 2031 - 0 рублей; 2032 - 0 рублей; 2033 - 0 рублей; 2034 - 0 рублей; 2035 - 0 рублей; за счет средств федерального бюджета - 6 607 071,3 тыс. рублей, в том числе: 2022 - 1 229 784,7 тыс. рублей; 2023 - 1 298 563,8 тыс. рублей; 2024 - 1 362 806,2 тыс. рублей; 2025 - 1 357 958,3 тыс. рублей; 2026 - 1 357 958,3 тыс. рублей; 2027 - 0 рублей; 2028 - 0 рублей; 2029 - 0 рублей; 2030 - 0 рублей; 2031 - 0 рублей; 2032 - 0 рублей; 2033 - 0 рублей; 2034 - 0 рублей; областного бюджета - 8 630 898,4 тыс. рублей, 2035 - 0 рублей; за счет средств в том числе: 2022 - 1 800 729,9 тыс. рублей; 2023 - 1 723 318,8 тыс. рублей; 2024 - 1 720 949,7 тыс. рублей; 2025 - 1 692 950,0 тыс. рублей; 2026 - 1 692 950,0 тыс. рублей; 2027 - 0 рублей; 2028 - 0 рублей; 2029 - 0 рублей; 2030 - 0 рублей; 2031 - 0 рублей; 2032 - 0 рублей; 2033 - 0 рублей; 2034 - 0 рублей; 2035 - 0 рублей. |
"; |
- позицию "Ресурсное обеспечение Подпрограммы" паспорта подпрограммы "Создание условий для реализации государственной программы" государственной программы изложить в следующей редакции:
" |
Ресурсное обеспечение Подпрограммы |
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 12 752 929,1 тыс. рублей, в том числе: 2022 - 1 885 646,1 тыс. рублей; 2023 - 1 974 545,0 тыс. рублей; 2024 - 1 987 963,0 тыс. рублей; 2025 - 1 987 963,0 тыс. рублей; 2026 - 2 181 616,2 тыс. рублей; 2027 - 261 913,3 тыс. рублей; 2028 - 263 324,2 тыс. рублей; 2029 - 264 444,2 тыс. рублей; 2030 - 265 694,2 тыс. рублей; 2031 - 262 768,7 тыс. рублей; 2032 - 261 953,8 тыс. рублей; 2033 - 244 366,0 тыс. рублей; 2034 - 317 358,3 тыс. рублей; 2035 - 593 373,1 тыс. рублей; за счет средств федерального бюджета - 0 тыс. рублей, в том числе: 2022 - 0 тыс. рублей; 2023 - 0 тыс. рублей; 2024 - 0 тыс. рублей; 2025 - 0 тыс. рублей; 2026 - 0 тыс. рублей; 2027 - 0 рублей; 2028 - 0 рублей; 2029 - 0 рублей; 2030 - 0 рублей; 2031 - 0 рублей; 2032 - 0 рублей; 2033 - 0 рублей; 2034 - 0 рублей; 2035 - 0 рублей; за счет средств областного бюджета - 12 752 929,1 тыс. рублей, в том числе: 2022 - 1 885 646,1 тыс. рублей; 2023 - 1 974 545,0 тыс. рублей; 2024 - 1 987 963,0 тыс. рублей; 2025 - 1 987 963,0 тыс. рублей; 2026 - 2 181 616,2 тыс. рублей; 2027 - 261 913,3 тыс. рублей; 2028 - 263 324,2 тыс. рублей; 2029 - 264 444,2 тыс. рублей; 2030 - 265 694,2 тыс. рублей; 2031 - 262 768,7 тыс. рублей; 2032 - 261 953,8 тыс. рублей; 2033 - 244 366,0 тыс. рублей; 2034 - 317 358,3 тыс. рублей; 2035 - 593 373,1 тыс. рублей. |
"; |
- раздел I "Характеристика текущего состояния сферы реализации и приоритеты государственной программы, и прогноз развития на перспективу" государственной программы изложить в следующей редакции:
"I. Характеристика текущего состояния сферы реализации и приоритеты государственной программы, и прогноз развития на перспективу
Характерные особенности демографического, социального и экономического развития Магаданской области, а также специфика его бюджетной обеспеченности и структуры социальных расходов определяют сложившуюся систему социальной защиты населения в Магаданской области.
На протяжении последних лет на территории Магаданской области продолжает сохраняться достаточно сложная демографическая ситуация. Сказывается влияние специфических северных факторов - экстремальные природно-климатические условия, низкий уровень плотности населения и транспортной доступности.
Главной тенденцией демографических процессов является сокращение численности населения. По данным Росстата на 01 января 2020 года на территории Магаданской области проживало 140,1 тыс. человек, из них 134,6 тыс. человек (96,1%) - городские жители и 5,5 тыс. человек (3,9%) - сельские жители.
По сравнению с началом 2010 года численность населения сократилась на 16,8 тыс. человек, или на 11,9%. Данное сокращение обусловлено миграционным оттоком населения (в основном в трудоспособном возрасте) в центральные районы страны.
В Магаданской области проживают более 29 тыс. детей. Повышение уровня и качества жизни детей и семей с детьми является одним из приоритетных направлений государственной и региональной социальной политики.
Магаданская область выполняет все обязательства в отношении предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки детям и семьям с детьми. Создана необходимая законодательная и нормативная база в сфере социальной защиты детей и семей с детьми.
Целенаправленно проводится работа по улучшению их благополучия, в том числе социально уязвимых категорий детей. К числу наиболее уязвимых категорий относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся в социально опасном положении. Указанные группы детей нуждаются в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество.
При реализации семейной политики в Магаданской области в последние годы сделан особый акцент на увеличение рождаемости и укрепление государственной поддержки семей с детьми, в том числе семей, находящихся в социально опасном положении.
Действующая система выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей, в совокупности с другими социальными гарантиями формирует поддержку семьи, материнства и детства и обеспечивает прямую материальную поддержку семьи в связи с рождением и воспитанием детей.
Масштабность, сложность, многообразие проблемы обуславливают необходимость ее комплексного решения, в том числе разработки и осуществления мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Принимаемые системные меры социальной поддержки колымских семей оказывают свое воздействие на демографическую ситуацию. В общей численности рожденных детей увеличивается доля рожденных третьих и последующих детей.
Современная демографическая ситуация в Магаданской области характеризуется повышением доли лиц в возрасте старше трудоспособного возраста и снижением доли лиц моложе трудоспособного возраста. На 01 января 2020 года в Магаданской области 29,6 тыс. человек (22,0%) принадлежали к категории граждан старшего поколения (женщины в возрасте 55 лет и старше и мужчины - 60 лет и старше).
В настоящее время в пожилой возраст вступает совершенно иное поколение. Это люди, имеющие в большинстве своем, высшее или среднее профессиональное образование, иное социальное и материальное положение и, следовательно, более высокие притязания по их социальному обеспечению и социальному обслуживанию, что требует адекватной социальной политики в отношении старшего поколения.
Одной из стратегических задач государства является создание условий для повышения качества жизни пожилых граждан путем обеспечения комплексного социального обслуживания, повышения качества и доступности социальных услуг, поддержания активного долголетия, поддержания способности пожилых граждан к трудовой деятельности, а также повышения уровня благосостояния иных категорий граждан, нуждающихся в поддержке государства.
По состоянию на 01 января 2020 года численность граждан из числа ветеранов и других категорий граждан, принадлежащих к федеральным категориям льготников, составляет более 6,7 тысяч человек, число граждан, принадлежащих к региональным категориям льготников, составляет более 18 тысяч человек.
Меры социальной поддержки в Магаданской области предоставляются указанным гражданам в форме ежемесячных и ежегодных денежных выплат, компенсаций, субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Сложившаяся система мер социальной поддержки в определенной степени компенсирует риски потери доходов, но сохраняет высокий спрос на качественные социальные услуги, в том числе по социальному обслуживанию, включая сегмент платных услуг.
В Магаданской области сформирована государственная система социальных служб, структура которой оптимизирована с учетом региональных особенностей.
По состоянию на 01 января 2021 года в системе социальной защиты населения Магаданской области стабильно функционируют 13 государственных организаций, в том числе 6 организаций социального обслуживания с круглосуточным пребыванием людей (далее - стационарные организации):
- Магаданское областное государственное казенное стационарное учреждение социального обслуживания населения "Дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов" (далее - общий дом-интернат для престарелых и инвалидов) с плановой наполняемостью 303 койко-места, имеющий отделение в Ягоднинском городском округе Магаданской области;
- Магаданское областное государственное казенное стационарное учреждение социального обслуживания населения "Психоневрологический интернат" (далее - психоневрологический интернат) на 305 мест, имеющий 2 отделения в городе Магадане;
- Магаданское областное государственное казенное учреждение социального обслуживания населения "Детский дом-интернат для умственно отсталых детей" (далее - детский дом-интернат) на 45 мест в городе Магадане;
- Магаданское областное государственное казенное учреждение социального обслуживания населения "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (далее - социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних) и его филиал на 60 мест;
- Магаданское областное государственное казенное учреждение социального обслуживания населения "Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства" (далее - центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства) на 28 мест;
- Магаданское областное государственное бюджетное учреждение "Оздоровительно-реабилитационный центр "Синегорье" (далее - оздоровительно-реабилитационный центр) на 65 мест.
Важным направлением социальной работы является полное удовлетворение потребности граждан в социальных услугах.
В соответствии с действующим законодательством организовано социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарной, полустационарной формах и в форме социального обслуживания на дому.
В настоящее время стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляют 2 государственные организации на 600 койко-мест. Все стационарные учреждения располагаются в каменных зданиях. На протяжении ряда лет в стационарных учреждениях проводятся плановые ремонтные работы, направленные на улучшение условий проживания пожилых граждан и инвалидов и обеспечения комплексной безопасности. Для этих целей привлекаются средства областного бюджета, Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках социальных программ.
В целях ликвидации очереди в стационарные организации социального обслуживания в рамках федерального проекта "Системная поддержка и повышение качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" Национального проекта "Демография" предусмотрено строительство дома-интерната для престарелых и инвалидов на 190 мест. Ввод в эксплуатацию дома-интерната для престарелых и инвалидов на 190 мест позволит провести оптимизационные мероприятия по увеличению мощности психоневрологического интерната и ликвидировать очередность.
Нестационарное социальное обслуживание позволяет нуждающимся в посторонней помощи пожилым гражданам и инвалидам получать социальные услуги в привычной домашней обстановке.
Нестационарное социальное обслуживание престарелых граждан и инвалидов осуществляется в городе Магадане специализированным государственным учреждением - Магаданским областным государственным бюджетным учреждением социального обслуживания населения "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов", а также социальными работниками государственных учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения, расположенных в районах области. Одним из наиболее востребованных видов социального обслуживания в области является социальное обслуживание на дому. Ежегодно 106 социальных работников оказывают социальные услуги на дому более 1000 пожилым гражданам.
