Письмо Правительства РФ от 19 апреля 2022 г.
"Официальный отзыв на проект федерального закона N 102053-8 "О внесении изменения в статью 201 Уголовного кодекса Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу сенатором Российской Федерации А.А. Клишасом"
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается изложить в новой редакции часть вторую статьи 201 "Злоупотребление полномочиями" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), установив повышенные меры ответственности за совершение данного деяния в целях исполнения решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации о введении мер ограничительного характера против Российской Федерации.
Государство вправе устанавливать уголовную ответственность за общественно опасные деяния, которые в силу своей распространенности причиняют существенный вред и не могут быть предотвращены с помощью иных правовых средств (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2001 г. N 6-П).
Вместе с тем в законопроекте требуется уточнить основание предлагаемой дифференциации. Удвоение цели в основном и квалифицированном составах статьи 201 Кодекса может привести к неоднозначному истолкованию проектируемого обстоятельства.
Вызывают замечание приравнивание вводимого обстоятельства к тяжким последствиям злоупотребления полномочиями и избыточность наказания, предусматривающего максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет с обязательным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Более того, следует учитывать, что статья 201 Кодекса направлена на обеспечение добросовестной работы управленческого аппарата в коммерческих и иных организациях, то есть на защиту интересов службы в указанных организациях. Таким образом, предлагаемый в законопроекте подход не позволит обеспечить в полной мере защиту прав и свобод граждан Российской Федерации, прав и законных интересов юридических лиц, интересов и безопасности Российской Федерации, поскольку заявленная в материалах к законопроекту его направленность предполагает более широкий субъектный состав.
В связи с этим предлагаемая квалификация признания исполнения решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации о введении мер ограничительного характера как вида злоупотребления полномочиями нуждается в дополнительном обосновании.
Правительство Российской Федерации считает необходимым учесть указанные замечания при рассмотрении законопроекта в Государственной Думе.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.