Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 10
Рабочий аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Любое большое дело начинается с команды, а такой сложный процесс, как эффективная защита прав человека, невозможен без группы единомышленников, которые окружают Уполномоченного в повседневной деятельности и помогают выполнять правозащитные функции. Такой структурой является рабочий аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее также - Аппарат), который в соответствии со статьей 37 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" предназначен для юридического, организационного, научно-аналитического, информационно-справочного и иного обеспечения его деятельности.
В соответствии с законом Уполномоченный непосредственно руководит работой Аппарата, в пределах сметы расходов устанавливает его численность и штатное расписание, утверждает положение о нем*(610).
Следует отметить, что Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации придают большое значение укреплению Аппарата Уполномоченного, улучшению его материально-технической базы и укреплению социальных гарантий сотрудников. В постановлениях палат Федерального Собрания Российской Федерации, их профильных комитетов, принятых по итогам рассмотрения ежегодных докладов Уполномоченного, содержатся на этот счет конкретные рекомендации*(611).
Важно также отметить, что в условиях определенного сокращения расходов на содержание государственного аппарата в сложных условиях пандемии, финансовые обязательства государства по содержанию Аппарата выполнены в полном объеме.
В составе Аппарата создано 10 подразделений, выполняющих в соответствии с принципом разделения труда свои функции в рамках компетенции Аппарата (см. рис. 167). В 2021 году организационно-штатно усилена работа по направлению защиты прав граждан в уголовном процессе, при производстве по делам об административных правонарушениях и в местах принудительного содержания. Курирование данных направлений правозащитной работы поручено специально назначенному заместителю руководителя аппарата.
Аппарат осуществляет основной объем работы по рассмотрению обращений граждан, личному приему заявителей, проверке информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан.
Им осуществляется подготовка предложений по совершенствованию законодательства о правах и свободах человека и гражданина, организуется правовое просвещение по вопросам форм и методов защиты прав граждан, обеспечивается международное сотрудничество Уполномоченного.
Большой пласт деятельности Аппарата в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина занимает поддержание взаимодействия с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, другими государственными органами, институтами гражданского общества, международными правозащитными организациями (рис. 168).
Основные результаты деятельности Уполномоченного, достигнутые в том числе с помощью Аппарата, изложены в параграфе 1.3 и в других частях настоящего Доклада.
Повышение эффективности работы Аппарата осуществляется по нескольким направлениям.
Обеспечение доступности института Уполномоченного для граждан
В 2021 году, несмотря на продолжение распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) и связанные с этим ограничения, в Доме прав продолжала свою работу приемная граждан. В общей сложности в ней осуществлен прием 1106 человек*(612).
В условиях действия ограничительных мер в работе Аппарата активно использовалась видео-конференц-связь. В данном формате организованы десятки приемов граждан, проведены сотни онлайн-контактов с руководителями государственных органов, с региональными уполномоченными по правам человека и омбудсменами других государств. Онлайн-связь широко применялась при проведении заседаний секций Экспертного совета при Уполномоченном, при осуществлении совместных мероприятий с Советом Федерации, Государственной Думой, ведущими вузами России.
Организована работа многоканальной телефонной горячей линии, которая работает с 9:00 до 23:00 ежедневно (без выходных). Разработан и утвержден регламент ее деятельности. За 2021 год на нее поступило почти 5,9 тыс. обращений (5877), что в 2 раза превышает показатель прошлого года (в 2020 году - 2839).
Действует интернет- приемная граждан. Посредством нее зарегистрировано 9567 обращений. 135 обращений принято к рассмотрению через социальные сети.
Активизирована работа организованного в 2020 году специального чата Аппарата, в котором размещается информация о жалобах граждан, требующих оперативного решения и мои поручения на этот счет. Таким образом, эффективность и скорость работы гражданских служащих значительно увеличились.
Формирование цифрового контура деятельности
Придаю большое значение цифровизации деятельности института уполномоченных по правам человека (рис. 169). И в этой связи выступила с инициативой о создании Федеральной государственной информационной системы уполномоченных по правам человека (ФГИС "УПЧ"). Эта инициатива была поддержана Федеральным Собранием Российской Федерации*(613) и Председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишустиным. В настоящее время завершаются процессы согласования о включении данной системы в национальный проект "Цифровая экономика".
