Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Петровой Т.Л.,
при секретарях Абрамовой С.М., Киричек О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Хакасия о признании абзацев первого, седьмого - десятого пункта 4 постановления Правительства Республики Хакасия от 13 марта 2020 г. N 102 "О введении на территории Республики Хакасия режима повышенной готовности и реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" (в редакции от 10 декабря 2021 г.) не соответствующими иному нормативного правовому акту, имеющему большую юридическую силу, недействующими, установил:
13 марта 2020 г. Правительством Республики Хакасия принято постановление N 102 "О введении на территории Республики Хакасия режима повышенной готовности и реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" (далее - Постановление N 102)
Впоследствии, в зависимости от текущей ситуации, в Постановление N 102 неоднократно вносились изменения. Тексты постановления, изменений опубликованы на официальном интернет портале правовой информации www.pravo.gov.ru.
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с административным исковым заявлением о признании абзацев первого, седьмого - десятого пункта 4 Постановления N 102 не соответствующими иному нормативного правовому акту, имеющему большую юридическую силу, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, ссылаясь на то, что требование абзаца первого пункта 4 о вакцинации 80 и более процентов работников от фактической численности работников, как условие получения паспорта коллективного иммунитета, является коррупциогенным фактором, поскольку предусматривает завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права, выразившиеся в установлении трудновыполнимых требований к организациям. С учетом содержания абзаца второго подпункта 2 пункта 3, абзаца второго подпункта 3 пункта 3 Постановления N 102 оформление паспорта коллективного иммунитета является обязанностью, а не правом юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, желающих осуществлять приносящую доход деятельность. При этом граждане, имеющие медицинские противопоказания к вакцинации, не берутся в расчет процента привитости, который ведется от фактической численности работников. Нарушение требований о достижении требуемого процентного соотношения работников, прошедших вакцинацию против COVID-19, необходимого для оформления паспорта коллективного иммунитета, и о достоверности сведений, включаемых в паспорт, согласно абзацу пятому пункта 4 Постановления N 102 влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Абзацы седьмой - десятый пункта 4 Постановления N 102 противоречат федеральному законодательству и содержат коррупциогенный фактор, устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения.
Коррупциогенный факторы в качестве негативных последствий могут повлечь нарушение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на осуществление законной предпринимательской деятельности в условиях введения режима повышенной готовности на территории Республики Хакасия.
Определением суда от 13 января 2022 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия.
В судебном заседании прокуроры ФИО13. отказались от административного искового заявления в части требования о признании недействующими абзацев 7 - 10 пункта 4 Постановления N 102, ссылаясь на то, что постановлением Правительства Республики Хакасия от 21 декабря 2021 г. N 673 они признаны утратившими силу.
Просили признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац первый пункта 4 Постановления N 102 по основаниям, приведенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснив, что в соответствии с приложением 4 к Постановлению N 102 паспорта коллективного иммунитета заполняются на каждый объект осуществления экономической деятельности. С учетом содержания абзацев первого и второго подпункта 2 пункта 3 Постановления N 102 паспорт коллективного иммунитета, оформленный с соблюдением правил, установленных пунктом 4 настоящего постановления, является единственным основанием для проведения мероприятий, реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг (кроме мероприятий, товаров, работ, услуг проведение, продажа, выполнение и оказание которых соответственно не были приостановлены) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, чья деятельность была приостановлена в период с 28 октября 2021 года по 7 ноября 2021 года включительно в соответствии с пунктом 4.1.1 настоящего постановления (в редакции постановления Правительства Республики Хакасия от 26 октября 2021 г. N 533). Поскольку абзацем первым пункта 4 Постановления N 102 физическим лицам не предоставлено право на оформление паспорта коллективного иммунитета, их деятельность на территории республики находится под полным запретом в соответствии с абзацем вторым подпункта 2 пункта 3 Постановления N 102, что противоречит федеральному законодательству, не предоставляющему право субъектам Российской Федерации приостанавливать деятельность физических лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции; является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, выразившимся в наличии нормативной коллизии - внутреннего противоречия между нормами, создающие для государственных органов (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
