Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 7
Совершенствование законодательства и правовое просвещение
7.1. Совершенствование законодательства о правах и свободах человека и гражданина
В 2021 году основная законотворческая деятельность в России была направлена на реализацию конституционных новелл*(508). На федеральном уровне принято 452 закона*(509), которые затронули самые разнообразные вопросы государственного строительства и социально-экономического развития страны. Дополнительную законодательную поддержку получили, в том числе и в первую очередь, права граждан. Нововведения коснулись практически всего спектра личных, экономических, политических, социальных и культурных прав человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации. Приняты законы, укрепившие гарантии прав граждан на труд, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилье, социальную защиту, экологическую безопасность и другие. Активно происходило развитие новой правовой среды для правоотношений во время пандемии. Ряд законодательных актов принят по инициативе или при участии Уполномоченного и сотрудников его Аппарата. Участие в законотворческом процессе осуществляется в разных форматах (рис. 129).
Подготовка и направление предложений субъектам права законодательной инициативы
В рамках работы по обновлению законодательства Уполномоченным в 2021 году в адрес органов государственной власти направлено 66 предложений, часть из которых реализована. В общей же сложности предложения, которые высказаны Уполномоченным в этом году и ранее, нашли отражение в 23 нормативных правовых актах Российской Федерации, принятых в 2021 году, часть из которых даны на рис. 130.
По наиболее сложным и острым вопросам совершенствования законодательства Уполномоченным направлялись обращения Президенту Российской Федерации, поддержка которого обеспечивала принятие соответствующих нормативных правовых актов.
Так, в марте 2021 года Уполномоченным передано Президенту Российской Федерации предложение о расширении перечня категорий российских граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилых помещений в Российской Федерации при переселении с территории комплекса "Байконур". В результате принят Указ Президента Российской Федерации, который позволит обеспечить жильем на территории Российской Федерации 4250 российских граждан, проживающих на территории комплекса "Байконур"*(510).
Предложения по совершенствованию законодательства также направлялись в Правительство Российской Федерации, профильные комитеты Государственной Думы и Совета Федерации. Большинство из них были приняты.
Тематика предложений затрагивала вопросы соблюдения и защиты различных прав граждан: жилищных, трудовых, пенсионных, права на охрану здоровья и других.
В сфере нашего пристального внимания находились вопросы законодательного обеспечения социально-экономических прав и свобод граждан. Некоторые из высказанных в этой связи предложений нашли отражение в принятых законах.
В Докладе о деятельности за 2017 год Уполномоченным обращалось внимание на проблему обращения взыскания на пенсию граждан в размере 50% в рамках исполнительных производств. Такое удержание зачастую оставляло пенсионеров практические без средств к существованию. Для решения данной проблемы нами предлагалось внести изменения в статью 99 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ограничивающие величину ежемесячных взысканий денежных средств с пенсионеров, чтобы после вычета у них оставалась сумма не меньше прожиточного минимума, установленного в регионе. Соответствующие предложения нашли свое отражение в федеральном законе, закрепившем сохранение заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации*(511).
Отдельные предложения Уполномоченного касались совершенствования механизмов реализации пенсионных прав граждан и защиты прав граждан в сфере здравоохранения.
Так, учтены предложения Уполномоченного по вопросу внесения изменений в статью 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части распространения права получения повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии на граждан, проработавших более 30 лет в сельском хозяйстве, вне зависимости от их дальнейшего проживания в сельской местности*(512); реализована рекомендация Уполномоченного о принятии федерального закона, предусматривающего обеспечение доступа супруга (супруги), близких родственников и иных членов семьи либо иных лиц с письменного согласия пациента к информации о состоянии его здоровья, включая медицинскую документацию, в том числе после смерти пациента*(513).
В 2021 году законодателем был реализован ряд предложений Уполномоченного по укреплению гарантий прав семьи, материнства, отцовства и детства.
Нами неоднократно поднимался вопрос о необходимости внесения изменений в действующее законодательство в связи с отсутствием внесудебного порядка решения вопроса о возможности снятия ранее поданного запрета одним из родителей на выезд ребенка за пределы Российской Федерации. В июле 2021 года был принят федеральный закон, решивший эту проблему. Он закрепил указанный внесудебный порядок и возможность выезда ребенка за пределы Российской Федерации в случаях достижения родителями взаимного согласия.
В ежегодных докладах и на различных площадках Уполномоченным неоднократно отмечалась необходимость распространения права получения материнского (семейного) капитала на отцов, одиноко воспитывающих двух или более детей, матери которых, будучи иностранными гражданами, умерли либо лишены родительских прав*(514).
После обращения в 2020 году Уполномоченного к Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину с просьбой рассмотреть возможность внесения таких изменений в действующее законодательство, Правительством Российской Федерации был подготовлен и внесен в ноябре 2021 года на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального закона, который не только распространяет право на дополнительные меры государственной поддержки на мужчин, одиноко воспитывающих второго, третьего ребенка или последующих детей, рожденных после 1 января 2007 г., а также первого ребенка, рожденного после 1 января 2020 г., имеющих гражданство Российской Федерации, в случае смерти женщины, не являющейся гражданкой Российской Федерации, родившей указанных детей, объявления ее умершей, но и предусматривает переход права на дополнительные меры государственной поддержки к детям в равных долях в случае смерти мужчины, одиноко воспитывающего детей*(515). 18 января 2022 г. законопроект принят Государственной Думой в 1-м чтении. Выражаем надежду, что в скором времени будут пройдены все последующие процедуры его рассмотрения.
Были поддержаны отдельные предложения Уполномоченного по совершенствованию экологического законодательства и прав граждан, проживающих на территории вблизи озера Байкал.
Наши рекомендации учтены в принятом в июне 2021 года федеральном законе, которым предусмотрен перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в земли населенных пунктов в связи с установлением границ лесных поселков в пределах фактически занятой такими поселками территории; возможность приобретения в собственность граждан земельных участков в зонах хозяйственного назначения национальных парков*(516).
Отдельные предложения Уполномоченного восприняты субъектами законодательной инициативы при совершенствовании законодательства в сфере общественной безопасности.
В мае 2021 года были внесены предложения в Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции по проектам федеральных законов, направленных на совершенствование оборота оружия в Российской Федерации, которые касались закрепления гарантий прав обучающихся на охрану жизни и здоровья, обеспечение их безопасности в образовательных организациях, усиления требований к владельцам оружия (включая психологическое тестирование), повышения эффективности государственных механизмов контроля за оборотом оружия и некоторые другие. Они нашли отражение в принятых в июне и июле 2021 года федеральных законах*(517).
Кроме того, в Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции были представлены предложения по законопроекту N 955380-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции", направленные на соблюдение конституционных прав граждан при реализации новых полномочий сотрудниками полиции. В результате из законопроекта были исключены нормы о том, что "сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при вскрытии транспортного средства". Также из итоговой редакции закона по нашему предложению исключена норма, согласно которой "сотрудник полиции не подлежит уголовному преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей, возложенных на полицию, и в связи с реализацией прав, предоставленных полиции, если эти действия осуществлялись в соответствии с законодательством"*(518).
В 2021 году воспринят ряд предложений и рекомендаций, высказанных Уполномоченным в своих ежегодных докладах по вопросам ресоциализации осужденных.
Уполномоченным в Докладе за 2020 год обращалось внимание на проблему трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Ввиду отсутствия со стороны органов исполнительной власти достаточных мер по решению данной проблемы предлагалось предоставление льгот предпринимателям, которые обеспечивают занятость лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Данные предложения нашли свое воплощение в принятом Федеральном законе*(519).
В 2021 году принята Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года*(520), при разработке которой были поддержаны многие наши концептуальные предложения, касающиеся улучшения условий содержания и реализации прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Важным шагом в деле законодательного обеспечения прав людей, находящихся в местах принудительного содержания, стала разработка и внесение в Государственную Думу в декабре 2021 года проекта федерального закона, усиливающего уголовную ответственность за пытки*(521). Субъектами права законодательной инициативы восприняты многие предложения Уполномоченного*(522).
В 2021 году продолжалась работа по укреплению правового статуса уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. В развитие принятого в 2020 году Федерального закона "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации"*(523) в 2021 году принят Федеральный закон, освобождающий от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, как Уполномоченного, так и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации*(524).
Подготовка заключений и отзывов на законопроекты
Эффективной формой участия Уполномоченного в нормотворчестве является подготовка заключений и отзывов на законопроекты. В 2021 году в парламент и органы исполнительной власти направлено 11 таких документов. Многие предложения, содержащиеся в них, были восприняты при работе с законопроектами. Повышению качества законопроектной деятельности в сфере признания, соблюдения и защиты прав человека способствовало бы закрепление обязанности органов законодательной и исполнительной власти рассматривать соответствующие заключения Уполномоченного. Такая практика имеет место в ряде государств (например, во Франции).
Участие в работе Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности
Значимым направлением является работа Уполномоченного в составе Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности. Она позволяет осуществлять анализ законопроектов с позиции обеспечения прав и свобод человека и гражданина до их внесения в Государственную Думу и при необходимости высказывать соответствующие предложения.
В мае 2021 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности был рассмотрен проект федерального закона, в котором предусматривались нормы по проведению следственных действий с использованием систем видео-конференц-связи. По итогам его обсуждения на заседании, а затем его тщательной проработки Уполномоченным были выработаны и направлены в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству предложения о поправках к указанному законопроекту, направленные на обеспечение гарантий прав и свобод человека и гражданина, которые затем были в нем учтены*(525).
Участие в межведомственных рабочих группах
Плодотворной формой является совместная работа Уполномоченного с государственными органами в формате различных межведомственных рабочих групп по подготовке законопроектов и иных нормативных правовых актов.
В 2021 году Уполномоченный и сотрудники Аппарата входили в 10 таких групп: по подготовке комплексных изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"; по разработке законопроекта о расширении возможностей для освобождения от отбывания наказания тяжело больных осужденных; по доработке законопроекта "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", предусматривающего закрепление правового статуса лица, подавшего заявление о совершении преступления; по разработке законопроекта "О системе пробации в Российской Федерации"; по подготовке законопроекта "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации (в части защиты прав трудоспособных совершеннолетних детей, обучающихся в образовательных организациях общего образования); по согласованию предложений о поправках в Семейный кодекс Российской Федерации, направленных на реализацию государственной функции защиты семьи и ребенка; по систематизации нормативных правовых актов, устанавливающих нормы вещевого довольствия осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах; по систематизации нормативных правовых актов, устанавливающих повышенные нормы питания осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах; по подготовке законопроекта, направленного на регулирование дистанционного участия в уголовном процессе; по разработке предложений о совершенствовании законодательства, устанавливающего уголовную ответственность за применение пыток и жестокого обращения с человеком.
Мониторинг законодательства о правах и свободах
Уполномоченным и Аппаратом осуществляется также постоянный мониторинг действующего законодательства. Данная форма участия в законодательном процессе позволяет оперативно реагировать на изменения, затрагивающие права и свободы граждан, и направлять своевременно субъектам законодательной инициативы свои предложения.
Традиционно осуществляется мониторинг постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, обзоров постановлений Европейского суда по правам человека, а также законопроектов, рассматриваемых в ходе пленарных заседаний Государственной Думы. Кроме того, Уполномоченный анализирует практику действия вступивших в силу федеральных законов, касающихся прав и свобод человека и гражданина.
Так, мониторинг действия Федерального закона от 18 марта 2020 г. N 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации", проводимый в целях выявления проблем и коллизий при практике реализации новелл данного закона, показал необходимость дальнейшего укрепления института уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации и его независимости*(526).
В ходе Всероссийского координационного совета уполномоченных по правам человека в ноябре 2021 года было принято решение о том, что Уполномоченный обратится в Правительство Российской Федерации с просьбой ускорить работу по принятию нормативных правовых актов, устанавливающих порядок взаимодействия территориальных органов исполнительной власти с региональными уполномоченными, а также разработку и утверждение ведомственными приказами типовых соглашений о взаимодействии этих органов с региональными уполномоченными по правам человека в соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации".
В настоящее время только 3 федеральных ведомства закрепили такой порядок взаимодействия (ФССП России и ФСИН России, Роструд), еще 6 - разработали и направили в Минюст России такие акты для их регистрации (Ространснадзор, МЧС России, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, ФАС России, Росреестр). Уполномоченным направлены обращения во все федеральные ведомства для ускорения разработки и принятия указанных актов.
Мониторинг законодательства осуществлялся также посредством участия Уполномоченного и его представителей в парламентских слушаниях, в работе конференций, круглых столов и в других подобного рода мероприятиях (см. рис. 132).
В настоящий период государство и общество адаптируются к новой пандемической реальности, что требует корректировки и трансформации системы законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты при соблюдении принципов правовой определенности и разумности. Предложения на этот счет применительно к различным видам прав человека и их носителям нами высказаны в соответствующих частях настоящего Доклада. Но есть и общие направления, по которым должно развиваться законодательство о правах и свободах человека. Назовем некоторые.
Пути совершенствования законодательства о правах человека и гражданина
Прежде всего, нуждается в повышении качество нормативных актов, регулирующих сферу прав и свобод человека и гражданина. Понятно, что законы должны быть нормативами равенства и справедливости, простыми и понятными гражданам и правоприменителям. Тем более это касается законов, которые закрепляют права граждан и гарантии их реализации.
Анализ обращений граждан, практики деятельности правозащитников и органов правоприменения демонстрирует, что по-прежнему ощутимой остается потребность в дополнении отраслевых кодексов - УПК РФ, УИК РФ, КоАП РФ, ТК РФ и других - нормами, устанавливающими особенности реализации прав человека в условиях пандемии.
Стремительно набирающая темпы цифровизация всех областей человеческой деятельности диктует необходимость формирования и развития комплекса законодательных гарантий реализации прав человека в виртуальном пространстве. Большинство механизмов обеспечения прав человека - как международных, так и национальных, - были урегулированы до начала цифровой эры и в этой связи не в полной мере обеспечивают признание, соблюдение и защиту прав человека и гражданина. Поэтому важно, чтобы право не позволяло новым технологиям ставить права человека под угрозу, а создавало новые возможности для их полной реализации.
Здесь видятся, как минимум, два направления поиска. Во-первых, нужна донастройка системы гарантий фундаментальных (основных) прав человека в условиях новых информационных технологий, которые предоставляют беспрецедентные возможности для распространения не только правдивой информации, но и ложных сведений. И прежде всего речь идет о том, чтобы в этих условиях гарантировать неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу мысли и слова, свободу совести, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Во-вторых, цифровая эпоха порождает новые "цифровые права" человека (право на доступ в Интернет, право на забвение и другие), которые также должны обеспечиваться в своей реализации*(527). Равным образом нуждаются в дополнительной защите и те цифровые права, которые закрепляются в цифровой форме и о которых говорит ГК РФ (статья 141.1). Актуальной представляется также проблема юридически значимой идентификации личности в виртуальном пространстве*(528).
Нуждается в постоянном обновлении законодательное регулирование самих правозащитных учреждений. Гаранты защиты прав человека сами должны обладать компетенцией и инструментами, позволяющими оказывать правовую помощь гражданам в их конфликтах с властью оперативно и результативно. В 2020 году с принятием Федерального закона "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации" в этом направлении сделан большой шаг вперед*(529). Следующий этап - обновление Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Он принят 25 лет назад. И несмотря на то, что 8 раз за этот период в него вносились соответствующие изменения и дополнения, отдельные его положения требуют их приведения в соответствие с новыми реалиями.
Над этими и другими вопросами в настоящее время работает созданная в Совете Федерации межведомственная рабочая группа с участием Уполномоченного.
7.2. Правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты
Для Уполномоченного правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты традиционно является одним из приоритетных направлений работы. Правопросветительская деятельность осуществлялась в развитие направлений, определенных Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденными Президентом Российской Федерации в 2011 году (рис. 133)*(530).
В 2021 году Уполномоченным и Аппаратом реализовано 12 масштабных правопросветительских проектов, в рамках которых организовано более 60 мероприятий. Аудитория этих мероприятий составила более 5 млн человек (см. рис. 134).
Форматы просветительской деятельности
В качестве главных трендов 2021 года необходимо выделить освоение новых интерактивных практик и реализацию новаторских форматов правопросветительских мероприятий, а также перенастройку социально востребованных, уже успешно зарекомендовавших себя долгосрочных проектов под современный уровень развития технологий.
Сохранилась тенденция последних пяти лет: смещение от локальных мероприятий, правового просвещения как персональной деятельности Уполномоченного - к проектной работе в правовом просвещении (масштабные системные тематические проекты, рассчитанные на целевую аудиторию) и научно-экспертному сотрудничеству (рис. 135).
В 2021 году на новый уровень вышли просветительские онлайн-проекты. Особенно динамично цифровые форматы применялись в работе с молодежной аудиторией.
Просветительские проекты для социально незащищенных категорий граждан
В течение 2021 года проводились мероприятия в рамках масштабного проекта "Фестиваль "Интеграция" для людей с инвалидностью".
Продолжилась реализация долгосрочного социально-просветительского проекта "Правовой марафон для пенсионеров".
В 2021 году по инициативе Уполномоченного впервые состоялся Единый день оказания бесплатной юридической помощи для граждан пожилого возраста, в рамках которого 53 уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации провели более 1300 правовых консультаций (из них 967 - совместно с представителями региональных отделений Ассоциации юристов России).
Второй год подряд прошли мероприятия в рамках проекта "Дни правовой грамотности мигрантов". В августе 2021 года в Посольстве Республики Узбекистан в Российской Федерации в очном формате прошла встреча представителя Аппарата Уполномоченного с активом узбекской диаспоры, а на протяжении года - на сайте-сателлите по правовому просвещению размещалась серия информационных материалов и памяток по миграционной тематике.
В 2021 году на федеральном уровне в акциях для людей старшего поколения активно участвовали Пенсионный фонд Российской Федерации и Ассоциация юристов России.
Просветительские проекты для молодежи
Правовое образование и воспитание молодежи Уполномоченным осуществлялось в разных форматах (рис. 136).
В рамках сотрудничества с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека шестой год проводятся образовательные мероприятия для слушателей межвузовской магистерской программы "Международная защита прав человека". Всего с 2015 по 2021 гг. в них приняли участие более 3000 магистрантов.
Несмотря на ограничения из-за распространения COVID-19, удалось сохранить традицию проведения открытых лекций Уполномоченного на площадках высших учебных заведений.
Для того, чтобы познакомиться с институтом государственной правозащиты и приобрести полезный практический опыт студентам российских вузов предоставляется возможность пройти практику в Аппарате Уполномоченного. В 2021 году этой возможностью воспользовались более 140 студентов (рис. 137).
Уполномоченный вошла в состав участников программы наставничества "Женская лига", реализуемой под эгидой Минобрнауки России. Этот межведомственный проект для молодых девушек, обучающихся в высших учебных заведениях, призван стать эффективным инструментом неформальной передачи успешными женщинами-лидерами лучших практик, опыта и ценностей.
В декабре 2021 года в преддверии старта проекта по инициативе Уполномоченного состоялась встреча с 17 лучшими представительницами вузов-партнеров, на которой студенческие активистки и молодые ученые презентовали свои авторские проекты, большинство из которых носит просветительский характер (обучение пожилых граждан основам работы с компьютером и в Интернете, консультирование малоимущих по правовым вопросам, др.). Уполномоченный со своей стороны поделилась с ними опытом организации работы института правозащиты и технологией подготовки и реализации правозащитных проектов.
