Решение Верховного Суда РФ от 11 мая 2022 г. N АКПИ22-171
Решение обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ. Слушание дела назначено на 1 сентября 2022 г.
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Назаровой А.М.
при секретаре Березиной А.В.
с участием прокурора Русакова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Трифоновой Валентины Степановны о признании недействующим пункта 126 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 г. N 1547,
установил:
согласно пункту 126 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 г. N 1547 (далее - Правила), в случае если садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество располагается в границах населенного пункта, то подключение к сетям газораспределения домовладений, расположенных внутри границ садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, осуществляется исполнителем до границ такого товарищества без взимания средств с заявителя за оказание услуги по подключению (технологическому присоединению) при условии возможности строительства сети газораспределения и (или) сети газопотребления внутри границ садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества с соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и земельного законодательства.
Гражданка Трифонова В.С. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 126 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статье 16, части второй статьи 17, части третьей статьи 23 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", пунктам 1, 2 статьи 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", пунктам 1, 2, 3 статьи 1, пункту 1 статьи 10, пункту 1 статьи 170, пункту 3 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, ограничивают ее право на газоснабжение жилого дома, устанавливают дискриминационные условия доступа к газоснабжению для собственников жилых домов, расположенных на садовых земельных участках по сравнению с жилыми домами граждан, расположенными на земельных участках для индивидуального жилищного строительства, исключают возможность их подключения к сети газоснабжения, нарушая основные начала гражданского законодательства Российской Федерации и вступая в противоречие с самими Правилами, навязывают ей и другим гражданам мнимые (ничтожные) сделки, причиняют убытки.
Как указывает административный истец, в пункте 7 Технических условий на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации (далее - Технические условия), являющихся приложением N 1 к проекту договора N ЯФ-ДГ-6621/21 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации от 2 декабря 2021 г. (далее - Договор N ЯФ-ДГ-6621/21), выданного АО "Газпром газораспределение Ярославль", содержится информация о газопроводе в точке подключения: "подземный полиэтиленовый газопровод низкого давления диаметром 160 мм, планируемый к прокладке до границы земельного участка общего пользования СНТ "...". Из представленной схемы усматривается, что исполнитель строит газопровод до границы земельного участка общего пользования (дороги), находящейся на расстоянии более 200 м от границы земельного участка, на котором расположен ее жилой дом. Заключение договора на указанных условиях является незаконным и невыполнимым. Она направила АО "Газпром газораспределение Ярославль" требование об изменении проекта Договора N ЯФ-ДГ-6621/21 и Технических условий, но в письме от 25 января 2021 г. АО "Газпром газораспределение Ярославль" отказалось изменять условия Договора N ЯФ-ДГ-6621/21 и Технические условия, сославшись на пункт 126 Правил. Между тем к территории СНТ "..." уже подведен газопровод низкого давления диаметром 90 мм, но оспариваемая норма обязывает исполнителя выполнить прокладку второго газопровода до границы СНТ "...". Она обязана провести работы и купить оборудование стоимостью более 100 000 руб., при этом ее жилой дом к системе газоснабжения не подключат.
В суде представитель административного истца Трифоновой В.С. по доверенности Виноградов О.И. поддержал заявленные требования.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральной антимонопольной службе, Министерству энергетики Российской Федерации (поручение от 14 марта 2022 г. N ДГ-П51-3763).
Представители административного ответчика Правительства Российской Федерации Панарин Р.С., Кукис М.В., Горшкова И.О. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца Трифоновой В.С. по доверенности Виноградова О.И., административного ответчика Правительства Российской Федерации Панарина Р.С., Кукис М.В., Горшковой И.О., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
В соответствии с частью второй статьи 8 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения отнесено утверждение правил технологического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям.
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 13 сентября 2021 г. N 1547 утвердило Правила.
Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (pravo.gov.ru) 17 сентября 2021 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 20 сентября 2021 г., N 38.
Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в том числе сети газораспределения к другим сетям газораспределения (пункт 1 Правил).
Согласно части 1 статьи 52 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, сетям связи, определение платы за такое подключение (технологическое присоединение) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, о теплоснабжении, о газоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, о связи с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
Определяя особенности подключения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в рамках догазификации, пункт 126 Правил предусматривает обязанность газораспределительной организации осуществить подключение домовладений до границ садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества без взимания средств за оказание этой услуги, что соответствует гражданскому законодательству, законодательству о газоснабжении и не нарушает права административного истца.
Договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения признается публичным договором. В соответствии с пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации для публичных договоров Правительство Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, вправе издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Имущество общего пользования в садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе в соответствии с пунктом 2 1 статьи 123 13 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, если иное не предусмотрено законом.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает, что земельные участки общего назначения - это земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования (пункт 6 статьи 3).
Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" в качестве одного из принципов государственной политики в области газоснабжения устанавливает принцип государственной поддержки развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности (статья 4).
Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утвержденный Президентом Российской Федерации 2 мая 2021 г. N Пр-753, в пункте 8 указывает на необходимость обеспечить до 2023 г. в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения подводку газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов, в случае наличия соответствующей заявки, определив критерии и условия такого подключения (технологического присоединения).
Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта статье 16, части второй статьи 17, части третьей статьи 23 2 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", пунктам 1, 2 статьи 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", пунктам 1, 2, 3 статьи 1, пункту 1 статьи 10, пункту 1 статьи 170, пункту 3 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации основаны на ошибочном толковании норм материального права и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Оспариваемые положения нормативного правового акта не устанавливают, какие затраты газораспределительной организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению включаются в расходы газораспределительной организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, и не противоречат правовым основам развития газификации территорий Российской Федерации.
Пункт 126 Правил обязывает осуществить подключение домовладений, находящихся в садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе, расположенном в границах населенного пункта, без взимания средств, предполагает, что стороны должны действовать добросовестно, и не может рассматриваться как нарушающий основные начала гражданского законодательства, предусматривающие запрет на осуществление гражданских прав с намерением причинить вред другому лицу.
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в статье 4 регулирует вопросы качества товара (работы, услуги), тогда как оспариваемые положения нормативного правового акта регулируют иные отношения.
Нормативного правового акта большей юридической силы, который бы по-иному определял правила подключения к сетям газораспределения домовладений, расположенных внутри границ садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, не имеется.
Доводы административного истца фактически направлены на внесение в оспариваемый пункт Правил дополнений и изменений, что не является предметом рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Трифоновой Валентины Степановны о признании недействующим пункта 126 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 г. N 1547, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Судьи Верховного Суда Российской Федерации |
В.С. Кириллов |
|
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 11 мая 2022 г. N АКПИ22-171
Текст решения опубликован не был