Специальный механизм проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям предусмотрен статьей 10 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", в соответствии с пунктом 2 которой решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Правом принятия подобных решений относительно отдельных групп граждан наделены главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители посредством вынесения мотивированных постановлений (подпункт 6 части 1 статьи 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
27 июня 2021 г. Главным государственным санитарным врачом по Республике Хакасия принято постановление N 8 "О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (в настоящее время действует в редакции от 13 октября 2021 г.) (далее - Постановление N 8), в пункте 1 которого определены категории (группы) граждан, работающих на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в определенных сферах, и подлежащих обязательной вакцинации. Согласно подпункту 2.2 постановления руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории городских округов и муниципальных районов Республики Хакасия, в сферах, установленных пунктом 1, предписано в срок до 19 ноября 2021 г. организовать проведение профилактических прививок первым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции, в срок до 20 декабря 2021 г. - вторым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников, сотрудников. При этом пунктом 3 того же постановления установлено, что его пункт 1 не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Кроме того, в названном постановлении не содержится условие подсчета численности привитых работников, сотрудников отдельно в каждом структурном подразделении юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Работодатели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, а также разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (статья 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). К санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям, в частности, относятся профилактические прививки, проводимые в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (пункт 2 статьи 25, пункты 1, 3 статьи 29, статья 35 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). За нарушение положений Постановления N 8 наступает административная ответственность по статье 6.3 КоАП РФ.
В Республике Хакасия у работодателей в описанной ситуации отсутствуют понятные, простые и, исполнимые правила поведения, поскольку юридические лица и индивидуальные предприниматели, исполнившие требования Главного государственного санитарного врача по Республике Хакасия, изложенные в Постановлении N 8, не должны получать какие-либо иные документы для подтверждения права продолжить работу. Равно как и выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований абзаца первого пункта 4 Постановления N 102 не может являться основанием для невыполнения требований Постановления N 8.
При таких обстоятельствах абзац первый пункта 4 Постановления N 102 о вакцинации 80 и более процентов работников от фактической численности работников, как условие получения паспорта коллективного иммунитета, противоречит федеральному законодательству, поскольку Правительство Республики Хакасия с превышением компетенции определило уровень подлежащих вакцинированию работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Представители Правительства Республики Хакасия ФИО14. возражали против заявленных требований, пояснили, что Постановление N 102 принято в соответствии с полномочиями исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных пунктами "у", "м" части 1 статьи 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в частности полномочиями введения режима повышенной готовности и установления обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении соответствующего режима.
Подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, поручено обеспечить приостановление (ограничение, в том числе путем определения особенностей режима работы, численности работников) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей.
В силу пункта 4.1 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 15, противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространения инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Противоэпидемические мероприятия включают проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Подпунктом "б" пункта 7 Перечня поручений по итогам совещания Президента Российской Федерации с членами Правительства Российской Федерации 21 июля 2021 г. от 8 августа 2021 г. N ПР-1425 высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано взять под личный контроль осуществление мероприятий по вакцинации населения против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территориях субъектов Российской Федерации, включая достижение охвата населения вакцинацией в объеме, необходимом для формирования популяционного иммунитета к данной инфекции на территории субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации 10 ноября 2021 г. от 27 ноября 2021 г. N ПР-2228 высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом ранее данных поручений рекомендовано взять под личный контроль своевременное введение и соблюдение ограничительных мероприятий, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), а также наращивание темпов вакцинации населения против данной инфекции.
Согласно пунктам 4 - 7 Методических рекомендаций МР 3.1.0262-21.3.1 "Профилактика инфекционных болезней. Критерии отнесения субъектов Российской Федерации к территориям, "свободным от COVID-19", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 12 октября 2021 г., уровень коллективного иммунитета к COVID-19 в субъекте Российской Федерации должен составлять не менее 80% от общего числа взрослого населения.
Письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23 июля 2021 г. N 14/4/10/П-5532 рекомендован порядок расчета вакцинированных работников, в соответствии с которым соотносится суммарная численность работников, предоставившим информацию о своей вакцинации, к списочной численности всех работников, в том числе имеющих медицинские противопоказания. В связи с чем Постановление N 102 не содержит коррупциогенных факторов.
Правительство Республики Хакасия не вышло за пределы своей компетенции, поскольку не определяло категории граждан, подлежащие обязательной вакцинации. В оспариваемом пункте содержатся правила поведения отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, устанавливающие особенности их функционирования в рамках введенного приостановления деятельности.
Руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
В письменном отзыве представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия Янченко А.В. указал, что Управление поддерживает доводы прокурора о признании недействующим абзаца первого пункта 4 Постановления N 102. В обоснование указала, что 27 июня 2021 г. Главным государственным санитарным врачом по Республике Хакасия издано постановление N 8 "О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", в пункте 1 которого определены категории (группы) граждан, работающих на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих определенные виды деятельности, и подлежащих обязательной вакцинации. Пунктом 2.2 постановления определена нижняя граница охвата профилактическими прививками (не менее 80% от общего штата работников /сотрудников).
Письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23 июля 2021 г. N 14/4/10/П-5532 "Совместные разъяснения Минтруда России и Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных" рекомендован порядок расчета процента вакцинированных работников, согласно которому соотносится суммарная численность работников, предоставивших информацию о своей вакцинации, к списочной численности всех работников, в том числе имеющих медицинские противопоказания. Тогда как в оспариваемом пункте 4 Постановления N 102 установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых 80 и более процентов работников (от фактической численности работников) прошли вакцинацию против новой коронавирусной инфекции COVID-19, вправе оформить паспорта коллективного иммунитета. Таким образом, пункт 4 Постановления N 102 не соответствует Постановлению N 8 по показателю охвата вакцинацией против COVID-19 (не менее 80% от списочного состава коллектива), и необоснованно устанавливает преференции для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих паспорта коллективного иммунитета. 5 октября, 13 октября, 25 октября 2021 г. Правительство Республики Хакасия проинформировано Управлением о сложившейся в Республике Хакасия эпидемиологической ситуации, негативной динамике распространения COVID-19, отсутствии показаний для послабления действующих ограничений. Предложено сохранить ранее введенные ограничительные мероприятия и продлить их действие, а также отменить пункт 4 Постановления N 102.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
В соответствии со статьями 1, 2, подпунктами "а", "м", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие нормативных правовых актов в области защиты населения; принятие решений об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, введений режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта.
Кроме того, с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) (далее новая коронавирусная инфекция COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации (СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" отнесен ко II группе патогенности.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 30 января 2020 г. на Втором совещании Комитета по чрезвычайной ситуации, созванной Генеральным директором ВОЗ в соответствии с Международными медико-санитарными правилами (ММПС) 2005 г. в связи со вспышкой нового коронавируса в 2019 г. в Китайской Народной Республике и случаями вывоза инфекции в другие страны, объявила режим чрезвычайной ситуации в сфере международного общественного здравоохранения в связи с распространением коронавируса, вызывающего новый вид пневмонии у людей.
Коронавирусная инфекция COVID-19 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" (в редакции от 31 января 2020 г.).
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 марта 2020 г. N 102 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Постановление N 102) на территории Республики Хакасия введен режим повышенной готовности и реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В связи с тем, что режим повышенной готовности введен в связи с угрозой распространения в Республике Хакасия новой коронавирусной инфекции (COVID-19), к спорным правоотношениям подлежат применения нормы законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" реализуется комплекс ограничительных и иных мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе устанавливается особый порядок деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей (но не физических лиц).
Подпунктом "б" пункта 1 названного Указа высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить (ограничение, в том числе путем определения особенностей режима работы, численности работников) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.