Спрос граждан пожилого возраста на социальные услуги и в будущем будет возрастать. Наличие большого числа групп пожилых людей с особыми потребностями (инвалидов пожилого возраста, долгожителей, одиноких длительно болеющих пожилых людей) приводит к изменению структуры спроса на социальные услуги. Именно поэтому предстоит наращивать одновременно количественные и качественные показатели социального обслуживания.
В Магаданской области ведется работа, направленная на развитие стационарозамещающих технологий предоставления социальных услуг, в том числе по долговременному уходу за гражданами старшего поколения, полностью или частично утратившими способность к самообслуживанию, а также стимулирование родственного ухода за данной категорией граждан. Организованы альтернативные формы ухода за гражданами пожилого возраста, оказывается поддержка семьям, ухаживающим за престарелыми родственниками без помощи социальных служб. В целях оказания поддержки семьям, которые готовы заботиться о своих пожилых родственниках, не оформляя их в стационарные учреждения, внедрена технология "Школа ухода", которая позволяет улучшить социально-бытовую и социально-средовую адаптацию тяжелобольных граждан, создать благоприятную психологическую атмосферу в семье, где проживает пожилой человек.
В целях обеспечения беспрепятственного доступа граждан пожилого возраста и инвалидов к объектам инфраструктуры и услугам применяется технология "Социальное такси". Во всех городских округах сформированы мобильные бригады для обеспечения доступа к социальным услугам жителей отдаленных от центров городских округов.
В целях совершенствования социокультурного развития граждан пожилого возраста, приобщения их к новому информационному полю и повышения доступности государственных услуг широкому кругу получателей планируется расширить предоставление социально-педагогических услуг, направленных на содействие в овладении пожилыми гражданами навыками работы на персональном компьютере, на формирование информационной компетентности как средства гражданской активности и преодоления социального одиночества.
Качество предоставления социальных услуг зависит, в том числе, и от состояния материально-технической базы учреждений. Поэтому данной проблеме уделяется большое внимание.
Планомерно в учреждениях проводятся ремонтные работы, в том числе по утеплению и облицовке пожаробезопасными материалами фасадов зданий учреждений, утеплению и замене кровли на металлочерепицу, ремонту жизнеобеспечивающих коммуникационных систем (тепло-, водо-, электроснабжения). На особом контроле находятся вопросы подготовки стационарных организаций социального обслуживания к работе в осенне-зимний период, создания доступной среды для инвалидов. Для повышения качества социального обслуживания приобретается необходимое оборудование, автотранспортные средства.
Несмотря на принимаемые органами исполнительной власти Магаданской области меры по развитию системы учреждений социального обслуживания и совершенствованию социальной поддержки имеющиеся в обществе отдельные социальные тенденции определяют еще одну группу населения, нуждающуюся в социальной помощи. К такой группе следует отнести граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе в связи с болезнью, инвалидностью, безработицей, конфликтами в семье, лиц без определенного места жительства, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, включая освободившихся лиц, осужденных за совершение преступлений террористической направленности. В отдельных случаях гражданам для решения их проблемы требуется разовая материальная поддержка, оказание которой осуществляется в рамках Закона Магаданской области от 12 марта 2003 г. N 320-ОЗ "О государственной социальной помощи в Магаданской области" и постановления администрации Магаданской области от 12 января 2006 г. N 1-па "О порядке оказания материальной помощи гражданам, обратившимся на личный прием в Правительство Магаданской области". В иных ситуациях требуется комплексный подход к решению проблем, в том числе на базе открытого в 2010 году Центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства.
Важным направлением работы является обеспечение реализации прав пожилых граждан, проживающих в сельской местности и удаленных районах, на равный доступ к получению государственных и муниципальных услуг. Особенностью Магаданской области является удаленность значительной части территории, слабая развитость социальной инфраструктуры (в частности, здравоохранения), в том числе в связи с недостатком квалифицированных кадров. Это приводит к минимизации возможности населения для получения качественных медицинских и медико-социальных услуг. Сосредоточение основных социально значимых объектов в областном центре - г. Магадане вызывает необходимость поддержки отдельных социально уязвимых категорий граждан в оплате проезда к месту специализированного лечения и получения медико-социальной помощи.
Необходимость в развитии системы социальной защиты населения Магаданской области путем усиления адресности социальной поддержки, внедрения новых альтернативных форм социального обслуживания и укрепления материально-технической базы учреждений, оказывающих социальные услуги, обусловлена необходимостью оптимизации бюджетных расходов на социальную политику и усилением влияния мер социальной поддержки и социального обслуживания на повышение качества жизни граждан.
Целесообразность решения проблем социальной защиты населения на основе программно-целевого подхода обусловлена высокой социальной значимостью решаемых проблем, необходимостью преобразований с целью повышения эффективности и результативности оказываемых мер социальной поддержки и предоставляемых социальных услуг, а также межведомственным характером решаемых проблем.
На основе анализа мероприятий, предлагаемых для реализации в рамках государственной программы, выделены следующие риски ее реализации:
- финансовые риски связаны с возможными кризисными явлениями в российской экономике, которые могут привести к снижению объемов финансирования мероприятий государственной программы, что осложнит оказание социальной поддержки целевых групп населения, и как следствие - к росту социальной напряженности в обществе;
- операционные риски связаны с возможным несвоевременным внесением изменений в нормативную правовую базу и несвоевременным выполнением мероприятий государственной программы;
- социальные риски связаны с дефицитом квалифицированных кадров в системе социальной защиты населения;
- риски возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера могут явиться результатом того, что учреждения с круглосуточным пребыванием людей не оснащены резервными источниками электроснабжения;
- информационные риски определяются отсутствием или частичной недостаточностью исходной отчетной и прогнозной информации, используемой в процессе разработки и реализации государственной программы.
