Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 31 мая 2022 г. N 03-03-05/51359
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу регулирования специальных инвестиционных контрактов (далее - СПИК) и сообщает следующее.
Для налогоплательщиков - участников СПИК положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), предусмотрены налоговые преференции в виде пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций.
Так, для налогоплательщиков - участников СПИК законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации (абзац десятый пункта 1 статьи 284 НК РФ и пункт 3 статьи 284 9 НК РФ).
При этом ставка по налогу на прибыль организаций в части зачисления в федеральный бюджет устанавливается в размере 0 процентов в течение периода применения пониженной налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации (пункт 1 14 статьи 284 НК РФ и пункт 3 статьи 284 9 НК РФ).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25 16 НК РФ налогоплательщиком - участником СПИК для целей законодательства Российской Федерации о налогах и сборах признается лицо, являющееся стороной СПИК, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 488-ФЗ).
При этом налогоплательщику присваивается статус налогоплательщика - участника СПИК со дня включения в реестр СПИК сведений о заключенном СПИК (абзац второй пункта 1 статьи 25 16 НК РФ).
Исходя из анализа положений постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.2020 N 133 "О порядке ведения реестра специальных инвестиционных контрактов и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2017 г. N 623" следует, что формирование и ведение реестра СПИК осуществляются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации при этом федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на заключение СПИК в соответствующих отраслях промышленности, представляют в уполномоченный орган сведения о заключении, изменении, расторжении и прекращении действия СПИК. При этом включение СПИК, заключенного с субъектом Российской Федерации без участия Российской Федерации (так называемые региональные СПИК) в реестр СПИК не предусмотрено.
Федеральным законом от 14.03.2022 N 57-ФЗ "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов, внесены изменения, согласно которым восстановлена возможность заключать СПИК в соответствии со статьей 16 Федерального закона N 488-ФЗ, в частности, восстановлена возможность заключать СПИК без участия Российской Федерации.
Таким образом, в случае если в реестр СПИК не включаются сведения о СПИК, заключенном в соответствии со статьей 16 Федерального закона N 488-ФЗ, то организации, получившие статус участника СПИК, заключенного без участия Российской Федерации, не могут получить статус налогоплательщика - участника СПИК, следовательно, не вправе применять вышеуказанные пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль.
Касательно вопроса по предоставлению права субъектам Российской Федерации устанавливать пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъектов Российской Федерации, для налогоплательщиков - участников СПИК, заключивших СПИК без участия Российской Федерации, сообщаем, что данный вопрос будет проработан при рассмотрении проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" ко второму чтению Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
По вопросу полномочий субъектов Российской Федерации в рамках установления дополнительных условий применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций в части зачисления в бюджет субъекта Российской Федерации сообщаем следующее.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 3 статьи 12 НК РФ).
В силу нормы пункта 3 статьи 284 9 НК РФ для участников СПИК законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Пониженные ставки налога на прибыль применяются в зависимости от способа определения налоговой базы по налогу на прибыль либо ко всей налоговой базе при соблюдении 90-процентного значения доли доходов либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов).
Размер ставки налога на прибыль, установленный законом субъектов Российской Федерации, может быть понижен до 0 процентов (пункт 3 статьи 284 9НК РФ).
Таким образом, НК РФ в целях применения участниками СПИК пониженных ставок налога на прибыль организаций установлено требование по ведению раздельного учета доходов (расходов), а также пороговое значение доли доходов. Кроме того, НК РФ установлен размер пониженной налоговой ставки налога на прибыль в части зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации.
При этом налогоплательщиком - участником СПИК для целей НК РФ признается лицо, являющееся стороной СПИК, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 488-ФЗ и сведения о котором включены в реестр СПИК (пункты 1 и 2 статьи 25 16 НК РФ).
Учитывая изложенное, налогоплательщики - участники СПИК, заключившие СПИК по разным основаниям, обозначенным Федеральным законом N 488-ФЗ и сведения о которых включены в реестр СПИК являются единой категорией налогоплательщиков налога на прибыль организаций.
Таким образом, субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать для налогоплательщиков - участников СПИК дифференцированные ставки налога на прибыль в части зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации в зависимости от каких-либо показателей (видов деятельности, дат заключения СПИК и иных требований).
Директор Департамента |
Д.В. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Для налогоплательщиков - участников СПИК предусмотрены пониженные ставки налога на прибыль. Статус участника СПИК присваивается со дня внесения сведений о заключенном контракте в соответствующий реестр.
Согласно правительственным правилам реестр СПИК ведет Минпромторг. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на заключение СПИК в соответствующих отраслях промышленности, предоставляют сведения о заключении, изменении, расторжении и прекращении действия СПИК. Внесение в реестр контракта, заключенного с регионом без участия Российской Федерации, не предусмотрено. Однако недавними законодательными поправками к Закону о промышленной политике восстановлена возможность заключать СПИК без участия Российской Федерации.
Таким образом, если в реестр СПИК не включаются сведения о СПИК, заключенном в соответствии с отдельной статьей закона, то организации, получившие статус участника СПИК, заключенного без участия Российской Федерации, не могут получить статус налогоплательщика - участника СПИК. Следовательно, они не вправе применять пониженные ставки налога на прибыль.
Относительно установления регионами дополнительных условий применения пониженных ставок в части зачисления налога в бюджет субъекта указано следующее. Регионы не вправе вводить дифференцированные ставки в зависимости от каких-либо показателей (видов деятельности, дат заключения СПИК и иных требований).
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 31 мая 2022 г. N 03-03-05/51359
Опубликование:
-