Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
указом Губернатора
Алтайского края
от 10.06.2022 г. N 89
Инвестиционная декларация
Алтайского края
1. Общее описание целей инвестиционного развития Алтайского края
Настоящая инвестиционная декларация разработана в целях создания условий для опережающего инвестиционного развития Алтайского края и достижения национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Главная цель инвестиционного развития Алтайского края - увеличение реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели развития на 70% до 2030 года по сравнению с 2020 годом.
Приоритетным направлением деятельности Правительства Алтайского края является продолжение работы, направленной на дальнейшее совершенствование инвестиционной среды для гармоничного развития региональной экономики за счет повышения эффективности управления инвестиционными процессами в крае.
Правовые отношения, связанные с инвестиционной деятельностью на территории Алтайского края, регулируются Конституцией Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Алтайского края, федеральными законами и законами Алтайского края, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края.
2. Ключевые характеристики Алтайского края
Алтайский край - динамично развивающийся регион, расположенный на юго-востоке Западной Сибири России. Его территория составляет 168 тыс. кв. км, по площади занимает 21 место в Российской Федерации и 6 место в Сибирском федеральном округе. Регион отличает выгодное для международного взаимодействия со странами Азии географическое положение. Алтайский край находится на пересечении трансконтинентальных транзитных грузовых и пассажирских потоков, в непосредственной близости к крупным сырьевым и перерабатывающим регионам. По территории края проходят автомагистрали, соединяющие Россию с Монголией, Казахстаном, железная дорога, связывающая Среднюю Азию с Транссибирской магистралью, международные авиалинии. По оснащенности транспортными магистралями Алтайский край превосходит среднероссийские и среднесибирские показатели. Выгодное географическое положение региона и его высокая транспортная доступность открывают широкие возможности для установления прочных экономических и торговых связей межрегионального и международного уровней, в первую очередь с азиатскими партнерами.
Алтайский край располагает запасами разнообразных природных ресурсов. Минерально-сырьевая база региона включает месторождения бурого угля, железных, полиметаллических (содержащих медь, свинец, цинк, золото, серебро, барит, висмут, кадмий, рассеянные элементы, серу) и никель-кобальтовых руд, бокситов, коренного и россыпного золота, минеральных солей (сульфата натрия (1 место в Российской Федерации) и магния, поваренной соли, природной соды), цементного сырья (известняка, глин), гипса, облицовочных и цветных камней, лечебных грязей, минеральных, питьевых и технических подземных вод.
Наиболее значимыми для экономики края видами полезных ископаемых являются разрабатываемые запасы полиметаллических руд, коренного и техногенного золота, сульфата натрия, цементного сырья, минеральных и питьевых подземных вод.
Лесной фонд занимает более четверти территории региона (4,4 млн. га). Запасы древесины оцениваются в объеме 538,9 млн. куб. м. Земельный фонд края составляет 16,8 млн. га. В его структуре земли сельхозназначения занимают около 70%, что выше среднероссийского значения (22,3%) и среднего значения по Сибирскому федеральному округу.
Для экономики Алтайского края характерна многоотраслевая дифференцированная структура, включающая развитое сельское хозяйство, промышленный и строительный комплексы, торговлю и операции с недвижимым имуществом. Данные виды деятельности формируют более 65% общего объема валового регионального продукта.
Современная структура промышленного комплекса края характеризуется высокой долей обрабатывающих производств (свыше 80% в объеме отгруженных товаров), ведущими из которых являются производство пищевых продуктов, производство машиностроительной продукции (вагоно-, котло-, дизелестроение, электрооборудование), производство кокса, а также химическое производство, фармацевтическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий. При этом около 1/3 объема обрабатывающего сектора промышленного производства приходится на пищевую и перерабатывающую промышленность.
Алтайский край является крупнейшим производителем продовольствия в России: регион занимает 1 место в стране по объемам производства муки, сливочного масла, крупы, сухой сыворотки, сыров и сырных продуктов, 2 место - по выпуску биологически активных добавок к пище, 4 место - по производству макаронных изделий.