В целях минимизации влияния рисков на достижение цели и запланированных результатов государственной программы ответственным исполнителем государственной программы будет осуществляться мониторинг и контроль исполнения мероприятий государственной программы с учетом анализа социально-экономической ситуации в Российской Федерации и Магаданской области и принимаемых нормативных правовых актов в сфере социальной политики.
Принятие общих мер по управлению рисками осуществляется ответственным исполнителем государственной программы в процессе мониторинга реализации государственной программы и оценки эффективности ее реализации.
Возрастающая доля граждан пожилого возраста в общей численности населения Магаданской области определяет их как приоритетную целевую группу. Для отдельных категорий пожилых людей законодательством Магаданской области установлены дополнительные меры социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат и компенсационных расходов. На протяжении ряда лет в Магаданской области реализовалась подпрограмма "Старшее поколение Магаданской области" государственной программы "Развитие социальной защиты населения Магаданской области", утвержденной постановлением Правительства Магаданской области от 07 ноября 2013 г. N 1081-па "Об утверждении государственной программы Магаданской области "Развитие социальной защиты населения Магаданской области", предусматривающая дополнительную материальную поддержку пожилых людей, меры по укреплению их здоровья, организации культурно-досуговой деятельности, совершенствованию коммуникационных связей и развитию интеллектуального потенциала. Сложившаяся система мер социальной поддержки в определенной степени компенсирует риски потери их доходов, но сохраняет высокий спрос на качественные социальные услуги, в том числе по социальному обслуживанию, включая сегмент платных услуг.
По оценкам ООН население мира в возрасте 60 лет и старше в 2020 году насчитывало 728 миллионов человек, что в 2,2 раза больше, чем в 1990 году (328 миллионов человек). К 2030 году численность населения 65 лет и старше превысит 997 миллионов человек по среднему варианту прогноза ООН пересмотра 2019 года, а к 2050 году достигнет 1549 миллионов человек. Прогнозная численность населения мира должна к этому времени составить более 9,1 млрд человек. Это означает, что практически каждый третий - четвертый житель планеты будет пожилым человеком.
Помимо тенденции общего старения населения в мире в составе пожилого населения постоянно увеличивается доля старших возрастов. К 2050 году в большинстве стран число людей старше 80 лет увеличится в четыре раза и достигнет 434 миллионов человек.
По состоянию на 01 января 2020 года численность населения в Магаданской области составила 140,1 тыс. человек, из них 29,6 тыс. человек (21,1%) принадлежат к категории граждан старшего поколения (женщины в возрасте 55 лет и старше и мужчины - 60 лет и старше).
Здоровье пожилых граждан - важнейший показатель их благополучия - имеет ряд отличительных особенностей. Постепенное снижение адаптационных, защитных, функциональных, компенсаторных возможностей организма, ослабление ряда функций приводят к эмоциональной подавленности, депрессивным и ипохондрическим состояниям, раздражительности, обидчивости. Влияние на состояние здоровья, жизненный тонус, психику граждан оказывает и разрыв с трудовой деятельностью. И это естественно, поскольку труд (посильный, конечно) является источником долголетия, одним, из важнейших условий сохранения хорошего здоровья.
Органами службы занятости населения Магаданской области посредством анкетирования постоянно проводятся исследования о сохранении занятости и ее формах, желании пройти обучение в целях сохранения занятости либо смены трудовой деятельности среди граждан пенсионного возраста. Большинство опрошенных имеют ряд преимуществ перед более молодыми людьми - богатый трудовой опыт, дисциплинированность, менее притязательны к размеру оплаты. Помимо экономических проблем, объясняющих стремление пожилых людей к сохранению занятости, важное значение имеют и психологические факторы - чувство одиночества и "ненужности" обществу. При этом работодатели, в силу сложившихся стереотипов предпочитают работников более молодого возраста, либо рассматривают работников пожилого возраста только на определенные должности (вахтер, уборщик служебных помещений, комендант и т.п.). Организуемые органами службы занятости населения Магаданской области специализированные и тематические ярмарки вакансий, информирование о ситуации на рынке труда, профессиональная ориентация, к сожалению, не позволяют в полной мере реализоваться пожилым людям на рынке труда.
Пожилые граждане относятся к социально уязвимой категории граждан, требующей постоянного внимания и формирующей возрастающий спрос на меры социальной поддержки и социальные услуги различного характера, оказываемые посторонними людьми, будь то члены семьи, соседи, медицинские, социальные или благотворительные организации. Образ жизни и социальное положение пожилых граждан во многом определяется тем, как они проводят свободное время, какие возможности для этого создаст общество. Активно занимаясь общественной деятельностью, пожилые люди делают свою жизнь более полнокровной.
В связи с этим актуальным является проведение мероприятий, позволяющих с учетом возраста, состояния здоровья, способности к самообслуживанию, семейного и имущественного положения оказать необходимую социальную поддержку пожилым неработающим гражданам, способствующую улучшению жизнеобеспечения, а также поддержать их активную жизненную позицию путем привлечения для участия в спортивных и культурно-досуговых мероприятиях, создать условия для реализации пожилыми гражданами своего интеллектуального потенциала.
Потеря своего социального статуса, активной жизни тяжело переносится пожилым человеком. И для компенсации этого главную роль должна играть семья. Однако, нередко приходится говорить о том, что именно взаимоотношения пожилых людей с членами семьи негативно влияют на самочувствие и жизнедеятельность старшего поколения.
Важной социальной проблемой пожилых граждан является постепенное разрушение традиционных семейных устоев. Очень часто пожилые люди вообще живут отдельно от семей, и поэтому им бывает не под силу справляться со своими недомоганиями и - одиночеством, и если раньше основная ответственность за пожилых лежала на семье, то сейчас ее все чаще берут на себя государственные учреждения социального обслуживания.
В Магаданской области сформирована государственная система социальных служб, структура которой оптимизирована с учетом региональных особенностей.
Создание более комфортных условий проживания, организация качественной социальной помощи, предоставление услуг социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей, предоставление социальных услуг пожилым людям на условиях реализации принципа индивидуального подхода, применение эффективных моделей социального обслуживания, приближенных к нуждам пожилых людей - являются основными направлениями деятельности государственной системы социальных служб. Новый взгляд на роль и возможности пожилых людей служит стимулом для совершенствования теории и практики социальной работы. Все более активная роль России в мировом сообществе повышает ответственность социальных работников. Современный уровень специалистов социальной сферы предполагает постоянное повышение интеллектуально-нравственного потенциала и формирование личностной этической позиции на основе глубокого осмысления общечеловеческих ценностей и принципов социальной работы. В связи с этим актуальным становится повышение квалификации специалистов государственной системы социальных служб.
Устойчивое внимание к нуждам и запросам граждан пожилого возраста как на федеральном, так и на региональном уровне, улучшение положения пожилых людей является составной частью сильной государственной социальной политики. Решение поставленных задач возможно на основе комплексного программно-целевого подхода, ориентированного на конечные социально-экономические результаты.
На основе анализа мероприятий, предлагаемых для реализации в рамках настоящей подпрограммы, выделены следующие риски ее реализации:
Финансовые риски связаны с возможными кризисными явлениями в мировой и российской экономике, колебаниями мировых и внутренних цен на сырьевые ресурсы, которые могут привести к снижению объемов финансирования мероприятий подпрограммы, что осложнит оказание социальной поддержки целевым группам населения, и как следствие - к росту социальной напряженности в обществе.
Операционные риски связаны с возможным несвоевременным внесением изменений в нормативную правовую базу и несвоевременным выполнением мероприятий подпрограммы.
Социальные риски связаны с дефицитом квалифицированных кадров в системе социальной защиты населения.
Информационные риски определяются отсутствием или частичной недостаточностью исходной отчетной и прогнозной информации, используемой в процессе разработки и реализации подпрограммы.
На территории области создана государственная система учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения, структура которой оптимизирована с учетом региональных особенностей, и по состоянию на 01 января 2021 года представлена 13 государственными организациями, расположенными как в г. Магадане, так и в иных муниципальных образованиях Магаданской области, в числе которых: 3 дома-интерната, 6 центров социальной поддержки и социального обслуживания населения, 1 центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, 1 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 1 центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства, 1 оздоровительно-реабилитационный центр, 1 центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.
Качество предоставляемых учреждениями социальных услуг зависит от многих факторов, в том числе от содержания зданий учреждений в надлежащем состоянии, своевременного проведения текущих и капитальных ремонтов, уровня материально-технического обеспечения, своевременного оснащения необходимым оборудованием.
Стационарное социальное обслуживание осуществляют 3 государственных организации, рассчитанных на проживание 653 клиента.
Стационарные организации социального обслуживания, за исключением отделения общего дом-интернат для престарелых и инвалидов "Ветераны Колымы", расположены в каменных зданиях, построенных в период с 1963 года по 1979 год по типовым проектным решениям: детский дом-интернат для умственно отсталых детей расположен в каменном здании, которое сдано в эксплуатацию в 1963 году, дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов расположен в каменном здании 1972 года постройки, психоневрологический интернат в зданиях, построенных в 1974 и в 1979 годах соответственно. Филиал общего дома-интерната общего типа для престарелых и инвалидов в пос. Синегорье Ягоднинского городского округа создан на базе неиспользуемых помещений 1 этажа учреждения здравоохранения, построенного в 1975 году, открыт в 2013 году. Здание, в котором располагается отделение "Ветераны Колымы", введено в эксплуатацию в 2005 году.
Министерством труда и социальной политики Магаданской области ведется работа по развитию инфраструктуры действующих организаций социальной поддержки и социального обслуживания населения, по обеспечению функционирования всех основных систем жизнеобеспечения, по укреплению материально-технической базы организациях, приведению условий проживания к современным требованиям, обеспечивающим высокую безопасность и комфорт.
Вместе с тем, результативность и эффективность использования бюджетных средств, направляемых на содержание государственной системы социальных служб, зависит от современного и качественного бюджетного планирования, от адресного и целевого использования выделяемых средств.
Одним из актуальных вопросов для государственных учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения является необходимость проведения ремонтных работ и замена (переоснащение) оборудования (медицинского, технологического, автотранспорта) в связи с его износом (моральным и физическим).
Качество социальных услуг, предоставляемых населению, зависит от наличия в учреждениях современного реабилитационного оборудования и от создания необходимых условий для обеспечения доступности к услугам во всех сферах жизнедеятельности.
В рамках реализации Подпрограммы "Укрепление материально-технической базы учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения Магаданской области" планируется продолжить работу по капитальному и текущему ремонтам подведомственных учреждений, приобретению необходимого оборудования для осуществления уставных задач учреждений.