В силу абзаца 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относится, в частности введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения (часть 2 статьи 31 Федерального закона N 52-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 г. N 529 "Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор" установлено, что в случае угрозы возникновения или распространения инфекционных заболеваний на территории субъекта Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании предписания территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в течение 24 часов обязан принять решение о введении необходимых ограничительных мероприятий (карантина) на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации или на территории отдельных районов, городов, населенных пунктов данного субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 июля 2012 г. N 728 (далее - Положение), территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия (далее - Управление), осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Управление осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе готовит предложения о введении и об отмене на территории Республики Хакасия ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункты 8.1, 8.5 Положения).
С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности должностные лица Управления имеют право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений, в том числе при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о: проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям; введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах (пункт 8.34.3 Положения).
Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что в случае угрозы возникновения или распространения инфекционных заболеваний на территории субъекта Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение о введении тех или иных ограничительных мероприятий не произвольно, а с учетом рекомендаций территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с абзацем первым пункта 4 Постановления N 102 юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых 80 и более процентов работников (от фактической численности работников) прошли вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), вправе оформить паспорта коллективного иммунитета к новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Обращаясь в суд, прокурор ссылается на то, что оспариваемая норма принята Правительством Республики Хакасия с превышением полномочий, так как федеральным законодательством органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать ограничения деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей путем определения особенностей режима работы, численности работников (часы работы, численность работников, процент наполняемости) с учетом рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации, а не путем определения уровня иммунизации работников; вопросы вакцинации находятся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов.
Суд находит приведенный довод заслуживающим внимания. Несмотря на то, что Постановление N 102 прямо не регламентирует вопросы вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), однако оспариваемая норма ставит получение паспорта коллективного иммунитета в зависимость от количества работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, прошедших таковую.
Оспариваемый пункт принят без учета мнения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия, выраженного в письмах от 5 октября, 13 октября, 25 октября 2021 г., в которых Правительство Республики Хакасия было проинформировано о складывающейся в республике эпидемиологической ситуации, негативной динамике распространения COVID-19, отсутствии показаний для послабления действующих ограничений. Правительству Республики Хакасия было предложено сохранить ранее введенные ограничительные мероприятия и продлить их действие, а также отменить пункт 4 Постановления N 102. Данное обстоятельство изложено и в письменном отзыве Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон N 157-ФЗ) решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Вакцинация является одним из видов медицинского вмешательства (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статья 1 Федерального закона N 157-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 157-ФЗ предусмотрено право граждан на отказ от профилактических прививок.
Отказ от проведения медицинского вмешательства, в том числе профилактических прививок, оформляется в письменной форме (часть 7 статьи 20 Федерального закона N 323-ФЗ, пункт 3 статьи 5 Федерального закона N 157-ФЗ).
Ограничением к проведению профилактической вакцинации является наличие у работника медицинских противопоказаний (пункт 3 статьи 11 Федерального закона N 157-ФЗ, таблица 1 "Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок" МУ 3.3.1.1095-02 "3.3.1. Вакцинопрофилактика. Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок препаратами национального календаря прививок. Методические указания", утвержденных Главным государственным санитарным врачом 9 января 2002 г.).
27 июня 2021 г. Главным государственным санитарным врачом по Республике Хакасия принято Постановление N 8 "О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (далее - Постановление N 8), в пункте 1 которого определены категории (группы) граждан, работающих на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих определенные виды деятельности, и подлежащих обязательной вакцинации.
Пунктом 2.2 Постановления N 8 определена нижняя граница охвата профилактическими прививками (не менее 80% от общей численности работников/ сотрудников).
В силу пункта 3 Постановления N 8 пункт 1 настоящего Постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с п.п. 2.10, 2.11 Методических рекомендаций "Порядок проведения вакцинации вакциной ГАМ-КОВИД-ВАК против COVID-19 взрослого населения" и п. 6.3 стандартной операционной процедуры "Порядок проведения вакцинации против COVID-19 вакциной ЭпиВакКорона взрослому населению" (направлены письмами Минздрава России от 20 февраля 2021 N 1/И/1-1221 и от 21 января 2021 г. N 1/и/1-332) и Инструкции Министерства здравоохранения Российской Федерации по медицинскому применению лекарственного препарата КовиВак (Вакцина коронавирусная инактивированная цельновирионная концентрированная очищенная).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона N 52-ФЗ).