Аграрный комплекс - крупный сектор экономики края. Основу сельского хозяйства региона составляют производство зерновых (в том числе твердых сортов пшеницы), крупяных и технических культур, а также животноводство. По площади пашни Алтайский край лидирует в Российской Федерации, на его долю приходится треть пашни Сибирского федерального округа. Регион занимает 2 место в стране по посевной площади зерновых и зернобобовых культур. В 2021 году собран рекордный за последние 12 лет урожай зерновых культур - 5,6 млн. т в весе после доработки (4 место в России) при рекордном показателе урожайности зерновых культур 17,3 ц/га. По объемам производства яровой пшеницы, гречихи и овса край занимает лидирующие позиции в стране. Алтайский край - единственный от Урала до Дальнего Востока регион, выращивающий сахарную свеклу: в 2021 году ее производство составило около 1,2 млн. т. Также край входит в первую десятку регионов России по объему производства маслосемян подсолнечника и занимает 2 место в стране по производству рапса и льна масличного.
По объему производства продуктов животноводства среди субъектов Российской Федерации Алтайский край традиционно показывает высокие результаты (по производству молока - 4 место, по производству крупного рогатого скота на убой в живом весе - 7 место). По поголовью крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств край стабильно занимает 4 место.
Регион является одним из лидеров по выпуску почвообрабатывающей техники в России. В Алтайском крае выпускается более 40% общероссийского производства всех типов борон и плугов, более 60% комбинированных почвообрабатывающих агрегатов, более 20% запасных частей к сельскохозяйственной технике.
В настоящее время Алтайский край является единственным в стране производителем авиационных шин. Каждый третий паровой котел, производимый в стране, выпускается на предприятиях края. Также в регионе производится 13-15% вагонов России, 13% кокса, выпускаемого в стране. Регион занимает лидирующие позиции в России по выпуску природного сульфата натрия, а также систем пожаротушения.
Трудовые ресурсы Алтайского края, подготовленные научными и научно-образовательными учреждениями различных профилей, характеризуются высоким профессиональным уровнем и способны удовлетворить потребность развивающейся экономики в научных исследованиях и высококвалифицированных кадрах для реализации инновационных проектов и размещения технологически новых производств.
Содействие технологической модернизации производственных предприятий, поддержка стартапов и инновационных компаний, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса, а также реализация кластерных инициатив относятся к числу важнейших приоритетов инновационной политики Правительства Алтайского края.
На начало 2021 года уровень инновационной активности организаций края составил 19,5%. По данному показателю регион располагается на 2 месте в Сибирском федеральном округе, уступая лишь Томской области, и на 6 месте в целом по стране. Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, составил 26,3%. Это позволило Алтайскому краю закрепиться по величине значения названного показателя на 2 позиции в Сибирском федеральном округе и на 16 - в России. Организациями края отгружено инновационных товаров собственного производства, выполнено инновационных работ и услуг собственными силами на сумму 11,5 млрд. рублей, объем их затрат на все виды инноваций составил 8,9 млрд. рублей.
Достигнутые результаты в области инновационного развития подтверждаются независимыми рейтинговыми агентствами и экспертным сообществом: по уровню инновационного потенциала в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России край занимает 15 позицию, в 2013 году Алтайский край принят в Ассоциацию инновационных регионов России.
В регионе сформированы элементы инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства: бизнес-инкубатор инновационного типа, ряд центров коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием, региональный центр инжиниринга, центр поддержки технологий и инноваций (совместно с Федеральной службой по интеллектуальной собственности), сеть из 6 центров молодежного инновационного творчества, объекты инфраструктуры развития биотехнологий на базе научных учреждений и образовательных организаций высшего образования и др. Образован ФГБНУ "Федеральный Алтайский научный центр агробиотехнологий". Построен промышленный технопарк "Юг Сибири" в г. Рубцовске. Это комплексный научно-технический производственный центр с инновационной и деловой инфраструктурой, который специализируется на производстве продукции для машиностроения, обработке металла, производстве оборудования и компонентов для промышленности. Целью данного проекта является формирование обустроенной территории общей площадью 2,3 га для размещения новых производственных комплексов в сфере металлургии и металлообработки, промышленного и сельскохозяйственного производства, инновационной деятельности, сопутствующего сервиса.
Правительством Алтайского края заключены соглашения о сотрудничестве с ведущими институтами развития инноваций, в том числе с НО Фондом развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд "Сколково"), ФГБУ "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере", ФГАУ "Российский фонд технологического развития" (Фонд развития промышленности). На постоянной основе осуществляется взаимодействие с АО "Российская венчурная компания", АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов".