В рамках государственной программы планируется осуществить строительство дома-интерната для граждан пожилого возраста и инвалидов на 190 мест в г. Магадане. Ввод нового учреждения позволит улучшить условия проживания граждан старшего поколения, создать условия, приближенные к домашним, а также позволит провести оптимизационные мероприятия по увеличению мощности психоневрологического интерната и ликвидировать очередность.
На сегодняшний день остается актуальной проблема реабилитации детей-инвалидов. Общая численность детей-инвалидов, проживающих в Магаданской области, за 2020 год составила 545 детей, что составляет 8,9% от общей численности инвалидов в области.
В Магаданской области функционирует 1 специализированный реабилитационный центр для детей-инвалидов - Магаданское областное государственное бюджетное учреждение социальной поддержки населения "Магаданский областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями" (дневное пребывание для детей от 4 до 18 лет). Для увеличения охвата инвалидов и детей-инвалидов реабилитационными мероприятиями в целях обеспечения меры по созданию и развитию региональных центров комплексной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов в рамках государственной программы планируется осуществить строительство многопрофильного центра реабилитации на 50 мест в г. Магадане. Создание многопрофильного комплексного реабилитационного центра в Магаданской области обеспечит функционирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, позволит предоставлять услуги ранней помощи и сопровождения на основе эффективного межведомственного взаимодействия.
На основе анализа мероприятий, предлагаемых для реализации в рамках подпрограммы, выделены следующие риски ее реализации:
Финансовые риски связаны с возможными кризисными явлениями в российской экономике, которые могут привести к снижению объемов финансирования мероприятий подпрограммы, а соответственно, к снижению качества и доступности социальных услуг.
Риски чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера могут явиться результатом того, что учреждения с круглосуточным пребыванием людей не оснащены резервными источниками электроснабжения.
Информационные риски определяются отсутствием или частичной недостаточностью исходной отчетной и прогнозной информации, используемой в процессе разработки и реализации Подпрограммы.
В жизни каждого человека возникают трудные жизненные ситуации. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно. То есть трудная жизненная ситуация - это такая ситуация, в которой в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни. Выход из сложной ситуации ищут по-разному: одни мирятся и приспосабливаясь "плывут по течению", другие ищут выход с помощью действий, направленных на преодоление проблем и неприятностей, кто-то замыкается в себе и предпочитает их не замечать, многие впадают в депрессию.
Распространенной трудной жизненной ситуацией является отсутствие места жительства. Причинами бездомности являются падение уровня жизни населения и развитие неблагоприятных отношений в семье, нежелание определенного слоя населения трудиться и вести нормальный образ жизни, утрата жилья, увеличение числа лиц, злоупотребляющих алкоголем. Точная статистика лиц без определенного места жительства отсутствует. Объясняется это не только отсутствием должным образом поставленного статистического учета, но и сложностью самого объекта подсчета (бездомных), нечетким определением понятий "бездомность", "бездомные". К отличительным особенностям лиц без определенного места жительства относятся: отсутствие жилья, прописки, документов, родственников (субъективно) и определенных жизненных целей и перспектив.
Источниками существования для представителя этой категории являются: милостыня, воровство, помощь благотворительных организаций и эпизодические заработки.
Ситуация бездомности усугубляет разрыв между человеком и внешним миром. Даже если человек сохраняет дружеские и родственные контакты, по прошествии некоторого времени характер отношений между ним и людьми из прежнего окружения меняется, идет процесс взаимного отчуждения. Зачастую бездомный оказывается в социальном вакууме, который не может преодолеть самостоятельно. Сопутствующим фактором бездомности, сопровождающим процесс ослабления связей и отношений с социальным окружением, является снижение социальной активности человека. Со временем снижается мотивация к труду, основная часть бездомных все меньше надежд возлагает на социальное окружение и продолжает вращаться только в кругу себе подобных. В случае нужды человек, как правило, пытается справиться сам, что, конечно, является позитивным фактором, но, с другой стороны, социальные ресурсы бездомного очень невелики, соответственно, самопомощь здесь, как правило, асоциальная.
Поэтому основной задачей социальной работы в данном случае является оказание помощи человеку восстановить утраченные социальные связи или создать новые.
С открытием в феврале 2011 года центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства социальная работа с лицами без определенного места жительства на территории Магаданской области приобрела иной, более направленный и комплексный характер. Все поступающие в учреждение граждане обеспечиваются койко-местом с комплектом постельного белья, при необходимости - предметами одежды, в том числе верхней по сезону, 3-разовым горячим питанием. В период нахождения в учреждении лицам без определенного места жительства оказывается необходимая доврачебная медицинская и социальная помощь - оформляются удостоверения личности, оказывается содействие в восстановлении документов, оформлении пенсии, назначении мер социальной поддержки, прохождении медико-социальной экспертизы, оформлении документов для помещения в дома-интернаты. Специалистами Центра проводится большая работа по восстановлению родственных связей клиентов Центра, в соответствии с Соглашением о сотрудничестве с учреждениями государственной службы занятости реализуются мероприятия, способствующие профилактике бродяжничества и социальной адаптации лиц без определенного места жительства - поиск работы и трудоустройства. За период функционирования учреждения в нем получили социальную помощь более 1600 человек.
Еще одной целевой категорией граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, решение проблем которых также необходимо решать в рамках данной Подпрограммы, являются лица, освободившиеся из мест лишения свободы.
Социальная адаптация и интеграция в общество освобождающихся из мест лишения свободы является одной из насущных потребностей современного общества, так как предотвращение угрожающих обществу преступлений зависит и от того, насколько успешно освобождаемый сможет включиться в жизнь общества.