За нарушение положений Постановления N 8 наступает административная ответственность по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с Приложением 4 к Постановлению N 102 паспорта коллективного иммунитета заполняются на каждый объект осуществления экономической деятельности.
С учетом содержания абзацев первого и второго подпункта 2 пункта 3 Постановления N 102 паспорт коллективного иммунитета, оформленный с соблюдением правил, установленных пунктом 4 настоящего постановления, является единственным основанием для проведения мероприятий, реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг (кроме мероприятий, товаров, работ, услуг, проведение, продажа, выполнение и оказание которых соответственно не были приостановлены) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, чья деятельность была приостановлена в период с 28 октября 2021 г. по 7 ноября 2021 г.
Поскольку абзацем первым пункта 4 Постановления N 102 физическим лицам не предоставлено право на оформление паспорта коллективного иммунитета, их деятельность на территории Республики Хакасия находится под полным запретом в соответствии с абзацем вторым подпункта 2 пункта 3 Постановления N 102, что не соответствует федеральному законодательству, которым субъектам Российской Федерации не предоставлено право приостанавливать деятельность физических лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, выразившимся в наличии нормативной коллизии - внутреннего противоречия между нормами, создающие для государственных органов (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае (подпункт "и" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96) (далее - Методика N 96).
В соответствии с абзацем пятым пункта 4 Постановления N 102 нарушение требований настоящего пункта, касающихся достижения требуемого процентного соотношения работников (от фактической численности работников), прошедших вакцинацию против COVID-19, необходимого для оформления паспорта коллективного иммунитета к COVID-10 и достоверности сведений об этом, включаемых в данный паспорт, влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 20.6.1 КоАП РФ.
В Республике Хакасия в сложившейся ситуации отсутствуют понятные, простые и исполнимые правила поведения, поскольку юридические лица и индивидуальные предприниматели, исполнившие требования, изложенные в Постановлении N 8, не обязаны оформлять какие-либо иные документы для подтверждения права продолжить работу, также как и выполнение ими требований абзаца первого пункта 4 Постановления N 102 не может служить основанием для невыполнения требований Постановления N 8.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что абзац первый пункта 4 Постановления N 102, предусматривающий вакцинацию 80 и более процентов работников от фактической численности работников как условие получения паспорта коллективного иммунитета, не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, поскольку Правительство Республики Хакасия с превышением предоставленных ему полномочий, вопреки мнению специально уполномоченного органа государственной власти в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, определило уровень подлежащих вакцинации работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом "а" пункта 4 Методики N 96 - наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, выразившееся в установлении трудновыполнимых требований к организациям.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
С учетом изложенного административное исковое заявление прокурора Республики Хакасия о признании абзаца первого пункта 4 Постановления N 102 недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
административное исковое заявление прокурора Республики Хакасия удовлетворить.
Признать абзац первый пункта 4 постановления Правительства Республики Хакасия от 13 марта 2020 г. N 102 "О введении на территории Республики Хакасия режима повышенной готовности и реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" (в редакции от 10 декабря 2021 г.) не соответствующим иному нормативного правовому акту, имеющему большую юридическую силу, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Направить для опубликования в бюллетене "Вестник Хакасии" сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 14 февраля 2022 г.
Председательствующий |
Т.Л. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сведения о статусе документа, его связях с информационным банком и другая полезная аналитическая информация о данном документе будут представлены в одном из ближайших выпусков системы ГАРАНТ
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 8 февраля 2022 г. N 3а-14/2022 "О признании недействующим абзаца первого пункта 4 постановления Правительства Республики Хакасия от 13.03.2020 N 102 "О введении на территории Республики Хакасия режима повышенной готовности и реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" (ред. от 10.12.2021)"
Текст решения опубликован не был