Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 6 июня 2022 г. N 3.4-05/771
по проекту федерального закона N 103504-8 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 25 мая 2022 года.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (далее - Соглашение) подписано в городе Каракасе 30 марта 2021 года и направлено на создание организационно-правовых основ для взаимовыгодного сотрудничества между Россией и Венесуэлой в исследовании и использовании космического пространства и практическом применении космической техники и космических технологий в мирных целях.
В соответствии со статьей 2 Соглашения компетентными органами, ответственными за его реализацию являются:
от Правительства Российской Федерации - Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос";
от Правительства Боливарианской Республики Венесуэла - Министерство народной власти по науке и технологиям, представленное входящим в его структуру Боливарианским агентством по космической деятельности.
Сотрудничество в рамках Соглашения может осуществляться в следующих областях: космическая наука и исследование космического пространства, включая астрофизические исследования и изучение планет; дистанционное зондирование Земли из космоса; спутниковая связь и связанные с ней информационные технологии и услуги; спутниковая навигация и связанные с ней технологии и услуги; космическая геодезия и метеорология; космическое материаловедение; космические биология и медицина; пилотируемые космические полеты; предоставление и использование услуг по запускам космических аппаратов; использование результатов совместной деятельности по созданию новой космической техники и технологий в иных отраслях экономики; защита и контроль космической среды; многостороннее международно-правовое сотрудничество. Стороны и (или) компетентные органы могут также определять по взаимному согласию иные области сотрудничества посредством заключения дополнительных соглашений при необходимости.
В статье 4 определены формы сотрудничества Сторон в рамках Соглашения: реализация совместных программ и проектов с использованием научной, промышленной и экспериментальной базы; проведение совместных исследовательских и опытно-конструкторских работ; обмен научной и технической информацией, экспериментальными данными, результатами опытно-конструкторских работ, документацией, материалами и оборудованием в различных областях космической науки, техники и технологий; осуществление программ и проектов, связанных с конструированием, созданием, испытанием, запуском, управлением и техническим обслуживанием космических аппаратов и систем или их компонентов, а также с соответствующей наземной космической инфраструктурой; организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров для космической отрасли, обмен учеными, инженерами и другими специалистами; проведение совместных симпозиумов, конференций и специализированных выставок.
Соглашением предусмотрены все необходимые принципы и нормы, требуемые для развития российско-венесуэльского сотрудничества в области исследования и использования космического пространства и практического применения космических систем и технологий в мирных целях. Они касаются, в том числе, охраны прав интеллектуальной собственности, вопросов регулирования защиты и обмена информацией, сертификации конечного использования вывозимых (экспортируемых) охраняемых изделий и технологий и порядка должного обращения с ними на территории импортера (включая меры по обеспечению сохранности и безопасности таких объектов сотрудничества), взаимного отказа от предъявления требований об ответственности и о возмещении ущерба при осуществлении совместной деятельности.
Соглашение включает Приложение N 1, которое регулирует распределение между Сторонами или участниками совместной деятельности прав на объекты интеллектуальной собственности, которые являются результатом совместной деятельности, и Приложение N 2, которое при соблюдении положений статьи 11 Соглашения "Содействие научно-технологическим обменам" регулирует все действия в рамках совместной деятельности, относящиеся к обращению с охраняемыми изделиями и технологиями.
Соглашение вступает в силу с даты получения последнего уведомления в письменной форме о выполнении Сторонами процедур, необходимых для его вступления в силу, и действует в течение 5 лет. В дальнейшем действие Соглашения автоматически продлевается на последующие 5-летние периоды, если ни одна из сторон не уведомит другую Сторону в письменной форме о своем намерении прекратить его действие не менее чем за год до истечения первоначального периода действия или соответствующего последующего периода действия Соглашения.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием реализация Соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Финансирование расходов, связанных с выполнением обязательств, предусмотренных Соглашением, будет осуществляться Сторонами через компетентные органы в рамках государственной политики в области исследования и использования космического пространства в мирных целях и в соответствии с законодательством государств Сторон, касающимся бюджетного регулирования.
Предусмотренная Соглашением совместная космическая деятельность будет осуществляться также и на коммерческой основе, что будет способствовать привлечению дополнительных внебюджетных средств в отечественную ракетно-космическую промышленность. При этом конкретные условия и финансовые обязательства по проектам и программам сотрудничества, будут определяться в отдельных соглашениях (контрактах), заключаемых участниками совместной деятельности.
Соглашение подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", так как в части, касающейся взаимного отказа Сторон от предъявления друг другу любых требований об ответственности (статья 14 Соглашения) содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Федеральный закон согласно пункту "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Ратификация Соглашения будет способствовать развитию и укреплению двустороннего сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, а также активизации производственной деятельности российских организаций ракетно-космической промышленности, что в полной мере отвечает интересам Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует одобрить Федеральный закон. Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по Федеральному закону положительное.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях".
Председатель Комитета |
Г.Б. Карасин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.