На территории Магаданской области дислоцируются 4 пенитенциарных учреждения УФСИН России по Магаданской области, в которых по состоянию на 1 июня 2020 г. содержалось 763 чел. Ежегодно порядка 350 человек освобождаются из мест лишения свободы.
Освобождаемые из мест лишения свободы граждане составляют особую социальную группу населения, состоящую преимущественно из мужчин трудоспособного возраста. В связи с этим вовлечение освобожденных граждан в общественно полезную деятельность, приносящую доход как источник существования, является первостепенной задачей их социальной адаптации к полноценной жизни.
Среди освободившихся граждан порядка 36% не имеют профессии, поэтому важной частью социализации, является их профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда Магаданской области, а также содействие последующему их трудоустройству. Значительная часть освобождающихся граждан имеют профессии, но существующий спрос на текущем рынке труда характеризуется преимущественной потребностью в рабочих специальностях, которыми зачастую владеют лица, освобожденные из мест лишения свободы, вместе с тем имеющийся уровень квалификации не позволяет претендовать на их замещение.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, отнесены к категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Данной категории граждан, обратившимся в органы службы занятости населения в поисках подходящей работы и признанным в установленном законом порядке безработными, гарантируется:
- социальная поддержка в виде выплаты пособия по безработице и стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости населения, а также материальная поддержка в период участия в мероприятиях активной политики занятости;
- осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;
- бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости населения на профессиональное обучение.
Одним из направлений социальной работы является обеспечение освобожденному из мест лишения свободы возможности беспрепятственно и бесплатно добраться к прежнему или избранному месту жительства. В исправительных учреждениях УФСИН России по Магаданской области отбывают наказание граждане из разных районов Магаданской области, Чукотского автономного округа и других городов России. После освобождения многие не имеют теплой гражданской одежды, их путь домой занимает от 3 часов и более. В связи с этим актуальным и одним из условий социальной адаптации на свободе является оказание помощи в виде обеспечения наборами предметов личной гигиены, продовольственных товаров, предметов одежды и обуви (по сезону).
В целях улучшения криминогенной обстановки и профилактики правонарушений в регионе УМВД России по Магаданской области реализуется комплекс мер, в том числе проводится индивидуальная работа. По данным УМВД России по Магаданской области принятыми мерами удалось добиться снижения числа преступлений, совершаемых ранее судимыми лицами.
На основе анализа мероприятий, предлагаемых для реализации в рамках Подпрограммы, выделены следующие риски ее реализации.
Финансовые риски связаны с возможными кризисными явлениями в российской экономике, которые могут привести к снижению объемов финансирования мероприятий Подпрограммы, что осложнит оказание социальной поддержки целевым группам населения, и как следствие - к росту социальной напряженности в обществе.
Операционные риски связаны с возможным несвоевременным выполнением мероприятий Подпрограммы.
Информационные риски определяются отсутствием или частичной недостаточностью исходной отчетной и прогнозной информации, используемой в процессе разработки и реализации Подпрограммы.
Предоставление мер социальной поддержки гражданам является одной из функций государства, направленной на обеспечение их социальной защищенности в связи с особыми заслугами перед Родиной, утратой трудоспособности и тяжести вреда, нанесенного здоровью, нахождением в трудной жизненной ситуации, для решения демографических проблем, стимулирования рождаемости и поддержки семей с детьми.
Вопросам социального благополучия граждан уделяется самое пристальное внимание. Об этом свидетельствует сохраняющаяся социальная направленность бюджета Магаданской области. За период 2014 - 2021 годов на публичные обязательства из областного бюджета направлено 9,1 млрд рублей.
В Магаданской области более 35 тысяч граждан, или каждый четвертый житель, получают регулярные меры социальной поддержки, установленные федеральным и региональным законодательством. Система мер социальной поддержки отдельных категорий граждан носит заявительный характер и предусматривает разграничение полномочий и соответствующих расходных обязательств по их предоставлению конкретным категориям граждан по уровням бюджетной системы.
К расходным обязательствам Российской Федерации, финансируемым из федерального бюджета, отнесены меры социальной поддержки ветеранов и участников Великой Отечественной войны, граждан, награжденных знаком "Почетный донор России" или "Почетный донор СССР", граждан, пострадавших от радиационных катастроф, выплаты инвалидам компенсаций страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, выплаты единовременного пособия при всех формам устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего службу по призыву, иные выплаты, определенные федеральным законодательством.
На протяжении последних лет одними из главных приоритетов социальной политики являются улучшение качества жизни и рост доходов населения, обеспечение доходов населения не ниже прожиточного минимума, предоставление мер социальной поддержки и социальных услуг для семей с детьми, для ветеранов, инвалидов и малоимущих граждан. В Магаданской области реализуется комплекс мер, направленных на поддержку отдельных категорий граждан.
Жителям области предоставляются более 70 видов социальных выплат, носящих характер регулярных, единовременных, компенсационных выплат, размер которых ежегодно индексируется.
Значительную долю в бюджете на социальную политику занимают расходы на предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда, реабилитированным лицам, труженикам тыла, ветеранам труда Магаданской области и старожилам Магаданской области. Социальная поддержка граждан, относящихся к указанным категориям, предусматривает осуществление системы мер, включающей оказание медицинской и протезно-ортопедической помощи, получение ежемесячных денежных выплат, компенсацию расходов по изготовлению и ремонту зубных протезов, субсидию и частичную компенсацию расходов на оплату жилых помещений, коммунальных услуг, государственную социальная помощь, компенсацию стоимости проезда к месту оказания отдельных видов медицинской помощи.