ФГИС "УПЧ" позволит выйти на новый уровень открытости и прозрачности в деле защиты прав человека в Российской Федерации, поможет уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации более оперативно осуществлять возложенные на них задачи, обмениваться в онлайн-режиме необходимой информацией.
Заключено соглашение о подключении Уполномоченного к Платформе обратной связи (ПОС) - новой, быстро развивающейся системе российского электронного государства, которая позволяет гражданам направлять обращения, участвовать в опросах, голосованиях и общественных обсуждениях через форму на портале Госуслуг, мобильное приложение "Госуслуги. Решаем вместе". ПОС уже в 2022 году позволит Аппарату Уполномоченного работать с относительно простыми обращениями и получать ответы от государственных органов, подключенных к системе, а также оценивать степень удовлетворенности граждан защитой прав человека с использованием механизмов социальных сетей.
Полноценное цифровое взаимодействие с государственными органами по самым сложным обращениям, а также относительно новой категории обращений, связанной с обеспечением прав человека в цифровом пространстве, будет обеспечено через ФГИС "УПЧ", интегрированной с ПОС посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Эта интегративная система позволит наладить полноценный обмен информацией и использовать электронные службы - сервисы и справочники федеральных и ведомственных систем.
Система электронного документооборота в аппарате
В 2021 году была продолжена работа по организации перехода Аппарата Уполномоченного на использование современной системы электронного документооборота (СЭД). Система введена в работу, осуществляется регистрация входящих и исходящих документов, поручений руководства Аппарата, внутренней переписки между подразделениями Аппарата.
В 2022 году появится возможность использования усиленной квалифицированной электронной подписи для обмена документами с другими государственными органами посредством межведомственного электронного документооборота (МЭДО). В государственных органах - участниках МЭДО уменьшается объем ручного ввода данных, повышается автоматизация типовых процессов делопроизводства и документооборота, усиливается координация действий ведомств.
Обновление сайта Уполномоченного
Завершена работа над новым сайтом Уполномоченного (рис. 170): он отличается большей интерактивностью, новым форматом, адаптивным дизайном. На главной странице сайта граждане более детально могут ознакомиться с направлениями деятельности Уполномоченного; получить информацию об изменениях законодательства по вопросам защиты прав и свобод; ознакомиться со структурой Экспертного и Молодежного советов при Уполномоченном. Но самое главное - на сайте появится личный кабинет, где граждане могут отслеживать статус и историю своего обращения.
Продолжает успешно функционировать созданный в 2019 году по инициативе Уполномоченного сайт Евразийского Альянса Омбудсменов. В 2021 году завершена разработка модернизированной версии сайта, которая будет запущена в эксплуатацию в этом году.
Повышение профессионализма сотрудников Аппарата
Сотрудники Аппарата Уполномоченного - это высокопрофессиональные юристы различных областей права. Практически все сотрудники и работники имеют высшее образование, из них 4 - доктора наук, 22 - кандидаты наук. Большинство сотрудников и работников имеют стаж службы 10 и более лет (рис. 171).
В 2021 году 63 гражданских служащих Аппарата Уполномоченного прошли повышение квалификации по различным программам (рис. 172).
Регулярно проводятся мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих, как за счет средств, выделяемых Аппарату на обучение, так и по программам профессионального развития, организованных Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
Состоялось 21 занятие по внутренней учебе, организовано 6 онлайн-лекций по совершенствованию навыков пользования программами КонсультантПлюс, Word, Excel.
Кроме того, достигнуто соглашение с НОЦ по правам человека Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) о проведении семинаров-тренингов для гражданских служащих Аппарата по различным правозащитным темам. В Доме прав человека для сотрудников Аппарата Уполномоченного прошел обучающий семинар "Вопросы применения КАС РФ в деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации".
В связи с распространением коронавирусной инфекции в Аппарате Уполномоченного в 2021 году осуществлен комплекс мер по профилактике распространения коронавирусной инфекции: проводилось еженедельное тестирование на COVID-19; врачами-инфекционистами проведена серия лекций-бесед с сотрудниками; организована централизованная вакцинация от COVID-19. Всего в 2021 году процедуру вакцинации прошли более 60% государственных гражданских служащих и работников Аппарата Уполномоченного.
Изложенные меры способствовали росту результативности работы Аппарата. Намерена и дальше наращивать усилия на направлениях, которые обозначены выше.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.