Ключевым событием 2021 года стало создание Молодежного совета при Уполномоченном. Данный консультативный орган призван содействовать формированию у молодежи активной гражданской позиции в вопросах прав и свобод граждан, а также развитию просветительских проектов для молодежной аудитории*(531).
Просветительские проекты для школьников
В условиях предотвращения распространения COVID-19 активно использовалась зарекомендовавшая себя практика реализации программ правового просвещения для школьников с применением дистанционных образовательных технологий (рис. 138).
В декабре 2021 года в пятый раз состоялся Всероссийский единый урок по правам человека, в котором приняли участие более 5 млн российских школьников и студентов (рис. 139).
Продолжилась реализация совместного с Департаментом образования и науки г. Москвы проекта "Правовой навигатор", направленного на повышение уровня правовых знаний учащихся школ города Москвы в рамках преподавания курсов "Обществознание" и "Право" (рис. 140).
Деятельность Научно-образовательного центра по правам человека Московского государственного юридического Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и экспертного сообщества
Большую практическую помощь в решении актуальных прикладных и теоретических задач в сфере правового обучения и просвещения оказывает Уполномоченному Научно-образовательный центр по правам человека МГЮА имени О.Е. Кутафина (МГЮА) (далее - НОЦ). Им осуществляется активная работа по дополнительному профессиональному образованию уполномоченных по правам человека и ребенка в субъектах Российской Федерации, сотрудников их аппаратов, а также членов общественных наблюдательных комиссий.
Новацией 2021 года стало проведение пятидневной программы повышения квалификации "Актуальные вопросы деятельности института уполномоченных по правам человека в Российской Федерации". Всего в 2021 году с участием НОЦ прошло более 20 мероприятий, в которых приняли участие более 700 человек.
В правовом просвещении активно участвовали члены Экспертного совета. Ими в 2021 году опубликовано несколько десятков научных работ, направленных на правовое просвещение населения*(532).
Перспективы развития правового просвещения
Анализ жалоб, поступивших к государственному правозащитнику, свидетельствует о необходимости повышения осведомленности граждан о своих правах, способах их защиты. В 2021 году почти каждое третье письменное обращение (18947 из 48553) в адрес Уполномоченного требовало разъяснения действующего законодательства. Это меньше, чем в предыдущие годы (2019 год - 54%, 2020 год - 53%). Несмотря на эту положительную динамику, формирование правовой культуры и развитие правовой грамотности граждан в вопросах своих прав, форм и методов их защиты по-прежнему остается актуальной задачей.
Накопленный Уполномоченным опыт свидетельствует о том, что в условиях непрерывного развития цифровых и коммуникационных технологий правовое просвещение и информирование граждан в вопросах своих прав и свобод, форм и методов их защиты требует переформатирования инструментария, применяемого в этой сфере, поиска передовых методов доведения правовой информации до населения, способствующих адаптации к новым социально-правовым условиям.
В последние два года, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, вопрос о качественных изменениях в подходах к просветительской деятельности встал особенно остро. Среди наиболее перспективных направлений ее развития следует обозначить правовое просвещение и информирование по вопросам цифровых прав и прав человека в условиях COVID-19, которые должны соответствовать вызовам времени, быть максимально доступными и ориентированными на различные целевые категории граждан.
Особо пристальное внимание следует уделять просветительской работе с молодежью, что требует постоянного поиска новых форм, коммуникативных технологий и методов. Определенные надежды в этой связи возлагаются на Молодежный совет при Уполномоченном, призванный стать эффективным помощником в деле правового просвещения молодых граждан.
Для повышения результативности правового просвещения в вопросах прав и свобод человека и гражданина в обществе представляется необходимым обновить действующие Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Предложенные в данном документе меры безусловно положительно сказались на уровне правовой грамотности населения в России. Однако за прошедшее десятилетие произошли качественные изменения в содержании и технологиях просветительской работы, в ее формах и методах. Обогатилось и законодательство о правах и свободах человека и гражданина, формах и методах их защиты. Новую редакцию Основ целесообразно сопроводить утверждением Национального плана действий по правовому просвещению и образованию в области прав человека.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.