В целях усиления социальной поддержки нормативная правовая база, регулирующая предоставление этих мер, совершенствуется, ориентируясь на основные задачи, формулируемые в Посланиях Президента Российской Федерации.
Социальная поддержка семьи и детей представляет собой комплекс целенаправленных мер, реализуемых федеральными и региональными органами власти в интересах семьи и детей. Семья всегда была и остается основным ресурсом устойчивого развития общества, а благополучная семья залогом социальной стабильности.
В целях стимулирования рождаемости в Магаданской области установлены ежемесячные денежные выплаты семьям при рождении третьего или последующих детей; региональный материнский (семейный) капитал семьям граждан Российской Федерации при рождении (усыновлении) третьего (или последующего) ребенка в период с 01 января 2007 года по 31 декабря 2024 года; в целях стимулирования женщин к рождению первого ребенка в молодом возрасте с 2015 года региональный капитал также предоставляется женщинам в возрасте до 25 лет при рождении первого ребенка в период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2024 года; единовременные выплаты при рождении детей женщинам из числа коренных малочисленных народов Севера, семьям при рождении двойни или тройни, родителям-студентам.
Многодетным семьям предоставляется поддержка независимо от размера среднедушевых доходов. На каждого ребенка до 18 лет установлены ежемесячные денежные выплаты; семьям выплачивается упреждающая компенсация в размере 30% расходов по оплате коммунальных услуг и компенсируются расходы на оплату взносов за капитальный ремонт в размере 100%. Дети из многодетных семей в первоочередном порядке обеспечиваются бесплатными путевками в оздоровительные лагеря в летний период. Многодетным семьям бесплатно предоставляются в собственность земельные участки для индивидуального жилищного строительства, огородничества, ведения крестьянско-фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства.
Семьям, воспитывающим четырех и более детей в возрасте до 18 лет, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий предоставляется социальная выплата на приобретение жилья.
Многодетным семьям, воспитывающим восемь и более детей, предоставляется социальная выплата на приобретение автотранспорта.
Родителям, чьи дети посещают дошкольные образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, за счет средств областного бюджета компенсируется внесенная родительская плата за присмотр и уход.
Для граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, предусмотрена выплата субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, региональной социальной доплаты к пенсии, государственной социальной помощи.
Снижение уровня бедности - одна из важнейших национальных целей, обозначенных Президентом Российской Федерации. Действенным инструментом по улучшению материального положения семей с детьми является предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта. С 2021 года социальный контракт заключается в целях поиска подходящей работы, прохождения профессионального обучения и дополнительного профессионального образования по востребованным на рынке труда в Магаданской области профессиям, для оказания содействия в открытии собственного дела и ведения личного подсобного хозяйства. Эти направления социального контракта позволят в среднесрочной и долгосрочной перспективе трудоспособным членам семьи иметь доходное занятие, обеспечивающее потребности семьи.
В целях усиления социальной поддержки нормативная правовая база, регулирующая предоставление этих мер, совершенствуется, ориентируясь на основные задачи, формулируемые в Посланиях Президента Российской Федерации.
Основные приоритеты настоящей государственной программы определены с учетом задач, поставленных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегией социально-экономического развития Магаданской области, на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Магаданской области от 05 марта 2020 г. N 146-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года".
В рамках развития социальной защиты населения Магаданской области планируется реализация следующего проекта с использованием механизмов государственно-частного партнерства (в том числе концессионных соглашений):
N |
Наименование проекта |
Предполагаемая форма реализации (ГЧП/концессионное соглашение) |
|
1 |
Проектирование, строительство и эксплуатация объекта "Многопрофильный центр реабилитации на 50 мест в городе Магадане" |
Концессионное соглашение |
"; |
- раздел V "Ресурсное обеспечение реализации государственной программы" государственной программы изложить в следующей редакции:
"V. Ресурсное обеспечение реализации государственной программы
Финансирование государственной программы осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов. Финансирование за счет средств муниципальных бюджетов и внебюджетных источников не предусмотрено.
Общий объем финансирования государственной программы составляет 29 561 494,0 тыс. рублей, в том числе:
- Подпрограмма "Старшее поколение Магаданской области" - 1 480 476,2 тыс. рублей;
- Подпрограмма "Укрепление материально-технической базы учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения Магаданской области" - 87 749,8 тыс. рублей;
- Подпрограмма "Содействие в социальной адаптации отдельных категорий граждан, проживающих на территории Магаданской области" - 2 369,2 тыс. рублей;
- Подпрограмма "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Магаданской области" - 15 237 969,7 тыс. рублей;
- Подпрограмма "Создание условий для реализации государственной программы" - 12 752 929,1 тыс. рублей.
Распределение бюджетных ассигнований на государственную программу утверждается законом Магаданской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Сведения о ресурсном обеспечении реализации государственной программы за счет средств областного бюджета и иных источников финансирования приведены в приложении N 4 к настоящей государственной программе.";
- приложение N 4 "Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Магаданской области "Развитие социальной защиты населения Магаданской области" за счет средств областного бюджета и иных источников финансирования" к государственной программе изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Губернатор |
С.К. Носов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Магаданской области от 3 июня 2022 г. N 493-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Магаданской области от 24 сентября 2021 г. N 725-пп"
Вступает в силу с 11 июня 2022 г.
Текст Постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 10 июня 2022 г. N 4900202206100006