В настоящее время в Алтайском крае функционируют 5 территориально-производственных кластерных объединений в сфере аграрного машиностроения, биофармацевтики, производства композитных материалов и изделий из них, энергомашиностроения и энергоэффективных технологий, химии, в деятельность которых вовлечены более 100 организаций. Значительная их часть располагается в границах наукограда Российской Федерации г. Бийска. По последним имеющимся данным, общее количество занятых на них составляет около 11 тыс. человек, а объем выпущенной продукции - порядка 50 млрд. рублей. При этом на ведущих предприятиях кластерных объединений ежегодный прирост выручки составляет в среднем 5-10%. Наиболее устойчивые позиции занимают производители сельскохозяйственных машин и оборудования, энергосберегающей продукции, а также производители в отрасли энергомашиностроения.
Сегодня Алтайский край - инвестиционно-привлекательный регион с комфортными условиями для ведения бизнеса и развитой промышленной, транспортной и инженерной инфраструктурой.
Сформирован пул удобных для инвесторов инвестиционных площадок, включающий 40 "браунфилдов" и 106 "гринфилдов". Детализированная информация о необходимой для инвесторов инфраструктуре размещена на инвестиционной карте Алтайского края (http://invest.alregn.ru/map/?lng=ru).
Работа с инвесторами в крае организована с учетом лучших региональных практик. Более 10 лет в крае действует специализированный оператор по взаимодействию с инвесторами - КАУ "Алтайский центр инвестиций и развития". Центром на постоянной основе прорабатываются инвестиционные предложения, которые адаптированы под условия ведения предпринимательской деятельности в крае. При их разработке учитывается реальная потребность в открытии новых производств и инвестиционный потенциал региона. В соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 17.12.2013 N 653 организация уполномочена на сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна", в соответствии с которым инициатор проекта может получить всю необходимую консультационную помощь, включая подбор инвестиционной площадки и необходимых мер государственной поддержки.
Специализированным ресурсом информирования инвесторов, на котором размещается информация о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности, инвестиционных площадках и проектах, типовых предложениях для организации и развития бизнеса, институтах развития, является инвестиционный портал Алтайского края (http://invest.alregn.ru/).
В 2018 году в моногородах Заринске и Новоалтайске созданы территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).
Юридическим лицам, которые получат статус резидента ТОСЭР, будут предоставлены особые условия для ведения предпринимательской деятельности на территории моногорода:
пониженная ставка налога на прибыль - 5% (в течение 5 лет с момента получения первой прибыли резидентом);
освобождение от уплаты налога на имущество (в течение 5 лет);
освобождение от уплаты земельного налога (в течение 5 лет).
Требования к потенциальным резидентам ТОСЭР (помимо осуществления деятельности по определенным постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.03.2018 N 273, N 279 видам экономической деятельности):
регистрация резидента на территории моногорода, освоение минимального объема капитальных вложений (2,5 млн. рублей);
создание в первые 2 года после получения статуса резидента не менее 10 рабочих мест и др.
Режим ТОСЭР становится одним из ключевых инструментов диверсификации и развития экономики моногородов, способствуя при этом ускоренному социально-экономическому развитию Алтайского края.
Еще один преференциальный режим для инвесторов действует на территории созданной в 2008 году особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" и включает в себя предоставление следующих налоговых и административных льгот:
льготы при предоставлении земельного участка под реализацию проекта;
освобождение от уплаты земельного налога сроком на 5 лет;
освобождение от уплаты налога на имущество сроком на 10 лет;
пониженная до 2,2% ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет;
пониженная до 12,5% ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Алтайского края;
применение в отношении основных средств резидента специального коэффициента (не выше 2) к основной норме амортизации.
Ключевым документом, направленным на создание режима наибольшего благоприятствования для инвесторов на территории региона, является закон Алтайского края от 03.04.2014 N 21-ЗС "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае", определяющий основные меры финансовой и нефинансовой поддержки инвесторов.
В целях максимального сокращения сроков реализации инвестиционных проектов в Алтайском крае обеспечивается неукоснительное соблюдение сроков получения необходимой разрешительной документации, а также качество оказания соответствующих государственных услуг.
Экономическими основами роста благосостояния региона как одного из приоритетов стратегического развития являются агропромышленный комплекс, промышленность, туризм, малое и среднее предпринимательство. В стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года, утвержденной законом Алтайского края от 06.09.2021 N 86-ЗС (далее - "Стратегия"), определены основные прогнозные показатели их развития.
