Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 3 апреля 2002 г. N КА-А40/1904-02
ГУП "Мостеплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Главного управления федерального казначейства (далее - ГУФК Минфина России) о признании недействительным уведомления от 24.08.2001 N 239 о возврате исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Московской области по делу N А41-К1-9153/00, а также об обязании названного министерства исполнить решение суда по указанному делу.
Определением от 04.12.2001 производство по делу прекращено.
Апелляционная инстанция постановлением от 04.02.2002 оставила это определение без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, истец подал кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель ГУП "Мостеплоэнерго" поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Минфин России извещен о месте и времени судебного разбирательства по жалобе в установленном законом порядке, своего представителя на заседание не направило.
Обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя названного предприятия, проверив в порядке ст. 174 АПК РФ материалы дела и правильность применения норм права, суд кассационной инстанции нашел подлежащими отмене состоявшиеся по делу судебные акты по следующим основаниям.
ГУФК Минфина России 24.08.2001 направило МГП "Мостеплоэнерго" (в настоящее время - ГУП "Мостеплоэнерго") уведомление N 239 о возврате без исполнения исполнительного листа от 22.09.2000 N 011796 по делу N А41-К1-9153/00, выданного Арбитражным судом Московской области, и копии решения суда от 08.08.2000. Возврат обоснован ссылкой на то, что копия решения суда заверена не должным образом.
ГУП "Мостеплоэнерго", считая возврат исполнительных документов, оформленный данным уведомлением, не соответствующим требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2001 N 143 "Об утверждении Правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета" и п. 3.9 приказа Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.96 N 7 (в редакции от 30.07.96 N 25) "О введении в действие Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации", оспорило его в судебном порядке. Также просило обязать ответчика исполнить решение суда.
Арбитражный суд г. Москвы, прекращая производство по делу, сослался на неподведомственность ему данного спора, т.е. он не является экономическим, а относится к порядку исполнения судебных актов. Также отметил, что оспариваемое уведомление не обладает признаками ненормативного акта.
Данный вывод суда является неверным.
Суд правильно признал, что спорные взаимоотношения вытекают из исполнения судебного акта.
В соответствии со ст. 90 Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскатель или должник может обжаловать в арбитражный суд действия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного арбитражным судом, или отказ в совершении указанных действий.
По правилам ст. 5 названного Федерального закона требования судебных актов могут исполняться не только органами принудительного исполнения, но и другими органами.
Согласно вышеуказанному постановлению Правительства Российской Федерации N 143 к числу таких органов отнесены Минфин России и его органы.
В связи с чем следует признать, что указанный порядок обжалования должен распространяться и на исполнительные действия, совершаемые другими органами, в т.ч. Минфином России, поскольку иное не установлено вышеупомянутым постановлением Правительства Российской Федерации.
Рассматривая данный спор, суд не установил правовую природу заявленного ГУП "Мостеплоэнерго" требования.
Обозначение во вводной части заявления о признании уведомления названного министерства недействительным однозначно не свидетельствует о том, что требование заявлено в порядке ст. 13 ГК РФ, т.к. в просительной части этого заявления сделана ссылка на другие нормы законодательства.
Требует дополнительной проработки и вопрос, касающийся обязания Минфина России исполнить решение суда по делу N А41-К1-9153/00. Суд не установил, является оно основным или представляет собой способ исполнения первого требования.
В связи с изложенным состоявшиеся по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению для рассмотрения в первую инстанцию Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 174-179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение от 04.12.2001 и постановление апелляционной инстанции от 04.02.2002 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-38940/01-92-246 отменить. Дело передать для рассмотрения по существу в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 апреля N КА-А40/1904-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании