Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 10
Рабочий аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Любое большое дело начинается с команды, а такой сложный процесс, как эффективная защита прав человека, невозможен без группы единомышленников, которые окружают Уполномоченного в повседневной деятельности и помогают выполнять правозащитные функции. Такой структурой является рабочий аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее также - Аппарат), который в соответствии со статьей 37 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" предназначен для юридического, организационного, научно-аналитического, информационно-справочного и иного обеспечения его деятельности.
В соответствии с законом Уполномоченный непосредственно руководит работой Аппарата, в пределах сметы расходов устанавливает его численность и штатное расписание, утверждает положение о нем*(610).
Следует отметить, что Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации придают большое значение укреплению Аппарата Уполномоченного, улучшению его материально-технической базы и укреплению социальных гарантий сотрудников. В постановлениях палат Федерального Собрания Российской Федерации, их профильных комитетов, принятых по итогам рассмотрения ежегодных докладов Уполномоченного, содержатся на этот счет конкретные рекомендации*(611).
Важно также отметить, что в условиях определенного сокращения расходов на содержание государственного аппарата в сложных условиях пандемии, финансовые обязательства государства по содержанию Аппарата выполнены в полном объеме.
В составе Аппарата создано 10 подразделений, выполняющих в соответствии с принципом разделения труда свои функции в рамках компетенции Аппарата (см. рис. 167). В 2021 году организационно-штатно усилена работа по направлению защиты прав граждан в уголовном процессе, при производстве по делам об административных правонарушениях и в местах принудительного содержания. Курирование данных направлений правозащитной работы поручено специально назначенному заместителю руководителя аппарата.
Аппарат осуществляет основной объем работы по рассмотрению обращений граждан, личному приему заявителей, проверке информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан.
Им осуществляется подготовка предложений по совершенствованию законодательства о правах и свободах человека и гражданина, организуется правовое просвещение по вопросам форм и методов защиты прав граждан, обеспечивается международное сотрудничество Уполномоченного.
Большой пласт деятельности Аппарата в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина занимает поддержание взаимодействия с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, другими государственными органами, институтами гражданского общества, международными правозащитными организациями (рис. 168).
Основные результаты деятельности Уполномоченного, достигнутые в том числе с помощью Аппарата, изложены в параграфе 1.3 и в других частях настоящего Доклада.
Повышение эффективности работы Аппарата осуществляется по нескольким направлениям.
Обеспечение доступности института Уполномоченного для граждан
В 2021 году, несмотря на продолжение распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) и связанные с этим ограничения, в Доме прав продолжала свою работу приемная граждан. В общей сложности в ней осуществлен прием 1106 человек*(612).
В условиях действия ограничительных мер в работе Аппарата активно использовалась видео-конференц-связь. В данном формате организованы десятки приемов граждан, проведены сотни онлайн-контактов с руководителями государственных органов, с региональными уполномоченными по правам человека и омбудсменами других государств. Онлайн-связь широко применялась при проведении заседаний секций Экспертного совета при Уполномоченном, при осуществлении совместных мероприятий с Советом Федерации, Государственной Думой, ведущими вузами России.
Организована работа многоканальной телефонной горячей линии, которая работает с 9:00 до 23:00 ежедневно (без выходных). Разработан и утвержден регламент ее деятельности. За 2021 год на нее поступило почти 5,9 тыс. обращений (5877), что в 2 раза превышает показатель прошлого года (в 2020 году - 2839).
Действует интернет- приемная граждан. Посредством нее зарегистрировано 9567 обращений. 135 обращений принято к рассмотрению через социальные сети.
Активизирована работа организованного в 2020 году специального чата Аппарата, в котором размещается информация о жалобах граждан, требующих оперативного решения и мои поручения на этот счет. Таким образом, эффективность и скорость работы гражданских служащих значительно увеличились.
Формирование цифрового контура деятельности
Придаю большое значение цифровизации деятельности института уполномоченных по правам человека (рис. 169). И в этой связи выступила с инициативой о создании Федеральной государственной информационной системы уполномоченных по правам человека (ФГИС "УПЧ"). Эта инициатива была поддержана Федеральным Собранием Российской Федерации*(613) и Председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишустиным. В настоящее время завершаются процессы согласования о включении данной системы в национальный проект "Цифровая экономика".
ФГИС "УПЧ" позволит выйти на новый уровень открытости и прозрачности в деле защиты прав человека в Российской Федерации, поможет уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации более оперативно осуществлять возложенные на них задачи, обмениваться в онлайн-режиме необходимой информацией.
Заключено соглашение о подключении Уполномоченного к Платформе обратной связи (ПОС) - новой, быстро развивающейся системе российского электронного государства, которая позволяет гражданам направлять обращения, участвовать в опросах, голосованиях и общественных обсуждениях через форму на портале Госуслуг, мобильное приложение "Госуслуги. Решаем вместе". ПОС уже в 2022 году позволит Аппарату Уполномоченного работать с относительно простыми обращениями и получать ответы от государственных органов, подключенных к системе, а также оценивать степень удовлетворенности граждан защитой прав человека с использованием механизмов социальных сетей.
Полноценное цифровое взаимодействие с государственными органами по самым сложным обращениям, а также относительно новой категории обращений, связанной с обеспечением прав человека в цифровом пространстве, будет обеспечено через ФГИС "УПЧ", интегрированной с ПОС посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Эта интегративная система позволит наладить полноценный обмен информацией и использовать электронные службы - сервисы и справочники федеральных и ведомственных систем.
Система электронного документооборота в аппарате
В 2021 году была продолжена работа по организации перехода Аппарата Уполномоченного на использование современной системы электронного документооборота (СЭД). Система введена в работу, осуществляется регистрация входящих и исходящих документов, поручений руководства Аппарата, внутренней переписки между подразделениями Аппарата.
В 2022 году появится возможность использования усиленной квалифицированной электро
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.