Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 6 июня 2022 г. N 03-07-11/53356
Вопрос: Прошу дать пояснения в части:
1) планируется ли внесение изменений (и в какие сроки) в нормативно-правовую базу (законодательство, подзаконные акты и пр.) в части включения в состав расходов вида "гуманитарная помощь, направляемая в ДНР и ЛНР", принимаемых налогоплательщиком в составе затрат (внереализационных) при расчете налога на прибыль, и признанием операций по оказанию гуманитарной помощи, не подлежащими обложению налогом на добавленную стоимость, по аналогии с внесением изменений в НК РФ, связанные с расходами по предотвращению, диагностике и лечением коронавирусной инфекции;
2) возможно ли в отношении АО с учетом специфики деятельности принять временное положение (постановление Правительства или иной нормативный акт) по включению в состав расходов вида "гуманитарная помощь, направляемая в ДНР и ЛНР", принимаемых налогоплательщиком в составе затрат (внереализационных) при расчете налога на прибыль, и признанию операций по оказанию данного вида гуманитарной помощи, не подлежащими обложению налогом на добавленную стоимость, по факту пересечения таможенной границы РФ в адрес надлежащего государственного органа ДНР и/или ЛНР.
Ответ: В связи с письмом с предложениями о включении в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, затрат, связанных с оказанием гуманитарной помощи Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике, и освобождении от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в рамках оказания указанной гуманитарной помощи, Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно действующим положениям подпункта 19.6 пункта 1 статьи 265 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к внереализационным расходам для целей налогообложения прибыли организаций относятся расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного некоммерческим организациям, в том числе, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций. При этом порядок ведения реестра социально ориентированных некоммерческих организаций, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение указанного реестра, критерии включения некоммерческих организаций в указанный реестр устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, положениями подпункта 19.6 пункта 1 статьи 265 Кодекса уже предусмотрена возможность отнесения расходов в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного некоммерческим организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, в состав внереализационных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При этом полагаем, что оснований для расширения перечня организаций, безвозмездная передача имущества которым учитывается в целях налогообложения прибыли, не имеется.
Что касается налога на добавленную стоимость, то согласно подпункту 12 пункта 3 статьи 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость операции по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг), имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), за исключением подакцизных товаров.
На основании статьи 1 и пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 135-ФЗ под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки, осуществляемая, в том числе в целях:
социальной поддержки и защиты граждан;
подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов.
Таким образом, осуществляемые в рамках оказания гуманитарной помощи Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике операции по безвозмездной передаче товаров, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, по существу, являются операциями по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) безвозмездно в благотворительных целях, в связи с чем в отношении указанных операций применяется освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное подпунктом 12 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Учитывая изложенное, предложение об освобождении от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в рамках оказания указанной гуманитарной помощи Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике не поддерживается.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
НК РФ предусмотрена возможность отнесения расходов в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного НКО, включенным в реестр социально ориентированных, в состав внереализационных расходов при налогообложении прибыли. Нет оснований для расширения перечня организаций, безвозмездная передача имущества которым будет учитываться.
Что касается НДС, то совершаемые в рамках гуманитарной помощи ДНР и ЛНР операции по безвозмездной передаче товаров, бескорыстному выполнению работ, оказанию услуг являются операциями по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) безвозмездно в благотворительных целях. Применяется освобождение от НДС.
Минфин не поддерживает предложение об освобождении от налогообложения операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в рамках указанной гуманитарной помощи ДНР и ЛНР.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 6 июня 2022 г. N 03-07-11/53356
Опубликование:
-