К перспективным направлениям, представляющим интерес для потенциальных инвесторов региона, относятся:
глубокая переработка продукции растениеводства (зерна для получения аминокислот, глюкозы и глюкозно-фруктозных сиропов, крахмала и крахмалопродуктов, биопластиков (упаковка, пленка) и биоэтанола);
глубокая переработка продукции животноводства (переработка молочной сыворотки (до уровня концентратов и изолятов сывороточных белков, лактозы и ее производных) и получение функциональных напитков из отходов молочной промышленности, переработка мяса и мясного сырья (получение мясо-костной муки, животного жира, крови), переработка яйца с получением полуфабрикатов (яичный белок, яичный меланж, яичный порошок, продукты быстрой заморозки);
создание биоэнергетических установок, работающих на энергии, полученной из органических отходов животноводства и птицеводства, и вырабатывающих тепловую и электрическую энергию с одновременным производством экологически чистых минеральных удобрений;
биотехнологии (биофармацевтика, сельскохозяйственные и пищевые биотехнологии);
аддитивные технологии, связанные с разработкой порошковых материалов для 3D-принтеров, программного обеспечения, внедрением и использованием передовых технологий в машиностроении, пищевой промышленности, ремонте сложной техники, а также в мелкосерийном производстве изделий по индивидуальному заказу;
производство сельскохозяйственной техники, комплектующих и запасных частей к ней, фотосепараторов, зерносушилок бункерного и конвейерного типа;
совершенствование и модульная унификация элементов котлов и вспомогательного оборудования, комплексная автоматизация работы котлов, развитие сопутствующих услуг по обслуживанию и монтажу оборудования;
химические производства (развитие технологий на базе действующих предприятий, коммерциализация научных разработок, в том числе в наукограде Бийске).
В перечень крупных инвестиционных проектов (включая экспортно-ориентированные), направленных на реализацию Стратегии, включены 25 инвестиционных проектов с общим объемом финансирования 98,75 млрд. рублей.
Наибольшее количество капиталоемких инвестиционных проектов планируется к реализации в сфере промышленности, в том числе обрабатывающей и пищевой, и туризма.
3. Инвестиционные обязательства Алтайского края
Правительство Алтайского края в соответствии с законодательством Российской Федерации гарантирует защиту инвестиций, а также прав и интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе:
неухудшение условий реализации инвестиционных проектов;
обеспечение равных прав участников инвестиционного процесса и развитие конкуренции;
соблюдение алгоритмов действий инвестора по присоединению к инфраструктуре, разработанных в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2021 N 591;
оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Алтайского края, в досудебном порядке;
общедоступность для инвесторов информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Алтайского края, за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну;
неукоснительное соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов в Алтайском крае;
обеспечение конкурентного распределения ресурсов для целей реализации инвестиционных проектов на территории Алтайского края;
повышение уровня доходов населения Алтайского края.
4. Инвестиционная команда Алтайского края
В состав инвестиционной команды Алтайского края входят:
Губернатор Алтайского края, Председатель Правительства Алтайского края, определяющий основные направления государственной инвестиционной политики Алтайского края, координирующий и контролирующий соответствующую работу исполнительных органов государственной власти Алтайского края;
заместитель Председателя Правительства Алтайского края, министр экономического развития Алтайского края, обеспечивающий реализацию государственной инвестиционной политики Алтайского края;
руководители отраслевых органов исполнительной власти Алтайского края, осуществляющих реализацию государственной инвестиционной политики Алтайского края в подведомственных отраслях;
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Алтайском крае, обеспечивающий защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности (по согласованию);
директор КАУ "Алтайский центр инвестиций и развития", являющегося ключевым институтом инвестиционного развития Алтайского края;
председатели деловых объединений Алтайского края, обеспечивающие представление интересов субъектов предпринимательской деятельности, в лице президента Алтайской торгово-промышленной палаты, руководителя Алтайского отделения Российского Союза промышленников и предпринимателей, председателя Алтайского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", руководителя Алтайского краевого регионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" (по согласованию);
представители финансовых организаций, обеспечивающих доступность финансовых услуг для субъектов инвестиционной деятельности (по согласованию).
Распределение ответственности между членами инвестиционной команды Алтайского края в части взаимодействия с инвесторами осуществляется в соответствии с их компетенциями и полномочиями.
Кроме того, в регионе функционирует институт инвестиционных уполномоченных, назначенных во всех органах исполнительной власти и органах местного самоуправления. Основными задачами инвестиционных уполномоченных являются оперативное рассмотрение вопросов, связанных с реализацией инвестиционных проектов, а также устранение административных барьеров и преград для осуществления предпринимательской деятельности.
<< Назад |
||
Содержание Указ Губернатора Алтайского края от 10 июня 2022 г. N 89 "Об утверждении инвестиционной декларации Алтайского края" (с изменениями... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.